План-конспект урока по русскому языку. Тема: "Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Лопачук Татьяна Петровна

Данный урок является обобщением по теме. На уроке осуществляется поиск необходимой информации (работа со словарем), умение работать в парах и осуществлять контроль в форме сличения с заданным эталоном, используются творческие задания (разгадывание ребусов, нахождение рифм в стихотворении).

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon russkiy_yazyk.zip623.54 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 1 классе.

Тема:  Упражнение в написании слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу,чк.

Тип урока: урок обобщения и систематизации.

Цели: Обобщить знания учащихся о правописании гласных после шипящих согласных звуков; формировать умения писать слова с сочетаниями жи-ши,  ча-ща, чу-щу ,чк.; способствовать развитию орфографической зоркости учащихся.

Планируемые результаты –предметные и метапредметные (УУД)

  Предметные:  учащиеся запомнят правописание гласных после шипящих согласных звуков, научатся находить опасные места в слове.

Метапредметные:

Личностные: осознание значимости  знаний о правописании гласных после  шипящих; актулизация мыслительной и творческой  деятельности, формировать мотивацию к обучению.

Регулятивные:   развивать умения  высказывать своё предположение; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять познавательную и личностную рефлексию, умение определять и формулировать цель на уроке.

Коммуникативные:  умение точно и полно выражать свои мысли; оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используясловарь, информацию, полученную на уроке.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.Орг. момент

Прозвенел звонок и смолк,

Начинаем наш урок.

Эмоционально настраиваются на рабочий лад.

2. Введение в тему. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Слайд 1. Восстановите слова: чату,щапи, жилу, шипи, чумол, кащу.

Какие слова получились? Какие шипящие  согласные звуки встречаются в этих словах? Как пишутся сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк.? Как вы думаете, какова тема нашего урока?

(Сегодня на уроке мы обобщим знания о правописании гласных после шипящих согласных и научимся правильно их писать).

Уч-ся восстанавливают слова. Проговаривают правила правописания гласных после шипящихсогласных. Сегодня на уроке мы обобщим знания о правописании гласных после шипящих согласных и научимся правильно их писать.  

 Нацеливание на то, что в результате выполнения задания , необходимо получить информацию

3.Минутка чистописания.

Словарная работа.

Откроем тетради, запишем число и вспомним красивое и правильное написание букв:Чч, Щщ. Жж.

Найдите в словаре слова с известными сочетаниями:  (машина, хороший, девочка). Сколько слов нашли? Какие опасные места встретили? Сколько слогов в этих словах? Почему?

Записывают в тетрадь буквы.

Находят в словаре слова.

Находят известные сочетания.

Понимание уч-ся практической значимости изучаемого материала. Осуществлять поиск необходимой информации (в словаре) .Осознанное построение речевого высказывания.

4. Обобщение и систематизация знаний.

1.Посмотрите на доску. ( Слайд 2.)Разгадать ребусы.

Что знаете о написании этих слов?

С какой буквой не дружат эти буквы?

2. (Слайд 3. картинки животных.)  Как называют детёнышей этих животных? Какие буквы пишутся после буквы ч?

Работа в парах: попробуйте разделить эти слова на 2 группы. Какие группы получились?

3.Прочитайте стихотворение «Смешинки» (с.56, упр.2) Какие буквы пропущены? Спишите 1 столбик, подчеркните орфограммы,  проверьте работу друг друга. Найдите рифмы в этом стихотворении.

(чашка, щука)- отгадывают , произносят правило.

Волчата, зайчата, галчата, бельчата, сорочата, грачата. (по признаку птицы и животные)

Самостоятельная работа уч-ся: (спешили – рассмешили; машинки – смешинки)

Формирование умения работать в парах. Группировать  слова на основе существенных признаков.

(р): осуществлять контроль в форме сличения работы с заданным эталоном.

4. Физминутка

Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть.

Вскинем наши пальчики

Как ушками шевелят зайчики,

Крадёмся, тихо на носках

Как лисы бродят по лесочку,

Волк озирается кругом

И мы головки повернём

Теперь садимся тише – тише,

Притихнем, словно в норках мыши.

Учащиеся выполняют действия.

Организовать отдых для снятия напряжения с мышц тела.

5.Формирование алгоритма действий.

Прочитайте  пословицы. (с.56,упр.3) Объясните  лексическое значение слова: не утаишь. Спишите ту пословицу, смысл которой вам понятен, подчеркните известные орфограммы.

Работа с деформированным текстом.

Восстановите текст:

Щ…ка в реке …(жила),

Щёткой воду …(мела),

Щи варила для…(пескарей),

Угощ..ла  (гостей).

Проверьте работу (слайд 4.) Оцените свою работу  на карточках. Какие  изученные орфограммы встретились?

Учащиеся читают пословицы, объясняют смысл слов.

Восстанавливают текст, вспоминают изученные орфограммы: (безударные гласные и способы их проверки; правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу)

Участвуют в коллективном обсуждении;

Формировать умения оценивать правильность выполнения действий.

Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

6. Зарядка для глаз.

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть всё дано,

Где окно, а где крыльцо,

Обведу я снова круг,

Посмотрю на мир вокруг.

Уч-ся выполняют зарядку для глаз.

Соблюдение здорового образа жизни.

7. Контроль и самоконтроль .

(Слайд 5.) Показать пропущенные буквы: ч..до, ч..йка,  уш.., скач…, уж..н,  щ…ка,  тащ…, дач…, рощ…, ч…сы, ж…раф, маш..на, ч…шка, ч…гун, ш…ло, куч….

Учащиеся на карточках показывают букву.

Проверить полученные знания; получение информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов;

8. Рефлексия. Итог урока.

Какая цель была перед нами в начале урока?

(слайд 6.)ЧА---ЩА  пиши с буквой…

ЧУ – ЩУ пиши с буквой …

ЖИ – ШИ пиши с буквой…

Кто из вас достиг поставленной цели? (покажите карточку зелёного цвета, а если нет , то красного цвета)

Закончите  фразу:

Мне запомнилось ----

У меня получилось---

Мне было трудно ---

Я постараюсь лучше---

Научиться писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Формирование умения проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действий уровне адекватной ретроспективной оценки. Способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

9.Домашнее задание.

Составьте ребусы или загадки с использованием  сочетаний: ча–ща, чу -щу, жи –ши.

Учащиеся записывают д/з.

Уборка рабочего места

Актуализировать мыслительные операции


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект проблемного урока по русскому языку 4 класс

Цели:         - заинтересовать учащихся изучением новой темы «Имя прилагательное»;          -учить классифици...

План- конспект открытого урока по русскому языку (обучение письму) в 1 «В» классе.

данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС...

План-конспект открытого урока по русскому языку "Главные и второстепенные члены предложения", 2 класс.

Урок составлен в соответствии  с требованиями ФГОС,  показывает работу обучающихся  с помощью системно-деятельностного метода, видна адекватная самооценка детей....

План-конспект дистанционного урока по русскому языку 3 класс "Повторяем и тренируемся".

На этом этом уроке отрабатываю умения отличать имя прилагательное от имени существительного,обобщаю знания об иени прилагательном....

План конспект открытого урока по русскому языку " Написание мягкого знака в конце и середине слова"

Цель данного классного часа: Формирование знания и умения детей в написании слов с мягким знаком на конце и в середине. Активизировать словарь детей.Коррекция памяти через словарную работу и цись...