Главные вкладки

    Конспект урока русского языка "Звуковой столбик. Гласные и согласные звуки" в 1 классе"
    план-конспект урока (русский язык, 1 класс) по теме

    Урок по программе "Перспективная начальная школа" с использованием приёмов гуманной педагогики Ш.А.Амонашвили. Урок разработан в рамках ФГОС, с формированием УУД.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_v_1_kl._rus.yazyk_pnsh.rar99.1 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Абазинская средняя общеобразовательная школа № 5»

    города Абазы, Республики Хакасия

    Конспект урока по русскому языку
    в 1 классе

    «Звуковой столбик. Гласные и согласные звуки»

    подготовила

    учитель начальных классов

    Богданова Галина Владимировна

    г. Абаза

     2011

    Задачи урока:

    -закрепить умение различать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие согласные в начале и середине слова;

    -развивать фонематический слух;

    -развивать умение учащихся делать звуковой анализ слова предложения,  используя схематическое обозначение звонких и глухих согласных звуков, твердых и мягких; схематическое обозначение предложения;

    -формирование УУД: оказание помощи нуждающимся героям, желание вернуть им способность действовать, подтверждение и объяснение выбранной точки зрения, осуществление самоконтроля процесса и результата деятельности, умение применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями; обучение работе с вертикальным звукобуквенным столбиком (выбор информации по заданному аспекту), формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное; формирование коммуникативных умений.

    Оборудование: презентация к уроку, схемы – модели звуков, предложений для работы в парах, задания на доске от различных героев.

    Ход урока.

    1. Организационный момент.

    Мы начинаем урок русского языка,  улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки мне, друг другу и нашим гостям. Настроимся на работу – откроем ладошки новым знаниям и произнесём  нашу  волшебную фразу: « Я ХОЧУ МНОГО ЗНАТЬ!»      

    Ведь вокруг нас так много интересного, стоит только оглянуться по сторонам.

    Но мы должны   помнить, в любом деле необходимо соблюдать определённые правила.      (слайд 1)

    1. Не выкрикиваем.

     2. Не перебиваем друг друга.        

     3. Мы слышим друг друга.

     4. Учимся работать сообща.        

    - Я желаю вам успехов! Прошу вас правильно рассуждать на уроке: «Я думаю…», «Я считаю…» (слайд 2)

    2. Сообщение  темы  урока.

    - Сегодня   я вместе с нашей волшебницей Анишит –Йокоп и её друзьями Аширком  и Торком приготовили для вас много интересных заданий. Посмотрите на доску и помогите мне рассказать, что мы повторим, чему будем учиться на уроке. (На доске плакат с опорными словами, помогающими сформулировать задачи урока)

    3. Запись числа.

    4. Повторение изученного.

    1.  Задание от Анишит –Йокоп. Упражнение на внимание: « Волшебное превращение». Приём «Шепни ответ на ушко».

    На доске  { К  Л  Р  И  Г Ь }

    - Ребята, посмотрите внимательно на множество букв, постарайтесь запомнить. Положите головы на парты.

    (1-е превращение К в Ж,

    2 –е превращение И в Й,

    3 –е превращение Р в В,

    4-е превращение  - ничего не менять,

    5-е превращение Г в П,

    6-е превращение Ь в Ъ.)

    (Каждый раз учитель быстро двигается по классу и дети ему на ушко шепчут ответ)

    - Посмотрите внимательно на буквы, вы что-нибудь заметили среди них?

    - Правильно «лишним будет Ъ, а почему?

    - Как вы думаете, на какие  две группы можно  разделить все согласные буквы? Почему? Откройте стр.32 учебника  и посмотрите на звуко - буквенные столбики, они вам помогут.

    - Каким цветом отмечены звонкие (глухие) согласные звуки? (зелёным, голубым)

    - Запишите эти заглавные буквы в тетрадь: в первую строку  звонкие согласные , во- вторую - глухие согласные.

    - А ещё, по какому признаку согласные образуют пары?

    - (По твёрдости и мягкости).

    2. Задание от Торка. Нахождение слов к  заданной звуковой схеме. Приём «Покажи ответ на пальчиках».

    (На доске слова и схемы)

    - Посмотрите внимательно на верхнюю схему и слова слева и покажите мне ответ на пальчиках, какое слово по счёту соответствует заданной схеме:

    .

    .

    .

    1.ХЛЕБ                                                                                          1.ЛУНА
    2.ЛУЧ                                                              2.ШКОЛА
    3.
    КРОТ                                                    3.ГЛАЗА
    4.ВОЛК                                                                                                                 4
    . ВОРОН

    - Как вы думаете, почему Торк загадал вам именно эти слова?

    (КРОТ это ТОРК, ВОРОН помогает Маше и Мише путешествовать по волшебному лесу и выполнять задания Волшебницы и её помощников.)

    - Давайте запишем эти слова, разделим их на слоги и подчеркнём звонкие согласные.

    ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

    3.Задание от Асырк.  Работа над деформированным предложением.

