Урок русского языка "Правописание непроизносимых согласных в корне"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Урок русского языка в 3 классе. УМК "Школа России", учебник русского языка Канакиной

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Прочитайте пословицу и объясните её значение «Землю красит – солнце, а человека - труд»

Слайд 2

Прочтите слово « солнце» орфографически орфоэпически

Слайд 3

П Р О С Т О Запишите слова , проверьте их написание вестник гигантский сердце

Слайд 4

Тема урока: «Правописание … … в корне слова»

Слайд 5

Физминутка для глаз

Слайд 7

Запомним правило Иногда согласные Играют с нами в прятки. Они не произносятся, Но пишутся в тетрадке. Мы однокоренное слово Должны так подобрать, Чтобы звук непроизносимый В нем четко услыхать.

Слайд 8

Работаем в группах 1 группа: Прочитайте слова. Однокоренные ли они? Почему? Какой корень в этих словах? Весть, вестник, известный, известно . Все ли согласные звуки в них произносятся? В каких словах не произносится звук [т ]? Как ты думаешь почему? Где находится этот звук в слове? Спиши, выдели корень. 2 группа: Измени словосочетания по образцу. Образец: сахар из тростника – тростниковый сахар. Площадка на лестнице – … Житель данной местности – … День праздника – … Человек, который получил известность – … – Подчеркни непроизносимые согласные в однокоренных словах.

Слайд 9

9 Какие буквы пишутся, а звуков мы не слышим? Д Т Л В

Слайд 10

Найди проверочное слово и соедини его стрелкой Солнце Участник Лестница Чудесная Яростный Прекрасное Чувство Праздник Честная У стный Чудесен Яростная Прекрасен Честное Солнышко Участие Яростно Устная Честь Ярость Уста Частник

Слайд 11

К каким словам не подобрали проверочных слов? Лестница Чувство П раздник

Слайд 12

Что нужно знать и помнить чтобы писать без ошибок Знать правило Правильно подбирать проверочные слова Уметь обращаться со словарем

Слайд 13

КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПРАВИЛОМ 1. Произнеси слово. Слышишь ли ты рядом несколько согласных звуков? Например: лесной – звуки [ сн ], гигантский – звуки [нс ]. 2. Проверь, есть ли в словах непроизносимый согласный звук. Для этого подбери однокоренное проверочное слово. Лесной – лес, лесистый. Непроизносимого согласного звука нет. Пишем лесной. Гигантский – гигант. Появился звук [т]. Пишем гигантский. 3. Напиши слово. 4. Проверь написание: обозначь орфограмму. Гиган т ский – гиг а нт

Слайд 14

Домашнее задание Записать 10 слов с непроизносимыми согласными в корне. Подобрать к ним проверочные слова. Правило на стр. 118 выучить

Слайд 15

Я могу сформулировать тему урока Могу Не уверен Не могу могу рассказать чему научился на уроке Отлично Хорошо Совсем не могу Считаю, что на каждом этапе урока работал Отлично Хорошо Совсем не работал 15 Рефлексия

Слайд 16

Молодцы!



Предварительный просмотр:

Тема урока: «Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне»

Этапы урока:

I. Мобилизующее начало (1 мин.)
II. Актуализация знаний (6 мин.)
III. Словарно-орфографическая работа (5 мин.)
IV. Сообщение темы и цели урока (2 мин.)
V. Работа над новым материалом (5-8 мин.)
VI. Физкультминутка (2 мин.)
VII. Работа над правилом (2 мин.)
VIII. Закрепление изученного (10 мин.)
IX. Домашнее задание (3 мин.)
X. Итог урока (3 мин.)
XI. Рефлексия (3 мин.)

Форма обучения: индивидуальная; фронтальная, групповая, самостоятельная.

Цель урока: ознакомление обучающихся с новой орфограммой «правописание непроизносимых согласных в корне слова».

Задачи урока:

  • Обучающие:
  • формировать у детей представление о словах с непроизносимыми согласными;
  • знакомить со способом проверки написания слов с непроизносимыми согласными, с помощью подбора однокоренных слов.
  • Развивающие:
  • способствовать развитию орфографической зоркости, памяти, внимания обучающихся.
  • Воспитывающие:
  • создать условия для воспитания чувства товарищества, взаимопомощи, взаимоподдержки в ходе работы в группах.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы урока: индивидуальная, работа в группах, фронтальная, самостоятельный диалог учащихся между собой по поводу решения учебной задачи.

