Урок "Парные звонкие и глухие согласные"
методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему

Овсянникова Алена Александровна

 

Цель:

  • Отработка алгоритма правописания учащимися орфограммы «парные звонкие и глухие согласные»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_5.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

ТЕМА: ПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ

Цель:

  1. Отработка алгоритма правописания учащимися орфограммы «парные звонкие и глухие согласные»

Задачи:

  1.   закрепить  знания учащихся о правописании слов с парными звонкими и глухими согласными;
  2.    способствовать развитию психических процессов:  речи, мышления, внимания, памяти учащихся;
  3.    воспитывать уверенность в своих силах, чувство взаимопомощи, интерес к русскому языку.

Оборудование:

  1. Учебник – «Русский язык» А.В.Полякова, 1 класс,
  2. Тетрадь для самостоятельной работы,
  3. Таблица с изображением игрового поля,
  4. Карточки для индивидуальной работы

ХОД УРОКА

  1. Эмоциональный настрой

- Давайте  улыбнемся друг другу!

Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общении я друг с другом. Я желаю вам успехов и творческих удач.

II. Мобилизующий этап. Формулирование темы урока

На доске изображено игровое поле:

Б

Ж

Т

П

Д

Ф

В

Ш

Г

С

З

К

У. Посмотрите внимательно на игровое поле. У нашего зайчика на этом поле сегодня два маршрута (направления). Если вы их правильно определите, то узнаете тему сегодняшнего урока русского языка.

Д. Сначала зайчик находился в домике с буквой Б, из него отправился в домик с буквой В. Оттуда он пошел в домик с буквой Г. Из домика с буквой Г зайчик перепрыгнул в домик с буквой Ж. Из домика с буквой Ж он направился в домик с буквой 3 и далее в домик с буквой Д. На этом пути зайчик посетил домики только со звонкими парными согласными.

У. Верно. Каким был второй маршрут зайчика?

Д. Зайчик из домика с буквой П перепрыгнул в домик с буквой Ф. Из домика с буквой Ф он направился в домик с буквой К. Из домика с буквой К зайчик попал в домик с буквой Т. Из домика с буквой Т он пошел в домик с буквой С, а из него — в домик с буквой Ш. Таким образом зайчик побывал в домиках с глухими согласными.

У. Какие звонкие и глухие согласные составляют пары? Назовите их.

Д. Звонкие и глухие согласные составляют такие пары:

[б] - [п], [в] - [ф], [г] - [к], [д] - [г], [з] - [с], [ж] - [ш].

У. В связи с нашими рассуждениями скажите, какие знания мы будем закреплять сегодня на уроке?

Д. Сегодня на уроке мы будем закреплять знания о правописании слов с парными звонкими и глухими согласными.

У. Верно. Но сначала проведем минутку чистописания.

III. Минутка чистописания

У. На минутке чистописания мы напишем звонкую согласную, которая была последней в первом маршруте зайчика, и парную ей глухую согласную. Какие это буквы?

Д. Это буквы д, т.

У. Составьте из этих букв цепочку, прибавив к ним гласную о. Какая цепочка у вас получилась?

Д. У меня получилась такая цепочка: дто дтоо дтооо... После строчной д пишется строчная т, а после нее гласная о, количество которой при каждом повторе увеличивается на одну.

Я составила такую цепочку: дот doom дооот... Между строчными д и т пишется гласная о, количество этой буквы при каждом повторе увеличивается на одну.

(Учитель записывает на доске варианты цепочек букв и показывает их соединения.)

У. Напишите составленные вами цепочки букв до середины строки. 

IV.Словарно-орфографическая работа

На доске следующее изображение:

У. Сегодня мы познакомимся с новым словом из словаря. Вы его сможете определить с помощью данного рисунка. Для этого найдите букву, с которой начинается искомое слово, и направление движения для поиска остальных букв. Какое это слово?

Д. Это слово город.

У. Бывают крупные населенные пункты и небольшие. К каким из них относится город?

Д. Город — это крупный населенный пункт.

У. Какие промышленные предприятия имеются в городе?

Д. В городах есть заводы.

В городах имеются фабрики.

У. В крупных городах обычно находятся институты, техникумы, училища.

Какое название им всем можно дать? Д. Институты, техникумы, училища — это учебные заведения.

У. В городах обычно имеются культурные учреждения. Это филармонии, театры. Продолжите этот перечень.

Д. Культурные учреждения — это музеи, выставки, кинотеатры, цирк.

У. Теперь скажите полностью, что обозначает слово город?

Д. Город — это крупный населенный пункт, в котором имеются заводы, фабрики, учебные заведения и культурные учреждения.

У. Найдите слово город в орфографическом словаре. Напишите его, поставьте ударение. Что можете сказать о его написании?

