Технологическая карта урока русского языка "Чередование согласных в корне слова" 2 класс УМК НШ 21 века
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Труфанова Людмила Владимировна

В данной разаботке содержится технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Чередование согласных в корне слова"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский язык 2 класс, С.В.Иванов, А.О.Евдокимова – УМК «Начальная школа 21 века»

Тема урока: «Чередование согласных в корне слова»

Цель: создать условия для усвоения новых знаний.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Задачи урока: обеспечить условия для осознания детьми возможности чередования согласных в корне слова, развивать умения находить группу однокоренных слов и доказать правильность своего решения по алгоритму, обогащать словарный запас учащихся.

Методы обучения: продуктивный, проблемный.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная,  в парах.

Средства обучения: видеопроектор, презентация

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

УУД

1.Самоопределение к деятельности.

Настрой учащихся  на плодотворную работу в стихотворной форме

Подготовка класса к работе

Личностные: самоопределение;

Коммуникативные: планирование  сотрудничества с учителем и со  сверстниками

2.Актуализация знаний.

Практическое задание. Найти  однокоренные слова  и выделить в них корень.      

- Молодцы, вы научились по алгоритму быстро находить однокоренные слова и безошибочно выделять корень.

Находят слова( лес, лесная, лесник, лесок) по алгоритму: хотя все слова имеют разное значение, но они имеют общий для всех родственных слов смысл, который заключается в корне.

Вывод: данные слова - однокоренные

Коммуникативные: планирование  сотрудничества с учителем и со  сверстниками;

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

3.Создание проблемной ситуации.

Продолжить работу над однокоренными словами. Выписать из текста однокоренные слова и обозначить корень.

-Все справились с заданием?

-Что мы имеем?

-Получились разные ответы, как вы искали слова?

-В чем возникли затруднения?

-Что мы получили в результате выполнения задания?

-Встречалась ли раньше такая задача?

-Во время выполнения пользовались алгоритмом?

Выписывают из текста однокоренные слова и выделяют корень .

- Да.

-В 1 гр.: 2 слова с корнем –свет-;

Во 2 гр.: 3 слова с корнем –све-.

-По алгоритму.

-Слово СВЕЧА относится к группе однокоренных слов или нет?

-Получили разное количество слов и разный корень.

-Разное количество слов –да, разный корень – нет.

-Да, но не смогли правильно выделить количество слов и корень.

Регулятивные: целеполагание, планирование;

Познавательные:  постановка вопросов, формирование проблемы, выдвижение гипотез;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество;

4.Постановка выхода из проблемной ситуации.

-В чем же мы сегодня должны разобраться? Сформулируйте цель нашей работы.

-Как мы будем это делать?

-Докажите, что слова СВЕТИЛЬНИК, СВЕТЛО однокоренные.

-Докажите, что слова СВЕТИЛЬНИК, СВЕТЛО,СВЕЧУ однокоренные.

-Посмотрите на корень  - све-, понимаем ли мы к какому предмету относится данный корень?

-Какие слова спрятались? Они однокоренные?

-Прочитайте слова, которые написаны.какие слова здесь «чужие»?

-Значит, по этой части слова можем понять смысл?

-Что это значит?

-Но если это родственные слова, значит, какой будет корень?

-Вам понятно, о чем речь?

-Какая задача сейчас у нас?

-Давайте проведем эксперимент. Попробуем убрать букву в корне слова СВЕЧУ и поставить обычную для корня. Сделаем корень одинаковым.

-Прочитайте предложение. Что можно сказать о слове?

-Что нам помогло понять значение этих слов?

-Сколько однокоренных слов в тексте?

-Какие корни?

-какие гипотезы были не верные?

-Почему допустили ошибки?

-Как пришли к верному решению?

-Что нового узнали?

-Сформулируйте тему урока.

-Какие буквы чередуются?

ФИЗМИНУТКА

-Сколько встретилось в тексте однокоренных слов, какой у них корень, что особенного в выделении корней этих слов(-свет-, -свеч-).

-Будем использовать алгоритм, проверять правильность и ошибочность каждой гипотезы.

- Хотя  слова имеют разное значение, но они имеют общий смысл, который заключается в корне

-Опираясь на знания дети доказывают, что в словах корень   -све-.

На доске карточки со словами, часть слова закрыта:

све(тлеть),све(жесть),све(чечка), све(рло),

све(тлица),све(кольный).

 Слова: свежесть, сверло, свекольный.

-Не выполняется пункт алгоритма, корень       - све - не удерживает значение слова.

-Значит корень не – све-.

-свет-, -свет-, -све-.

-Частичка общего значения ясна,а последняя буква разная.

-Понять могут ли корни однокоренных слов отличаться последней буквой.

«А по вечерам девочка любила помечтать, глядя на зажженную свеТу»

-Произносится непривычно, неудобно.

-Ч заменили на Т. Значит в некоторых словах согласные могут заменять друг друга, по очереди работать в корне слова.

-Три.

-свет-, -свеч-.

-Корня два.

-Не знали, что последние буквы в корне могут меняться.

-Пользовались известным алгоритмом, проводили эксперимент.

-В однокоренных словах согласные могут чередоваться.

-Чередование согласных в корне слова.

-Т-Ч.

Регулятивные:целеполагание;

Коммуникативные: постановка вопросов;

Познавательные: формулирование познавательной цели, формулирование проблемы;

5.Первичное закрепление

-Проведем наблюдение над другой группой слов: ПЛАКСА, ПЛАЧ.

Работа в парах. Учащиеся делают вывод, что чередоваться могут и другие согласные.

Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество;

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

6.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Организация деятельности по применению новых знаний.

Самостоятельная работа учащихся.Осуществляют проверку, пошагово сравнивая  с эталоном.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено;

Личностные: самоопределение;

7.Рефлексия деятельности

-Что нового узнали на уроке?

-Над какой темой работали?

-Поднимите смайлики , как вы оцениваете свою работу.

-Узнали, что  корни в однокоренных словах могут различаться последней буквой.

-Чередование согласных в однокоренных словах.

Оценивание своей работы

Коммуникативные: умение выражать свои мысли;

Личностные: смыслообразование;

Познавательные: рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка "Правописание глаголов" в 4 классе по УМК "Начальная школа XXI века"

Планируемые предметные результаты: уметь определять спряжение глаголов, правильно писать безударное окончание глагола, определять лицо и число глаголов. Личностные: Уметь проводить самооценку на...

Технологическая карта урока "Проверка парных согласных в корне слова"

Усвоение детьми новых знаний о правописании слов с глухими и звонкими согласными в корне и способах их проверки...

Технологическая карта урока русского языка «Согласные звуки и буквы. Слова с удвоенными согласными» (УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений о словах с удвоенными согласными и способах их переноса; развитие умения писать слова с удвоенными согласными согл...

Технологическая карта урока русского языка "Согласные в сильной и слабой позиции" (УМК "Эльконина-Давыдова", 2 класс"

Цель урока: формирование умения определять позиции у согласных звуков; формирование навыка определения позиции согласных и гласных звуков.Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1) учить...