Урок по русскому языку для 2-ого класса "Парные звонкие глухие согласные"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Обучающий урок по правописанию парных звонких глухих согласных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_otkytyy.docx20.3 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку для 2 класса «Парные звонкие и глухие согласные»

Класс:  2 д

Название УМК «Перспектива»

Предмет:  русский язык

Тип урока: ОНЗ

Тема урока: «Парные звонкие и глухие согласные»

Цель урока:  выяснить, почему парные по звонкости – глухости согласные на конце слова – это орфограмма.

Задачи

 Образовательные: вспомнить различия между звонкими и глухими согласными звуками; познакомиться с новой орфограммой, научиться использовать алгоритм проверки парных согласных на конце слова.

Развивающие: развитие орфографической зоркости обучающихся; умения работать в паре и в  группе; развитие мышления, памяти, внимания, творческих способностей.

Воспитывающие: воспитание усидчивости, аккуратности, трудолюбия, доброты.

Планируемые результаты: обучающиеся научатся различать парные согласные по звонкости – глухости; соотносить звучание и написание слов; объяснять расхождение звучания и написание слов; находить слова, требующие проверки; использовать алгоритм проверки парных согласных на конце слова.

Оборудование:  таблицы по русскому языку, электронное приложение, памятки, словарики, рабочая тетрадь, карточки для работы в паре, презентация для ф –ки.

 Ход урока

1. Организационный момент

      Будем внимательными!

      Будем старательными!

       Мы всему научимся!

       Всё у нас получится!

2.  Актуализация опорных знаний

 У, ща, Ч, и, Ан - на, д…ма, К, лью,  Ш.

- Красиво спишите с доски буквы, слоги, слова.  Подумайте и скажите, какие правила и орфограммы я вам загадала.

- Молодцы! Продолжаем дальше разгадывать загадки.

Словарно – орфографическая работа.

- У меня на доске словарные слова с пропущенными буквами. Кто пойдёт к доске и попробует  правильно вставить пропущенные буквы.

тра..вай

м

к…пуста

а

Ро…ия

с

з

хо…ей

к

г

п…льто

а

пе…он

р

з…во…

а

   

д

т

 

- Какое слово получится из отгаданных букв?

-Кто знает что обозначает это слово?

- Давайте уточним значение этого слова в словаре Ожегова.

- Какие согласные встретились в этом слове? Назовите их.

(м, с, к, р, д)

- Есть ли среди них буквы, обозначающие парные согласные звуки?

- Каких пар не хватает?  (Работа по таблице на доске)

(б-п, ж-ш, в-ф)

3. Самоопределение к деятельности.

    - Давайте повнимательней рассмотрим это слово и сделаем его транскрипцию.

Маскара’д – 3 сл., [ м а с к а р а’ т] – 7б., 7зв.,    д – [  т ]

- Есть расхождение в написании и звучании?

- Да.

- Какое?    ( Слышим звук   [ т   ],     а пишем букву д).

4. Работа по теме урока.

     - Парные согласные звуки очень любят маскарад. Они очень часто меняют свои звуковые маски, маскируются и очень любят шутить с детьми, но в русском языке есть буквы, которые помогают раскрыть обман этих шутников. Как вы думаете, какие буквы помогают ребятам?

- Давайте послушаем,  о чём предупреждает и что нам советует профессор русского языка Самоваров.

( Включаю компьютер 3 – 4 – 5 этап)

 - Итак, наши помощники это гласные буквы. Они очень голосистые и имеют яркий фонарик. Если они встанут рядом с парными  согласными звуками, то очень быстро снимут маску с этих шутников и маскарад (обман) раскроется.

(фонарик – сигнал)

  Работа с памяткой.

- Возьмите на парте ваши памятки. Найдите орфограмму под №8. Прочитайте.

- Как надо проверять парные согласные звуки на конце и в середине слова?

- Давайте попробуем на деле применить эти знания.

5. Работа в парах.

- У вас на столе лежат карточки для работы в парах. На карточке стоит номер варианта.

