Конспект и презентация урока русского языка «Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах. Особенности проверочного и проверяемого слов.» 1 класс "Школа России"
план-конспект урока (русский язык, 1 класс) на тему

Козловцева Ольга Викторовна

Конспект и презентация урока русского языка «Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах. Особенности проверочного и проверяемого слов.» 1 класс "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

Центр Образования № 644 «Гармония»

Конспект открытого урока

Предмет: русский язык

Тема: «Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах. Особенности проверочного и проверяемого слов.»                                                                                                                                   

Учитель: Козловцева Ольга Викторовна

Класс: 1 «А»

Москва, 2013 г.

Целевые установки урока:

- формировать умение находить в слове букву безударного гласного звука, требующую проверки на письме;

- познакомить с терминами: проверочное слово, проверяемое слово, учить различать эти слова;

- обучать одному из способов проверки написания буквы безударного гласного звука путём изменения формы слова;

- учить умению подбирать проверочное слово для обоснования написания проверяемой буквы в безударном слоге;

- учить сравнивать при проверке написания ударного гласного звука в проверочном слове и букву безударного гласного звука в проверяемом слове;

- ввести в активный словарный запас учащихся термины проверочное слово, проверяемое слово.

Оборудование: проектор.

Этапы урока

                       Ход урока

Ответы учащихся

Орг. момент

  • Сегодня на уроке у нас гости. Поздоровайтесь с ними.

          Проверьте, всё ли готово к уроку.

Чистописание

  • Прочитайте запись на слайде:

Аа  Бб  Вв  Гг  Дд  Ёё  Жж  Зз Ии  Йй

Кк  Лл  Мм  Нн  Оо  Пп  Рр  Сс  Тт

 Уу Фф  Хх  Цц  Чч  Шш  Щщ   ъ  ы  ь  

Ээ  Юю  Яя

  • Что вы прочитали?
  • Всё ли здесь в порядке?

  • Что можете рассказать о букве Е?

  • Из каких элементов состоит прописная буква Е, для чего нужна прописная буква? строчная?

  • Пропишите сочетание заглавной и строчной букв Ее, подчеркните самое красивое сочетание.

Алфавит.

Пропущена буква Е.

Обозначает гласный звук и мягкость согласного звука, может обозначать два звука [й, э].

Из двух полуовалов, прописная буква нужна для написания имён собственных. Строчная буква состоит из петли и полуовала.

Работа со словами из словаря.

  • Какие гласные звуки может обозначать буква Е? Почему?

  • В каких словах из словаря нужно запомнить букву Е?

СЛАЙД.

П.нал, учит.ль, уч.ник, д.ревня.

  • Какой звук обозначает буква Е в этих словах?
  • Звук и находится в ударной или безударной позиции?
  • Правильно. Именно поэтому это «опасное место».
  • Почему написание этих слов нужно запомнить?

[и], [э]

В безударной позиции может обозначать звуки [и], [э]. В ударной позиции – [э].

Звук [и].

В безударной позиции.

Написание нельзя проверить.

Основной этап урока

Постановка первой учебной познавательной задачи

Наблюдение над единообразным написанием букв ударного и безударного гласных звуков в формах и того же слова.

Постановка второй учебной познавательной задачи

Упражнение в распознавании проверочного и проверяемого слов.

 

Обучение планированию учебных действий при подборе проверочного слова путём изменения формы слова.

  • А что мы узнали на прошлом уроке, какой секрет открыли?

  • Какие безударные гласные звуки нужно проверять?
  •  Как обозначить буквой безударный гласный звук? (с. 65, если затрудняются с ответом)

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ МЫ ПРОДОЛЖИМ НАБЛЮДЕНИЕ НАД БУКВАМИ, ОБОЗНАЧАЮЩИМИ УДАРНЫЕ И БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И ПОЗНАКОМИМСЯ С НОВЫМИ НАУЧНЫМИ ПОНЯТИЯМИ.

СЛАЙД

  • «Рабочая тетрадь»

           Упр. 22 (8) с. 33

СЛАЙД

  • В каких словах нужно проверять написание буквы гласного? Почему?

  • В каких словах букву гласного проверять не надо?

Почему?

  • У этих двух групп слов есть научное название:

Одни слова называются проверяемыми, а другие проверочными.

  • Давайте с вами выдвинем гипотезу (предположение), какие из них проверочные, а какие проверяемые?
  • Проверим нашу гипотезу на с.66 учебника, прочитаем сведения о языке.
  • Подтвердилась ли наша гипотеза?

(СЛАЙД – АНИМАЦИЯ)

  • Учебник, Упр. 9, с.66:

Коллективное выполнение заданий упражнения с обоснованием выбора проверяемого и проверочного слов.

В ПРОВЕРОЧНЫХ СЛОВАХ ЗВУК НАХОДИТСЯ В УДАРНОЙ ПОЗИЦИИ.

В ПРОВЕРЯЕМЫХ – В БЕЗУДАРНОЙ.

СЛАЙД

  • Как называются слова, которые нам помогли правильно вставить буквы?
  • Почему они называются проверочными?

  • Как называются слова, в которых мы выбирали букву безударного гласного?
  • Почему они называются проверяемыми?

  • Учебник, Упр. 7, с.66.

СЛАЙД

Нужно проверять буквы, обозначающие безударные гласные звуки.

Звуки [и], [а], [э].

Чтобы проверить, какой буквой обозначить безударный гласный звук в слове, надо изменить слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным.

Читают слова левого столбика.

Обозначают букву безударного гласного.

Читают слова правого столбика.

Обозначают букву ударного гласного.

Высказывают предположения.

Проверочные.

Гласный звук находится в ударной позиции.

Гласный звук находится в безударной позиции.

Итог урока

  • С какими новыми научными понятиями познакомились?
  • Как различить проверочное и проверяемое слова?

  • Каким способом можно подобрать проверочное слово для написания проверяемой буквы в безударном слоге?

          (с. 65, если затрудняются с

          ответом)

Проверочное и проверяемое слово.

В ПРОВЕРОЧНЫХ СЛОВАХ ЗВУК НАХОДИТСЯ В УДАРНОЙ ПОЗИЦИИ.

В ПРОВЕРЯЕМЫХ – В БЕЗУДАРНОЙ.

Чтобы проверить, какой буквой обозначить безударный гласный звук в слове, надо изменить слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным.

Рекомендации для занятий в семье

В печатной тетради с.34 упр.24 (9).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект и презентация урока русского языка во 2 классе "Слова с безударной гласной в корне"

Урок русского языка разработан по развивающей системе Л.В.Занкова.  Учащиеся анализируют, сравнивают, обобщают, делают самостоятельные выводы.  Идёт развитие творческих способностей детей, к...

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Ударные и безударные слоги. Роль ударения в различении смысла слов"

Урок изучения нового материала.УМК "Система Л. В. Занкова"Учебник А. В. Поляковой...

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Ударные и безударные слоги. Роль ударения в различении смысла слов"

Урок изучения нового материала.УМК "Система Л. В. Занкова"Учебник А. В. Поляковой...

Урок русского языка "Роль гласных звуков. Буквы, обозначающие гласные звуки

Задачи: развивать умения различать гласные и согласные звуки, обозначать гласные звуки на письме; развивать письменную речь, навыки грамотного письма, умение оценивать результаты своей деятельности; в...