Конспект урока по теме «Парные звонкие и глухие согласные на конце слова»
методическая разработка по русскому языку на тему

Цель урока: знакомство с особенностями написания парных звонких и глухих согласных на конце слова.

Задачи:
Образовательные: - дифференцировать слова с парными звонкими и глухими согласными на конце слова;
- формировать умение проверять написание согласных на конце слова путем изменения формы слова.

Коррекционно-развивающие: - корригировать и развивать зрительное и слуховое восприятие через выполнение упражнений;
- развивать умение рассуждать.

Воспитательные: - воспитывать интерес к предмету;
- воспитывать аккуратность при письме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvonkie_i_gluhie_soglasnye.docx21.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме «Парные звонкие и глухие согласные на конце слова»
4 класс
(1 вариант обучения, для учащихся с интеллектуальными нарушениями)

Автор: Мироница Надежда Николаевна
Учитель ГБОУ школа №613 Московского района

Цель урока: знакомство с особенностями написания парных звонких и глухих согласных на конце слова.

Задачи:
Образовательные: - дифференцировать слова с парными звонкими и глухими согласными на конце слова;
- формировать умение проверять написание согласных на конце слова путем изменения формы слова.

Коррекционно-развивающие: - корригировать и развивать зрительное и слуховое восприятие через выполнение упражнений;
- развивать умение рассуждать.

Воспитательные: - воспитывать интерес к предмету;
- воспитывать аккуратность при письме.

Оборудование: учебник, рабочие тетради, карточки с буквами.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

- Прозвенел звонок весёлый

Все готовы? Всё готово?

Мы, сейчас, не отдыхаем,

Мы, работать начинаем.

Садятся и проверяют свои рабочие места.

Актуализация знаний и формулировка темы урока

- Какой сегодня день недели? Число?

- Записываем в тетрадь число, классная работа.

- Давайте продолжим разговор о звонких и глухих согласных.

«Подбери пару».

(На доске вывешены буквы Г - …, Б - …, Д - …, В - …, З - …, Ж - ….)

- Подберите к каждой звонкой согласной парную глухую согласную.

- Правильно.

- Посмотрите на доску и прочитайте предложения.
Бабушка попросила сорвать с дерева плод.

У озера мальчишки построили большой плот.

- Четко ли мы слышим, на какой согласный звук заканчивается слово «плод»?

- Какой последний звук слышится в слове «плот»?

- Звук т звонкий или глухой?

- В какой части слов находятся опасные места?

- А какие буквы нужно написать на конце этих слов: одинаковые или разные?

- Итак, тема нашего урока «Парные звонкие и глухие согласные на конце слова». Запишем в тетрадь.

Отвечают на вопросы и записывают в тетради.

Дети по очереди выходят к доске и дописывают глухую согласную.

Читают предложения, записанные на доске.

- Нет.

- т, глухой.

- В конце слова.

- Разные.

Записывают тему урока в тетрадь.

Открытие новых знаний

- Послушайте внимательно.

Парные согласные на письме опасные.

Как похоже их звучанье - это просто наказанье.

Если слышишь парный звук,

Будь внимательнее друг,

Согласную быстро проверяй,

Рядом гласную подставляй!

- Прочитайте правило на доске про себя. Как нужно проверять слова с глухим или звонким согласным на конце слова?

- Кто хочет прочитать вслух?

- Есть несколько способов подбора проверочных слов. (Карточки у каждого ученика)

- Арбуз – арбузы. В слове арбуз слышится в конце слова звук с. А в слове арбузы, перед гласной Ы стоит буква З. Значит, пользуясь правилом, в слове арбуз мы вставляем такую же букву З. Подчеркните гласную двумя чертами, а согласный – одной.

- Посмотрите на доску, в данных словах буквы «спорят», давайте разрешим их спор. Как мы это сделаем? Устно подберите проверочные слова, чтобы после проверяемого согласного стоял гласный звук.
Записаны слова: обе
д/т, поход/т, шарв/ф, рукав/ф, автобуз/с, лед/т.

Читают правило: Проверяй парные согласные на конце слова. Для этого изменяй слово так, чтобы после согласной стоял гласный.

Учащиеся заполняют карту вместе с учителем и разбирают подобным образом каждое слово.

