Конспект урока по русскому языку. Правописание звонких и глухих согласных на конце слов
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Михайлова Анна Николаевна

 

      Конспект урока по русскому языку.   Образовательная система «Школа 2100». Учебники «Русский язык» 2 класс    Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Пронина.  2 класс. Тема: «Правописание звонких и

г    глухих согласных на конце слов»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

образовательная система «Школа 2100»

Учебники «Русский язык» 2 класс

 Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Пронина

2 класс

Тема: «Правописание звонких и глухих согласных на конце слов»

Автор - составитель:

Михайлова А.Н.

Сыктывкар, 2011

Цель: ознакомление со словами, которые нужно перед записью проверять и проверочными словами.

Задачи:

1.Образовательные:

  1. актуализировать знания  о буквах Е е , её каллиграфическом написании;
  2. актуализировать знания о словарных словах;
  3. повторить понятие «орфограмма»;
  4. закрепить знание об однокоренных словах;
  5. формировать умение находить орфограммы в словах;
  6. закрепить умение находить орфограмму – звонкие и глухие согласные на конце слова.

2. Развивающие:

  1. развивать умение находить в слове орфограммы;
  1. развивать мелкую моторику рук и пространственное воображение;
  2. развивать творческие способности;
  3. развивать орфографическую зоркость;
  1. развивать умение оценивать работу одноклассников и свою работу;
  2. развивать устную и письменную  речь при ответах;
  3. развивать мышление: умение обобщать, сравнивать;
  4. развитие умения различать парные звонкие и глухие согласные;
  5. развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса.

3. Воспитательные:

  1. воспитывать  самостоятельность;
  1. воспитывать уважительное отношение к мнениям одноклассников;  
  2. способствовать воспитанию любознательности.

 Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: “веер” гласных букв у каждого ученика, рисунок Карлсона.

Использованные методы:

-словесные (беседа, объяснение, рассказ);

-наглядные (демонстрация приемов работы, фотографий и иллюстраций);

-практические: практическая самостоятельная  работа.

Оборудование:

У учителя: учебник, схемы, таблицы.

У учащихся: учебник, тетрадь Яковлевой.

   

Литература:

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для второго класса. Изд. 2-е, перераб. – М.: Баласс, 2006. – 160 с. (Серия «Свободный ум»).

  1. Бунеева Е.В., Комисарова Л.Ю., Яковлева М.А. Русский язык. 1-2 классы (1-4). Методические рекомендации для учителя. Изд. 2-е, доп. – М.: «Баласс», 2002. – 288 с. (Серия «Свободный ум»).

Оформление доски

Д/з - с. 138, выучить правило, дидактический материал, с. 104 № 241.

2 марта.

Классная работа.

_____________________________________________

_е  Е  е  Е  __________________________________________

_Едва лучи солнца осветили аллею, всё оживилось и затрепетало.________

Шурята, вьюга, речка, Сумка, Чуковский, ежиха, медведь, роща, час, у Гриши.

 

Этапы урока

Содержание урока

I. Орг. момент

-Ребята, добрый день! Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!

- Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок? (Веселым, интересным, чтобы узнать что-то новое…).

II. Актуализация знаний

1. Чистописание.

2. Словарный диктант

- Сейчас у нас минутка чистописания, откройте тетрадь на стр.7 №16.

_____________________________________________________________________

е  Е  е  Е  е____________________________________________________________

Едва лучи солнца осветили аллею, всё оживилось и затрепетало.______________

– Ребята, на что мы должны обратить внимание при работе? (Написание буквы, соединение).

– Как вы понимаете, ВСЁ оживилось и затрепетало? (Ожила природа, проснулась земля, деревья, листья на деревьях, подул ветерок, вместе с природой проснулись люди, которые торопятся на работу, а многие спешат на работу с первыми лучами солнца).

-  Ребята, поиграем в игру “Зажги фонарик”

Чтоб ошибок избежать,

Зоркость будем развивать.

В игре проверить сможешь сам

Свое внимание к словам.

- Запишите слова: щурята, вьюга, речка, сумка, Чуковский, ежиха, медведь, роща, час, у Гриши.  (На доске появляются эти слова).

- Под каждой орфограммой необходимо  прикрепить  кружок красного цвета и объяснить написание.

- Молодцы, орфограммы нашли правильно, нам встретились слова, для грамотного написания которых нужно знать несколько правил, и вы с заданием справились.

