Конспект урока русского языка "Отзыв по картине В.А.Серова "Девочка с персиками" (3 класс УМК "Школа России")
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Жуланова Екатерина Николаевна
Ниже представлен конспект  к уроку русского языка "Отзыв по картине В.А.Серова "Девочка с персиками""
Данный конспект предназначен для учащихся 3 класса УМК "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект 30.22 КБ

Предварительный просмотр:

Этап урока

Метод и приемы

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

  1. 11

1.

Мотивационный

Словестный: монолог учителя

 

- Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности. Я надеюсь, что мы сегодня хорошо поработаем.

Приветствует учителя

Настраивается на продуктивную работу на уроке

К: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Р: принимают и сохраняют уч задачу

3.

Постановка учебной задачи и ее решение

Практич.: устное граммат.упр Словес.: ответы на вопросы

Практич.: чтение правила.

Сегодня урок будет посвящен развитию речи. На последнем уроке развития речи мы изучили новый вид работы. Как он называется и в чем его особенность? Отзыв по картине. Он краткий и пишется по плану.

Девочка с персиками

Алексей Голенищевъ (по картине Валентина Серова)

- Веруша, зайка, не крутись!
Я знаю, знаю, ты устала!
- Еще немного, продержись,
Ещё чуть-чуть осталось, мало!

- Держи вот персик так, в ладошке,
Головку к свету разверни,
Вот-вот, так посиди немножко,
Верушка, солнышко, замри! ...

А той казалось, будто в сказке,
Сама парила кисть в руках,
И роли фей, играли краски,
На сцене белого холста...

Хотя сидеть уже устала,
Позировать, который день…
Но кисть волшебная взмывала,
И светом озарялась тень…

Что вы представили?

Сегодня мы будем писать отзыв по картине Серова «Девочка с персиками».

Какие мы цели поставим на урок?

Слушать учителя

Отвечать на вопросы.

Выбирать необходимую информацию.

Формулируют цели урока

П: осуществляют по учебнику и словарю поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания.

3.

Решение частных задач

Словес.: слово учителя, ответы на вопросы.

Сл.: учебный диалог

Ознакомление с новым материалом

Начнем с того, что ближе познакомимся с художником получше. В.А.Серов родился 19 января 1865 года в Петербурге. Его отец – известный композитор. С детства Серову прививалась любовь к искусству. С пяти лет рисование стало его любимым занятием. Девятилетним ребёнком Серов приехал в Париж, где начал заниматься с известным художником И.Е. Репиным. В.А. Серов писал портреты.

Чем же отличаются портреты от других картин?

Портрет – это один из самых древних жанров искусства. В нём воссоздаётся облик конкретных людей.

В 1887 году, живя в имении своих друзей, Серов написал портрет 12-летней дочери известного русского мецената  С.И. Мамонтова – Веры Мамонтовой. Художник писал портрет более месяца. Первоначально работа называлась «Портрет В.М.», но Игорь Грабарь – известный художник, увидев эту работу на выставке воскликнул: «Девочка с персиками!!!» Это название принял и сам Серов.

- Всмотритесь внимательно в картину, постарайтесь увидеть её не только глазами, но и душой проникнуться в её содержание.

Беседа по содержанию картины.

- Обратимся к плану работы: рассмотрим  картину. Для этого ответим на вопросы по сюжету картины. Внимательно слушайте ответы друг друга.

- Что привлекло внимание художника, что стало предметом его описания в картине?

(Девочка – Вера Мамонтова)

- Какой момент из жизни девочки запечатлён?

(Девочка прибежала из сада, который виден через раскрытое окно.)

- Пофантазируйте, а что произойдёт через минуту?

( Кажется, что Вера лишь на минуту забежала в комнату, присела и готова снова убежать в тот солнечный мир, который видится за окном.)

- Расскажите, где художник изобразил девочку?

(Девочка, сидит у стола, в комнате, залитой светом солнечного дня.)

- Что она делает?

(В тонких загорелых руках она держит золотистый персик.)

- Всмотритесь в лицо девочки. Опишите его.

(У Веры мягкий овал лица с  тёмными непокорными волосами. Весело глядят озорные, темно-карие глаза. На лице, сквозь легкий загар, проступает нежный румянец.)

Кто хочет дополнить ответ …?

- С чем можно сравнить румянец на щеках?

(Нежный румянец девочки похож на персики, лежащие на столе.)

- Опишите, во что одета Вера?

(На Вере розовое платье с черным бантом. На груди приколота алая гвоздика.)

- Что окружает девочку?

(На белоснежной скатерти изображены бархатистые персики и серебряный нож.)

- Обратите внимание, с какой тщательностью выписаны художником персики. Почти физически ощутима их бархатистая кожица. Видимо именно на это обратил внимание Игорь Грабарь, назвав портрет «Девочка с персиками».

