План-конспект урока по русскому языку "Склонение имён прилагательных с твёрдой основой
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Свистунова Наталья Петровна

Склонение имён прилагательных с твёрдой основой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока

по теме:

«Склонение прилагательных мужского, женского и среднего рода

с твёрдой основой».

Тема урока: «Склонение имён прилагательных с твёрдой основой».

Цель урока: закрепление знаний по теме; привитие интереса и любви к родному языку; развитие памяти, внимания, наблюдательности, умение сравнивать, обобщать, классифицировать.

Тип урока: закрепление знаний.

Методы:

репродуктивный, частично-поисковый, иллюстративный, практический;

по дидактическим задачам: формирование умений и навыков; применение знаний; метод контроля.

Приёмы обучения: рассуждение; разъяснение,

развивающего обучения: буквенный диктант; игра «Четвёртое лишнее».

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная.

Информационные технологии: смарт доска, справочная литература.

I.Повторение

1.Буквенный диктант. «Прилагательное».(Смарт доска)

Н – неизменяемая часть речи, которая отвечает на вопросы где?, куда?…

Л – суффикс глаголов прошедшего времени.

Т – падеж, вопросы которого кем? чем?

Г – часть речи, которая имеет категорию спряжения.

Л – глаголы настоящего времени изменяются по числам и ….

Р – падеж , вопросы которого кого? чего?

П – главный член предложения, который обозначает о ком или о чём говорится  в предложении.

И – падеж, который не имеет предлогов.

А – слова с противоположным значением.

А – совокупность букв, расположенных в определённом порядке.

Е – буква, которая пишется в личных окончаниях глаголов I спряжения.

О – изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

Е – окончание существительных 1 скл. Д.п.

Ь – буква, которую следует писать в конце глаголов 2 лица ед. ч.

Из получившихся букв дети составляют слово «Прилагательное»,

говорят всё, что к этому моменту знают об имени прилагательном.

2. «Четвёртое лишнее». (Смарт доска)

        Строгий, стойкий, тихий, смешной. (окончание – ой)

Часовой, лесной, больной, рядовой.(только прилагательное)

Ненастный, напрасный, чудесный, небесный.(непроизносимый согл. т)

Карминный, пурпурный, палевый, алый.(бледно-жёлтый)

Добродушный, культурный, славный, весёлый.(сложное слово)

Заботливый, скромный, задумчивый, нервный.(с приставкой)

Полотняный, глиняный, стеклянный, серебряный.(удвоенная н)

Находя «лишнее» слово в четвёртой строчке, дети работают со словарями. (Толковый, этимологический, иностранных слов, морфемный).

Все «лишние» слова разбираются по составу.

III. Тема урока. (Смарт доска)

1. Анализ «лишних» слов. Все прилагательные мужского рода, единственного числа, именительного падежа. Данные прилагательные находятся в начальной форме, имеют твёрдую основу. Что такое «твёрдая основа»? Можно предложить детям классифицировать прилагательные, например, по окончаниям (-ой, -ый).

2. Предложить детям выбрать любое прилагательное, подобрать к нему существительное мужского, женского или среднего рода и просклонять получившееся словосочетание.

3. Проверка выполненного задания (устно).

4. Работа с предложением. Попросить детей придумать предложение с «лишними» словами.

Предложить детям записать предложение: « В ст…клянн… мгле тр…пещ…т серый пару…»(М. Волошин) .(Смарт доска)

Вставить пропущенные буквы.

Указать части речи.

Подчеркнуть грамматическую основу.

Выписать словосочетания.

IV. Самостоятельная работа. Вставить окончания, указать род, число, падеж имён прилагательных.

I вариант.

За тёмн… стеной, на топк… болоте, к высок… холму, от стар… рыбака, с низк…неба, по загородн… шоссе, к лесн… тропинке, на высок… ель, на низк… скамейке.

II вариант.

        По хрустк… снежку, из больш… города, ясн… днём, по ласков… солнцу, к пшеничн… полю, под стар… крепостью, в тёпл… воду, с ловк… девочкой, из-за тёмн… тучи.

V. Подведение итогов.

VI. Домашнее задание.

Выписать 7 словосочетаний существительного с прилагательным из «Синей птицы» Метерлинка, указать род, число, падеж им. прил..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока "Использование русских народных игр для развития скорости, прыгучести, ловкости".

На примере данного урока показано,как с помощью подвижных русских народных игр можно успешно развивать у учащихся начальной школы координационные способности, совершенствовать двигательные навыки, вос...

План-конспект проблемного урока по русскому языку 4 класс

Цели:         - заинтересовать учащихся изучением новой темы «Имя прилагательное»;          -учить классифици...

русский язык 4 класс Урок по теме: СКЛОНЕНИЕ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ С ТВЁРДЫМ СОГЛАСНЫМ НА КОНЦЕ ОСНОВЫ.

русский язык  4 класс Урок по теме  СКЛОНЕНИЕ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ  С ТВЁРДЫМ СОГЛАСНЫМ НА КОНЦЕ ОСНОВЫ....

План- конспект открытого урока по русскому языку (обучение письму) в 1 «В» классе.

данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС...

План-конспект открытого урока по русскому языку "Главные и второстепенные члены предложения", 2 класс.

Урок составлен в соответствии  с требованиями ФГОС,  показывает работу обучающихся  с помощью системно-деятельностного метода, видна адекватная самооценка детей....