Главные вкладки

    урок по русскому языку Тема "Парные звонкие и глухие согласные в конце слова" 2 класс
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

    БУКРЕЕВА СВЕТЛАНА ГЕОРГИЕВНА

    Тема "Парные звонкие и глухие согласные в конце слова" 2 класс

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_pr_russkomu_yazyku_2_klass.docx32.99 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока "Парные согласные в корне слова".

    2-й класс

    Цель: создание алгоритма подбора проверочных слов с парными согласными в корне слова.

    Задачи:

    1. Формировать умение подбирать проверочные слова с парными согласными в корне слова, сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах.
    2. Развивать логическое мышление через приемы анализа, синтеза, сравнения, обобщения на этапах подготовки и усвоения нового материала, при работе в группах, в работе с деформированным текстом.
    3. Продолжать развивать орфографическую зоркость, применяя методику В.В. Лайло.
    4. Способствовать развитию письменной речи, обогащению словарного запаса учащихся.
    5. Способствовать развитию творческого мышления и воображения.
    6. Формировать навыки самоконтроля и самооценки.
    7. Развивать коммуникативные навыки через организацию работы в группах.
    8. Способствовать воспитанию у учащихся интереса к изучаемому предмету.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Подготовка к усвоению нового материала.

    1. - Посмотрите на доску.

    - Назовите буквы, которые вы видите.

    (Т, Д, В, Г, К, Ж, Ш, З, Б)

    - Что вы можете сказать об этих буквах? (Эти буквы обозначают согласные звуки)

    2. - На какие две группы можно разделить эти звуки? (Звонкие и глухие)

    Записываю названные буквы на доску:

    д в г з ж б

    т  .  к . ш .

    - давайте заполним пропуски.

    3. – А сейчас красиво напишем данные пары букв.

    Дети записывают с доски:

    - Придумайте слова, в которых буква из этих пар стоит в корне, в конце или в середине слова (мороз, холод, ягодка, сапог, завод).

    III. Постановка темы и задач урока.

    - Подумайте, какая сегодня тема урока? (Парные согласные в корне слова)

    - Какую цель мы должны поставить перед собой (будем учиться правильно писать парную согласную в корне слова, подбирать проверочные слова).

    IV. Усвоение нового материала.

    1. Наблюдение над языковым материалом.

    - Ребята, вы любите отгадывать загадки? (Да)

    - Я буду загадывать загадки, а вы должны их отгадать. Отгадки я запишу на доске.

    1. Красна девица
    Сидит в темнице,
    А коса на улице (морковь).

    2. В лесу родилась
    На воде живу (лодка).

    3. Шел долговяз,
    В землю увяз (дождь).

    4. Показался желтый бок
    Только я не колобок,
    Не из мягкого я теста,
    Покати – не тронусь с места.
    Приросла к земле я крепко,
    Назови меня. Я … (репка).

    На доске:

    морковь лодка дождь репка
              ф        т            т        б

    - Посмотрите, что у меня получилось. Какие буквы мне записать?

    - А вы хотите научиться правильно записывать согласные в словах? (Да)

    - Объединитесь в группы и попробуйте вывести правило (алгоритм) правописания слов с парными согласными в корне. Можно дать подсказку:

    - изменить слово;

    - подобрать однокоренное слово.

    Работа группы обсуждается коллективно:

    1. Изменить слово – поставить его во множественное число, чтобы после согласного стоял гласный звук (дождь – дожди).
    2. Изменить слово – добавить слово “нет” (дождь – нет дождя).
    3. Подобрать однокоренное слово (уменьшительно-ласкательное) – (дождь – дождик).

    - Молодцы! Вы нашли много способов подбора проверочных слов. Давайте запомним стихотворение, которое объединяет все способы:

    Все напишем правильно
    И запомним правило:
    Парный в слове проверяй
    Рядом гласный подставляй.

    3. Работа над определением.

    - Сравните слова записанные на доске:

    морко…ь – морко…ный

    - В каком слове вы не сомневаетесь в написании парной согласной? (Морковный)

    - Почему? (Звучит четко)

    - Что заставляет этот звук звучать четко, ведь гласного рядом нет? (Согласный звук “н”)

    - Сделайте вывод четвертого способа проверки написания парных согласных в корне слова. (Подобрать проверочное слово, чтобы после парного согласного стоял звук “н”.)

