Конспект урока русского языка Мягкие и твердые согласные звуки 2 класс УМК Ритм
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Ковалевская Татьяна Михайловна

Конспект урока русского языка "Мягкие и твердые согласные звуки"во 2 классе, УМК Ритм. Урок помогает познакомить школьников с алгоритмом обозначения  мягкости и твердости согласных на письме, развивать умение записывать слова с ь , когда он смягчает предыдущий согласны, развивать потребность детей в обращении к орфографическому словарю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка.

Тема. Мягкие и твердые согласные звуки.

Класс- 2.

Учитель: Ковалевская Т.М.

Цель: показать  алгоритм обозначения  мягкости и твердости согласных на письме.

Задачи: 1) познакомить школьников с алгоритмом обозначения  мягкости и твердости согласных на письме 2)развивать умение записывать слова с ь , когда он смягчает предыдущий согласный. 3) развивать потребность детей в обращении к орфографическому словарю.

Познавательные УУД: определение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; преобразование знаково-символической модели в словесную; анализ объектов с целью выделения существенны признаков.

Регулятивные УУД: умение ставить учебные задачи, определить последовательность промежуточных целей, сличение способа действия и его результата с заданным этаоном с целью обнаружения отклонений от него, осуществлять познавательную и личностную рефлексию

            Коммуникативные УУД: умение взаимодействовать в группе; проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам, умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

            личностные УУД: воспитывать интерес к предмету и стремление осмысленно подходить к изучению родного языка, мотивировать свои действия, выражать положительное отношение к процессу познания.

Ход урока.

1) Организационный этап. Мотивирование на учебную деятельность.

Сегодня урок русского языка у вас проведу я.  Зовут меня Татьяна Михайловна. А урок сегодня у нас необычный. У нас много гостей. Поздороваемся с ними.

Проверка готовности к уроку. Запись числа. Классная работа.

Сегодня у нас в гостях два мальчика. Познакомимся с ними. Они вместе с нами будут открывать тайны русского языка.

- Что значит иностранный?

2) Актуализация знаний.

Работа по тексту "Лиса Патрикеевна" (по К.Д. Ушинскому)

У кумушки-лисы зубушки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлете, шубка тепленькая.

Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстучек.  

- Каким научным словом можно назвать эту  запись? Докажите.

( предложения следуют одно за другим, есть заголовок).

- Как вы догадались, о ком идет речь в тексте? Найдите слова в тексте, отвечающие на вопрос: шубка (какая?).

Из истории слова.

В старину было слово «лисый», что означало «желтоватый». От этого слова образовалось слово лис. А позже слова –лиса- лисица.

Число. Классная работа.

-Запиши: «лисый»-лис-лиса-лисица.  

-Поставь в слова ударение, подчеркни буквы, требующие запоминания.

-Как называется слово лисица?

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Запиши еще два словарных слова: р. бота – р . бята  (работа- ребята).

Подчеркни в этих словах  буквы, обозначающие согласные звуки. Сравни согласные звуки. Поему буквы одинаковые, а звуки различные?

Том уже выучил русский алфавит. И решил узнать о работе букв.

Вот какой диалог состоялся между мальчиками.

Том решил записал слово люди. Произнес его. Написал первую букву. Ещё раз послушал себя и дописал букву У. Получится ли у мальчика слово, которое он задумал? Почему? В чём его ошибка?

-Уточни, чего не знал о работе букв наш иностранный друг?

- Какова тема урока? О чём будем говорить на уроке?

- Какие задачи поставим себе на урок?

4) Первичное усвоение новых знаний.

- Упр.142, с. 82.

- Произнесите первые звуки в словах каждого столбика. Сравни их по мягкости - твердости.

 Вывод.

- Расскажи  Тому, как действовать при письме. Используй  схему.

4) Физкульт минутка.

 Представьте, что в руках у нас гантели.

Мы зарядку любим очень.

Каждый быть здоровым хочет.

5) Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

Упр.144, с. 83- письмо по памяти. Взаимопроверка.

-У кого не было ошибок? ( поднимают руки).

 - Подчеркните одной чертой мягкие согласные.

Том выполнил запись слов, а Антон проверил работу.  Верно ли, записали мальчики слова? Почему пришлось вносить исправления?

6) Построение проекта решения проблемы.

 Сравни последние звуки сом и семь.

- Какой буквой обозначена мягкость согласного на конце слова?

Уточним наш вывод.

Что изменилось? Используя схему, объясни.

7) Первичное закрепление

Антон пригласил  Тома цирк. Вот что рассказали мальчики.

Цирк – это праздник.

Вот  с дрессировщиком выходит большой медведь. Позже выйдут на арену рысь и львица, а потом выступит лошадь.

- Найди и запиши слова, в которых мягкость согласного обозначается ь. Не попадись в ловушку.

- Сравнение результатов по образцу. 

- Рефлексия учебной деятельности на уроке.

На экране - верное решение. Проверьте свою работу. Верное решение на слайде. За каждое  правильно записанное слово- 1 балл. Общее количество баллов запишите на полях карандашом. Поднимите руки, у кого 5 баллов.

9) Итог урока

Для чего знать, как работают буквы русского языка? (понимать друг друга, правильно оформлять письменную речь)

8) Рефлексия  «Лесенка»

Детям предлагается карточка с изображением лесенки, у которой 5 ступенек:

  • работал самостоятельно, выполнил все задания;
  • справился со всеми заданиями урока, работал по образцу;
  • при выполнении некоторых заданий понадобилась помощь;
  • большую часть заданий не смог выполнить;
  • не выполнил ни одного задания.

10) Домашнее задание.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

№143, с.83

Запиши слова: плакса, клякса, брюки, руки, дождь, мальки, мелки.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Звонкие и глухие согласные звуки" 3 класс.

Урок русского языка "Звонкие и глухие согласные звуки" 3 класс....

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ НА ТЕМУ "Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. Делу время, потехе час" (1 КЛАСС)

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ НА ТЕМУ "Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. Делу время, потехе час"  (1 КЛАСС) СОСТАВЛЕН В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС...

Урок по теме: «Мягкие и твердые согласные звуки Обозначение твердости и мягкости согласных звуков» 2 класс УМК «Перспектива»

Цель:Формировать умения правильно произносить твердые и мягкие согласные звуки и обозначать их на письме гласными буквами.Работать над каллиграфией.Развивать умения работать в парах.Создавать ус...

Технологическая карта урока русского языка «Как отличить глухой согласный звук от звонкого согласного звука?» (УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений о глухости и звонкости согласных звуков, о парности согласных звуков по глухости и звонкости.Задачи урокаДидактиче...