Главные вкладки

    Конспект урока русского языка ««Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Слогообразующая и смыслоразличительная роль гласных звуков»» (УМК "Школа России"1 класс)
    план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

    Алексеева Людмила Петровна

    Цели: формирование умений отличать буквы от звуков, соотносить количество звуков и букв в слове.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                                                                                    

    Технологическая карта урока русского языка.

    Тема: «Звуки и буквы. Чем отличаются звуки от букв»

    Цели деятельности учителя: формирование знаний о существенных признаках звуков и букв; обучение сопоставлять звуковое и буквенное обозначение слов.

    Планируемые результаты

    Предметные:

    Знать:

    • Условные обозначения звуков речи;

    Уметь:

    • Различать условные обозначения при выполнении нестандартных заданий;

    Личностные:

    • формируют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью;
    • развивать внимание, память, мышление, речь обучающихся;

    Тип урока: «открытие» нового знания

    Оборудование: УМК «Школа России» учебник Русский язык: 1 класс, 1 часть, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Просвещение» 2013», учебная презентация.

    Этап урока

    Методы и приемы

    Хроно-

    метраж

    Содержание урока

    Формируемые УУД

    Деятельность учителя, формы деятельности учащихся

    Деятельность ученика

    I.Этап самоопределения к деятельности

    Словесный:

    2 мин

    - Здравствуйте, ребята меня зовут Людмила Петровна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

    Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

    II. Актуализация знаний и мотивация

    Практический:

    Словарная работа;

    Словесный:

    Проблемный вопрос 

    Наглядный:

    презентация

    7 мин

    У учеников на столах разрезанные карточки с буквами.

    К доске выходят те ребята, у которых буквы, обозначающие гласные звуки –

    ( У, Ы, У, И)

    К доске выходят те ребята, у которых буквы, обозначающие согласные звонкие

    (Б, В, З, В).

    К доске выходят те ребята, у которых буквы, обозначающие согласные глухие

    ( К,К).

    Составьте два слова. Буквы, звуки.

    Выйдут те ребята, у которых слова, обозначающие действия предмета.

    (слышим, произносим, видим, пишем, читаем).

    Прикрепите их к нужным словам.

    Картинки прикрепляют к ловам.

    розовые – БУКВЫ, желтые – ЗВУКИ, слова СЛЫШИМ, ПРОИЗНОСИМ, ВИДИМ, ПИШЕМ, ЧИТАЕМ

    Регулятивные:

    контроль в форме сравнение выполненного задания с эталоном с целью обнаружения отличий от эталона

    Коммуникативные:

    высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

    Логические:

     анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков

    III. Постановка учебной задачи

    Словесный:

    подводящий диалог

    ответы на вопросы обобщающего характера

    3 мин

    Мы не буквы, мы звуки речи.

    Изучает фонетика нас.

    Мы не буквы, мы звуки речи.

    Произносят и слышат нас.

    Дыхание свободно в каждой гласной.

    В согласных- прерывается на миг.

    И только тот гармонии достиг,

    Кому чередованье их подвластно.

    - Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке.

    -Чему будем учиться при изучении этой темы?

    - какие цели мы можем поставить на урок?

    - о звуках и буквах

    Регулятивные:

    обеспечение учащимся организации их учебной деятельности;

    волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

    Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

    IV. Открытие нового знания

    Практический:

    Составление алгоритма

    Объяснительно-иллюстративный

    Графическое выделение главных членов предложения

    Словесный:

    подводящий диалог

    жужжащее чтенье

    5 мин

    -Ребята, а умел ли древний человек писать?

    В древности человек для того, чтобы какое-либо слово, наглядно изображал рисунком соответствующий предмет или явление. Например, воду он показывал волнистыми линиями.

    -Такие упрощённые рисунки называются? Кто знает

    Дым на улице стоит,

    Дом из труб его валит.

    В день весенний у ворот

    Наконец растаял мед.

    Пироги пекутся в речке,

    Рыбаки сидят у печки.

    Я нашел огромный грипп,

    Он но простыл- противный гриб

    -прочитайте это стихотворение

    -что вы заметили? исправьте ошибки

    -Что мы произносим и слышим?

    -Что записываем и видим ?

    -прочитайте стихотворения на странице 46. Упр 1

    - Как вы думаете, почему стихотворения имеет такое название? Когда так говорят?

    -Какое значение имеет слово славно? Подберите к нему близкое по значению слово

    -А вы знаете к какому словарю можно обратится, чтобы узнать какое это слово?

    -Назовите это слово

    -найдите слово пою. Одинаковое ли количество звуков и букв в слове?

    -Есть ли еще слова в которых звуков больше чем букв?

    -Чем отличаются звуки от букв

    -нет, изображал рисунками

    -иероглифы

     

    -На улице стоит дом, а не дым, а из трубы валит дым

    Пироги пекутся в печке, а не в речке

    Нашел гриб, а простыл гриппом

    -звуки

    -буквы

    -когда утро на самом деле доброе, когда мы просыпаемся с хорошим настроением

    -к словарю слов, близких по значению

    -хорошо

    -3буквы, 4 звука. Ю стоит после гласной и обозначает 2 звука

    - встаю, ясным, поем

     

    Коммуникативные:

    участвуют в учебном диалоге.

