Урок русского языка 2 класс "Непроизносимые согласные в корне слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Цель: Формирование представления о непроизносимых согласных в корне слова и способах проверки данной орфограммы.

  Задачи: Учить детей переносить известные способы проверки согласных на новые случаи, в частности, на проверку непроизносимых согласных в корнях слов.

Развивать умения отвечать на вопросы, обобщать и делать выводы; умения использовать словарный запас и устойчивые выражения для достижения поставленной цели, орфографическую зоркость, внимание, память, логическое мышление.

Воспитывать настойчивость, упорство, дисциплинированность, интерес к предмету.

 Оборудование: мультимедиапроектор, учебник по русскому языку М. Соловейчик 2 класс, карточки со словарными словами, карточка-помощница,      алгоритм        проверки       парной           согласной, карточки        с          заданиями,     нетбуки.
 

 

УУД:

Личностные: проявляет учебно-познавательный интерес  к новому учебному материалу и  способам решения новой задачи.

Предметные: проверяет слова с непроизносимыми согласными; подбирает родственные слова; делит слова  на группы по видам орфограмм; умеет пользоваться орфографическим  словарём;

Регулятивные: определяет, формулирует  учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства; умеет организовывать своё рабочее место и работу.

Коммуникативные: оформляет свою мысль в устной и письменной речи; обосновывает высказанное суждение; умеет задавать уточняющие вопросы

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx69.21 КБ
Файл prezentatsiya.pptx730.51 КБ
Файл prilozhenie_algoritm.docx12.79 КБ
Файл prilozhenie_algoritm.docx12.79 КБ
Файл prilozhenie_zadanie_gruppam.docx12.84 КБ

Предварительный просмотр:

 Конева Светлана Сергеевна

Учитель начальных классов

МАОУ СОШ №1 имени Героя Советсого Союза

И.В.Королькова

г. Салехард, ЯНАО

  Тема: Непроизносимые согласные в  корне слова.

  Цель: Формирование представления о непроизносимых согласных в корне слова и способах проверки данной орфограммы.

  Задачи: Учить детей переносить известные способы проверки согласных на новые случаи, в частности, на проверку непроизносимых согласных в корнях слов.

Развивать умения отвечать на вопросы, обобщать и делать выводы; умения использовать словарный запас и устойчивые выражения для достижения поставленной цели, орфографическую зоркость, внимание, память, логическое мышление.

Воспитывать настойчивость, упорство, дисциплинированность, интерес к предмету.

 Оборудование: мультимедиапроектор, учебник по русскому языку М. Соловейчик 2 класс, карточки со словарными словами, карточка-помощница,        алгоритм        проверки        парной        согласной, карточки        с        заданиями,        нетбуки.

 

УУД:

Личностные: проявляет учебно-познавательный интерес  к новому учебному материалу и  способам решения новой задачи.

Предметные: проверяет слова с непроизносимыми согласными; подбирает родственные слова; делит слова  на группы по видам орфограмм; умеет пользоваться орфографическим  словарём;

Регулятивные: определяет, формулирует  учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; умеет работать по предложенному плану, используя необходимые средства; умеет организовывать своё рабочее место и работу.

Коммуникативные: оформляет свою мысль в устной и письменной речи; обосновывает высказанное суждение; умеет задавать уточняющие вопросы

Ход урока:

Технологические

этапы

 

Деятельность учителя

 

Деятельность учеников

I. Организация внимания

На части не делится солнце лучистое  слайд 1
И вечную землю нельзя поделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.

- Ребята, давайте улыбнёмся друг другу. Улыбка может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить всем настроение. А хорошее настроение, говорят,  всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.

Постараемся проверить это замечательное правило на сегодняшнем уроке.

Сегодня снова на пути     Слайд 2

Открытия нас ждут.

А знанья, дружба, память, ум

К победе приведут!  

 

 

II. Актуализация ранее

изученного

- Минутка чистописания.

Спишите буквы по образцу:  слайд 3 транслирование экрана

  • В Д Л Т

- Сформулируйте задание, которое можно выполнить с данными буквами.

