Конспект урока русского языка по теме "Слова с непроизносимыми согласными" (с аспектным анализом) 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Непорожняя Евгения Николаевна

Конспект составлен в соответствии с требованиями ФГОС 2 поколения. На каждом этапе урока указаны формируемые универсальные учебные действия. Конспект представлен с аспектным анализом. Для проведения урока по данному конспекту необходимо соответствующее техническое обеспечение кабинета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_rya_3_kl_asp_analiz.docx30.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

урока русского языка

учителя начальных классов

МКОУ СОШ №3

с углубленным изучением отдельных предметов

Непорожней Е.Н.

Тема: Слова с непроизносимыми согласными

Задачи урока:

  • Закрепить умения проверять непроизносимые согласнее в корне слова через тренинговую самостоятельную работу.
  • Создать условия для развития внимания, речи учащихся; умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
  • Создать условия для формирования коммуникативных компетенций учащихся при работе в парах, группах.
  • Создать условия для развития навыков самоконтроля, самооценки и саморефлексии через выполнение тренинговой самостоятельной работы.

Формируемые УУД

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные  УУД: умение определять и формулировать  тему и цель на уроке, проговаривать последовательность действий на уроке,  работать по  коллективно составленному плану,  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной  ретроспективной оценки,  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей,  вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

 Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме,  слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах, группе.

 Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного,  добывать новые знания, находить ответы на вопросы,  используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Ход урока

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Оргмомент

– Здравствуйте, ребята!
– Ребята, скажите, пожалуйста, какое время года на дворе.
– Какое настроение вызывает картина зимнего леса?
– Как вы думаете, на фотографии запечатлена оттепель или морозный день?
– А какая сегодня погода?
– Вы замерзли, пока шли в школу?
– Предлагаю выполнить мозговую гимнастику.

Отвечают, что на дворе зима.

Рассматривают на слайде фотографию зимнего леса.

Высказывают свои мнения.

- Морозный день.

Высказывают свои мнения.

Произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Умение умения работать с иллюстрацией, фотографией.
Умение высказывать свое предположение на основе с иллюстративным материалом.

Постановка темы, цели урока

– Ученик 3 класса Иванов Петя выполнил домашнее задание по русскому языку и просит вас проверить. Вы готовы?
– Прочитайте «про себя». Теперь прочитай выразительно.

На большом листе бумаги письменными буквами написан стихотворный текст:

«Мороз и сонце;

          день чудестный!

Ещё ты дремлешь,

         друг прелесный, -

Пора, красавица, проснись…

             (А. С. Пушкин)


– Прочитайте ещё раз, исследуйте текст. Что интересного вы заметили?
– Так какая тема нашего урока? Какова цель урока?

Дети читают «про себя».

Ученица читает текст выразительно.

Учащиеся исследуют текст, замечают, что Петя допустил ошибки на тему

«Непроизносимая согласная».

Один ученик по желанию выходит к доске и исправляет ошибки, объясняя орфограммы:

«Мороз и солнце;

          день чудесный!

Ещё ты дремлешь,

     друг прелестный, -

Пора, красавица, проснись…

           (А. С. Пушкин)

Учащиеся делают вывод: Петя Иванов не знает правило о правописании непроизносимых согласных в корне слова.

Учащиеся высказывают предположения

Умение работать с языковым материалом.
Умение выразительно читать текст.
Умение видеть ошибкоопасные места; обозначать орфограмму «Непроизносимая согласная»
Умение находить и исправлять орфографические ошибки  на правило ««Непроизносимая согласная»
Умение анализировать, сравнивать, делать вывод.
Определение темы, цели деятельности
с помощью учителя
Умение сравнивать с образцом.

Развитие речи. Творческая работа

– Какое настроение у вас сейчас после проверки работы Пети и определения темы, цели урока?
– Давайте, мы составим небольшой рассказ, используя фотографию зимнего леса и словосочетания

Учащиеся высказываются.

Ученики составляют мини-рассказ (2 - 3 человека).

Умение рефлексировать.
Умение составлять небольшой текст (4-5 предложений) по картине и словосочетаниям на заданную тему.

Актуализация опорных знаний

– Для того, чтобы не допускать ошибок, давайте повторим правило о правописании непроизносимых согласных в корне слова.
– Прочитайте правило «про себя».
– Расскажите правило друг другу в парах.
– Кто хочет рассказать правило классу?

Учащиеся открывают

учебник.

 Находят правило и читают.

Учащиеся рассказывают правило в парах.

Один-два ученика рассказывают правило своими словами.

Умение ориентироваться  в учебной   книге, осуществлять поиск нужной информации.
Умение читать и понимать прочитанное.
Умение работать в паре, формирование коммуникативных компетенций.
Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую, пересказывать аудитории.

