Урок русского языка. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.
презентация к уроку по русскому языку (3 класс) на тему

Тихомирова Марина Александровна

Отработка правописания слов с непроизносимыми согласными с использованием ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon neproiz._sogl.ppt696.5 КБ
Microsoft Office document icon pravopisanie_slov_s_neproiznosimymi_soglasnymi.doc36 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Будет и на нашей улице праздник. Вести праздный образ жизни. Праздник придёт – гостей приведёт. У ленивого всегда праздник.

Слайд 2

НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ - зДн- -сТн- - рДц- -Лнц- -Вств- -сн-

Слайд 3

устный ответ честный поступок известный артист радостное событие поздний час

Слайд 4

… ответ … поступок … артист … событие … час

Слайд 5

устный ответ честный поступок известный артист радостное событие поздний час уста честь известие радость опоздать

Слайд 6

Мороз и солнце, день чудесный! Ещё ты дремлешь, друг прелестный. - Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный? Опечалился чему? – Говорит она ему

Слайд 7

чудесный – прелестный – здравствуй – прекрасный – ненастный - чудеса прелесть здравие прекрасен ненастье

Слайд 8

Домашнее задание. Упр. 243



Предварительный просмотр:

Тема. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

Цели:

учить учащихся проверять написание слов с непроизносимыми согласными,

подбирать однокоренные слова;

развивать: речь, фонематический слух, орфографическую зоркость, оперативную память, логическое мышление, навык самоконтроля, умение работать  самостоятельно;

обогащать словарный запас учащихся.

Оборудование: сигнализаторы, компьютер, мультимедийный проектор, опорные таблицы.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Ребята, давайте улыбнемся друг другу, гостям. Я рада, что у вас хорошее настроение, ведь улыбка, несомненно, залог успеха в любой работе.

2. Словарь:

ацинтсел               лестница

овтсвуч                чувство

киндзарп              праздник

3. Сообщение темы урока.

- На какую тему у нас с вами были словарные слова. Правописание непроизносимых согласных.

СЛАЙД 1

- Запишем эту тему.

Непроизносимые согласные.

4. Работа над новым материалом.

1/ - Почему мы взяли эти слова с непроизносимой согласной  как словарные слова. Потому что в этих словах непроизносимую согласную нельзя проверить, и мы её должны запомнить.

- Со словом ЛЕСТНИЦА составьте  предложение.

Запишем.

                     Мальчик поднялся по крутой лестнице на второй этаж.

- Подчеркните в предложении главные члены, укажите, какими частями речи они выражены.

- Подберите однокоренное прилагательное и глагол к слову ЧУВСТВО, ПРАЗДНИК выделите корень.

                                         Чувственный, чувствовать.

                                        Праздничный, праздновать.

 2/   Развитие речи

- Подберите синоним и антоним к слову ПРАЗДНИК.

(Ответы уч-ся: торжество, будни.)

- Прочитайте выражения, написанные на слайде, объясните их значение:

СЛАЙД 2

БУДЕТ И НА НАШЕЙ УЛИЦЕ ПРАЗДНИК  наступят лучшие времена

ВЕСТИ ПРАЗДНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ   праздный - незанятый работой

ПРАЗДНИК ПРИДЁТ - ГОСТЕЙ ПРИВЕДЁТ

У ЛЕНИВОГО  ВСЕГДА ПРАЗДНИК

- Выпишите то выражение, в котором слово с непроизносимой согласной является имеем прилагательным.

3/ Работа над непроизносимыми согласными.

- Продолжаем изучать тему «Непроизносимые согласные».

- Повторим сочетания букв, в которых пишутся непроизносимые согласные.

СЛАЙД 3

- А что это за сочетание? (СН)

 - Это «хитрое» сочетание. Встречаются такие слова, когда не надо писать между буквами С и Н согласную Т.

- Что мы должны сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с непроизносимой согласной. Мы должны подобрать проверочное слово.

- Как проверить непроизносимую согласную?

