Конспект урока по русскому языку "Правописание слов с "ь" знаком на конце и в середине слова" (УМК "Школа России", 2 класс)
материал по русскому языку (2 класс)

Цели деятельности учителя: находить слова, в котрых мягкость согласных обозначена буквой "ь" в конце и в середине слова, писать слова с этой орфиграммой.

 

Планируемые результаты: 

Предметные: уметь находить Ь знак в словах.

Личностные: понимать причины успеха в учебной деятельности; умение высказывать свое отношение к работе.

 

Оборудования: учебник УМК «Школа России», часть первая (Горецкий В.Г., Канакина В.П.), рабочая тетрадь, тетрадь для записей, презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

1-2 мин

- Здравствуйте, дорогие ребята. Давайте улыбнемся и пожелаем удачи друг другу. Желая удачи другу, мы желаем и себе того же! Поэтому, ребята, будем радоваться успехам своих товарищей!

Запишите число, классная работа.

Приветствуют учительницу.

Открывают тетради.

К: планирование сотрудничества с учителем

II. Актуализация знаний и мотивация

4-5 мин

Чистописание.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать?
Какую букву будем писать вы догадаетесь, когда прослушаете это четверостишие:
Что за буква, кто узнает:
Звука не обозначает,
Может только показать,
Как согласную писать.
-Какую букву будем писать?
-Определите порядок написания букв в данной цепочке ььь/ьь/ь 
СЛАЙД 2

Найдите на строке самые красивые буквы и подчеркните их. Чем больше подчеркнули, тем лучше. Напишите буквосочетания
ль,мь,рь,нь,сь,зь,дь,ть
рысь письмо тюлень пальто
- Оцените свою работу.
- Молодцы, ребята, справились с заданием лучика.
Обратите внимание на слова по чистописанию и разделите их на две группы.
-слова с Ь на конце
-слова с Ь в середине слова
Какую цель поставим на уроке?
-познакомиться с (орфограммой ь…);
- учиться обозначать мягкость согласного звука на письме в конце слова и в середине слова перед согласным.
- учиться правильно ( писать слова с ь)
- Учиться писать слова с этой орфограммой.

Выполняют действия, предложенные учителем.

Отвечают на вопросы учителя.

Рассуждают.

Л: включение в учебную деятельность

III. Постановка учебной задачи

4-5 мин

-Догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

-Откройте учебник на странице 124 и посмотрите, верна ли ваша догадка? Поставьте перед собой цель на этот урок.

Предлагаю вам задание.

-Прочитайте правило в учебнике на с.124.

-Что нового вы узнали из правила?

-Хотите уметь грамотно писать слова с мягким знаком? Это вам обязательно пригодится в жизни.

Предлагаю упражнения для глаз по офтальмо тренажёру.

-Подготовим наши глазки к работе.

Ребята рассматривают с.124 учебника.

Извлекают необходимую информацию из текста.

С помощью учителя ставят цель урока и проговаривают тип урока.

Ребята читают правило с учебника.

Делают вывод, что это уже изучали в 1 классе.

Рассказывают правило написания слова с мягким знаком на конце и в середине слов перед согласным.

Выполняют упражнения для глаз.

Л: самоопределение к деятельности

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Р: целеполагание как постановка учебной задачи.

IV. Открытие нового знания

7-8 мин

– Игра «Превращение слов»
Измените слова так, чтобы они называли один предмет(образуйте от данных слов единственное число).

Медведи – …, гуси – …, лебеди – …, тюлени – …, кони – …, голуби –…, рыси – … .

Зная, что буква ь – орфограмма, применяя алгоритм, запиши слова-отгадки на мои загадки

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко

Рога раскинув широко…

Слайд  Лось (Изображение) СЛАЙД 5

Это не кошка, смотри, берегись

Идёт на охоту коварная …

Слайд  Рысь (Изображение) СЛАЙД 6

Летом бродит без дороги

Между сосен и берёз,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

Слайд  Медведь (Изображение) СЛАЙД 7

- Молодцы!