 [ рыпка], [масл,онка],  [дутка], [сонцэ], [в,идро] слайд 4 транслирование экрана

- Что это за запись?

- Сформулируйте задание, которое можно выполнить с этими звуковыми записями.

- Давайте выполним задание, которое предложил…

- Разделим слова на группы.

- Какие слова запишем в первую группу?

Что нужно сделать, чтобы правильно записать эти слова?

- Какие слова запишем во вторую  группу?

Что нужно сделать, чтобы правильно записать эти слова?

       

Работа в парах. Договоритесь в паре:  какие слова будете выписывать, кто с парным согласным, кто с безударным гласным. Расскажите правило друг другу в парах.      Если правильно рассказал правило, поставить на полях +

У доски работают два человека

Проверить , поставить ++                                                 

- Что общего у этих букв?

- Назвать парные согласные по глухости-звонкости.

- Назвать буквы, которые обозначают глухие звуки.

- Назвать буквы, которые обозначают звонкие звуки.

- Какая буква может быть лишней?

 

Транскрипция, т.е. то, что мы слышим.

-Записать слова буквами.

- Разделить на группы.

-Посмотреть есть ли  лишнее слово.

- Записать а алфавитном порядке

- С  безударной гласной в корне слова.

- Подобрать проверочное слово. (правило)

- С парной согласной в корне слова.

 - Подобрать проверочное слово. (правило)

 

 

 

III. Постановка

учебной

задачи,

вызывающей

проблемную

ситуацию

- Почему слово солнце не записали? Слайд 5

Давайте попробуем записать это слово буквами. общая доска

- У всех записано так?

- Получились разные варианты написания данных слов.

- Как же определить, какой из вариантов правильный?

- Какое затруднение возникло при написании слова?

-Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы узнать какой вариант написания правилный?

Если будет записано только  слово «сонце»:

-Давайте попробуем изменить слово или подобрать  однокоренное  слово.

- Значит, как правильно нужно записать слово «солнце»?

- Почему, какой секрет корней мы знаем?

Что заметили? Какой сделаете вывод?

- Какое затруднение возникло при написании слова?

 

 - В нём нет орфограмм безударной гласной и парной согласной.

«Сонце», а может быть кто-то запишет «солнце»

Солнышко, солнечный

- Солнце

- Корень в родственных словах пишется одинаково, независимо от произношения.

- В слове солнце  звук [л] не произносится, в слове солнышко звук [л] слышится четко.

- Когда произносим слово, звук не слышим, но он пишется.

.

 

 

 

IV. Поиск решения проблемы

- На какой вопрос мы должный найти ответ? - Чему мы должны научиться на уроке?

Иногда согласные                  слайд 6
Играют с нами в прятки.
Они не произносятся,
Но пишутся в тетрадке!

Что же делать? Как нам быть?

Как проблему-то решить?

Попробуйте предположить: как будет называться данная орфограмма?  (если звук безударный, то орфограмма называется «Безударный гласный в слове», если парный согласный по глухости - звонкости, то орфограмма называется  «Парный согласный в слове», что здесь происходит со звуком?)

Соотнесение своей точки зрения с научной. Стр 73.

Произнесите  слово солнце орфоэпически, как слышим, а сейчас орфографически, как пишем.  Слайд 7

- В  слове звук «пропадает», когда мы его произносим. Такие звуки  в русском языке, вы правильно сказали, называются непроизносимыми.

- Почему же согласный не произносится? Какие есть догадки?

Что заметили в слове?

-Русский язык плавный, певучий, он не любит, когда рядом оказывается больше двух согласных звуков. В таком случае один из согласных звуков выпадает, в чем мы с вами и убедились

Как вы думаете, почему нам нужно будет изучать эту тему? Зачем её изучать?

Выдвижение гипотезы

- Сейчас вы будете работать  в группах с карточками-помощницами. Каждая группа получит набор слов. Изучив свои слова, вы должны попробовать найти ответы на вопросы:

 

 - Узнать о новой орфограмме в корне слова – как она называется?