- Художник на картине не нарисовал солнце, но между тем мы понимаем, что изображен солнечный денек. Чем вы можете подтвердить это?

(Солнечный свет скользит по стенам, падает на скатерть и фрукты. Он  заливает всю фигуру девочки.)

Кто еще хочет ответить на этот вопрос?

-  Какого цвета краски использует художник?

(Удивительные краски использует художник. Розовый цвет кофточки удачно оттеняется черным цветом бантика и красной гвоздикой. Легкие (светлые, радостные свежие) тона говорят о чистоте, нежности девочки, предают радость жизни. Красиво изображены и предметы обстановки: белоснежная скатерть, бархатистые плоды и серебряный нож. Элементы натюрморта и пейзажа, как бы сливаются и обогащают образ Веры Мамонтовой.)

Кто хочет дополнить ответ …?

Обобщение:

- Вот мы и рассмотрели картину, всмотрелись в нее. Портрет не может нас оставить равнодушным.

Стоит только взглянуть на портрет, как становиться радостно на душе: чувствуется, как нравится художнику тот, кого он изображает. А сколько тепла и света. Талантливому художнику удалось создать в портрете образ красоты, образ счастливой поры – юности.

«Где просто, там и ангелов сто», - любимая поговорка художника. Он её повторял неоднократно, когда речь заходила о том, как следует писать. «Простота – естественность – правда».

Физминутка.

Повторяйте движение вслед за мной.

Составление плана сочинения.

- Обратимся к плану нашей работы. Мы рассмотрели картину. Какой следующий этап работы?

(Необходимо составить план сочинения.)

- Определите тип нашего текста?

(Описание.)

- Перечислите части сочинения.

(Вступление, основная часть, заключение.)

- О чем мы напишем во вступлении?

(О художнике и его картине.)

Как можно озаглавить эту часть?

(Художник В.А. Серов и его картина.)

- что вы запомнили о художнике и картине, что можем отобразить в вступление?

- Обсудим, что вы напишите во вступлении.

(Передо мной картина известного русского художника В.А. Серова «Девочка с персиками». Это портрет Веры Мамонтовой.)

О ком и чем вы будете писать в основной части?

(Мы будем описывать сюжет картины.)

- Озаглавим основную часть.

(Описание картины.)

Выделите микротемы в основной части:

  • Портрет девочки.
  • Комната, озаренная светом.

- Помните, что первое предложение каждой части связывает текст в единое целое. С какого предложения Вы начнете писать основную часть?

(На переднем плане картины я вижу девочку.)

- О чем вы напишите, описывая Веру? Не забывайте пользоваться карточкой. Кто хочет дополнить?

(Лицо, глаза, одежда, что она делает, где она находится)

(Девочка прибежала из сада, который виден через раскрытое окно.  Кажется, что Вера лишь на минуту забежала в комнату, присела и готова снова убежать в тот солнечный мир, который видится за окном. В тонких загорелых руках она держит золотистый персик. У Веры мягкий овал лица с  тёмными непокорными волосами. Весело глядят озорные, темно-карие глаза. На лице, сквозь легкий загар, проступает нежный румянец.  Он  похож на персики, лежащие на столе. На Вере розовое платье с черным бантом. На груди приколота алая гвоздика.)

- С какого предложения мы начнем вторую микротему.

(Девочка, сидит у стола, в комнате, залитой светом солнечного дня.)

- О чем вы будете писать в этой части сочинения?

(о солнечном свете на картине, красках художника)

(На белоснежной скатерти изображены бархатистые персики и серебряный нож. Солнечный свет скользит по стенам, падает на скатерть и фрукты. Он  заливает всю фигуру девочки. Удивительные краски использует художник. Розовый цвет кофточки удачно оттеняется черным цветом бантика и красной гвоздикой. Легкие (светлые, радостные свежие) тона говорят о чистоте, нежности девочки, предают радость жизни. Красиво изображены и предметы обстановки: белоснежная скатерть, бархатистые плоды и серебряный нож. Элементы натюрморта и пейзажа, как бы сливаются и обогащают образ Веры Мамонтовой.)

- Помните, что при записи каждую микротему надо записывать с красной строки.

- Как вы закончите сочинение? Озаглавьте эту часть.

(Моё отношение к картине.)

А вот эту часть сочинения мы обсуждать не будем, вы запишите ее самостоятельно.

- Итак, у нас получился план сочинения.

План

1. Художник В.А. Серов и его картина.

2. Описание картины:

  • Портрет девочки.
  • Комната, озаренная светом.

3. Моё отношение к картине.

 

- Постарайтесь так описать в сочинении картину, чтобы её ясно смог представить тот, кто с ней не знаком.

Ещё каким требованиям должен отвечать наш текст?

(Он должен быть грамотным, поэтому при записи не забывайте пользоваться карточкой. Постарайтесь строить предложения так, чтобы вам было легко их записать.)

