Конспект урока русского языка "Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах."(1 класс УМК "Школа России")
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Киселёва Юлия Дмитриевна

Конспект урока русского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:

                                    ФИО учителя:  

Школа:

                                    ФИО студента:

Класс:

                                    ФИО методиста:

Технологическая карта урока русского языка

Тема: «Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах.»

        

Цели деятельности учителя: формирование умения находить в слове букву безударного гласного звука, требующую проверки на письме, знакомство с терминами: проверочное слово, проверяемое слово.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать: как находить в слове букву безударного гласного звука, требующую проверки на письме;

Уметь: различать термины: проверочное слово, проверяемое слово, подбирать проверочное слово для обоснования написания проверяемой буквы в безударном слоге.

Личностные: 

- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

- проводить самооценку своих действий, поступков;

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: «Русский язык» 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч 1/ В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. -  М. : Просвещение, 2012 с., [2] л. ил.: - (УМК "Школа России"), учебная презентация, раздаточный материал.

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

                                                     Содержание

урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.

Этап самоопределения к деятельности

Словесный: беседа

Практический: самоопределение

4 мин.

Здравствуйте ребята!

Улыбнитесь мне, улыбнитесь соседу по парте, пожелайте ему продуктивной работы. Молодцы!

Мы - не буквы, мы - звуки речи.

Изучает фонетика нас.

Мы - не буквы, мы - звуки речи.

Произносят и слышат нас.

Дыхание свободно в каждой гласной,

В согласных - прерывается на миг.

И ТОЛЬКО ТОТ гармонии достиг,

Кому чередованье их подвластно.

Приветствуют.

Отвечают на вопросы учителя.

К: планирование

учебного

сотрудничества с

учителем и

сверстниками.

II.

Актуализация знаний и мотивация

Словесный: беседа,объяс-ние;

Практический: Повторение правильной посадки

Словесный:

беседа

Подводящий диалог

Наглядный – демонстрация слайда;

Проблемный – создание проблемной ситуации;

 Практический – запись словарных слов в тетрадь.

7 мин.

-Прочитайте запись на слайде:

Аа  Бб  Вв  Гг  Дд  Ёё  Жж  Зз Ии  Йй

Кк  Лл  Мм  Нн  Оо  Пп  Рр  Сс  Тт

Уу Фф  Хх  Цц  Чч  Шш  Щщ   ъ  ы  ь  

Ээ  Юю  Яя

-Что вы прочитали?

-Всё ли здесь в порядке?

-Что можете рассказать о букве Е?

-Из каких элементов состоит прописная буква Е, для чего нужна прописная буква? строчная?

-Пропишите сочетание заглавной и строчной букв Ее, подчеркните самое красивое сочетание.

-Какие гласные звуки может обозначать буква Е? Почему?

-В каких словах из словаря нужно запомнить букву Е?

СЛАЙД.

-П.нал, учит.ль, уч.ник, д.ревня.

-Какой звук обозначает буква Е в этих словах?

-Звук и находится в ударной или безударной позиции?

-Правильно. Именно поэтому это «опасное место».

-Почему написание этих слов нужно запомнить?


Читают со слайда.

-Алфавит.

-Пропущена буква Е.

-Обозначает гласный звук и мягкость согласного звука, может обозначать два звука [й, э].

-Из двух полуовалов, прописная буква нужна для написания имён собственных. -Строчная буква состоит из петли и полуовала.

-[и], [э]

-В безударной позиции может обозначать звуки [и], [э]. В ударной позиции – [э].

-Звук [и].

-В безударной позиции.

-Написание нельзя проверить.

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

П: построение логической цепочки рассуждений;

 П: поиск и выделение необходимой информации

П: анализ объектов с выделением существенных признаков.

III.

Постановка учебной задачи

Словесный:

Беседа Форму-ание темы урока

-А что мы узнали на прошлом уроке, какой секрет открыли?