    Регулятивные:

    Осмысляют учебный материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

    IV. Первичное закрепление

    Словесный:

    Диалог учителя

    Практический:

    Звуко-буквенный анализ

    Работа с упражнением

    7мин

    - На доске карточке с пропущенными словами

    -Кто может восстановить эти пропущенные слова

    -из каких звуков складываются слова?

    - какие органы работают, чтобы возникли звуки?

     - давайте вместе произнесем звук Р

    -задействованы эти органы для того, чтобы произнести звук

    - давайте прочитаем задание 3

    -что мы должны сделать?

    -выполните его в парах

    -буквы пишем, а звуки произносим

    - звуки говорим и слышим

    Буквы пишем и видим

    - из звуков человеческой речи

    -язык, губы, голосовые связки, зубы

    -

    Познавательные: извлекают необходимую информацию из текста; осуществляют поиск необходимой информации.

    Регулятивные: осуществляют поиск средств для решения учебной задачи.

    Коммуникативные: могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса

    Динамическая пауза

    2 мин

    Раз, два, три, четыре, пять.

    Начал заинька скакать.

    Прыгать заинька горазд –

    Он подпрыгнул 10 раз

    очень тихо это сделал

    плечи вверх поднял

    и на ножку встал

    сел он в травушку покушать

    тишину послушать.

    Встал он потянулся вправо

    Потянулся влево

    И за парту тихо сел

    V. Самостоятельная работа с проверкой

    Практический: 

    Самостоятельная работа

    Словесный:

    беседа

    7 мин

    -Рассмотрите картинки

    -составьте к каждому слову звуковую схему

    -запишите слова буквами

    -сравните звуковую схему и слово. Количество звуков и букв одинаковое?

    -Давайте проверим, что у вас получилось

    - Прочитайте на стр. 48, как обозначаются звуки. Что вы видите?

    -А как показывают если звук мягкий?

    - упр. 5 стр 48

    -сравните звуковые и буквенные обозначение слов. Что вы заметили? Чем они похожи?

    -чем они отличаются?

    -давайте выполним это задание

    -звуки обозначаются в квадратной скобке

    -сверху добавляется запятая

    -записано одно и тоже слово

    -слова обозначено по-разному

    Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге.

    Регулятивные: осуществлять взаимоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата;

    контроль, коррекция, оценка; волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

    VI. Включение в систему знаний

    Словесный:

    Беседа

    Практический

    5 мин

     -объясните значение слово пальто

    Но у мамы есть привычка

    Отвечать всегда не то:

    Говорю я ей про птичку,

    А она мне про пальто.

    -Прочитайте слово пальто с ударением

    -Сколько слогов в этом слове?

    На какой слог падает ударение ?

    Найдите опасное место в этом слове, где мы можем совершить ошибку при написание ?

    -Давайте составим предложение со словом пальто

    -Запишите слово пальто в тетрадь, запомните его написание

    -Запишите предложение в тетрадь (один учение у доски)

    -Подчеркните мягкие согласные. Какие буквы их обозначают ?

    -Ребята а как мы скажем, если пальто мы хотим примерить на себя

    -А если мы хотим, чтобы кто то примерил как скажем

    -Ребята когда мы употребляем слово одеть, это значит кого-то

    -А если надеть, то на себя

    - пальто, верхняя одежда, которую надевают на платье, костюм.

    пальтО

    - на второй слог

    Гласная в первом слоге безударная, поэтому мы должны запомнить, чтобы не совершить ошибку

    -мама пошла на прогулку и надела пальто.

    -я хочу надеть пальто

    -одел пальто на маму

     Регулятивные:

    осуществляют коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию при возникновении затруднений.

    Коммуникативные:

    используют речевые средства в ходе решения учебно-познавательных задач

    VII. Рефлексия деятельности

    Словесный:

    ответы на вопросы, формулирование выводов, самоанализ.

    2 мин

    -чем отличаются звуки от букв?

    -обозначьте звуками лимон и язык?

    -оцените свою работу на уроке?

    -Достигли вы поставленных целей?

    Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

    Личностные: самооценка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка Гласные звуки

    Урок русского языка во 2 классе по теме « Гласные звуки» ( по УМК  Канакиной В.П., Горецкого В.Г.) Тема: « Гласные звуки»Задачи урока: повторить и обобщить представления учащихся о гласных з...

    Урок русского языка "Роль гласных звуков. Буквы, обозначающие гласные звуки

    Задачи: развивать умения различать гласные и согласные звуки, обозначать гласные звуки на письме; развивать письменную речь, навыки грамотного письма, умение оценивать результаты своей деятельности; в...

    Урок русского языка "Гласные звуки и буквы"

    Конспект открытого  урока для учителей начальной школы, методистов детских садов и родителей....

    Конспект урока русского языка "Гласные звуки"

    Конспект урока русского языка "Гласные звуки" 2 класс УМК "Школа России"...