Урок русского языка "Звонкие и глухие согласные"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Звонкие и глухие согласные"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ ООШ села Середниково

Конспект урока русского языка

во 2-ом классе

Учитель: Соколова Татьяна Васильевна

с. Середниково, 2010 г.

Тема: Звонкие и глухие согласные

Цель: формирование умения различать звонкие и глухие согласные.

Задачи:

Обучающие: повторение признаков гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков; повторение ранее пройденного материала.

Развивающие: развитие умения анализировать звуковой состав слова, развитие орфографической зоркости, внимания, логического мышления, устной и письменной речи.

Воспитывающие: воспитание усидчивости, самостоятельности, интереса к изучаемому предмету и процессу обучения.

Оборудование: учебник, дидактический материал (автор Л.М. Зеленина), «лента» букв, карточки с заданиями (два уровня сложности).

Ход урока:

I. Организационный момент

Прозвенел долгожданный звонок,

Начинаем мы урок.

Будьте все внимательны,

А еще старательны.

II. Чистописание

- Сядьте ровно, откройте тетради, положите их наклонно, запишите дату, пропишите буквы.

III. Сообщение темы и целей урока

- Посмотрите на слова, записанные на доске.

ГОЛ          КОЛ

БИЛ          ПИЛ

ДОМ         ТОМ

ЖАР         ШАР

- Что общего в словах первого и второго столбиков? Чем слова первого столбика отличаются от слов второго столбика? (Ответы детей)

- Итак, на прошлом уроке мы выяснили, что согласные звуки очень разные. Есть среди них звонкие и глухие звуки.

- Что вы узнали о звонких согласных звуках? (Звонкие согласные произносятся звонко, с голосом)

-  Назовите несколько звонких согласных звуков.

- Что вы можете сказать о глухих согласных звуках? (Глухой согласный звук произносится глухо, без голоса)

- Приведите примеры.

- Сегодня на уроке мы продолжим разговор о звонких и глухих согласных звуках и будем продолжать учиться их различать. Я приготовила для вас много интересных заданий и надеюсь, что вы успешно с ними справитесь.

IV. Упражнения на повторение, закрепление изученного материала

1) Запишите три женских имени, которые начинаются со звонкого согласного звука, и три мужских имени, которые начинаются с глухого звука (задание выполняется с комментированием)

Например, Мария, Лариса, Галина; Павел, Фёдор, Кирилл.

Дополнительное задание: разделить слова на слоги, обозначить ударный слог.

2) Эмоциональная разрядка.

- Ребята, когда вы выполняли задание, я заметила, что вы смотрели на «ленту букв». Как она вам помогала?

- Да, «лента букв» может помочь нам ответить на многие вопросы о звуках и буквах. Но мы же не будем ее носить постоянно с собой, чтобы смотреть, к какому разряду какой звук относится. Как же быть? (Ответы детей)

- Я предлагаю вам сделать маленькое «научное открытие». Назовите звук, например,   б    . Какой он: глухой или звонкий? В науке гадать нельзя, наука любит точность. Мы сделаем вот так: зажмите уши и произнесите звук  б   , а потом   п   .

Понаблюдайте за своим состоянием. Когда мы произносили первый звук, в голове, в ушах звенело, т.е. участвовали голосовые связки. Это звонкий звук. При произношении звука   п   голосовые связки не участвовали. Это глухой звук. Можете дома так потренироваться. Итак, мы немного передохнули – продолжим.

3) Работа по учебнику

Стр. 68, упр. 65 – выполняется по заданию с комментированием.

ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ

4) Задание на смекалку (устно)

- Найдите «лишнюю» букву. Объясните свой выбор.

  Б  В  А  Г  Д  Т 

- Какие звуки обозначают оставшиеся буквы? (Звонкие)

- Какими еще мы их можем назвать? (Парными)

- Каких парных звонких звуков на хватает?

5) Работа со скороговоркой.

- Для того, чтобы четко и понятно произносить звуки, существует большое количество скороговорок. Прочитайте скороговорки, назовите, какие согласные звуки в них отрабатываются:

Белые бараны били в барабаны.

Даша дарит Дине дыни.

- Произнесите скороговорку быстро.

- Спишите первую скороговорку. Какое это предложение по цели высказывания? По эмоциональной окраске?

- Подчеркните главные члены предложения.

ЗАРЯДКА  ДЛЯ  РУК  

6) Исследовательская работа.

- А сейчас мы проведем исследовательскую работу. Найдите на странице 68 учебника слова, в которых встречаются только глухие согласные звуки. (Дети ищут слова, называют их, объясняя свой выбор: петух, стихи, кот и т.д.)

7) Самостоятельная работа

- Спишите, подбирая к каждому слову пару так, чтобы одно слово отличалось от другого одной буквой. Эти буквы должны обозначать разные звуки: одна – звонкий согласный, другая – глухой согласный звуки.

      I уровень                                      II уровень  

        гол -                                                дело –

        жар -                                               тоска –

        кора -                                              колос –

        дочка -                                            коса –

        жить -                                             бочка –

        бил -                                                плот –

V. Рефлексия

- Какую цель ставили на уроке?

- Как вы сегодня поработали?

- Что интересного было на уроке?

- Что вы расскажите своим родителям?

- Я предлагаю вам решить звуковые пропорции:

К : Г = Т : __

Д : Т = Б : __

К : Т = Г : __

В : З = __ : С

VI. Итоги, оценивание, домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Парные звонкие и глухие согласные"

Цель:Отработка алгоритма правописания учащимися орфограммы «парные звонкие и глухие согласные»...

Урок "Правописание звонких и глухих согласных на конце слова".

На уроке закрепляется  правописание звонких и глухих согласных на конце слова....

конспект урока "Парные звонкие и глухие согласные"

Цели урока:1.                 Дать понятия о парных звонких и глухих согласных, ознакомить с написанием слов с пар...

Конспект урока "Правописание парных звонких-глухих согласных"

На данном уроке систематизируются  знания  учащихся о способах  проверки правописания парных согласных на конце и в середине слова, совершенствуются  умения правильно обозначать па...

Презентация к уроку 2класс "Парные звонкие-глухие согласные"

Формирование умения различать парные звонкие-глухие согласные вкорне слова...

Конспект урока "Правописание парных звонких глухих согласных на конце слова"

Конспект урока по русскому языку. 2 класс. ФГОС. Тема "Правописание парных звонких глухих согласных на конце слова"...

Урок письма и развития речи 3 класс Тема урока «Парные звонкие и глухие согласные на конце слова»

Урок письма и развития речи  3 класс Тема урока «Парные звонкие и глухие согласные на конце слова»Цель урока: закрепить умение различать парные звонкие и глухие согласные в конце слов....