Д. В слове город имеются безударная гласная о и парная звонкая согласная д. Проверочное слово города.

У. Составьте предложение, включив в него слово город, и любое слово из словаря, имеющее парный согласный.

Д. В городе строится большой завод. В тетради написано слово город.

Ученик рассказал о городе, в котором побывал на каникулах.

У. Напишите одно из составленных предложений, подобрав к словам с парными согласными проверочные слова.

 (Учащиеся выполняют работу. Осуществляется проверка.)

Скажите, что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с парными звонкими и глухими согласными?

Д. Чтобы не ошибиться в написании слов с парными звонкими и глухими согласными, надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный.

V. Физкультминутка

У. Я буду называть слова с парным согласным на конце и без него. Если назову слово с парным согласным — вы хлопаете, если без него — топаете.

Трава, зуб, суп, книга, школа, клуб, зима, роза, мороз, земля, вода, сторож.

VI. Закрепление пройденного материала

Упражнение 1 (работа в парах)

У. Прочитайте написанные на доске слова.

Д. Ду..., цветок, руба...ка, зверь, ястре..., оде...да, медве...ь, дерево, ланды..., птица.

У. Объедините данные слова в пары по смыслу. Составленные пары напишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните орфограммы. К словам с парной согласной подберите проверочные. Назовите первую составленную пару.

Д. Дуб — дерево. В слове дуб имеется парный звонкий согласный [б]. Проверочное слово дубы. В слове дерево непроверяемая безударная гласная е. (Аналогичным образом выполняется дальнейшая работа.)

Варианты ответов:

рубашка (рубашечка) — одежда (одежонка); ястреб (ястребы) — птица; медведь (медведи) — зверье ландыш (ландыши) — цветок.

Упражнение 2 (фронтальная работа)

На доске написаны предложения: Выпал первый сне(г,к).

Папа получил на в (о,а)кзале б(а, о)га(ж,ш).

У. Прочитайте написанные на доске предложения. К каждому из них придумайте по одному новому предложению так, чтобы оно по смыслу было продолжением предыдущего.

Назовите ваши варианты к первому предложению. Д. Выпал первый снег. Все вокруг стало белым. Выпал первый снег. Засыпало в саду дорожки. Выпал первый снег. Белые снежинки легли на деревья и крыши домов.

У. Напишите исходное предложение и свой вариант составленного к нему предложения. Подчеркните известные вам орфограммы. Подберите проверочные к словам с парными согласными. (Учащиеся выполняют задание. Осуществляется проверка. Аналогичная работа проводится со вторым предложением.)

VI. Физкультминутка

Солнышко, заборчик, камешек

Упражнение 3 (форма работы - индивидуальная)

На доске (или на карточках) написаны пословицы: Друг познается в беде. Важен не обед, а привет. Друга ищи, а найдешь — береги.

У. Прочитайте написанные на доске пословицы. Составьте к ним свое задание в соответствии с темой урока.

Д. Можно выполнить такое задание: «Напишите пословицы, в которых есть слова с парными согласными. Устно подберите к ним проверочные. Орфограмму подчеркните».

У. Хорошо. Кто придумал задание с группировкой? Д. Объедините пословицы по смыслу. Напишите их. Подчеркните орфограммы.

У. Какие пословицы можно объединить по смыслу?

Д. По смыслу можно объединить первую и третью поел вицы: Друг познается в беде и Друга ищи, а найдешь береги. Они о дружбе.

У. Выполните задание на выбор. (Осуществляется проверка написания орфограмм.)

VII. Итог урока

У. Над каким правилом мы работали сегодня на уроке?

Д. Сегодня на уроке мы работали над правилом о правописании парных звонких и глухих согласных.

У. Расскажите это правило.

Д. Чтобы не ошибиться в написании слов с парными звонкими и глухими согласными, надо подобрать к ним проверочные так, чтобы после согласных стояли гласные.

о


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова»

Тема: Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова.Цель: закрепление знаний учащихся по подбору проверочных слов, расширение словарного запаса детей, развит...

Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова.

Урок закрепляет у учащихся навык правописания слов с парными звонкими и глухими согласными....

Внеклассное занятие по русскому языку "Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова"

Цель предлагаемого занятия: закрепить знания обучающихся по выбору проверочного слова к словам с парной согласной в корне слова, расширить словарный запас обучающихся....

Урок-практикум по русскому языку во 2-ом классе по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных перед согласными"

План урока:1. Организационный момент2. Минутка чистописания3. Словарная работа4. Работа по развитию речи.5. Фонетический разбор слова6. Работа по теме урока.7. Работа в парах8. Зрительно-слуховой дикт...

Внеклассное занятие по русскому языку «Звонкие и глухие согласные в середине слова перед согласными и на конце слова»

 Цель предлагаемого занятия: закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас....