Главные вкладки

    Урок русского языка по теме: Правописание непроизносимых согласных в корне слова.
    методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

    Гавриленко Анна Сергеевна

    Урок разработан в соответствии с ФГОС по программе "Начальная школа XXI века" (2 класс).

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    УРОК  РУССКОГО ЯЗЫКА.

    Тема: Правописание непроизносимых согласных в корне слова. Работа над ошибками.

    Цели:

    Образовательные:

    1. Организовать деятельность учащихся по определению наличия в корне буквы, обозначающей согласный звук, который не произносится.

    2. Формировать умение писать слова с непроизносимыми согласными в корне.

    Развивающие:

    Способствовать развитию орфографической зоркости, каллиграфического навыка, монологической речи учащихся.

    Воспитательные:

    Способствовать воспитанию культуры поведения при фронтальной, групповой и индивидуальной работе. 

    Формирование УУД:

    - Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

    -  Регулятивные УУД: развивать умение планировать необходимые действия; контролировать процесс и результат деятельности, адекватно оценивать свои достижения; осознавать возникшие трудности, искать их причину и пути преодоления.

    - Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

    - Познавательные УУД: развивать умение самостоятельно находить и извлекать нужную информацию, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, классификации,  устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

    Планируемые результаты обучения. 

    Наблюдать за группами родственных слов. Высказывать предположение о возможной орфографической проблеме. Устанавливать несовпадение произношения и написания слов с орфограммой  «Непроизносимые согласные в корне». Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность / невозможность его выполнения. Преобразовывать транскрипцию в буквенную запись. Подбирать родственные слова для обнаружения непроизносимого согласного в корне. Определять закономерность расположения слов в столбцах (наличие непроизносимого согласного и способ проверки). Обосновывать применение разных способов работы над ошибками.

    Ресурсы:

    основные: С.В. Иванов. Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 – М.: Вентана-Граф, 2012; М.И. Кузнецова.

    дополнительные: таблица  «Непроизносимые согласные в корне слова», фрагменты презентации: «Правописание непроизносимых согласных в корне слова»; интерактивная доска; карточки с заданиями; алгоритм самооценки.

    Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа, работа в парах.

    Ход урока.

    I. Мотивация к учебной деятельности. (1 – 2 мин.)

    - Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. На улице холодно и  неприветливо. А в классе уютно и тепло, как летом. Настроимся на работу на уроке.

     Дети.                       Наши ушки на макушке,

    Глазки широко открыты,

    Слушаем, запоминаем,

    Ни минуты не теряем!

     Учитель.                  Солнце, солнышко пришло,

                                      Посмотрело к нам в окно,

                                      Посчитало всех ребят –

                                      Все на месте – 25! (Солнышко прикреплено на доску.)

    II. Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений. (2 - 3 мин.)

    - Откройте тетради. Запишем: дату, вид работы. Назовите орфограммы.

    Каллиграфическая минутка:

    - Посмотрите, какой узор сплёл паучок.  На какие буквы он похож? (л, т, д, в)

    - Дайте характеристику звукам, которые могут быть обозначены данными буквами. Что в них общего? (Все звуки согласные.)

    - Кто может поставить учебную задачу на данном этапе урока? (Написать цепочку букв в указанной последовательности до конца строки.)

    Ребята работают в тетради. Подводятся итоги.

    - Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (Варианты ответов учащихся.)

    - Сегодня мы узнаем новую особенность букв в, д, л, т.

    - В стихотворении прозвучало слово «солнце». Запишем его.

    - Посмотрите (передвинуть солнце). Вместе с солнышком к нам в гости пришли слова «радостно», «сердце», «здравствуй».

    - Запишите их каллиграфически правильно в столбик.

    III. Выявление места и причины затруднения. (5 - 6 мин.)

    - Определим, сколько букв в этих словах? Сколько звуков услышали?

    - Запишем: (фронтальная работа у доски, работа в тетрадях)

    солнце – 6 букв, 5 звуков

    радостно – 8 букв, 7 звуков 

    сердце – 6 букв, 5 звуков

    здравствуй – 10 букв, 9 звуков

    - Почему расхождение в количестве букв и звуков?

    - Какие звуки не произнесли и не услышали в этих словах? [л, т, д, в]

    - Подчеркните их. Как же нам не допускать ошибки в написании этих и им подобных слов? Возникло затруднение. Определите тему урока.

    IV. Построение проекта выхода из затруднения. (3 - 4  мин.)

    - Какую цель ставим? (Научиться писать слова с непроизносимыми согласными в корне.)

    - Наметим наш план действий:

    1. Найти «опасное место» (орфограмму) в слове. (Есть ли в слове непроизносимая согласная?)

    2. Подобрать проверочное слово.

    3. Правильно записать слово.

    V. Реализация построенного проекта. (5 - 6 мин.)        

    - Но если согласные не произносятся, как мы напишем слово без ошибок? Вот как на этот вопрос ответили герои сказки. Послушайте её (слайд № 2).

    Согласные звуки затеяли игру в прятки. В русском языке так много слов, в которых удобно спрятаться!

    Разбежались звуки по словам, сидят и думают: «Кто лучше спрятался?» Вот уже все звуки отыскались, а нескольких не хватает. Кричат согласные хором: «Солнце, сердце, местный!» Никто не отзывается. Ещё раз попробовали. Опять тишина.

    Собрались, стали думать, как пропавшие звуки найти. Вдруг один звук говорит: «Давайте мы их ласково позовём: «Солнышко, сердечко, местечко!» Вот так и нашлись пропавшие звуки в словах.

    - Что вы узнали из сказки?

    - Так как же найти звук, который не произносится, но пишется?

    - Как будем проверять слова с непроизносимой согласной?

    Коллективная работа под руководством учителя (письменно).

    Подберите однокоренные проверочные слова:

    солнце –

    радостно –

    сердце –

    здравствуй –

    звёздный –

    - Сделайте вывод о том, как поверить слова с непроизносимой согласной. (Надо изменить слово так, чтобы непроизносимый согласный слышался чётко.  Непроизносимый согласный звук будет чётко слышаться, если он стоит в конце слова или перед гласной.)

    - Давайте сравним свой вывод с выводом на доске. (Слайд 3.)

    Физкультминутка.

    VI. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. (4 - 5  мин.)

     Работа в группах – кроссворд. Учащиеся обсуждают, записывают, презентуют.

                1. Что обогревает Землю?

    2. Как называется ряд ступенек ведущих вверх?

    3. Как называется растение, растущее на болоте?

    4. Заяц любит (какой?) …. лист.

    1

    2

    3

    4

    VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (4 - 5  мин.)

    - Запишите слова: место, местечко, местность, местный. (Записаны с обратной стороны доски.) Подчеркните те слова, которые являются проверочными для других.

    - Ребята, Нюша  уже выполнила  задание.  Вот что у неё получилось. (Слайд 4.)

    - Давайте проверим выполненное задание. (Нюша ошиблась. Слово местечко тоже является проверочным).

    Работа по учебнику (с. 114 – 115). Упражнение  2. (Самопроверка по образцу. Оказание помощи товарищам.)

    Рубрика «Из истории языка» (с. 115).

    VIII. Работа над ошибками.

         Уч-ся, допустившие ошибки, работают над ними под руководством учителя.

         Уч-ся, не допустившие ошибки, работают по карточкам.

    IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

    - Какую цель ставили? Достигли цели?

    - Какая тема урока была?

    - Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный (я усвоил всё),

    жёлтый (я понял, но не всё), красный (не усвоил материал).

    - Д/з: (уч.) с. 115 упр. 3.

    Карточка

    1.Спишите. Подчеркните орфограммы.

    Зимой кругом лежит снег. Как красив дуб! Как хороши ели!

    Мороз сковал речку и пруд. Ребята спешат на каток.

    2. Спиши слова, вставляя пропущенные буквы.

        Пиро…, тетра…ь, дож…ь, морко…ь, хле…, сапо…, огоро…


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка по теме "Правописание парных согласных в корне слова"

    Цель урока: закрепление правильного написания парных согласных в корне слова....

    Урок русского языка в 3 классе "Непроизносимые согласные в корне слова"

    Конспект проблемного урока в 3 классе "Непроизносимые согласные в корне слова".УМК  "Школа России". Цель: -познакомить с новой орфограммой путём создания проблемной ситуации и орга...

    Урок русского языка по теме "Правописание парной согласной в корне слова"

    Предметные задачи урока:-развивать умение проверять слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне;-сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах.-отрабатывать по...

    Урок русского языка по теме «Правописание парных согласных в корне слова» (УМК «Школа России», 2 класс)

    Конспект урока  русского  языка по программе В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого ....

    Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание непроизносимых согласных в корне слова".

    План-конспект урока по русскому языку. Учебник В. П. Канакина, В. Г. Горецкого....

    УМК «Школа России» Русский язык 3класс. Тема. «Правописание непроизносимых согласных в корне слова»

    Цель: учить грамотно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова.Задачи:формирование умения постановки орфографической задачи, связанной с  опознаванием орфограммы «непроизносим...


     

    Комментарии

    Мандрикова Людмила Андреевна

    Хочется новых мыслей - ведь в очередной раз предстоит давать эту тему - СПАСИБО, Анна Сергеевна!!!

    Гавриленко Анна Сергеевна

    Была рада помочь.