-Какие безударные гласные звуки нужно проверять?

- Как обозначить буквой безударный гласный звук? (с. 65, если затрудняются с ответом)

-Сегодня на уроке мы продолжим налюдать над буквами , обозначающими ударные и безударные гласные звуки и познакомимся с новыми научными понятиями. 

-Нужно проверять буквы, обозначающие безударные гласные звуки.

-Звуки [и], [а], [э].

-Чтобы проверить, какой буквой обозначить безударный гласный звук в слове, надо изменить слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

П: построение логической цепочки рассуждений;

IV.

«Открытие нового знания»

Словесный – учебный диалог.

5 мин.

-Посмотрите, пожалуйста, на экран (слайд).

-Кого вы видите, назовите это слово.

-Какие гласные звуки мы слышим?

-На какой звук падает ударение?

-Обратите внимание на экран. Что изменилось? Как мы теперь скажем? (совы).

-Какой вывод вы можете сделать сами? Как изменили слово?Что помогло вам ясно услышать второй звук в слове?

-Прочитаем правило на стр. 65. Проверим правы ли вы.

-Закройте учебники. Понаблюдаем ещё раз за безударными гласными звуками (слайд ).

-В слове грибы мы сомневаемся, какой буквой на письме обозначить безударный гласный звук. Для того, чтобы проверить безударный гласный звук, изменим слово так, чтобы безударный звук стал ударным – гриб. Значит, и в слове грибы мы тоже будем писать букву и.

Беседа о безударных гласных.

-В ударном слоге гласный произносится в 2 раза длиннее, чем любой другой звук в этом слове, с большей силой и более отчётливо.

-Если представить себе, что слово – это поезд, то безударные слоги – это маленькие вагончики, а ударный – большой длинный вагон.

-Хорошо живётся ударным гласным корня: все их отчётливо слышат, видят и правильно пишут.

-А как быть бедняжкам - безударным? Они очень обижены.

-Помогите им, друзья, поставьте их под ударение, и бывшие безударные в благодарность так отчётливо зазвучат, что правильно написать их уже не составит большого труда. Только не забудьте при этом изменить слово

-На сигнальных блокнотах показать, какую букву в словах нужно вставить (слайд ).

ст . на

з . ма

ч . сы

тр . ва

к . за

д . жди

гр .бы

. кно

-Выполним 1 упражнение на странице 63.

-Сова.

- [о],[а].

-[а].

-Ударным будет звук [о].

-Чтобы проверить безударную гласную, мы можем изменить слово так, чтобы ударение падало на безударную гласную.

Слушают учителя.

Читают упражнение.

-Как всходит утром солнце и летают голуби, кружат над крышей.

Списывают первое предложение.

-над словом «над», один слог.

-Читают памятку.

-вИшня, [и]-ударный,[я]-безударный и т.д.

П: самостоятельное

выделение и

формирование

познавательной цели

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

;

V.

Первичное закрепление во внешней речи.

Словесный – учебный диалог.

-Прочитаем правило внизу страницы.

-Теперь прочитайте ещё раз про себя и несколько человек пусть расскажут правило всему классу.

Для закрепления выполним номер 3.

Читают правило.

Рассказывают правило.

Читают скороговорку.

Два ученика выходят к доске, пишут по предложению, остальные пишут в тетрадях.

Произносят безударный звук, обозначают букву.

Читают сводку «Обрати внимание»

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;П: построение логической цепочки рассуждений;

VI.

Включение

в систему знаний

Словесный: беседа

Словесный – беседа, объяснение;

Частично-поисковый –анализ языкового материала;

Наглядный – демонстрация слайда;

Работа с книгой – чтение и изучение;

Практический –

Комментированное письмо;

морфологическое упражнение

Практический: 
выполнение анализа слова 

5 мин.

     

-А чем отличается проверочное слово от проверяемого?

-Переверните страницу и прочитайте по цепочке правило.