- Прочитайте слова 1 варианта. – Как эти слова могут быть связаны со словом маскарад?     Ваши ответы.

(Мороз, лёд, снег, след, сугроб)  (Эти слова связаны со словом «зима», а маскарад в России чаще всего бывает на Новый год – зимой.)

- Прочитаем слова 2 варианта.

(Сюрприз, хоровод, наряд, ЛЕВ, матрос)   - А как эти слова связаны со словом маскарад? Спасибо!  Молодцы!

Объясняю, как будем работать. Образец на доске.

-Зачёркиваем ненужное. Проверяем. Меняемся карточками.

( У компьютера работает ученик)

Взаимопроверка:  Сверяем правильное написание с компьютером.

6. Физ-минутка.

-Немного отдохнём. Поиграем и сплетём венки из слов

Работаем в группах.

 1 ряд        ЛИЦО

Слова, отвечающие на вопрос ЧТО?

2  ряд        МАСКА

 Слова, отвечающие на вопрос какая?

3  ряд  МАСКАРАД

Слова, отвечающие на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ?

7. Работа по теме урока.

    - Откройте учебник на стр. 107 №162.

    - Читаем задание. Сравниваем. Запоминаем написание слов с  изученной орфограммой. Эти слова я включила в буквенный диктант.

  Работаем в тетради.    Буквенный диктант

1. хлеб

6. шалаш

11. лес

2. глаз

7. сапог

12. уж

3. шкаф

8. гараж

13. газ

4. суп

9. рукав

14. клюв

5. мёд

10. крот

15. враг

Взаимопроверка:    Меняемся тетрадями. Начинаем проверять. Напоминаю критерии проверки.

 - У кого 5?    4?    - У кого пока 3? НЕ огорчайтесь те, у кого пока не получилось.  Мы ещё потренируемся, и у нас всё получится.

8. Проверка домашнего задания.

Какие слова предметы, признаки, действия вы придумали по домашнему заданию?

(Дед Мороз, Снегурочка, Новый год)

9. Д/задание

- Используя материал нашего урока- дома напишите  сочинение «Скоро Новый год»

9. Рефлексия

    Рабочая тетрадь стр. 53   №94 (работа по рядам)

-  С какой орфограммой работали?

- Как проверяли парный согласный звук на конце слова?

- Под каким номером в нашей памятке находится эта орфограмма?

- Используя схему на доске, сделайте самооценку своей деятельности на уроке.

       знаю

Я -  запомнил

       смог

10. Итог урока     (Клип «Маскарад»)

      - Какое настроение у вас после урока?

          - Маскарад каких звуков мы научились раскрывать?  (парных)

         - Давайте их ещё раз назовём  ….

      -   Почему  парные согласные на конце слов надо проверять?

   Доп/ материал:   Рабочая тетрадь  стр. 53  №94

1вариант:   приз, круиз, салют, утюг

2 вариант:  алмаз, приказ, долг,

Скрипит мороз.

Сердит мороз.

И снег

Сухой и колкий.

И вяз озяб,

И дуб замёрз.

Насквозь

Продрогли ёлки.

(Маска спадёт, срывать маску, сбрасывать маску)

У этих выражений есть иное толкование (не прямое, а косвенное


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ "УПРАЖНЕНИЯ В НАПИСАНИИ СЛОВ С ГЛУХИМИ И ЗВОНКИМИ СОГЛАСНЫМИ"

Тема: Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными.Цели: отработать умения распознавать в словах согласные. Которые нужно проверять; закреплять знания о проверке слов с глухими и звонки...

конспект урока по русскому языку по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова"

Цель урока:  Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы., а также формирование умени...

Урок по русскому языку во 2 классе "Правописание звонких и глухих согласных на конце слов"

Урок по русскому языку во 2 классе "Правописание звонких и глухих согласных на конце слов"...

конспект урока по русскому языку 2 класс "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова"

Тема: Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова.Цель: Формировать умение проверять написание парных звонких и глухих согласных на конце слов.Задачи: распознавать парные глухие и зв...