План-конспект по русскому языку "Мягкие и твёрдые согласные сочетания жи, ши, ча,ща,щу, чк,чн."
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок повторения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
myagkie_i_tvyordye_soglasnye_sochetaniya_zhi_shi_chashchashchu_chkchn.docx | 25.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Мягкие и твёрдые согласные сочетания жи, ши, ча, ща, щу, чк, чн.
Цели урока: Отработка умения распознавать в словах шипящие звуки /ж/, /ш/, /ч/, /щ/ и правильно обозначать на письме сочетания этих звуков с согласными буквами и, а, у; обработка умения писать сочетания чн, чк, без мягкого знака.
Ход урока.
- Организационный момент, сообщение темы и целей урока.
Долгожданный дан звонок-
Начинается урок.
Как же правильно писать
Будем вместо повторять.
II. Повторение.
1.Индивидуальная работа.
А) Измените слова по образцу. Подчеркните мягкий знак. (ь)
Образец: удалец-удальца.
Пенёк, денёк, зверёк, хорёк, стебелёк, тополёк, мотылёк, палец, жилец.
Б).Спишите, изменяя слова по образцу. Подчеркните ь.
Образец : мыло - (какой ?) пузырь- мыльный
Школа - (какая ?) мебель.
Сигнал – (какой ?) флажок.
Зеркало – (какой?) карп.
Село – (какой ?) местность.
Журнал – (какой ?) столик.
Сила – (какой?) ветер.
В). Спишите. Замените выделенные слова противоположными по значению. Подчеркните ь.
Сладкая ягода, большой камень, слабый голос, ближний лес, здоровый ребёнок.
2. Фронтальная работа.
Сегодня мы с вами будем отвечать на хитрые вопросы. Запишите только ответ.
- Как превратить мел в мелкое место на реке? (мель)
- Как угол превратить в топливо? (уголь)
- Как из банки сделать баню? (банька)
- Как из полки сделать танец? (полька)
3. Игра «Посчитаем»
Вот они идут гуськом
Вдоль лесных дорожек
Ёж-отец, Ёжиха- мать
И ребенок-Ёжик.
- В каких подчёркнутых словах число звуков и букв одинаково? (ребёнок)
- В каких подчёркнутых словах звуков больше, чем букв? Почему?( Ёж, Ёжиха, Ёжик). (В этих словах есть хитрая буква и даёт 2 звука)
- В каких словах букв больше ,чем звуков? Почему? (гуськом, вдоль, мать,). (Буква мягкий знак не означает звука.)
- Какие ещё вы знаете слова, где букв больше, чем звуков? Напишите.
- Какую работу выполняет ь в этих словах? (Показатель мягкости)
III. Чистописание.
Все знают хитрую куму. А про её проказы есть сказки и рассказы.
IV. Работа по теме урока.
Сегодня я расскажу сказку « Как поссорились шипящие с некоторыми гласными буквами »
А) Грамматическая сказка «Как поссорились шипящие с некоторыми гласными буквами»
- Подумайте, о чём пойдёт речь на уроке
Жили-были на свете Ж, Ш, Ч, Щ, а неподалёку И, Ю, Ы, И, А, Я. Жили очень дружно. И вот решили однажды буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат везде—нашли уже многих, только никак не могут найти 3 гласных—Ы, Ю, Я. Искали-искали, с ног сбились, до вечера промучились. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные решили пойти домой спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы, Ю, Я как ни в чём не бывало сидят, смеются чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие—с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а только так: ЖИ--ШИ, ЧА--ЩА, ЧУ--ЩУ!
Много времени прошло с тех пор. И захотели шипящие вновь расширить круг своих друзей. Вспомнили про Я, Ю, Ы. решили взять с собой в лес за грибами и ягодами. Буквы ведь очень дружный народ. Хорошо провели они время в лесу, а когда пришли, буква Я расхвасталась:
--я больше всех собрала. Грибы у меня самые лучшие, а ягоды самые спелые и душистые. Это я всех в лес позвала, это я их вывел на лучшую поляну, это я…
Буквы даже рассердились!
--Мы так дружно жили, никогда не ссорились, а главное—никто у нас так не зазнавался, каждый знал своё место, и вдруг…
И решили буквы проучить букву-зазнайку, отправив её в самый конец алфавита, но тут заюлила буква Ю, стала защищать свою подружку Я. И буква Ы стала своей клюкой размахивать. Буквы и их отправили в конец поближе к букве Я.
Кстати, именно с того момента шипящие буквы Ч, Ш, Щ Ж сказали, что НИКОГДА больше не будут дружить с буквами-зазнайками, а только со скромными буквами А, У, И, которые никогда не выпячиваются.
А как же, спросите вы,могут получиться такие слова как чаща, щука, лыжи? А очень прост: с буквами И, У, А и только с ними!