- Кто напомнит, а что такое орфограмма? (Орфограмма – это написание по правилу. Если мы не можем точно определить на слух, какую букву надо писать, то перед нами орфограмма).

III. Изучение нового материала.

Постановка учебной проблемы.

1. Создание ПС.

2. Осознание противоречия.

3. Поиск решения

1) Планирование деятельности

2) Наблюдение над произношением и написанием глухих и звонких согласных на конце слова.

Упражнения на правописание звонких и глухих согласных на конце слова.

3) Работа по учебнику над правилом.

Физминутка

Физпауза

- Рассмотрите новый кадр на фотоплёнке на с. 136. Что делает Петя Зайцев? (Звонит колокольчиком). А Катя? (Закрывает от шума уши). Как вы думаете, почему они так делают? (Ответы детей).

- Ребята, запишите сегодняшнее число, классная работа. Сейчас проведём небольшой словарный диктант. Я буду диктовать, а вы записывайте слова так, как слышите: зуб, мороз, суп, ёрш, гриб, мост, арбуз.

-  Теперь проверим вашу работу. Как написали эти слова? (Одни говорят: зуп, морос, суп, ёрш, грип, мост, арбус. Другие говорят: зуб, мороз, суп, ёрш, гриб, мост, арбуз).

- Сколько заданий я дала? (Одно). А сколько ответов получила? (Несколько). Значит, чего мы не знаем? Какой возникает вопрос? Учитель вывешивает на доске вопросительный знак.  (Как писать такие слова? Какую букву надо писать на конце таких слов?) Какую цель поставим перед собой? (Узнать какую букву  ставить в этих словах).

- Ребята, чтобы ничего не забыть и ответить на все наши вопросы, что нам надо составить? (План). Учитель по мере ответов детей вывешивает на доске карточки. Что мы хотим узнать сегодня на уроке? (Как писать такие слова? Какую букву надо писать на конце таких слов?). Что нам надо ещё знать об этой орфограмме? (Как она называется?). Хорошо, надо ли знать,  как находить эту орфограмму среди других? (Надо).  Что мы забыли? (Как эту орфограмму проверять).

- План составлен. Давайте вспомним парные согласные буквы и запишем в тетрадях:

б – п, в – ф, г – к,  д – т, ж – ш,  з – с ( с комментированием).

- Понаблюдаем, как произносятся парные согласные, когда они стоят в конце слова (на доску выставляются карточки):

ерш             мост        суп                                     Морж              дуб        арбуз

ер [ш]            мос [т]        су [п]                                  мор [ш]             ду [п]        арбу [с]

- Как произнесли? Как записано слово? (В первом столбике звук и буква совпадают, во втором столбике - звук и буква не совпадают).

- Когда мы говорим, парные звонкие согласные звуки на конце слов заменяются парными глухими, оглушаются.

- Какой можно сделать вывод? (Не во всех словах звук и буква совпадают).

- Откройте учебник на с. 136, найдите правило и прочитайте. Какие парные звуки слышим во всех словах? (Только глухие). Как называется орфограмма?

- А какие буквы видим, написаны?  

       [ Ш ]        [ П ]        [ К ]         [ С ]         ж ш         б п        г к         з с

- Можно ли точно на слух определить, какую парную букву следует писать? (нет).

- Парная согласная на конце слова - это тоже орфограмма.

- Послушайте, какой спор произошел однажды в королевстве Азбуковедения между глухими и звонкими согласными.

Звонкие согласные звуки твердили: «В таких словах, как морж, дуб, арбуз, нужно писать на конце букву звонкого согласного звука».

- «Нет, неправда, нужно писать глухую согласную, потому что звучат глухие звуки», - говорили парные глухие согласные. Они не унимались, потому что хотели взять власть в свои руки.

– «Попробуйте доказать, что в словах морж, дуб, арбуз нужно писать букву звонкого согласного звука, а не глухую», -  усмехались глухие согласные. Звонкие приуныли, они не знали, что делать.

- Давайте поможем звонким парным, поможем доказать, что слова записаны правильно. (С доски убрать карточки ерш, мост, суп).

- Как бы вы доказали? (Размышления учащихся).

- Хорошо, молодцы. А теперь мы немножко отдохнём.

Назвали все слова по порядку,

Теперь вас приглашаю на зарядку.

Мелкие шажки: раз, два, три.