- Если звук не слышится, как же определить писать его или нет.

- Научиться применять полученные знания

Высказывания детей

 

 

 

 

 

Высказывания детей

Подряд несколько согласных, их трудно произносить

Высказывания детей

  • Какие сочетания могут быть опасными? слайд 8
  • Какой звук не произносится?
  • Всегда ли звук, который не произносится обозначается буквой?

Ответы групп

-А сейчас проверю, кто из вас самый внимательный? Прочитайте буквы, которые не произносятся?  Где мы встречались с этими буквами (т,д,л,в)

-Если согласный, который не произносится, когда-то пишется, когда-то нет, то какая возникает проблема?

- И как же узнать, писать согласный или нет?

-Как слышатся непроизносимые согласные во втором столбике?

-Почему?

-Где еще мы их видим?  

-Чем правило правописания слов с непроизносимыми согласными похоже на правило правописания парных согласных? Чем различаются?

Мы родственное  слово должны так подобрать, чтоб «Л», и «Т»,  и «Д», и «В» в них верно написать. слайд 9 

- Составьте  в группах алгоритм правописания непроизносимого согласного в корне слова. (рассыпанный алгоритм) приложение слайд 10

-Проверим, как работает алгоритм. Слайд 11

-Ко всем ли словам с непроизносимым согласным можно подобрать проверочные слова.

-Как же тогда быть при написании этих слов?

Значит, слова с непроизносимыми согласными тоже могут быть словарными.

В каком словаре мы можем посмотреть написание этих слов?

Какое слово в словаре встретим первым?, вторым, третьим?

Давайте запишем их и постараемся запомнить.

Чувство, праздник, лестница

 [сн], [с,н,]      [зн], [з,н,]     [нц]      [рц]       [ств]

       т                    д            л          д            в

Сн, стн           зн, здн       лнц       рдц     вств ств

 [сл]  

  т

стл

На минутке чистописания.

Как узнать, писать согласный или нет?

Подобрать проверочное слово.

Четко и ясно.

Потому, что они находятся перед гласными.

На конце слова.

Парный согласный в проверочном слове тоже должен быть перед гласным или сонорным.

Отличается тем, что не м.б. на конце слова.

Нет, не ко всем

Их нужно запомнить.

Лестница, праздник, чувство

V. Физми-

нутка

Задание выполнили все по порядку,
Теперь приглашаю всех на зарядку:
Мелкие шажки: раз, два, три.
Легкие прыжки: раз, два, три.
Вот и вся зарядка: раз, два, три.
Мягкая посадка: раз, два, три.

 

 

 

 

 

 

VI.  Первичное закрепление усвоенных знаний

Хлопните, если услышите опасное сочетание:

Трубка, стена, вестник, капустный, костный, лесник, тростник, участник, зарядка, земля, завистливый, соседка, яростный, устный.

А теперь самостоятельно запишите Печат тетр с.46

-Расскажите правило проверки непроизносимой согласной друг другу в парах.

Проверка по образцу. Слайд 12

Опрос

Как записать слово [грусный,] буквами

Грустный

Грусный

Какой можно сделать вывод?  Какие возникают трудности?

Какую задачу поставим на ближайшие уроки русского языка?

 

 

 

У кого все правильно, тот ставит знак «+», у кого есть хотя бы одна ошибка ставит знак «-».

 

VII. Рефлексия

- Какие задачи стояли перед нами на уроке?

- Как вы думаете, мы достигли своей цели?

- Какая же орфограмма любит играть с людьми в прятки?

- Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимыми согласными?

Как бы вы оценили свою работу на уроке? Поднимите руку.

  • кто доволен собой.
  • кто испытывал легкое затруднение.
  • кому было трудно выполнять задания.

Кого бы хотели похвалить за работу на уроке?

 

VIII. Домашнее задание

 

 С.75 упр. 440

 

 

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Сегодня снова на пути Открытия нас ждут. А знанья, дружба, память, ум К победе приведут!

Слайд 3

в д л т

Слайд 4

[ рыпка ] [ масл , онка ] [ дутка ] [ сонцэ ] [ в , идро ]

Слайд 5

5 [ сонцэ ]

Слайд 6

Иногда согласные Играют с нами в прятки. Они не произносятся, Но пишутся в тетрадке! Что же делать? Как нам быть? Как проблему-то решить?

Слайд 7

[ сонцэ ] солнце

Слайд 8

Какие сочетания могут быть опасными? Какой звук не произносится? Всегда ли звук, который не произносится обозначается буквой?

Слайд 9

МЫ РОДСТВЕННОЕ СЛОВО ДОЛЖНЫ ТАК ПОДОБРАТЬ, ЧТОБ «Л» , и «Т» , и «Д » , и «В» В НИХ ВЕРНО НАПИСАТЬ

Слайд 10

Произнеси слово Слышишь сочетания [ сн ], [ зн ], [ рц ], [ нц ], [ ств ], [сл]? Подбери проверочное слово Согласный слышишь чётко? Обозначь буквой Пиши те сочетания, которые слышишь. Нет Да

Слайд 11

Изве [ сн ] ый Есть сочетание [ сн ] Слово нужно проверить Однокоренные слова: вес т ь, извес т ие Значит пишем: извес т ный применить алгоритм

Слайд 12

чуде[ сн ] ый чудеса чуде сн ый интере [ сн ] ый интерес интере сн ый сви [ с , н , ] ет свист сви стн ет у[ сн ] ая (речь) уста у стн ая хру [ сн ] ула хруст хру стн ула радо[ сн ] ый радость радо стн ый ле [ с , н , ] ица ----------------- ле стн ица Проверь

Слайд 13

Какую задачу ставили? Удалось ее решить?



Предварительный просмотр:

                   



Предварительный просмотр:

                   



Предварительный просмотр:

ужа[сн]о  - ужасен  - ужасно

гру[сн]ый – грусть – грустный

вку[сн]ый – вкус – вкусный

радо[сн]ый – радость –радостный

сви[с,н,]ет – свист – свистнет

объя[с,н,]ение – ясен – объяснение

хру[с,н,]ет- хруст - хрустнет

ле[с,н,]ица -  ----------- - лестница

звё[зн]ое – звезда – звёздное

гро[зн]ый – гроза – грозный

моро[зн]ый – мороз- морозный

прока[з,н,]ик - проказы - проказник

по[з, н,]ий – опоздал – поздно

пра[з,н,]ик - ------------ - праздник

уча[ств]уй – участие – участвуй

здра[ств]уй- здравие - здравствуй

чу[ств]о - ------------ - чувство

се[рц]е – сердечко -  сердце

со[нц]е – солнышко – солнце

сча[сл,]ивый–счастье - счастливый


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Парные согласные в корне слова" 2 класс

Урок - закрепление (конспект + презентация). Цели: - формировать навыки грамотного письма; - обобщить знания уча¬щихся о двух способах проверки безударных гласных и парных согласных в корне.  ...

Конспект урока русского языка Чередование согласных в корне слова

Конспект урока русского языка Чередование согласных в корне слова...

Конспект урока по русскому языку "Непроизносимые согласные в корне слова".

Урок изучения нового материала. Использованные технологии: проектно-исследовательский метод в технологии  деятельностного обучения. УМК «Школа России», 3 класс....

Презентация к уроку русского языка "Непроизносимые согласные в корне слова"

В данном материале ведется подробный разбор по выбранной теме. Присутствуют все этапы урока....

Технологическая карта урока русского языка "Чередование согласных в корне слова" 2 класс УМК НШ 21 века

В данной разаботке содержится технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Чередование согласных в корне слова"...

Урок по русскому языку "Парные согласные в корне слова" (по технологии ДПР)

Данный урок составлен с применением технологии ДПР (автор - В.В. Лебедев).Срезовые и итоговые работы разработаны Тарасовой А.И....