Упр.204 стр.125
Сделайте вывод: почему в конце слова пишется ь? Что он показывает? (ь в конце слова обозначает мягкость согласного.)

- Давайте немножко поиграем. Встаньте, выпрямите спинки. А может ли мягкий знак стоять в начале?

Игра "Поймай слово".

- Я буду называть слова. Если в них встречается Ь в конце , то вы хлопаете в ладоши, а если посередине , то приседаете.

Слова: ель, мель, мальчик, пальчик, пеньки, олень, тюлень, гусь, учитель, сирень, снегирь, школьник, лебедь,декабрь

Выполняют задания.

Л: смыслообразование

П: анализ и структурирование этапов

V.Первичное закрепление во внешней речи

4-5 мин

Физкультминутка «Великаны»

- Когда услышите слово с мягким знаком в конце слова – присядьте, в середине – встаньте и поднимите руки вверх.

Тюлень, васильки, день, осень, сальто, тюлень, львы, скользкий, скатерть, дочка.

- А почему на последнем слове не выполнили никаких движений? (чк, чн, нч пиши без мягкого знака).

Выполняют физкультминутку.

Р: саморегуляция как способ к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и проделыванию препятствий.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

4-5 мин

1. Самостоятельная работа

Предлагаю задания для самопроверки.

-Выполните самостоятельную работу упр. 204 (с.125).

2. Проверка самостоятельной работы по эталону.

-Какие слова записали?

-В чем различие слов каждой пары?

-В каких словах все согласные звуки мягкие?

3. Самооценка.

Учитель организует самооценку и предлагает отметить свой результат на шкале.

-Определите свой уровень по шкале-линейке.

Контролируют самооценку.

Выполняют самостоятельную работу.

Отвечают на вопросы учителя.

Сверяют работу с эталоном на доске.

Отмечают свой результат на шкале.

Познавательные

VII. Включение в систему знаний

7-8 мин

Задание по выбору.

Предлагаю ученикам задания по выбору.

-Какой приближается праздник?

-Какое дерево в написании которого есть мягкий знак, является атрибутом праздника?

-Верно.

-Ребята, те из вас, у кого сегодня были затруднения в написании слова с мягким знаком, вспомнят наш алгоритм и разберут слово «ель» по буквам и звукам

-Те из  вас, у кого затруднений не было, составят предложение о ели, запишут его и подчеркнут грамматическую основу.

Проверка работы.

Отвечают на вопрос учителя.

Угадывают дерево.

Определяются с выбором задания, анализируя ранее выполненные задания. Обосновывают свой выбор.

Выполняют задание.

Проверяют свои работы и работы одноклассников.

Личностные

VIII. Рефлексия деятельности

(по продукту)

2-3 мин

У вас на партах имеются карточки, которые вам необходимо заполнить. Подумайте, как вы сегодня работали на уроке, довольны ли вы своей работой? Интересно ли вам было на уроке или скучно?

Записывайте дз. (стр.125 упр.204 правило и составить предложения)

Спасибо всем  за урок!

Отвечают на вопросы.

Записываю домашнее задание.

Р: самоанализ, самооценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку "Парные согласные на конце слова" + презентация

Предлагаю вашему вниманию конспект урока во втором классе по теме "Парные согласные на конце слова"...

План-конспект урока по русскому языку "Слова, которые выражают различные чувства и их роль в речи" (2 класс)

План-конспект по системе "Школа-2100". К нему прилагется презентация и раздаточный материал....

Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак показатель мягкости согласных в середине и на конце слова"

Психологический настройВведение в урок1 слайд.2 слайд.Минутка чистописания.3 слайд.                4 слайд.Словарная раб...

конспект урока по русскому языку "З-С на конце приставок"

конспект урока по теме: "Буквы з и с на конце приставок"Цели: закрепить навыки выбора согласной з и с на конце приставок; развивать навыки морфемного разбора, мотивацию к познавательной и аналитическо...

Конспект урока по русскому языку «Слово. Слог» 1 класс УМК «Школа России»

Учебник: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 1 класс.Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала (открытие нового знания).Тема: «Слово. Слог»Цель: формирование умения различат...