-- Какая невоспитанность!—жаловались отвергнутые буквы на шипящие. –Подойти невозможно, так и шипят от злости.
Справедливая обида! Но только не ко всем так суровы Ж, Ш, Щ, Ч. они всегда рады И, У, А!
(Речь пойдёт о правописании сочетаний ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ)
Б) Работа по учебнику
--упр.52 стр. 22
Прочитайте текст. Какие правила нужно вспомнить, чтобы правильно его выполнить
--выполните задание самостоятельно.
V. Физкультминутка
Встаньте “паровозиком”, двигаемся по кабинету и поём: “чщ, чщ…
Вот поезд наш мчится,
колеса стучат,
А в поезде нашем ребята сидят.
Чу- чу- чу- чу- чу… чщ - чщ …
В) Продолжение работы по учебнику.
- Упражнение в правописании сочетаний
--упр.53 стр.22 (устно)
--упр.54 стр. 22 (у доски)
--упр.55 стр. 22 (самостоятельно)
- Игра «Продолжи словечко»
Угадайте и запишите слова:
Кот живёт у нас на крыше
А в подполье живут… (мыши)
Не поедет без бензина
Ни автобус, ни…(машина)
По полям бегут ручьи,
На дорогах -(Лужи)
Скоро выйдут муравьи
После зимней…(стужи)
5. Игра «Зажги огонёк» (у доски 2 команды)
Детям раздаются карточки двух цветов: подобрать пару.
--Назовите пары слов:
- Волшебник – чародей
- Нередко – часто
- Глушь- чаща
- Грязный – чумазый
- Храбрец – смельчак
- Жалеть – щадить
- Большая туча
- Журчат ручьи
- Берёзовая роща
- Чаща леса
- Машина гудит
6.Выборочное письмо (взаимопроверка в парах)
Запишите только те слова, в которых встречаются изучаемые орфограммы:
Ча-ща
За бульваром, у Покровки,
На трамвайной остановке,
Вылезая, буква “Щ”
Тянет пояс от плаЩА.
А в трамвай влезает “Ч”
С чемоданом на плече.
Вышел ёж с сапожной щеткой,
Занялся работой четкой.
Гуталина не ЩАдит,
Гуталин слегка ЧАдит.
Заяц волка замеЩАет,
Всех косых он замеЧАет.
А волна реки, плеЩА,
Пену бросила с плеЧА.
Чу-щу
Оба брата, Гек и ЧУк
Принялись за ловлю ЩУк.
И кричит им птица ЩУр:
- Не меня ловите, ЧУр!
- “ЖИ-ШИ”:
Рядом с иголками рыЖИк под ёлками.
Не мал, не велик, а леЖИт и блестит.
Ехала маШИна, лопнула вдруг ШИна.
Воздух из ШИны с ШИпеньем выходит.
7. Подведение итогов.
Девочки поют частушки:
ЖИ да ШИ, ЖИ да ШИ
С буквой И всегда пиши:
Мыши, ёжики, ужи,
Лужи, крыши и моржи.
ЧА и ЩА, ЧА и ЩА
Роща, чаща и свеча,
Пища, туча, саранча—
С буквой А и ЧА и ЩА.
Сочетания ЧУ и ЩУ
Пием только с буквой У.
Чудо, щука, ухвачу
И кричу, лечу, хочу.
Точно, точка, стрелочка,
Тучка, срочно, белочка,
Не запомнятся никак,
7. Итог урока. Рефлексия.
Сегодня я узнал …
Мне еще нужно отработать…
Для меня самым трудным было…
Сегодня на уроке мне было…
Для меня самым интересным было…
8. Домашнее задание: подобрать 20 слов на изученную орфограмму.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова"
Урок в 3 классе по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова" для обучающихся с нарушениями интеллекта....
План-конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова"
Урок русского языка в 4 классе по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова" для обучающихся с нарушениями интеллекта....
План-конспект урока по русскому языку "Склонение имён прилагательных с твёрдой основой
Склонение имён прилагательных с твёрдой основой....
План -конспект урока по русскому языку для 2 класса "Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова"
План -конспект урока по русскому языку для 2 класса. Урок посвящен юбилею М.В. Ломоносова. Задачи урока:Образовательные:- определять наличие в корне слова изучаемых орфограмм (б...
План-конспект урока по русскому языку. Тема: "Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу"
Данный урок является обобщением по теме. На уроке осуществляется поиск необходимой информации (работа со словарем), умение работать в парах и осуществлять контроль в форме сличения с заданным эталоном...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....
План-конспект урока по русскому языку "Правописание парных согласных букв в середине и в конце слова",3 класс
Формировать умения сравнивать согласную букву проверочного слова и проверяемого. Развивать умение находить в тексте слова с парными звонкими и глухими согласными, подбирать проверочные слова, обосновы...