Легкие прыжки: раз, два, три.

Вот и вся зарядка: раз, два, три.

Мягкая посадка: раз, два, три.

- Позовем на помощь гласные буквы и поставим в конце слов - морж, дуб, арбуз. - Какие получаются слова? (Моржи, дубы, арбузы). Как теперь звучат парные согласные перед гласными? (Звук и буква совпадают).

- Что же мы сделали, чтобы не сомневаться в парной согласной на конце слова? (Поставили гласную в конце слова).

-  Откройте учебник на  с. 138 и найдите пальчиком правило. Прочитайте. Как можно проверить согласную на конце слова?

- А в королевстве Азбуковедения живет волшебное правило, которое легко запомнить:

Парный в слове проверяй,

Рядом гласный подставляй.

- Такое правило легче запомнить? (Да).

- Кто уже запомнил? Давайте проверим хором.

- В учебнике есть подсказка, как легче подобрать проверочное слово, прочитайте в желтой рамочке подсказку – с. 138. Какое слово будет нам помогать? (Нет).

- С проверочным словом будем использовать слово “нет”

- Дадим нашим глазам отдохнуть.

IV. Воспроизведение нового знания.

V. Применение новых знаний на практике.

1. Работа с учебником

2. Слуховой диктант с сигнальными карточками ( “веер” гласных букв) в форме игры

- Так какую же тему мы сегодня с вами изучаем? (Правописание звонких и глухих согласных на конце слов).

- Сформулируйте вопросы по данной теме.

- Теперь 1 вариант будет задавать вопросы 2 варианту, 2 вариант будет отвечать.

-  Кто уже запомнил правило и может рассказать?

-  Откройте учебник. Найдите упражнение № 239, 1 – ый стб.

- Послушайте образец рассуждения: в слове походы четко слышу (д), значит, в слове поход буду писать букву д. Орфограмму в слове поход подчеркну, а в слове походы подчеркну гласную - помощницу ы.

-  Упражнение № 240 – осложненное списывание. Выходим к доске и объясняем по одной паре слов.

- Помогите  Карлсону подняться по ступенькам. Как помочь? (Надо вместо точек вставить буквы).  

ЛЕ…

ГЛА…

СТРИ…

ОГОРО…

КОНВЕР…

- На какую орфограмму были слова? Как вы проверяли, какую букву надо вставить?

VI. Подведение итогов. Рефлексия.

-  Сделаем вывод.  Какие звуки в конце слова надо проверять? Почему? Как проверяли? Как называется новая для нас орфограмма?

- Что было трудно изучить, но интересно? Что было непонятно? Какое задание вызвало затруднение? Какой этап работы показался сложным? Какими знаниями, умениями овладели? Для чего нужны нам эти знания, умения? Где они могут пригодиться?

VII. Домашняя работа

- Откройте дневники и запишите домашнее задание - с. 138, выучить правило, дидактический материал, с. 104 № 241.

Урок закончен, спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Правописание Ь после шипящих на конце имён существительных"

Конспект урока по русскому языку "Правописание Ь после шипящих на конце имён существительных". 4 класс. (Р.Н. Бунеев)...

План-конспект урока по русскому языку "Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова"

обобщить знания о написании парных согласных в корне слова и  умения  проверять их в слабой позиции...

Конспект урока по русскому языку. Правописание проверяемых согласных букв в корне слова

Цели:Закрепить пройденный материал.Учить использовать знания детей о знания проверяемой согласной и гласной в корне слова.УУД:Личностные:проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельност...

Конспект урока по русскому языку "Правописание слов с "ь" знаком на конце и в середине слова" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: находить слова, в котрых мягкость согласных обозначена буквой "ь" в конце и в середине слова, писать слова с этой орфиграммой. Планируемые результаты: Пр...

Конспект урока по русскому языку. Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.3-Б класс

Название урока и классПравописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. 3-б классЦелиОтрабатывать умение подбирать проверочные слова для слов с парными согласными в корне; развивать устн...

Конспект урока по русскому языку: "Правописание проверяемых безударных гласных в корне слов"

Отработка правила проверки безударных гласных в корне слова, составление алгоритма проверки безударных гласных....

Конспект урока по русскому языку "Правописание безударных гласных звуков в корне слова."

Конспект урока русского языка во 2 классе разработан по программе "Школа России", учебник под редакцией В.П. Канакиной, В.Г.Горецкого...