Тренинговая самостоятельная работа. Проверка тренинговой самостоятельной работы.

 

 

 

Дифференцированная  индивидуальная работа

 

Физкультминутка «У оленя дом большой»

Проверка дифференцированной
индивидуальной работы

 

 

 

 Работа в парах

Проверка

 

Гимнастика для  глаз и рук

 

Работа в группах

Проверка

 

 

 

Итог самостоятельной работы

–А теперь закрепим способы проверки слов с непроизносимыми согласными в корне слова, выполняя самостоятельную работу индивидуально, в парах и группах.
– Возьмите карточки, подпишите фамилию, имя.
– Выполняя данную самостоятельную работу, можно набрать 11 баллов. Рассчитайте свои возможности, запишите, какое количество баллов вы хотели бы заработать, выполняя задания. Запишите в прямоугольник.
– В кругу обозначьте свое настроение в начале выполнения самостоятельной работы.

 – Вы готовы выполнить 1 упражнение?  Тогда приступим. Первое упражнение содержит 3 задания по выбору. Прочитайте все задания. Выберите и выполните одно.– Ребята, вы успешно выполнили 1 – е упражнение, немного отдохнем. Представьте, что в  зимнем лесу вы встретили оленя.
–  Проверим выполнение 1 упражнения.
– Оцените свою работу. Укажите количество  баллов.  Нарисуйте настроение после выполнения 1-го упражнения.– Найдите 2-е упражнение. Что означает знак «парный велосипед»?
– Какое задание нужно выполнить?
– У кого возникли вопросы?
–  Проверим выполнение 2 упражнения.
–  Поменяйтесь работами в парах. Проверьте и оцените работу своего товарища. Укажите количество баллов. 
– Верните работу соседу по парте. Каждый нарисуйте свое настроение после  выполнения 2-го упражнения.
– Какой вывод можно сделать после выполнения 2 упражнения?
– Ребята, вы успешно выполнили 2-е упражнение, немного отдохнем.
– Ребята, вы хорошо выполнили задание в паре.  Давайте,  выполним упражнение в группе.
– Найдите 3-е упражнение. Прочитайте, обсудите задание. Выполните самостоятельно в группе.

–  Проверим выполнение 3 упражнения.
– Оцените свою работу. Укажите количество баллов.  Нарисуйте настроение после  выполнения 3-го упражнения.
– Прочитайте пословицу.
– Как вы понимаете смысл этой пословицы?– Самостоятельная работа завершена. Посчитайте итоговое количество баллов за выполнение 3-х упражнений.

Учащиеся слушают порядок  выполнения

тренинговой самостоятельной работы.

Ученик подписывают свои работы.

Учащиеся отмечают в прямоугольнике планируемое число баллов за выполнение работы.

Учащиеся  рисуют веселое, или нейтральное, или грустное настроение

(смайлик).

Каждый учащийся выполняет одно

задание по выбору:

1 – е задание. Подобрать проверочные слова, вставить пропущенные буквы;

2– е задание.

Подобрать проверочные слова, вставить пропущенные буквы, найти «лишнее» слово;

3– е задание

Выписать  

из орфографического словарика (в конце учебника) 3 слова с непроизносимой согласной в корне слова.

Обучающиеся самостоятельно проверяют, оценивают свою работу, обозначают настроение после выполнения 1 упражнения.

Ученики выполняют движения, помогающие дружной работе в паре (рукопожатия).

Обучающиеся отвечают, что этот знак указывает на работу в паре. Дети рассказывают правила дружной работы.

Учащийся читает или рассказывает инструкцию.

Учащиеся выполняют 2 – е упражнение,

обсуждая задание в паре.

Обучающиеся самостоятельно проверяют, оценивают работу своего товарища. Затем каждый обозначают свое настроение после выполнения 2 упражнения

Учащиеся в результате наблюдения, микроисследования слов и  их моделей делают вывод: количество звуков меньше, чем букв, так как один звук мы не произносим .  Это орфограмма «Непроизносимая согласная»

Ученики выполняют движения, помогающие дружной работе в группе (рукопожатия).

Учащиеся напоминают о правилах работы в группе.

Обучающиеся читают инструкцию, обсуждают, расшифровывают слова, записанные в транскрипции, записывают эти слова.

Работают над смысловым значением пословицы.

Обучающиеся самостоятельно проверяют, оценивают свою работу, обозначают настроение после выполнения 3 упражнения.

Один ученик читает выразительно:

«Сердце матери лучше солнца греет».

Учащиеся высказывают свое мнение. (Даже в морозный зимний день любовь мамы согревает человека)

Обучающиеся подсчитывают итоговое количество набранных баллов.

Рисуют настроение.

