конспект урока "Парные звонкие и глухие согласные"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Рассамахина Елена Николаевна

 

Цели урока:

1.                 Дать понятия о парных звонких и глухих согласных, ознакомить с написанием слов с парными согласными на конце.

2.                 Формировать познавательную активность, развивать орфографическую зоркость.

3.                 Воспитание уважения к традициям своего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_parnye_zvonkie_i_glukhie_soglasnye.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку во 2 классе.

Тема: Понятие о парных звонких и глухих согласных.

Цели урока:

  1. Дать понятия о парных звонких и глухих согласных, ознакомить с написанием слов с парными согласными на конце.
  2. Формировать познавательную активность, развивать орфографическую зоркость.
  3. Воспитание уважения к традициям своего народа.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Форма урока: урок – путешествие.

Оборудование: карточки с опорными словами, карточки с деформированным текстом, слогами, словами с парными согласными на конце, ребусами, пословицами, рисунок елки, игрушечный Дед Мороз, снежинки.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

 Массаж биологически – активных точек лица.

  1. Мотивация.
  • Восстановление деформированного текста в парах.

___________________ зима. С неба ______________ снежинки. Зимой дети _____________

на санках, лыжах и коньках. Они _________________ снеговиков. Зимой дети __________

птиц. К Новому году ребятишки  __________________ ёлку. На ёлку __________________

ёлочные игрушки, бусы и фонарики. К детишкам  на праздник приходит _______________

Он ____________________ всем подарки. Все дети __________________ Новый год.

- Прочитайте, что у вас получилось.

- Какой вид текста? Почему?                                            Схема – опора

- Как можно озаглавить текст?

- Какой праздник любят и ждут все дети?

- Кто приходит к детям на праздник?

  • Сообщение темы и целей урока.

Но, к сожалению, с Дедом Морозом приключилась беда. Снежная королева рассердилась на него из –за того, что все любят Дедушку Мороза, пишут ему письма, ждут его в гости. И решила Снежная королева заколдовать Деда Мороза. И знаете, ей ведь удалось это сделать, ведь наш дедушка добрый и доверчивый. Забыл он, что скоро праздник. Придется нам спасать Деда Мороза, а для этого отправимся в царство Снежной королевы, выполняя все ее задания.  Нам придется нелегко, но вы готовы? Чтобы не замерзнуть в пути, давайте проведем разминку.

  • Пальчиковая гимнастика.

«Овечка»

Вот кудрявая овечка.

Шерстка белая в колечках,

Шерстка мягкая, густая –

Шубка у овцы такая.

В шубке этой очень жарко!

Дай мне шерстки, коль не жалко.

Я колечки состригу

И в комочки соберу.

Кружится веретено,

Ниточку прядет оно.

Нитку я перебираю,

Из нее клубок мотаю.

Вот теперь возьму я спицы

( А вязать я мастерица!)

Петлю к петле нанижу,

Шарф и варежки свяжу.

Подарю я Марьюшке

Теплый шарф и варежки.

  • Загадка

В воздухе летают,

На ладошке тают,

Легче, чем пушинки,

Звездочки - … (снежинки)

- Какое слово изобразили снежинки?   (Дед Мороз)

- Как пишутся эти слова?

- Что нужно сделать, чтобы написать эти слова правильно?

- Что происходит со [д], [з] на конце слова?

- Итак, какая новая орфограмма встретилась?

- Какая тема урока?

  1. Работа по теме урока.
  • Запись в тетрадях: число, классная работа, тема урока.
  • Минутка чистописания:

Б   В  Г  Д  Ж  З

П  Ф К Т  Ш С

- Назовите парные согласные по звонкости – глухости. Запишите их.

  • Написание слов с парными согласными на конце.

Загадаю вам, ребятки,

Очень трудные загадки.

Отгадаешь – не зевай,

Дружно хором отвечай.

Он приходит в зимний вечер

Зажигать на елке свечи,

Он заводит хоровод.

Это праздник… (Новый год)

На земле живут сестрички,

У сестричек – по косичке.

Четвертая косичка –

Белоснежная сестричка;

Все укроет одеялом,

Все разгладит, приберет,

А потом земле усталой

Колыбельную споет.    (зима)

Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно.  (лед)

Шел – шел без дорог

Где шел – там и лег.

До весны пролежал,

А весной побежал.   (снег)

- Все слова записываем, выделяем орфограммы, подбираем проверочное слово. ( по мере отгадывания)

- Какое слово лишнее? Почему?

- Итак, кто еще раз повторит тему урока?

- Как не ошибиться в написании слов с парными согласными на конце?

  • ФИЗПАУЗА

Чтобы наконец – то стихла метель, давайте встанем и произнесем волшебные слова:

Ветер дует нам в лицо.

Закачалось деревцо.

Ветер, тише, тише, тише.

Деревцо все выше, выше.

  • Словарная работа.

- Мы попали в волшебный лес, где уже все готово к встрече Нового года. Определим, каких животных мы можем встретить в этом лесу.

(На доске карточки с деформированными словами)

ЗА                НА

МЕД            СА

СОБА          КА

ЖУ              ВЕДЬ

ЛИ               ЯЦ

ВОРО          РАВЛЬ

- Устно составляем слова (заяц, медведь, собака, журавль, лиса, ворона).

- Какое из полученных слов соответствует теме урока? Докажи.

- Записываем слово медведь, выделяем орфограмму, устно подбираем проверочное слово.

-  Какие еще животные могут там быть? Отгадайте загадки.

Шубка – иголки.

Свернется он – колкий.

Рукой не возьмешь.

Кто же это? (еж)

Колюч, да не еж.

Кто же это? (ерш)

Не олень он и не бык,

В жарких странах жить привык,

На носу имеет рог.

Кто же это? (носорог)

Он решил, что он жираф,

И ходит голову задрав.

Говорят, из разных блюд

Лишь колючки ест… (верблюд)

- Записываем слова, выделяем орфограммы, устно подбираем проверочное слово.

  • Выборочный диктант (или выборочное списывание)

- Послушайте отрывок из стихотворения Б. Заходера:

Водили звери хоровод                                  

Вокруг зеленой елки.

Плясал и крот,

И бегемот

Плясали даже волки!

Пустился в пляс

И дикобраз.

- Выписываем только слова с орфограммой – парной согласной в конце слова. Обозначаем орфограмму, устно подбираем проверочное слово.

  • Работа с пословицами.

           - Если все звери плясали возле елки, то какие они?

- И следующее задание – подсказку приготовили для вас эти дружные зверята.

- По классу развешены пословицы. Прочтите их и подумайте, какая подходит к нашей ситуации.

Снег глубок – год хорош.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Где дружбой дорожат, там и враги дрожат.

Холода не бойся, по пояс мойся.

Не говори – не умею,

А говори – научусь.

- А еще одну пословицу – примету зашифровали, нужно суметь ее прочитать.

(Мороз не велик, да стоять не велит)

- Как вы понимаете смысл пословицы?

  • ФИЗПАУЗА

- Так и мы с вами, чтобы не замерзнуть, давайте разомнемся.

Мы на саночки садимся

И под гору быстро мчимся.

Снег, снег, белый снег,

Мчимся мы быстрее всех!

Потом в лес мы побежали,

И в снежки играть мы стали.

  • Запись пословицы с комментированием.
  • Самостоятельная запись загадки, выделяем орфограммы, отгадываем.  Отгадку записываем.

Без  ру . , без но ., а рисовать умеет.

- Правильно. Мороз. Вы справились со всеми трудностями во время пути. И, конечно,  спасли Деда Мороза. (Достаю фигурку, включаю)

- Дедушка Мороз благодарит вас и обещает прийти на праздник.

  1. Итог урока

- Спасли мы Деда Мороза?

- Как мы себя проявили?

- Какую тему изучили во время путешествия?

- игра «Нарядим елку»

Во время праздника принято украшать елку. А мы свою елочку украсим словами.

Хоровод, сугроб, снег, клюв, шарф, нож, завод, мороз, труд, лёд, глаз, мёд, друг, ястреб, голубь, лебедь, зуб.

  1. Домашнее задание.

 - Сегодня вы получите на дом творческое задание. Необходимо подобрать не менее 3 пословиц, где были бы слова с парными согласными на конце слова. Пословицы могут быть на любую тему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Правописание звонких и глухих согласных в середине слова"

Цели урока: знать опознавательные признаки орфограмм; совершенствовать орфографические умения; развивать навыки самоконтроля; память, речь....

Конспект урока по русскому языку 2 класс. Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме.

Упражнения в распожнавании и проверке парных звонких и глухих согласных в слове....

План-конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова"

Урок в 3 классе по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова" для обучающихся с нарушениями интеллекта....

План-конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова"

Урок русского языка в 4 классе по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова" для обучающихся с нарушениями интеллекта....

План-конспект "Парные звонкие и глухие согласные" 3 класс

План-конспект "Парные звонкие и глухие согласные" 3 класс...

Конспект урока "Звонкие и глухие согласные"

Программа ШКОЛА РОССИИ 2 класс...