-Теперь перескажите мне ещё раз что такое проверочное и проверяемое слово и как нам проверить безударную гласную.

-Читают слова.

-Сосна и земля. Говорим [а] и [и], а пишем букву «е» и «о».

-да, одинаковой.

-сОсны, стрАны, зЕмли, зИмы.

-Чтобы проверить, какой буквой обозначен безударный гласный, нужно изменить слово так, чтобы ударение падало на безударную гласную.

-Проверяемое — это слово, которое нам нужно проверить.

-Проверочное, которым мы можем проверить.

Повторяют правило. Несколько человек отвечают.

П: построение логической цепочки рассуждений;

 П: поиск и выделение необходимой информаци

П: анализ объектов с выделением существенных признаков.

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.


П: выдвижение гипотез и их обоснование.

К: участвовать в учебном диалоге, формировать ответы и выводы.

VII.

Самостоятельная работа с взаимопроверкой

Практический:

Самостоятельная работа

Наглядный: демонстрация самопроверка по образцу.

Практический:

Письменные ответы на вопросы

-Давайте самостоятельно выполним упр. 6 и 7.

-Прочитайте вслух задание 6.

-Выполним пример на доске. Так же у вас есть пример в учебнике.

-Принимаетесь за работу.

-Обменяйтесь тетрадями с соседом. Сверимся со слайдом. Если всё верно, то поставьте «+» карандашом. Если есть ошибки то  подчеркните их.

Выполняют самостоятельно.

П: поиск и выделение необходимой информаци

П: анализ объектов с выделением существенных признаков.

VII.

. Рефлексия деятельности

Словесный: учебный диалог, самооценивание.

3 мин.

Ребята, наш урок подошел к концу. Пора подводить итоги  нашего урока.  

-Какую цель мы ставили перед собой?

 -Мы достигли её?

-Что такое ударная гласная? Безударная?

-Как найти и проверить будуарную гласную?

-Чем отличается проверяемое слово от проверочного?

-Ребята, я предлагаю вам оценить нашу сегодняшнюю работу на уроке с помощью ромашек-узнавашек.

-У вас на партах лежат ромашки-узнавашки . Вам нужно сейчас раскрасить её серединку, если урок вам понравился, вы считаете его полезным и сможете ответить на вопросы, то раскрасьте серединку в жёлтый. Если вам показалось, что чего-то не хватило и вы не совсем поняли тему, но можете ответить на вопросы, то раскрасьте в зелёный. А если тема вам показалась совсем не нужной и неинтересной, вам было непонятно, то раскрасьте серединку в красный. Покажите мне ваши ромашки-узнавашки. Спасибо за честность, мне было очень приятно с вами работать. Спасибо за урок!

Анализируют свою работу на уроке. Отвечают на вопросы.

Л: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

Р: оценка результатов работы

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация урока русского языка «Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах. Особенности проверочного и проверяемого слов.» 1 класс "Школа России"

Конспект и презентация урока русского языка «Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах. Особенности проверочного и проверяемого слов.» 1 класс "Школа России"...

ТЕМА: «Сравнение звучания гласных букв в ударных и безударных слогах» 2 класс, урок русского языка.

ТЕМА: «Сравнение звучания гласных  в ударных и безударных               слогах» 2 класс, урок русского языка. ЦЕЛИ: Систематизировать знания детей по ...

Конспект урока русского языка «Гласные звуки. Какие звуки называются гласными» (УМК «Школа России», 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о гласных звуках и развитие умения обозначать их на письме.Планируемые результатыПредметные:- знать общее представление о гласных звуках;- знать правильн...

Конспект урока русского языка «Гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове» (УМК «Школа России»)

Цели деятельности учителя: совершенствование знаний детей о гласных звуках; формирование знаний о роли букв для гласных в слове; наблюдение над смыслоразличительной функцией гласных в слове; формирова...