Умение слушать и понимать речь других, пользоваться  приемами слушания.
Умение ориентироваться в дидактическом материале.
Умение прогнозировать свои результаты
Умение рефлексировать.
Самостоятельное планирование действий по выполнению задания.
Умение использовать способы проверки непроизносимой согласной в корне слова.
Умение анализировать, сравнивать, делать выводы, классифицировать.
Умение ориентироваться в орфографическом словарике.
Умение сравнивать с эталоном.
Умения самоконтроля, самооценки, саморефлексии.
Умение слушать и понимать речь других, пользоваться  приемами слушания.
Планирование учебного сотрудничества
Умение читать, понимать и рассказывать другим инструкцию по выполнению задания.
Умение производить звуко – буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв.
Умение сравнивать с эталоном.
Умения самоконтроля, самооценки, саморефлексии.
Умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
Умение слушать и понимать речь других, пользоваться  приемами слушания.
Планирование учебного сотрудничества со сверстниками.
Умение договариваться с одноклассниками о правилах поведения, общения; выполнение этих правил при работе в группе.
Умение применять знания в различных ситуациях.
Умение сравнивать с эталоном.
Умения самоконтроля, самооценки, саморефлексии.
Умение оформлять свои мысли в устной форме.
Умения самоконтроля, самооценки, саморефлексии.

Итог урока

– Какое правило сегодня закрепляли?
– Какое задание на уроке понравилось больше?
– Какое задание показалось сложным?

Учащиеся строят высказывания.

Умение оформлять свои мысли в устной форме.

Рефлексия

– У кого планируемый результат совпал с результатом в конце самостоятельной работы?
– Поднимите руки, у кого хорошее настроение в конце урока?
– Молодцы! Спасибо за урок.

Учащиеся поднимают руки

Рефлексия способов действия, контроль, оценка процесса и результата деятельности.

Домашнее задание

- Дома с помощью словаря найдите и выпишите не менее 10 слов с непроизносимыми согласными.

Аспектный анализ

урока русского языка

 «Слова с непроизносимыми согласными».

Цель анализа: показать значимость исследовательской работы на всех этапах урока.

Ф.И.О. учителя: Непорожняя Евгения Николаевна

3 класс

Тип урока: изучение нового материала с применением  ИКТ на всех этапах урока. 

Задачи урока:

  • Закрепить умения проверять непроизносимые согласнее в корне слова через тренинговую самостоятельную работу.
  • Создать условия для развития внимания, речи учащихся; умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
  • Создать условия для формирования коммуникативных компетенций учащихся при работе в парах, группах.
  • Создать условия для развития навыков самоконтроля, самооценки и саморефлексии через выполнение тренинговой самостоятельной работы.

Формируемые УУД

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные  УУД: умение определять и формулировать  тему и цель на уроке, проговаривать последовательность действий на уроке,  работать по  коллективно составленному плану,  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной  ретроспективной оценки,  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей,  вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

 Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме,  слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах, группе.

 Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного,  добывать новые знания, находить ответы на вопросы,  используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Урок дан в соответствии с тематическим планированием

Тема «Слова с непроизносимыми согласными» предполагает     привлечение иллюстративного материала. Использование компьютерной презентации оправдано.

Роль компьютера на уроке:

  1. Значительно повышает эффективность образовательного процесса.
  2. Помогает ученикам анализировать, делать выводы, увеличивает процесс наглядности, снимает стресс.
  3. Учителю компьютер - подсказчик, позволяющий четко реализовать замысел урока и соблюсти логику изложения материала,  иллюстратор, аниматор, повышает уровень усвоения материала учащимися.
  4. Компьютер позволяет сделать урок динамичным, что способствует здоровьесбережению.

1. Организационный момент.

использование презентации организовало учащихся, дало положительный настрой на урок

2. Введение в тему

с помощью представленных на экране заданий учителю удалось добиться того, чтобы учащиеся сформулировали тему урока

3. Каллиграфическая минутка

активизирует внимание

умение выбрать правильный ответ

4. Словарная работа

закрепление полученных ранее знаний

наличие индивидуальной и групповой работ

 активизирует внимание

самоконтроль                

5. Работа в парах

закрепление полученных ранее знаний

умение выбрать правильный ответ

реализация межпредметных связей

быстрота выполнения и проверки задания

закрепление полученных ранее знаний

7.Творческое дом. задание                      

быстрота выполнения                                                                  задания                                                              глубина знаний и  умений

учащиеся приходят к                                                            выводу, как важно иметь                                                             прочные знания

8.Рефлексия урока:

Доволен ли ты как прошёл урок?

Да - 100 % учащихся

-было ли тебе интересно?

Да - 95%

-сумел ли ты закрепить свои знания?

Да - 100%

- сумел ли ты показать свои знания?

 Да - 90%

   

Вывод: учителю в ходе всего урока удалось систематизировать знания учащихся, развивать практические умения и навыки.