Методы урока:частично-поисковый.

Термины и понятия: непроизносимые согласные

Оборудование: учебник русского языка (автор В.П. Канакина), компьютер, мультимедийный проектор, экран, опорные таблицы, рабочие тетради.

ХОД УРОКА

I. Мобилизующее начало

Необычный день у нас:

Гости к нам пожаловали в класс.

Что гостям сказать нам надо?

 - Видеть вас мы очень рады. 

Мысленно подарите друг другу добрые слова; поддержка товарища принесет вам уверенность в себе и своих знаниях. Хотелось бы, чтобы вы все были активными на уроке, корректными в общении. Вдохните в себя свежесть зимнего дня, тепло солнечных лучей. У нас впереди много интересной работы. Я желаю вам дальнейших успехов в постижении всего того чудесного и таинственного, что прячется за словами «русский язык». На уроке вы будете исследователями. Вы будете познавать тайны русского языка. А в конце урока вы сами оцените свою работу. Будьте внимательны!

II. Актуализация знаний

1. Прочитайте на доске пословицу. (Приложение 1. Слайд 1)

Землю красит – солнце, а человека – труд.

– Прочтите слово солнце орфографически (солн-це), орфоэпически [сон ц' э]. (Слайд 2)
– Сколько в этом слове звуков? (5)
– Интересно, а сколько букв? (проблемный вопрос)
– Подберите однокоренные слова. (
Учитель записывает их на доске)
– Что вас удивило? В чём увидели разницу?
(Буква л в слове пишется, а звук при чтении не произносится)
– Какой вопрос у вас возникает?
(Почему некоторые согласные пишутся там, где звук не произносится?)

1. Проверим, как сидим:

Руки? (На месте)

Ноги? (Вместе)

Локти? (У края)

Спина? ( Прямая)

. – В тетради запишите число и слова «Классная работа».

3. Минутка чистописания:

– Помните, что писать надо красиво, разборчивым почерком, соблюдая правильную посадку.
– Мы пропишем ту согласную букву, звук которой не слышим в слове «солнце»

л ллллллллллл…

4. – Спишите пословицу, подчеркните орфограммы.

III. Словарно-орфографическая работа

– Запишите слова: вестник, тростник, сердце(Слайд 3)
– Каким способом вы их проверите?
– Какие буквы требовали проверки?
(т, д )
– Какое название можно дать звуку, который не произносится?
(Ученики предлагают варианты названий.)
– Эта орфограмма и подскажет нашу сегодняшнюю тему урока. (Слайд 4)

IV. Сообщение темы и цели урока

– Какова же тема урока? Правописание непроизносимых согласных в корне слова (будем учиться видеть орфограмму и подбирать правильно проверочные слова);
Работа предстоит сложная вы устали, давайте немного отдохнём, проведём зарядку для глаз.

Зарядка для глаз (на фоне музыки «Снег идёт») (Слайд 5)

Учитель: (Слайд 6)

Иногда согласные

Играют с нами в прятки.

Они не произносятся,

Но пишутся в тетрадке.

Мы однокоренное слово

Должны так подобрать,

Чтобы звук непроизносимый

В нем четко услыхать.

(повторить правило в стихотворной форме несколько раз вслух хором);

V. Работа над новым материалом

1. – Сейчас вы будете работать в группах. Для каждой группы есть задание. (Выбор карточек)

После выполнения заданий, вы должны будете ответить на вопрос: Как безошибочно можно написать слова с непроизносимыми согласными?

1 группа: Прочитайте слова. Однокоренные ли они? Почему? Какой корень в этих словах? Весть, вестник, известный, известно. Все ли согласные звуки в них произносятся? В каких словах не произносится звук ]? Как ты думаешь почему? Где находится этот звук в слове? Спиши, выдели корень.

2 группа: Измени словосочетания по образцу.

Образец: сахар из тростника – тростниковый сахар.

Площадка на лестнице – …
Житель данной местности – …
День праздника – …
Человек, который получил известность – …

– Подчеркни непроизносимые согласные в однокоренных словах.

– Итак, у кого готов ответ на поставленный вопрос. Как же мы безошибочно можем написать слова с непроизносимыми согласными? ( Ответ каждой группы)

Вывод: подобрать проверочное слово.

– Какие буквы пишутся, а звуков мы не слышим? (д, т, л, в). (Слайд 7)

Давайте прочитаем правило на стр. 117 в учебнике.

2 . – А сейчас каждый из вас выполнит задания по карточке. Найди проверочное слово и соедини стрелкой. (Слайд 8)

– К каждому ли проверяемому слову нашлось проверочное? (Не подобрали проверочных слов к словам лестница, чувство, праздник) Почему? (Не записаны в столбике проверочных слов) Подберите сами. (Слайд 9)

Вывод: нет проверочных слов.

– Открываем орфографические словари и находим эти слова: лестница, праздник, чувство.
– Что нужно знать и помнить, чтобы писать слова с изучаемой орфограммой без ошибок? (Слайд 10)

1. Знать правило.
2. Правильно подбирать проверочные слова, чтобы ясно слышать есть ли непроизносимый согласный или нет.
3. Уметь обращаться со словарём.

VI. Физкультминутка «Колобок»

VII. Работа над правилом (с. 118)

– Прочитайте правило, сравните с тем, которое вы сформулировали сами. – В каких словах непроизносимый согласный звук слышится четко ясно? (Когда он находится на конце слова или перед гласным звуком.)

– На столах у вас лежит алгоритм «Как пользоваться правилом», прочитайте про себя

Как пользоваться правилом.

1. Произнеси слово. Слышишь ли ты рядом несколько согласных звуков? Например: лесной – звуки [сн ], гигантский – звуки [нс ].

2. Проверь, есть ли в словах непроизносимый согласный звук. Для этого подбери однокоренное проверочное слово. Лесной – лес, лесистый. Непроизносимого согласного звука нет. Пишем лесной.

Гигантский – гигант. Появился звук ]. Пишем гигантский.

3. Напиши слово.

4. Проверь написание: обозначь орфограмму.

Гигантский – гигант

VIII. Закрепление изученного

1. Работа по учебнику.

а) упр. 225

Прочитайте.

Грустить – грустный                               честен -  честность

опоздать – позднийзвезда – звёздный

место – местность                                  свистеть – свистнуть

Сравните произношение и написание каждой пары однокоренных слов. В каких словах есть непроизносимый согласный звук? В какой значимой части слова он находится?

Какое слово будет проверочным для каждого слова с непроизносимым согласным звуком и почему?

Спишите. Выделите в словах корень. Подчеркните букву, обозначающую непроизносимый согласный звук в проверяемом слове, и эту же букву  в проверочном слове.


б) упр. 228 – выполняется самостоятельно

Прочитайте.

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните буквы, обозначающие непроизносимые согласные звуки.
(РТ упр 156 стр.62)

IX. Домашнее задание. В словаре найти 10 слов с непроизносимыми согласными, записать их рядом вместе с проверочными словами; правило написания непроизносимых согласных в корне выучить.

X. Итог урока

1. Обобщение

– Чем правило правописания слов с непроизносимыми согласными похоже на правило правописания проверяемых согласных в корне слова?

2. Рефлексия

– Выполнение, какого задания вызвало затруднение на уроке?
– Каким образом вы справились с этим затруднением?
– Кто запомнил правило в стихотворной форме?

3. Итак, ребята, попробуем оценить свою работу на уроке по плану? (Слайд 12)

1) Я могу сформулировать тему сегодняшнего урока:
– я могу
– неуверен
– не могу.
2) Я могу рассказать, чему научился на уроке:
– отлично
– хорошо
– совсем не могу
3) Я считаю, что на каждом этапе урока работал
– отлично
– хорошо
– совсем не работал

– У кого все значки красные? Оценивание работы обучающихся. Молодцы. Спасибо за урок.



Предварительный просмотр:

Прочитайте слова. Однокоренные ли они? Почему? Какой корень в этих словах? Весть, вестник, известный, известно. Все ли согласные звуки в них произносятся? В каких словах не произносится звук ]? Как ты думаешь почему? Где находится этот звук в слове? Спиши, выдели корень.

Измени словосочетания по образцу.

Образец: сахар из тростника – тростниковый сахар.

