Конспект урока русского языка "Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах."(1 класс УМК "Школа России")
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Конспект урока русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oboznachenie_glasnyh_zvukov_bukvami_v_udarnyh_i_bezudarnyh_slogah.doc | 253.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: | ФИО учителя: |
Школа: | ФИО студента: |
Класс: | ФИО методиста: |
Технологическая карта урока русского языка
Тема: «Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах.»
Цели деятельности учителя: формирование умения находить в слове букву безударного гласного звука, требующую проверки на письме, знакомство с терминами: проверочное слово, проверяемое слово.
Планируемые результаты
Предметные:
Знать: как находить в слове букву безударного гласного звука, требующую проверки на письме;
Уметь: различать термины: проверочное слово, проверяемое слово, подбирать проверочное слово для обоснования написания проверяемой буквы в безударном слоге.
Личностные:
- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
- проводить самооценку своих действий, поступков;
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование: «Русский язык» 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч 1/ В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. - М. : Просвещение, 2012 с., [2] л. ил.: - (УМК "Школа России"), учебная презентация, раздаточный материал.
№ | Этап урока Методы и приемы | Хронометраж | Содержание | урока | Формируемые УУД |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||
I. | Этап самоопределения к деятельности Словесный: беседа Практический: самоопределение | 4 мин. | Здравствуйте ребята! Улыбнитесь мне, улыбнитесь соседу по парте, пожелайте ему продуктивной работы. Молодцы! Мы - не буквы, мы - звуки речи. Изучает фонетика нас. Мы - не буквы, мы - звуки речи. Произносят и слышат нас. Дыхание свободно в каждой гласной, В согласных - прерывается на миг. И ТОЛЬКО ТОТ гармонии достиг, Кому чередованье их подвластно. | Приветствуют. Отвечают на вопросы учителя. | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
II. | Актуализация знаний и мотивация Словесный: беседа,объяс-ние; Практический: Повторение правильной посадки Словесный: беседа Подводящий диалог Наглядный – демонстрация слайда; Проблемный – создание проблемной ситуации; Практический – запись словарных слов в тетрадь. | 7 мин. | -Прочитайте запись на слайде: Аа Бб Вв Гг Дд Ёё Жж Зз Ии Йй Кк Лл Мм Нн Оо Пп Рр Сс Тт Уу Фф Хх Цц Чч Шш Щщ ъ ы ь Ээ Юю Яя -Что вы прочитали? -Всё ли здесь в порядке? -Что можете рассказать о букве Е? -Из каких элементов состоит прописная буква Е, для чего нужна прописная буква? строчная? -Пропишите сочетание заглавной и строчной букв Ее, подчеркните самое красивое сочетание. -Какие гласные звуки может обозначать буква Е? Почему? -В каких словах из словаря нужно запомнить букву Е? СЛАЙД. -П.нал, учит.ль, уч.ник, д.ревня. -Какой звук обозначает буква Е в этих словах? -Звук и находится в ударной или безударной позиции? -Правильно. Именно поэтому это «опасное место». -Почему написание этих слов нужно запомнить? |
-Алфавит. -Пропущена буква Е. -Обозначает гласный звук и мягкость согласного звука, может обозначать два звука [й, э]. -Из двух полуовалов, прописная буква нужна для написания имён собственных. -Строчная буква состоит из петли и полуовала. -[и], [э] -В безударной позиции может обозначать звуки [и], [э]. В ударной позиции – [э]. -Звук [и]. -В безударной позиции. -Написание нельзя проверить. | Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками П: построение логической цепочки рассуждений; П: поиск и выделение необходимой информации П: анализ объектов с выделением существенных признаков. |
III. | Постановка учебной задачи Словесный: Беседа Форму-ание темы урока | -А что мы узнали на прошлом уроке, какой секрет открыли? -Какие безударные гласные звуки нужно проверять? - Как обозначить буквой безударный гласный звук? (с. 65, если затрудняются с ответом) -Сегодня на уроке мы продолжим налюдать над буквами , обозначающими ударные и безударные гласные звуки и познакомимся с новыми научными понятиями. | -Нужно проверять буквы, обозначающие безударные гласные звуки. -Звуки [и], [а], [э]. -Чтобы проверить, какой буквой обозначить безударный гласный звук в слове, надо изменить слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным. | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками П: построение логической цепочки рассуждений; | |
IV. | «Открытие нового знания» Словесный – учебный диалог. | 5 мин. | -Посмотрите, пожалуйста, на экран (слайд). -Кого вы видите, назовите это слово. -Какие гласные звуки мы слышим? -На какой звук падает ударение? -Обратите внимание на экран. Что изменилось? Как мы теперь скажем? (совы). -Какой вывод вы можете сделать сами? Как изменили слово?Что помогло вам ясно услышать второй звук в слове? -Прочитаем правило на стр. 65. Проверим правы ли вы. -Закройте учебники. Понаблюдаем ещё раз за безударными гласными звуками (слайд ). -В слове грибы мы сомневаемся, какой буквой на письме обозначить безударный гласный звук. Для того, чтобы проверить безударный гласный звук, изменим слово так, чтобы безударный звук стал ударным – гриб. Значит, и в слове грибы мы тоже будем писать букву и. Беседа о безударных гласных. -В ударном слоге гласный произносится в 2 раза длиннее, чем любой другой звук в этом слове, с большей силой и более отчётливо. -Если представить себе, что слово – это поезд, то безударные слоги – это маленькие вагончики, а ударный – большой длинный вагон. -Хорошо живётся ударным гласным корня: все их отчётливо слышат, видят и правильно пишут. -А как быть бедняжкам - безударным? Они очень обижены. -Помогите им, друзья, поставьте их под ударение, и бывшие безударные в благодарность так отчётливо зазвучат, что правильно написать их уже не составит большого труда. Только не забудьте при этом изменить слово -На сигнальных блокнотах показать, какую букву в словах нужно вставить (слайд ). ст . на з . ма ч . сы тр . ва к . за д . жди гр .бы . кно -Выполним 1 упражнение на странице 63. | -Сова. - [о],[а]. -[а]. -Ударным будет звук [о]. -Чтобы проверить безударную гласную, мы можем изменить слово так, чтобы ударение падало на безударную гласную. Слушают учителя. Читают упражнение. -Как всходит утром солнце и летают голуби, кружат над крышей. Списывают первое предложение. -над словом «над», один слог. -Читают памятку. -вИшня, [и]-ударный,[я]-безударный и т.д. | П: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками ; |