Обращаются к правилу, объясняют написание слов.

Физкультминутка

 «Бабочка»

- Спал цветок, (дети закрывают глаза ладошками)

И вдруг проснулся, (руки в стороны, глаза часто моргают)

Больше спать не захотел (повороты влево вправо, смотрят на руки поочередно).

Встрепенулся, потянулся, (потягиваются -  смотрят на руки)

Взвился вверх и полетел (руки вверх, прыжки на месте и вокруг себя).

- Сели на места. Приготовились работать дальше.

Выполняют движения за учителем.

Закрепление пройденного материала

- Прочитайте слова на доске и объясните, почему в конце пишется данная буква. Запишите данное слово и проверочное, подчеркните проверяемую букву.

Слова: холод, букет, поезд, укроп, утюг, билет.

- Напишите слова в следующей последовательности: проверяемое, проверочное. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните орфограммы.
На доске записаны слова: Ду...ок, ду...;

(Образец: дуб – дубок)

клу…, клу…ок;
ко…ик; ко…;
зу…ок, зу…;
ло…, ло…ик;
коло…, коло…ок;
бере…а, бере... .

- Над какой орфограммой мы работали на уроке?

- Найдите и выпишите только те слова, которые подходят к нашей теме урока.

На доске записаны слова: город, лесок, гриб,  листья, школа, мороз, нож.

Дети по очереди читают и объясняют правило на данных словах. Кто-то из детей повторяет, что сделал для проверки. Записывают в тетрадь.

Записывают слова в нужной последовательности, вставляют букву и подчеркивают ее.

- Парные звонкие и глухие согласные на конце слова.

Выписывают нужные слова в тетрадь.

Инструкция по выполнению домашнего задания

- Ребята, вам нужно будет выполнить домашнее задание на странице 44, упражнение 10.

- Прочитайте задание.

- Вам нужно будет записать текст в тетрадь, вставить пропущенные буквы и в скобках написать проверочное слово. Не забудьте, подчеркнуть пропущенную букву и в проверочном слове.

- Какое слово нужно проверить в первом предложение? Гнездо дикой утки похоже на слоеный пиро… (…). - Какое подберем проверочное слово? Какую буква запишем?

Учащиеся записывают задание.

- Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках пиши проверочное слово.
Объясни написание слов с пропущенными буквами.

- Пирог – пироги, букву г.

Итог урока

- О каких буквах мы сегодня говорили? Где они стояли в слове?

- Как проверить парные согласные на конце слова?

Прочитайте правило все вместе.

- Парные согласные звонкие и глухие; на конце слова.

Организационное окончание урока

- Сегодня на уроке все ребята работали активно. Отвечали правильно, либо сами исправляли свою ошибку. Молодцы!

- Поэтому все получают хорошие оценки.

Учитель отдельно оценивает работу каждого ученика.

Называем много предметов

Называем предмет ласково

Не соглашаемся, говорим нет

Один            Много

    арбуз      -      арбузы

снег        -       _______

мороз      -      _______

дуб   -    дубок

зонт   -    _______

лист   -   _______

сугроб     -     нет сугроба

хлеб         -     нет ______

друг   -          нет _______


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку русского языка в 1 классе по теме"Парные звонкие и глухие согласные в конце слова"

Технологическая карта урока важна в работе учителя. Составление технологических карт - длительный процесс, но увлекательный....

презентация урока русского языка во 2 классе на тему: "Парные звонкие и глухие согласные на конце слова"

Дети наглядно знакомятся с правилами написания парных согласных на конце слова....

урок по русскому языку Тема "Парные звонкие и глухие согласные в конце слова" 2 класс

Тема "Парные звонкие и глухие согласные в конце слова" 2 класс...

Открытый урок по русскому языку во 2 классе Тема урока: «Способ проверки парных звонких и глухих согласных на конце слова»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение«Средняя общеобразовательная  школа   №1 с.Октябрьское»МО-Пригородный район Республики Северная Осетия-Алания   От...

Урок русского языка "Парные звонкие и глухие согласные на конце слова»" (3 класс)

Урок полезен для учителей, работающих по учебнику "Русский язык" (автор Г.М.Селиверстова)...