Если вы испытаете затруднение, то поднимите руку, и мы вместе обсудим возникшее затруднение.

После написания проверьте работу, для проверки используйте памятку.

Памятка

  • Проверь написанное.
  • Подумай, всё ли понятно будет тому, кто прочтёт сочинение.
  • Обрати внимание на «опасные места».
  • В написании каких слов ты сомневаешься? Посоветуйся с учителем.

Как я вам говорила в начале урока, что отзыв пишется по плану,

Скажите ваше отношение о картине.

Теперь вы сможете самостоятельно написать отзыв об этой картине, он должен быть небольшим, по каждому пункту несколько предложений, т.е. 1-3 предложения.

Посмотрите упражнение 154, там вы можете найти слова, которые помогут написать отзыв.

              На картине В.А. Серова я вижу портрет Веры Мамонтовой. Девочка сидит у стола в ….. денёк. На ней …. кофточка, с ….. бантом, украшенным ….. гвоздикой. Девочка прибежала из ….. В …… руках она держит …… персик. (Как?) …. глядят ….. глаза. Солнечный  свет, падающий из окна, заливает всю фигуру девочки. (Как?) изобразил художник и …. скатерть, ….. плоды и ….. нож. Мне ……

Отвечать на вопросы учителя

Слушать отзыв по картине «Царевна – лебедь»

Слушать биографию художника

Повторять движения за учителем

Составлять и разбирать план написание отзыва

П: обобщают.

Л: формирование установки на

здоровый образ жизни.

П:  извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

5.

Итог урока. Рефлексия

 Словес.: ответы на вопросы, самоанализ

- что же отличает отзыв от других работ по предложению?

- назовите автора картины, которую мы описывали?

- Что вам помогло понять замысел художника и рассказать об этом?

 (Внимательное рассматривание картины, ответы одноклассников, рассказ учителя.)

- Какие знания и умения вам  были необходимы для работы?

(Умение рассматривать картину, составлять план, подбирать точные слова.)

- Как вы думаете, удалось ли вам передать словами свои впечатления от картины?

Делать  нравственный выбор.

Оценивать свои достижения.

Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий;

Информация о домашнем задании

Домашнее задание

Страница 70, упражнение 123.

Писать домашнее задание

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж № 1»

Технологическая карта урока

«отзыв по картине В.А. Серова «Девочка с персиками»»

Русский язык

Выполнила студентка 43 группы

Ф.И. Жуланова Екатерина

Предмет: русский язык

Тема урока: отзыв по картине В.А. Серова «Девочка с персиками»

Цели урока: познакомиться с творчеством и жизнью В.А. Серова, учить писать отзыв по картине, воспитывать любовь к искусству, развивать умение писать текст на заданную тему, соблюдать структуру текста, излагать текст последовательно, устанавливать связь между его частями и отдельными предложениями.

Планируемые результаты:

  • Предметные: познакомиться с творчеством и жизнью В.А. Серова, учить писать отзыв по картине, развивать умение писать текст на заданную тему, соблюдать структуру текста, излагать текст последовательно, устанавливать связь между его частями и отдельными предложениями.
  • Личностные: учить выражать свои суждения, воспитывать любовь к искусству, понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить, формулировать выводы по изученному материалу, оценивать свои достижения на уроке.

Тип урока: открытие новых знаний.  

Оборудование: презентация, учебник Школа России 3 класс 2 часть «Русский язык».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по ФГОС + презентация "Имя существительное" для 3 класса "Школа России"

Сценирование урока средствами УМК с комментариями по формированию УУД. Подробное описание урока с презентацией....

Конспект урока русского языка "Единственное и множественное число имен существительных" 2 класс "Школа России"

Конспект урока русского языка "Единственное и множественное число имен существительных" 2 класс "Школа России"...

Конспект урока русского языка. Тема: «Роль имен прилагательных в тексте» 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока:  «Роль имен прилагательных в тексте»Цели урока: развивать умения употреблять имена прилагательные в речи; познакомить с понятием текст-описание.Планируемые результаты:Пред...

Конспект урока русского языка. Тема: «Изменение имён прилагательных по падежам» 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока:  «Изменение имён прилагательных по падежам»Цели урока: формировать умения определять падеж имён прилагательных, правильно писать падежные окончания прилагательных.Планируе...

Конспект урока русского языка. Тема: «Изменение имён прилагательных по родам» 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока:  «Изменение имён прилагательных по родам»Цели урока: развивать умение изменять прилагательные по родам; формировать навыки правописания родовых окончаний.Планируемые резул...

Конспект урока русского языка. Тема: «Изменение имён прилагательных по родам» 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока:  «Изменение имён прилагательных по родам»Цели урока: развивать умение изменять прилагательные по родам; формировать навыки правописания родовых окончаний.Планируемые резул...