    Алгоритм подбора проверочных слов с парными согласными:

    1. Изменить слово – поставить его во множественное число, чтобы после согласного стоял гласный звук.
    2. Изменить слово – добавить слово “нет”.
    3. Подобрать однокоренное слово (уменьшительно-ласкательное).
    4. Изменить слово – подобрать однокоренное слово, в котором после этого согласного стоит согласный звук [н].

    - Молодцы ребята! Сравните наши выводы с выводами в учебнике на странице 153.

    - Приведите свои примеры. Остальные дети внимательно слушают и сигнальными карточками показывают свое отношение.

    - А сейчас ребята, мы с вами послушаем сказку, которую покажут нам ваши товарищи. Инсценирование сказки. “Сказка о парных согласных”.

    Сказка о парных согласных

    Жили- были в Стране Русского языка парные согласные: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с. Жили они дружно, но вот характер у них был разный: звонкие согласные были веселыми, голосистыми, а вот глухие – немножко сердитыми. Чуть что – сразу начинают шипеть, свистеть, ворчать. И звонкие, и глухие согласные были ужасными спорщиками. Очень часто не могли решить, кому из двух согласных встать в слово. Так и получилось, когда парные согласные отправились на прогулку. Бегут они по дорожке, а там телеграфный столб стоит, только одной буквы в этом слове не хватает. Столб просит: “Помогите мне!”. Буквы Б и П начали громко спорить о том, кому быть в этом слове.

    СТОЛ(Б)?(П)?

    Рядом был фруктовый сад. Последней буквы в этом слове тоже нет. Взялись помогать саду буквы Д и Т, но заспорили – кто лучше с этой работой справится.

    СА(Д)?(Т)?

    Неподалеку строился дом. К дому вела дорожка. Решили взяться за дело буквы Ж и Ш, но тоже не могут договориться: кто из них будет стоять в этом слове.

    ДОРО(Ж)?(Ш)?КА

    Тем временем З и С отыскали на грядке спелый арбуз, но никак не поделят его. Каждому хочется встать в это вкусное слово. В и Ф никак не разделят травку, которую накосили. Буквы Г и К разворошили целый стог сена, тоже никак не договорятся, кому из них быть в этом слове.

    АРБУ(З)?(С)? ТРА(В)?(Ф)?КА СТО(Г)?(К)?

    Шел мимо дед Буквоед, услышал шум, крики, споры и решил навести порядок. Позвал он на помощь гласные буквы и сказал: “В этих словах в конце поставьте гласную букву, или после согласного поставьте гласную букву в середине слова, она и укажет, кто из вас будет стоять в этом слове.

    Так и сделали: столбы – столб, сады – сад, дорожка – дороженька, арбуз – арбузы, травка – трава, стога – стог.

    Все встало на свои места. С тех пор парные согласные всегда зовут на помощь гласные, чтобы проверить написание слов.

    V. Физкультминутка.

    VI. Закрепление изученного.

    1. Упр.240

    2. Сейчас я буду диктовать предложения, а вы записывайте в тетрадь только слова с парными согласными, вместе с проверочными словами, используя разные способы подбора.

    Выпал первый пушистый снег.
    У ко
    шки зоркие глазки и острые зубки.

    - Какие слова вы записали? (Снег – снега, кошки – кошечка, глазки – глазик, зубки – зубов)

    - Прочитать орфографически.

    Запись и разбор первого предложение.

    Выпал первый пушистый снег.

    2. Словарная работа.

    - Отгадайте загадку:

    Дуйся, не дуйся.

    Через голову суйся.

    Попляши день-деньской

    И пойдешь на покой (кофта).

    - Подберите проверочное слово к слову кофта. (К этому слову нельзя подобрать проверочное слово. Это слово – словарное)

    - Как мы помогаем памяти запомнить в словах именно эти буквы? (Мы используем “усиление”, “уярчение” буквы в слове)

    - Давайте попробуем в слове кофта “усилить” букву “ф”. Какие у вас предложения?