    - Ребята, вы сейчас должны посоветоваться подумать, кто будет выполнять это задание, т.к. надо не просто собрать слова, развешанные по классу, а составить из них предложение. Надо 6 человек для выполнения этого задания. Посоветовались? Выходите и выполняйте задание.

    (По классу развешаны слова на листочках, ребята двигаются по классу, собирают слова и на доске составляют предложение: «Дельфин спас человека от злой акулы.»  Данное предложение из рассказа урока Человечности)

    - Ребята, вам знакомы герои этого предложения? Где мы с ними встречались? Что вы можете сказать о дельфине? Почему он так поступил?

    -Сейчас  Асырк предлагает вам поработать в паре, посовещаться и составить схему этого предложения у себя на парте. (на партах в пакетах лежат схемы –модели по построению  предложений:                                                                                          

    -Чья пара будет готова, поднимите вместе руки.

    - А теперь проверьте, у вас так, как у меня на слайде? САМОПРОВЕРКА (слайд 3)

    - Молодцы, мы очень рады, что вы справились с этим заданием.

    - У вас не возникло желание записать такое замечательное предложение про дельфина?

    - Спишите его и подчеркните мягкие согласные в каждом слове, где они есть.

    - А теперь давайте подчеркнём каждое слово в предложении, что оно обозначает.

    (Ребята уже знакомы со словами – предметами главными, словами-действиями, словами-признаками, неглавными словами, и помощниками (предлогами), поэтому хорошо подчёркивают все члены предложения под руководством учителя).

    ФИЗМИНУТКА

    Вот мы руки развели,

    Словно удивились.

    И друг другу до земли

    В пояс поклонились!

    Наклонились, выпрямились,

    Наклонились, выпрямились,

    Ниже, ниже, не ленись.

    Поклонись и улыбнись.

    4. Задание от Мудрой Совы.  Звуковой анализ слов.

    - Ребята, нам прислала задание и Мудрая Сова. Она уверена в ваших знаниях, поэтому просит помочь её составить «Звуковые рубашки « к словам «ДЕНЬ», « ГРИБ». Поможем?

    - Но прежде чем приступить к выполнению задания, спрогнозируйте свой результат работы, отметьте на ШКАЛЕ УСПЕХА, которая у каждого нарисована на полях тетради, насколько правильно вы справитесь с этим заданием и отметьте крестиком с помощью карандаша.

    - Два человека пойдут к доске, а остальные будут выполнять у себя в тетради, не торопитесь, думайте над обозначением звуков.

    ДЕНЬ [ Д' Е Н' –] - …б., …зв.                                    «ГРИБ» [ Г Р' И П] - …б., …зв.

    - ПРОВЕРКА: У кого из вас прогноз  совпал с выполнением? Кто выполнил лучше? Кто хуже?

    - Ребята, а все ли согласные имеют пары по звонкости и глухости? Какие не имеют?

    5. Помощь Маше и Мише. Работа в Тетради для самостоятельной работы.

    - Откройте тетрадь на стр.22, найдите и прочитайте задание 5. Что нужно сделать?

    (Заполнение таблицы – дома парных согласных звуков.)

    5. Итог урока. (Слайд 4, 5)

    - Все ли задания Волшебницы мы сегодня смогли выполнить?

    - Какое задание для вас было трудным?

    -  Чему вы научились, что для себя познали?

    (Учитель благодарит детей, самым активным  вручает «ОРДЕНА УМНИКА»  и пожимает руку.

                         

    Список литературы:

    1. Волина В. Азбуковедение. – М., Олма-Пресс, 1999.
    2. Лаврова Н.М. Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ 1 – 2 классы.. М., Академкнига/ Учебник.2011.
    3. Чуракова Н. А.,. Гольфман Н. Ф. Русский язык . 1 класс. Методическое пособие. Академкнига.  – М., 2010.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка «Твёрдые и мягкие согласные звуки. Правописание сочетаний ча-ща.» 2-й класс

    Тема: «Твёрдые и мягкие согласные звуки. Правописание сочетаний ча-ща.».Цели: 1) уточнить представление учащихся о звуках ч, щ как всегда мягких, формировать умение использовать правило сочетаний ча-щ...

    Тест системы PROClass по русскому языку по теме «Звуковой столбик. Гласные и согласные звуки», 1 класс

    Тест  представляет набор стандартных заданий, который устанавливает степень усвоения  учащимися учебного материала по теме «Звуковой столбик. Гласные  и  согласные звуки&raqu...

    Конспект урока русского языка Мягкие и твердые согласные звуки 2 класс УМК Ритм

    Конспект урока русского языка "Мягкие и твердые согласные звуки"во 2 классе, УМК Ритм. Урок помогает познакомить школьников с алгоритмом обозначения  мягкости и твердости согласных на п...

    Конспект урока русского языка "Безударные гласные в корне" (2 класс)

    Цель: учить учащихся находить орфограмму в корне слова, развивать умение подбирать проверочное слово и обосновывать правильность проверяемого, закреплять правописание словарных слов, развивать внимани...

    Конспект урока по обучению грамоте " Гласные и согласные звуки"

    Дать понятие «гласные и согласные» звуки через организацию частично - поисковой деятельности....