Площадка на лестнице – …
Житель данной местности – …
День праздника – …
Человек, который получил известность – …

– Подчеркни непроизносимые согласные в однокоренных словах.

Как пользоваться правилом.

1. Произнеси слово. Слышишь ли ты рядом несколько согласных звуков? Например: лесной – звуки [сн ], гигантский – звуки [нс ].

2. Проверь, есть ли в словах непроизносимый согласный звук. Для этого подбери однокоренное проверочное слово. Лесной – лес, лесистый. Непроизносимого согласного звука нет. Пишем лесной.

Гигантский – гигант. Появился звук ]. Пишем гигантский.

3. Напиши слово.

4. Проверь написание: обозначь орфограмму.

Гигантский – гигант

Как пользоваться правилом.

1. Произнеси слово. Слышишь ли ты рядом несколько согласных звуков? Например: лесной – звуки [сн ], гигантский – звуки [нс ].

2. Проверь, есть ли в словах непроизносимый согласный звук. Для этого подбери однокоренное проверочное слово. Лесной – лес, лесистый. Непроизносимого согласного звука нет. Пишем лесной.

Гигантский – гигант. Появился звук ]. Пишем гигантский.

3. Напиши слово.

4. Проверь написание: обозначь орфограмму.

Гигантский – гигант

Как пользоваться правилом.

1. Произнеси слово. Слышишь ли ты рядом несколько согласных звуков? Например: лесной – звуки [сн ], гигантский – звуки [нс ].

2. Проверь, есть ли в словах непроизносимый согласный звук. Для этого подбери однокоренное проверочное слово. Лесной – лес, лесистый. Непроизносимого согласного звука нет. Пишем лесной.

Гигантский – гигант. Появился звук ]. Пишем гигантский.

3. Напиши слово.

4. Проверь написание: обозначь орфограмму.

Гигантский – гигант

Как пользоваться правилом.

1. Произнеси слово. Слышишь ли ты рядом несколько согласных звуков? Например: лесной – звуки [сн ], гигантский – звуки [нс ].

2. Проверь, есть ли в словах непроизносимый согласный звук. Для этого подбери однокоренное проверочное слово. Лесной – лес, лесистый. Непроизносимого согласного звука нет. Пишем лесной.

Гигантский – гигант. Появился звук ]. Пишем гигантский.

3. Напиши слово.

4. Проверь написание: обозначь орфограмму.

Гигантский – гигант

  • Солнце                                                                      Чудесен
  • Участник                                                                  Яростная
  • Лестница                                                                  Прекрасен
  • Чудесная                                                                   Честная
  • Яростный                                                                  Солнышко
  • Прекрасное                                                             Участие
  • Чувство                                                                     Яростная
  • Праздник                                                                 Устная
  • Честная                                                                     Честь
  • Устный                                                                      Ярость

                                                                      Уста

                                                                       Частник

  • Солнце                                                                      Чудесен
  • Участник                                                                  Яростная
  • Лестница                                                                  Прекрасен
  • Чудесная                                                                   Честная
  • Яростный                                                                  Солнышко
  • Прекрасное                                                             Участие
  • Чувство                                                                     Яростная
  • Праздник                                                                 Устная
  • Честная                                                                     Честь
  • Устный                                                                      Ярость

                                                                      Уста

                                                                       Частник


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Непроизносимые согласные в корне слова".

Урок изучения нового материала. Использованные технологии: проектно-исследовательский метод в технологии  деятельностного обучения. УМК «Школа России», 3 класс....

Презентация к уроку русского языка "Непроизносимые согласные в корне слова"

В данном материале ведется подробный разбор по выбранной теме. Присутствуют все этапы урока....

Урок русского языка. Непроизносимые согласные в корне слова. Перспектива. 3 класс

Презентация к уроку русского языка в 3 классеТема: Непроизносимые согласные в корне слова Ознакомление с новой орфограммой и правилом проверки слов с непроизносимыми согласными в корне. Развитие ...

конспект урока по русскому языку Непроизносимые согласные в корне

Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержательная цель: - усвоение алгоритма работы с  непроизносимыми согласными...

Конспект и презентация к уроку русского языка "Непроизносимая согласная в корне"

Конспект урока по русскому языку с презентацией для 3 класса, школа России.Урок направлен на формирование универсальных компетенций учащихся на основе деятельностного подхода, развитие орфографической...