    (- Я предлагаю “усилить” букву путем написания орфограммы по аналогии с внешним видом.)

    КО    ТА

    - Молодец!

    (- А я думаю так. Кофту надевают на фигуру, поэтому я предлагаю усилить орфограмму с помощью слова “фигура”.

    http://festival.1september.ru/articles/587916/img1.jpg

    (Есть еще один вариант “усиления” буквы. Кофты бывают разных фасонов)

    http://festival.1september.ru/articles/587916/img2.jpg

    - Молодцы! А сейчас запишите слово в словарик и на месте запоминаемой орфограммы нарисуйте предмет.

    - Придумайте предложение со словарным словом.

    3. Физкультминутка на зрение по методике Базарнова.

    http://festival.1september.ru/articles/587916/img3.jpg

    4. Дифференцированная работа.

    Задание для каждого уровня записано на карточках. Для ребят, у которых на парте лежат кораблики с красными парусами, выполняют задание № 1.

    Задание № 1. Расположите предложения так, чтобы получилось стихотворение. Найти слова с парными согласными и написать проверочные тремя способами.

    Не набрать мне столько за год
    В лес ходила я с Мариной
    Набрала подружка ягод
    За черникой и малиной.

    - Для ребят, у которых на парте лежат кораблики с синими парусами, выполняют задание № 2.

    Задание № 2. Выписать слова с парными согласными, подобрать проверочные тремя способами.

    В ле… ходила я с Мариной,
    За черникой и малиной.
    Набрала подру…ка яго…
    Не набрать мне столько за го…

    - Для ребят, у которых на парте лежат кораблики с зелеными парусами, выполняют задание № 3.

    Задание № 3. Выписать слова с парными согласными, подобрать проверочные любым способом.

    В ле… ходила я с Мариной,
    За черникой и малиной.
    Набрала подру…ка яго…
    Не набрать мне столько за го…

    - Какие слова с парными согласными вы выписали? (Лес, подружка, ягод, год)

    - Какое стихотворение получилось в первом задании? Прочитайте.

    - Можно ли это назвать стихотворением? Почему? (Дети называют признаки стихотворения: рифма и т.д.)

    - Ребята, давайте вспомним, как правильно подобрать проверочное слово (ответы детей).

    - Хорошо! Давайте проверим ваше задание. Если не согласны с ответами друг друга, сигнальте.

    Учащиеся 3 группы называют проверочные слова, их дополняют учащиеся 2 и 1 групп.

    VII. Подведение итогов.

    - Что узнали нового?

    - Что вам было интересно?

    - На каком этапе вам было трудно?

    - Что бы вы рассказали родителям об уроке?

    - Что бы вы изменили в уроке?

    - Оцените свою работу на уроке на полях

    VIII. Домашнее задание.

    1вариант. Упражнение242.

    2вариант. Упражнение 243

    Выучить правила с 152-153


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по русскому языку. Правописание звонких и глухих согласных на конце слов

        Конспект урока по русскому языку.   Образовательная система «Школа 2100». Учебники «Русский язык» 2 класс    Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Пронина....

    Открытый урок по русскому языку.Тема: Звонкие и глухие согласные. Различай З-С.

    Тема : Согласные звонкие и глухие.        Различай з и с. Цели:1.Наблюдение за особенностями произношения звонких и глухих согласных звуков....

    Технологическая карта урока "Русский язык" 2класс "Звонкие и глухие согласные на конце слова"

    Технологическая карта урока "Русский язык" 2класс "Звонкие и глухие согласные на конце слова"...

    Конспект урока по русскому языку "Парные звонкие и глухие согласные"

    Конспект урока по русскому языку "Парные звонкие и глухие согласные", 2 класс...

    Конспект урока по русскому языку "Парные звонкие и глухие согласные"

    Конспект урока по русскому языку "Парные звонкие и глухие согласные" 1 класс...

    Урок русского языка "Парные звонкие и глухие согласные на конце слова»" (3 класс)

    Урок полезен для учителей, работающих по учебнику "Русский язык" (автор Г.М.Селиверстова)...