Надо подобрать однокоренное слово. в котором согласный звук чётко произносится.

4/. Письмо по памяти

- Прочитайте словосочетания,  записанные на доске. Запомните первые слова.

СЛАЙД 4:

устный ответ

честный поступок

известный артист

радостное событие

поздний час

(Учитель стирает первые слова.)

СЛАЙД 5

- Восстановите словосочетания и запишите их в тетрадь.

- Подчеркните непроизносимую согласную и  подберите проверочные слова.

СЛАЙД 6

- Какое словосочетание лишнее? Почему?

(Ответы уч-ся: во всех первых словах словосочетаний  пишется непроизносимая согласная- «Т», в слове «поздний» - «Д»)

5/. Выборочное списывание.

- А теперь посмотрим, знаете ли вы поэтов.

- Кто автор этих строчек.

СЛАЙД 7

Мороз и солнце, день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный.

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!         Пушкин

- Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ты тих, как день ненастный?

Опечалился чему? –

Говорит она ему

- Выпишите слова на нашу орфограмму Непроизносимые согласные и подберите к ним проверочные слова

СЛАЙД 8

6/ Работа с карточкой.

С.р. по вариантам.

7/ Мозговой штурм:

- Бабочка, гусеница которой поедает листы капусты.              КАПУСТНИЦА

- Это слово - антоним для слова «радостно».                            ГРУСТНО

- Она бывает сельская и даже городская, ровная или холмистая.   МЕСТНОСТЬ

- Синоним для слова «огромный».                                          ГИГАНТСКИЙ  

- Слово - приветствие.                                          ЗДРАВСТВУЙ

Итог.

- Над какой темой мы сегодня работали?

- Чему мы сегодня учились?

- Как проверить слово с непроизносимой согласной.

Релаксация.

- А теперь проанализируйте свою работу на уроке. Выберите сигнальную карточку, цвет которой соответствует вашим знаниям: зелёный, желтый, красный.

СЛАЙД 9

Д/з. Упр. 243.

Из толкового словаря:

Праздник – день торжества, установленный в честь или память кого-нибудь, чего-нибудь.

Лестница – сооружение в виде ряда ступеней для подъёма и спуска.

Чувство – способность ощущать, испытывать, воспринимать внешние воздействия.

НА ДОСКЕ:

печальный рассказ -  ГРУСТНЫЙ

знаменитый писатель - ИЗВЕСТНЫЙ

весёлый народ - РАДОСТНЫЙ

хмурые дни - НЕНАСТНЫЕ

- Прочитайте словосочетания. Замените прилагательные  синонимами с непроизносимой согласной.

-  Запишите словосочетания в столбик и подберите проверочные слова к непроизносимым согласным


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Правописание слов с непроизносимыми согласными"

Конспект открытого урока русского языка во 2 классе, разработанный в соответствии с требованиями ФГОС. Правописание непроизносимых  согласных  остается актуальной проблемой в области обучени...

Урок русского языка "Правописание слов с непроизносимыми согласными"

Представлен план и подробный конспект урока русского языка (3 класс) изучения орфограммы "Правописание непроизносимых согласных в словах"...

Урок русского языка в 3 классе "Непроизносимые согласные в корне слова"

Конспект проблемного урока в 3 классе "Непроизносимые согласные в корне слова".УМК  "Школа России". Цель: -познакомить с новой орфограммой путём создания проблемной ситуации и орга...

Урок русского языка во 2 классе "Непроизносимые согласные в корне"(УМК "Перспектива")

Второй урок по теме "Непроизносимые согласные в корне" с презентацией и раздаточным материалом....

Методическая разработка к уроку русского языка "Правописание слов с непроизносимыми согласными"

Методическая разработка к уроку русского языка "Правописание слов с непроизносимыми согласными" УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока русского языка «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова» (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование умения определять в слове непроизносимой согласной и проверять слова с данной орфограммой.Задачи урокаПланируемые результат...