Главные вкладки

    Урок "Парные звонкие и глухие согласные"
    методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему

    Овсянникова Алена Александровна

     

    Цель:

    • Отработка алгоритма правописания учащимися орфограммы «парные звонкие и глухие согласные»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_5.doc56 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка

    ТЕМА: ПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ

    Цель:

    1. Отработка алгоритма правописания учащимися орфограммы «парные звонкие и глухие согласные»

    Задачи:

    1.   закрепить  знания учащихся о правописании слов с парными звонкими и глухими согласными;
    2.    способствовать развитию психических процессов:  речи, мышления, внимания, памяти учащихся;
    3.    воспитывать уверенность в своих силах, чувство взаимопомощи, интерес к русскому языку.

    Оборудование:

    1. Учебник – «Русский язык» А.В.Полякова, 1 класс,
    2. Тетрадь для самостоятельной работы,
    3. Таблица с изображением игрового поля,
    4. Карточки для индивидуальной работы

    ХОД УРОКА

    1. Эмоциональный настрой

    - Давайте  улыбнемся друг другу!

    Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общении я друг с другом. Я желаю вам успехов и творческих удач.

    II. Мобилизующий этап. Формулирование темы урока

    На доске изображено игровое поле:

    Б

    Ж

    Т

    П

    Д

    Ф

    В

    Ш

    Г

    С

    З

    К

    У. Посмотрите внимательно на игровое поле. У нашего зайчика на этом поле сегодня два маршрута (направления). Если вы их правильно определите, то узнаете тему сегодняшнего урока русского языка.

    Д. Сначала зайчик находился в домике с буквой Б, из него отправился в домик с буквой В. Оттуда он пошел в домик с буквой Г. Из домика с буквой Г зайчик перепрыгнул в домик с буквой Ж. Из домика с буквой Ж он направился в домик с буквой 3 и далее в домик с буквой Д. На этом пути зайчик посетил домики только со звонкими парными согласными.

    У. Верно. Каким был второй маршрут зайчика?

    Д. Зайчик из домика с буквой П перепрыгнул в домик с буквой Ф. Из домика с буквой Ф он направился в домик с буквой К. Из домика с буквой К зайчик попал в домик с буквой Т. Из домика с буквой Т он пошел в домик с буквой С, а из него — в домик с буквой Ш. Таким образом зайчик побывал в домиках с глухими согласными.

    У. Какие звонкие и глухие согласные составляют пары? Назовите их.

    Д. Звонкие и глухие согласные составляют такие пары:

    [б] - [п], [в] - [ф], [г] - [к], [д] - [г], [з] - [с], [ж] - [ш].

    У. В связи с нашими рассуждениями скажите, какие знания мы будем закреплять сегодня на уроке?

    Д. Сегодня на уроке мы будем закреплять знания о правописании слов с парными звонкими и глухими согласными.

    У. Верно. Но сначала проведем минутку чистописания.

    III. Минутка чистописания

    У. На минутке чистописания мы напишем звонкую согласную, которая была последней в первом маршруте зайчика, и парную ей глухую согласную. Какие это буквы?

    Д. Это буквы д, т.

    У. Составьте из этих букв цепочку, прибавив к ним гласную о. Какая цепочка у вас получилась?

    Д. У меня получилась такая цепочка: дто дтоо дтооо... После строчной д пишется строчная т, а после нее гласная о, количество которой при каждом повторе увеличивается на одну.

    Я составила такую цепочку: дот doom дооот... Между строчными д и т пишется гласная о, количество этой буквы при каждом повторе увеличивается на одну.

    (Учитель записывает на доске варианты цепочек букв и показывает их соединения.)

    У. Напишите составленные вами цепочки букв до середины строки. 

    IV.Словарно-орфографическая работа

    На доске следующее изображение:

    У. Сегодня мы познакомимся с новым словом из словаря. Вы его сможете определить с помощью данного рисунка. Для этого найдите букву, с которой начинается искомое слово, и направление движения для поиска остальных букв. Какое это слово?

    Д. Это слово город.

    У. Бывают крупные населенные пункты и небольшие. К каким из них относится город?

    Д. Город — это крупный населенный пункт.

    У. Какие промышленные предприятия имеются в городе?

    Д. В городах есть заводы.

    В городах имеются фабрики.

    У. В крупных городах обычно находятся институты, техникумы, училища.

    Какое название им всем можно дать? Д. Институты, техникумы, училища — это учебные заведения.

    У. В городах обычно имеются культурные учреждения. Это филармонии, театры. Продолжите этот перечень.

    Д. Культурные учреждения — это музеи, выставки, кинотеатры, цирк.

    У. Теперь скажите полностью, что обозначает слово город?

    Д. Город — это крупный населенный пункт, в котором имеются заводы, фабрики, учебные заведения и культурные учреждения.

    У. Найдите слово город в орфографическом словаре. Напишите его, поставьте ударение. Что можете сказать о его написании?