V. | Первичное закрепление во внешней речи. Словесный – учебный диалог. | -Прочитаем правило внизу страницы. -Теперь прочитайте ещё раз про себя и несколько человек пусть расскажут правило всему классу. Для закрепления выполним номер 3. | Читают правило. Рассказывают правило. Читают скороговорку. Два ученика выходят к доске, пишут по предложению, остальные пишут в тетрадях. Произносят безударный звук, обозначают букву. Читают сводку «Обрати внимание» | Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;П: построение логической цепочки рассуждений; | |
VI. | Включение в систему знаний Словесный: беседа Словесный – беседа, объяснение; Частично-поисковый –анализ языкового материала; Наглядный – демонстрация слайда; Работа с книгой – чтение и изучение; Практический – Комментированное письмо; морфологическое упражнение Практический: | 5 мин. |
-А чем отличается проверочное слово от проверяемого? -Переверните страницу и прочитайте по цепочке правило. -Теперь перескажите мне ещё раз что такое проверочное и проверяемое слово и как нам проверить безударную гласную. | -Читают слова. -Сосна и земля. Говорим [а] и [и], а пишем букву «е» и «о». -да, одинаковой. -сОсны, стрАны, зЕмли, зИмы. -Чтобы проверить, какой буквой обозначен безударный гласный, нужно изменить слово так, чтобы ударение падало на безударную гласную. -Проверяемое — это слово, которое нам нужно проверить. -Проверочное, которым мы можем проверить. Повторяют правило. Несколько человек отвечают. | П: построение логической цепочки рассуждений; П: поиск и выделение необходимой информаци П: анализ объектов с выделением существенных признаков. П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
К: участвовать в учебном диалоге, формировать ответы и выводы. |
VII. | Самостоятельная работа с взаимопроверкой Практический: Самостоятельная работа Наглядный: демонстрация самопроверка по образцу. Практический: Письменные ответы на вопросы | -Давайте самостоятельно выполним упр. 6 и 7. -Прочитайте вслух задание 6. -Выполним пример на доске. Так же у вас есть пример в учебнике. -Принимаетесь за работу. -Обменяйтесь тетрадями с соседом. Сверимся со слайдом. Если всё верно, то поставьте «+» карандашом. Если есть ошибки то подчеркните их. | Выполняют самостоятельно. | П: поиск и выделение необходимой информаци П: анализ объектов с выделением существенных признаков. | |
VII. | . Рефлексия деятельности Словесный: учебный диалог, самооценивание. | 3 мин. | Ребята, наш урок подошел к концу. Пора подводить итоги нашего урока. -Какую цель мы ставили перед собой? -Мы достигли её? -Что такое ударная гласная? Безударная? -Как найти и проверить будуарную гласную? -Чем отличается проверяемое слово от проверочного? -Ребята, я предлагаю вам оценить нашу сегодняшнюю работу на уроке с помощью ромашек-узнавашек. -У вас на партах лежат ромашки-узнавашки . Вам нужно сейчас раскрасить её серединку, если урок вам понравился, вы считаете его полезным и сможете ответить на вопросы, то раскрасьте серединку в жёлтый. Если вам показалось, что чего-то не хватило и вы не совсем поняли тему, но можете ответить на вопросы, то раскрасьте в зелёный. А если тема вам показалась совсем не нужной и неинтересной, вам было непонятно, то раскрасьте серединку в красный. Покажите мне ваши ромашки-узнавашки. Спасибо за честность, мне было очень приятно с вами работать. Спасибо за урок! | Анализируют свою работу на уроке. Отвечают на вопросы. | Л: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности Р: оценка результатов работы
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и презентация урока русского языка «Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах. Особенности проверочного и проверяемого слов.» 1 класс "Школа России"
Конспект и презентация урока русского языка «Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах. Особенности проверочного и проверяемого слов.» 1 класс "Школа России"...
ТЕМА: «Сравнение звучания гласных букв в ударных и безударных слогах» 2 класс, урок русского языка.
ТЕМА: «Сравнение звучания гласных в ударных и безударных слогах» 2 класс, урок русского языка. ЦЕЛИ: Систематизировать знания детей по ...
презентация к уроку русского языка Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Смыслоразличительная роль гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. 1 класс
Школа России русский язык 1 класс...
Конспект урока русского языка ««Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Слогообразующая и смыслоразличительная роль гласных звуков»» (УМК "Школа России"1 класс)
Цели: формирование умений отличать буквы от звуков, соотносить количество звуков и букв в слове....
Конспект урока русского языка «Гласные звуки. Какие звуки называются гласными» (УМК «Школа России», 1 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний о гласных звуках и развитие умения обозначать их на письме.Планируемые результатыПредметные:- знать общее представление о гласных звуках;- знать правильн...
Конспект урока русского языка «Гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове» (УМК «Школа России»)
Цели деятельности учителя: совершенствование знаний детей о гласных звуках; формирование знаний о роли букв для гласных в слове; наблюдение над смыслоразличительной функцией гласных в слове; формирова...