    Д. В слове город имеются безударная гласная о и парная звонкая согласная д. Проверочное слово города.

    У. Составьте предложение, включив в него слово город, и любое слово из словаря, имеющее парный согласный.

    Д. В городе строится большой завод. В тетради написано слово город.

    Ученик рассказал о городе, в котором побывал на каникулах.

    У. Напишите одно из составленных предложений, подобрав к словам с парными согласными проверочные слова.

     (Учащиеся выполняют работу. Осуществляется проверка.)

    Скажите, что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с парными звонкими и глухими согласными?

    Д. Чтобы не ошибиться в написании слов с парными звонкими и глухими согласными, надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный.

    V. Физкультминутка

    У. Я буду называть слова с парным согласным на конце и без него. Если назову слово с парным согласным — вы хлопаете, если без него — топаете.

    Трава, зуб, суп, книга, школа, клуб, зима, роза, мороз, земля, вода, сторож.

    VI. Закрепление пройденного материала

    Упражнение 1 (работа в парах)

    У. Прочитайте написанные на доске слова.

    Д. Ду..., цветок, руба...ка, зверь, ястре..., оде...да, медве...ь, дерево, ланды..., птица.

    У. Объедините данные слова в пары по смыслу. Составленные пары напишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните орфограммы. К словам с парной согласной подберите проверочные. Назовите первую составленную пару.

    Д. Дуб — дерево. В слове дуб имеется парный звонкий согласный [б]. Проверочное слово дубы. В слове дерево непроверяемая безударная гласная е. (Аналогичным образом выполняется дальнейшая работа.)

    Варианты ответов:

    рубашка (рубашечка) — одежда (одежонка); ястреб (ястребы) — птица; медведь (медведи) — зверье ландыш (ландыши) — цветок.

    Упражнение 2 (фронтальная работа)

    На доске написаны предложения: Выпал первый сне(г,к).

    Папа получил на в (о,а)кзале б(а, о)га(ж,ш).

    У. Прочитайте написанные на доске предложения. К каждому из них придумайте по одному новому предложению так, чтобы оно по смыслу было продолжением предыдущего.

    Назовите ваши варианты к первому предложению. Д. Выпал первый снег. Все вокруг стало белым. Выпал первый снег. Засыпало в саду дорожки. Выпал первый снег. Белые снежинки легли на деревья и крыши домов.

    У. Напишите исходное предложение и свой вариант составленного к нему предложения. Подчеркните известные вам орфограммы. Подберите проверочные к словам с парными согласными. (Учащиеся выполняют задание. Осуществляется проверка. Аналогичная работа проводится со вторым предложением.)

    VI. Физкультминутка

    Солнышко, заборчик, камешек

    Упражнение 3 (форма работы - индивидуальная)

    На доске (или на карточках) написаны пословицы: Друг познается в беде. Важен не обед, а привет. Друга ищи, а найдешь — береги.

    У. Прочитайте написанные на доске пословицы. Составьте к ним свое задание в соответствии с темой урока.

    Д. Можно выполнить такое задание: «Напишите пословицы, в которых есть слова с парными согласными. Устно подберите к ним проверочные. Орфограмму подчеркните».

    У. Хорошо. Кто придумал задание с группировкой? Д. Объедините пословицы по смыслу. Напишите их. Подчеркните орфограммы.

    У. Какие пословицы можно объединить по смыслу?

    Д. По смыслу можно объединить первую и третью поел вицы: Друг познается в беде и Друга ищи, а найдешь береги. Они о дружбе.

    У. Выполните задание на выбор. (Осуществляется проверка написания орфограмм.)

    VII. Итог урока

    У. Над каким правилом мы работали сегодня на уроке?

    Д. Сегодня на уроке мы работали над правилом о правописании парных звонких и глухих согласных.

    У. Расскажите это правило.

    Д. Чтобы не ошибиться в написании слов с парными звонкими и глухими согласными, надо подобрать к ним проверочные так, чтобы после согласных стояли гласные.

    о


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова»

    Тема: Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова.Цель: закрепление знаний учащихся по подбору проверочных слов, расширение словарного запаса детей, развит...

    Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова.

    Урок закрепляет у учащихся навык правописания слов с парными звонкими и глухими согласными....

    Внеклассное занятие по русскому языку "Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова"

    Цель предлагаемого занятия: закрепить знания обучающихся по выбору проверочного слова к словам с парной согласной в корне слова, расширить словарный запас обучающихся....

    Урок-практикум по русскому языку во 2-ом классе по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных перед согласными"

    План урока:1. Организационный момент2. Минутка чистописания3. Словарная работа4. Работа по развитию речи.5. Фонетический разбор слова6. Работа по теме урока.7. Работа в парах8. Зрительно-слуховой дикт...

    Внеклассное занятие по русскому языку «Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова»

     Цель предлагаемого занятия: закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас....