Урок русского языка по теме "Правописание парной согласной в корне слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Коноплева Лариса Александровна

 

Предметные задачи урока:

-развивать умение проверять слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне;

-сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах.

-отрабатывать последовательность действий при обозначении согласных звуков буквами.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка ФГОС 2 поколения

Школа: МКОУ СОШ с УИОП №2 им. А. Жаркова г. Яранска

Учитель: Коноплева Лариса Александровна, первая квалификационная категория

Тема урока: Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне.

3 класс

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Методы ведения урока: деятельностный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, групповая.

Средства обучения:

  • компьютер, мультимедиапроектор, презентация к уроку, карточки для индивидуальной, парной и групповой работы, тест, сигнальные карточки .

Дидактическая цель: Создать условия для систематизации знаний и способов действий учащихся по теме «Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне».

Предметные задачи урока:

-развивать умение проверять слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне;

-сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах.

-отрабатывать последовательность действий при обозначении согласных звуков буквами.

Метапредметные задачи урока:

Регулятивные:

-уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

-проговаривать последовательность действий;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные:

-уметь оформлять свои мысли в устной форме;

-слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательные:

-уметь ориентироваться в своей системе знаний: строить логическую цепь рассуждения, доказывать, сравнивать, делать выводы;

-находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и  информацию, полученную на уроке.

Личностные задачи урока:

- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Планируемые результаты

Дети учатся:

- понимать и принимать учебную задачу;

- проверять парные звонкие и глухие согласные в корне слова разными способами;

- сопоставлять произношение и написание слов;

- подбирать проверочное слово;

- находить примеры слов на изученную орфограмму;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Умения, характеризующие эти результаты:

- принимать учебную задачу, выполнять ее;

-определять проверяемое и проверочное слово;

- владеть разными способами проверки парных звонких и глухих согласных в корне слова;

Ход урока:

1. Оргмомент

Улыбкой приветствуем гостей. Настраиваемся на урок.

2.  Постановка темы и  целей урока.

а) - Начинаем урок русского языка.

 Чему мы учимся на этом уроке?

( грамотно и красиво писать, правильно выражать свои мысли, давать полные ответы, учимся думать, слышать и понимать учителя и своих товарищей)

б) - Какую  тему  заканчиваем?

(Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне)

  -  Сегодня последний урок по данной теме. Завтра будет проверочная работа.

   -Как вы считаете, что необходимо знать по теме? (Знать  парные согласные буквы.  Знать правило проверки  слов с парными согласными в корне.)

 - Как вы думаете, чему будем учиться на уроке? (Учиться находить слова с парным звонким и глухим согласным в  корне слова.  Различать проверочное и проверяемое слово. Правильно  подбирать проверочные слова.). 

Слайд 1. Запись темы урока высвечивается на экране.

3.  Актуализация знаний.

а) Минутка чистописания.

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

На доске: б п в ф г к у д т ж ш з с

- Что записано на доске? (Буквы) 

- Какая буква лишняя и почему? (у – так как обозначает гласный звук, а все остальные согласные)

- Какие это согласные? (звонкие – глухие, парные)

В алфавите пары есть

 Их у нас всего лишь 6.

 Верхний ряд всегда звенит.

 Нижний - тихо говорит.

Запишите согласные парами: в верхней строчке – буквы, обозначающие звонкий звук, в нижней - буквы, обозначающие глухой звук.

(Проверка. ПРОЧИТАТЬ ЗВУКАМИ)

Слайд 2.

 3. Отгадайте загадку

( читает ученик)

Невидимкой осторожно

Он является ко мне

И рисует, как художник,

Он узоры на окне.

Это – клён, а это – ива,

Вот и пальма предо мной.

Как рисует он красиво

Белой краскою одной! (Мороз.)

- Что называет это слово? (Предмет) К какой части речи относится? (имя сущ.)

- Какая орфограмма в этом слове? (Парный согласный в корне слова) 

? - Где в слове находиться парный согласный? (В корне слова и на конце слова)

-Сколько способов проверки вы знаете?

- Назовите способы проверки парного согласного?

 ( 1. Надо изменить слово, чтобы после согласного стоял гласный звук.

   2. Надо подобрать однокоренное слово, чтобы после согласного стоял гласный звук.

   3. Надо подобрать однокоренное слово, чтобы после согласного стоял

 звук [ л ], [ м ], [ н ], [ р ], [ в ].)

-Назовите проверочные слова. (морозец, морозный, морозильник, заморозить, морозище, мороженое, морозно, морозить, отморозить и т.д.)

-Запишем слово мороз вместе с проверочными словами под диктовку и разберём по составу ( 1 ученик у доски)

Мороз,  морозы, морозец, морозище, морозный

-Выделите орфограмму

       Парные согласные -
Самые опасные.
                Парный в слове проверяй,
                    Рядом гласный подставляй.

- Какая ещё орфограмма в этом слове? (Безударная гласная в корне слова) 

- Обозначьте ударную и безударную гласные.

-Подберите синоним к слову мороз. (холод).

- Какая орфограмма в этом слове? (Парный согласный в корне слова. Безударная гласная в корне слова)

4. Обобщение и систематизация знаний.

а) Игра «Зоркий глаз»

-Сейчас проведём игру «Зоркий глаз». Проверим, как вы умеете применять правило проверки парной  согласной в корне слова?

   Карточки   Нужно обвести кружком верную  парную согласную букву, подобрав устно проверочное слово. Работаем по вариантам.

1 вариант  Ска(с, з)ка, сла(д, т)кий, про(п, б)ка, оса(д, т)ки, ре(с, з)кий, варе(ж, ш)ка, кана(ф, в)ка,

мя(к, г)кий, игру(ж, ш)ка,  улы(б, п)ка. 

2 вариант Серё(ш, ж)ка, ро(п, б)кий, зимо(в, ф)ка, обу(ф, в)ь заря(т, д)ка, ло(в, ф)кий, повя(з, с)ка,

сторо(ш, ж)ка, ко(г, к)ти,  лё(г, к)ий.

   Слайд 3.  Самопроверка. Возьмите карандаш и оцените работу по образцу на слайде. 

  1 вариант  з д б д з ж в г ш б

 2 вариант  ж б в в д в з ж г г

(Сигнальные карточки) Зелёный - всё верно.

                                        Жёлтый - допустил 1 ошибку.

                                        Красный – допустил более 2 ошибок.

(Выборочно спросить проверочные слова)

  б). Работа в парах.

                          Урок наш продолжаем

                          Трудиться  не кончаем

                     Согласный будем проверять

                     Работу в паре выполнять.

  - Ребята, на столах у вас карточки. Работая в парах, вам нужно  доказать, в каком ряду все слова пишутся с парной согласной буквой В.  Кто выполнит работу,  поднимают вместе руки вверх домиком.  

Карточка:

  1. Тра(  )ка,  морко(  )ка,  жира(  ).
  2. Шка(  ),  ту(  )ли,  подгото(  )ка.
  3. Зимо(  )ка,  ло(  )кий,  о(  )ца.  

Слайд 4.         -Проверяем.

            1. Тра( в )ка,  морко( в )ка,  жира( в ).

          2. Шка( ф ),  ту( ф )ли,  подгото( в )ка.

            3. Зимо( в )ка,  ло( в )кий,  о( ф )ца.  

-У кого также? Почему? Докажите.

-Значит, в каком ряду во всех словах пишется буква В? (третьем)

-Встаньте пары, которые выполнили работу верно

5. Физкультминутка. ( Для глаз  и снятия статического напряжения) 

Поработали мы дружно,

Отдохнуть сейчас нам нужно.

Потереть ладони одну о другую, чтобы появилось ощущение тепла. Прикрыть ладонями глаза, скрестив пальцы в центре лба. Полностью исключить доступ света. На глаза и веки не нажимать. Расслабиться, дышать свободно.

Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх – налево вниз, потом прямо вдаль

Музыкальная физкультминутка.

6. Применение учебного материала в знакомой и новой учебной ситуации.

 а) Слайд 5. (7 слов)   -Прочитайте текст ( читает ученик).

                                                               

     Ночью был легкий мороз. Выпал первый снег. Он мягкий, белый, пушистый. Ребята играют в снежки. Красив зимний наряд земли!

-Определите тему текста.

-Какая основная мысль текста?

-В каком предложении содержится основная мысль текста? Зачитать.

-Как можно назвать текст?

  -Вам нужно списать текст и подчеркнуть слова с парными согласными в корне, подобрав устно проверочное слово.

? Проверка (называете слово с парной согласной и устно проверочное слово)

  -Кто не сделал ни одной ошибки, поднимите руку? Сегодня вы мастера грамотного письма.

-В написании каких слов ошиблись?

- Укажите над словами с парной согласной части речи.

? Проверка

    Какие еще орфограммы встретились в тексте?  (Ночью, мороз, пушистый, ребята, играют снежки, красив, земли)

б) Групповая работа.

Для выполнения следующей работы вам нужно объединиться группами и выполнить работу на карточках.(рассаживаются группами). 

А сейчас послушайте инструкцию предстоящей работы. На выполнение задания вам даётся 5 минут. Вам нужно определиться: кто командир, кто ответственный за временем выполнения работы, секретарь - пишет задание, кто будет отвечать в группе. Внимательно прочитайте задание и только тогда приступайте к его выполнению.  Подумайте, как его будете объяснять ребятам  в классе. Какая группа выполнит задание, организатор показывает сигнал - поднять  руку.

Проверка

-Ребята, после того, как вы послушаете отчёт группы будут заданы вопросы. Будьте внимательны! (Зачитывают задание. Объясняют, как выполнили.)

Слайд 6.

  1. Карточка

      Распределите  и запишите слова в 2 столбика, объясните:

      Ястре . ки,   скри . ка, шу. ка,   улы.ка,  ла . ки, ли . кий.

Сколько раз встречается звук [ п ]

Слайд 7.

  1. Карточка

Допишите предложения словами с противоположным значением. В скобках напишите проверочные слова

Тополь высокий, а шиповник……………(                         ).

Река широкая, а ручей……………………(                          ).

Камень  тяжёлый, а пух…………………(                          ).

Редька горькая, а груша……………….. (                           ).

Как называются слова с противоположным значением?

Слайд 8.

  1. Карточка

К данным словам подберите однокоренные, отвечающие на вопрос ЧТО? Подчеркните парную согласную.

Загадать - …………………..

Разведать -………………….

Поливать -………………….

Посадить -…………………..

Погрузить -………………....

К какой части речи относятся подобранные слова? Почему?

Слайд 9.

  1. Карточка

Подберите и напишите слова, противоположные по смыслу данным. Устно подберите проверочное слово. Подчеркните парную согласную.

Часто -  …………………...

Вверх - ……………………

Жёстко- ……………...

Густо - …………………….

Далеко - …………………..

К какой части речи относятся подобранные слова? Почему?

Слайд 10.

  1. Карточка

Составьте и запишите предложения с данными словами. Вставьте пропущенную парную согласную.

Кругом, сне., зимой, лежит.

На, лё., пруду, сколь.кий.

По, гла.кому, с радостью, льду, дети, катаются.

Можно ли это назвать текстом? Почему?

 в) А сейчас подводя итог нашего урока, проведем небольшой тест.

Карточка                            Тест.

  1. Подчеркни парные согласные.
    з, б, к, н, с, ж, ч,

  1. Подчеркни слова с парной согласной.
    Лошадка, дом, ошибка, луг, нос

  1. Вставь букву:
    Обе..,   кни..ка,   берё..ка,  носоро…

4. Подчеркни слова, которые являются  проверочными

           Сапог, снега, грибы, виноград, мороз, лебеди.

Слайд 11. На слайде правильные ответы.

Самопроверка и оценивание.

    У кого допущены ошибки? Коррекция.

7. Подведение итога урока.

  -Работая в группах и по тестам, мы подвели итог нашим знаниям по теме: «Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне»

-Какие цели мы с вами ставили на урок?

-Выполнили ли мы намеченные цели?

  1. Рефлексия с помощью незаконченного высказывания.

Слайд 12.

Выберите и продолжите любое предложение.

  • На сегодняшнем  уроке я повторил…
  • На этом уроке я похвалил бы себя за…
  • На этом уроке самым интересным для меня было…

Оценки!!!

Слайд 13.

9. Домашнее задание по выбору.

1. Написать по  10 слов с парным согласным в корне слова.

2. Найти 2 загадки со словами на изученную орфограмму.

3. Составить 3 предложения, в которых есть слова с парным согласным в корне слова.

.



Предварительный просмотр:

Урок русского языка

Дата проведения: 4 декабря 2013 года

Класс: 3 «А»

Школа: МКОУ СОШ с УИОП №2 им. А. Жаркова г. Яранска

Учитель: Коноплёва Лариса Александровна, первая квалификационная категория 

Тема урока: Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Методы ведения урока: деятельностный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, групповая.

Средства обучения:

  • компьютер, мультимедиапроектор, презентация к уроку, карточки для индивидуальной, парной и групповой работы, тест.

Дидактическая цель: Создать условия для систематизации знаний и способов действий учащихся по теме «Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне».

Предметные задачи урока:

-развивать умение проверять слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне;

-сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах.

-отрабатывать последовательность действий при обозначении согласных звуков буквами.

Метапредметные задачи урока:

Регулятивные:

-уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

-проговаривать последовательность действий;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные:

-уметь оформлять свои мысли в устной форме;

-слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательные:

-уметь ориентироваться в своей системе знаний: строить логическую цепь рассуждения, доказывать, сравнивать, делать выводы;

-находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и  информацию, полученную на уроке.

Личностные задачи урока:

- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Планируемые результаты

Дети учатся:

- понимать и принимать учебную задачу;

- проверять парные звонкие и глухие согласные в корне слова разными способами;

- сопоставлять произношение и написание слов;

- подбирать проверочное слово;

- находить примеры слов на изученную орфограмму;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

Умения, характеризующие эти результаты:

- принимать учебную задачу, выполнять ее;

-определять проверяемое и проверочное слово;

- владеть разными способами проверки парных звонких и глухих согласных в корне слова;

Технологическая карта урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

        УУД

1.Организационный момент

Приветствует учащихся.

Создаёт положительный, деловой   настрой на урок через улыбку.

Улыбкой приветствуют учителя, друг друга и гостей.

Проверяют готовность к уроку.

Настраиваются на урок.

Настраиваться на урок. (Личностные УУД).

2.Целеполагание

и мотивация

Опираясь на знания учащихся, подводит их к определению темы урока.

Определяют тему урока.

Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

Предлагает определить задачи урока. Дополняет и конкретизирует их.

Ставят учебные задачи, осознают предстоящую деятельность.

3.Актуализация опорных знаний

Проводит работу по актуализации опорных знаний по теме «Правописание слов с парными глухими и звонкими согласными в корне слова».

(стихотворение, подводящий диалог,).

Используя имеющиеся опорные знания, включаются в учебно-познавательную деятельность.

Выполняют разминку для пальчиков.

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

4. Обобщение и систематизация знаний.

Организует самостоятельную деятельность учащихся через игру «Зоркий глаз». Использует самопроверку. Организует коррекцию знаний и умений учащихся.

Организует учебное сотрудничество для обобщения и систематизации знаний.

Использует прием «Ловушка» для проверки знаний

Создает условия для сохранения и сбережения здоровья учащихся.

Включаются в самостоятельную деятельность. Сопоставляют произношение и написание слов; подбирают проверочное слово; находят изученную орфограмму. Оценивают свою работу.

Работают в парах; доказывают, сравнивают, делают выводы.

Проводят проверку.

Выполняют упражнения для снятия напряжения и усталости.

Проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;

(Регулятивные УУД).

5. Применение учебного материала в знакомой и новой учебной ситуации.

Организует работу по применению учебного материала в знакомой и новой учебной ситуации через работу с текстом и самостоятельную работу по заданию на слайде.

Предлагает работу в группах по формированию знаний, умений учащихся. Задаёт вопросы для подведения итогов работы в группах.

Отвечают на вопросы учителя, выполняют самостоятельную работу. Осуществляют самоконтроль и самооценку.

Разбиваются на группы. Обсуждают выполнение задания, доказывают. Объясняют свой выбор на поставленный вопрос

Строить логическую цепь рассуждения, доказывать, сравнивать, делать выводы (Познавательные УУД)

Слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им. (Коммуникативные УУД).

6.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Организует самостоятельную работу учащихся по уровням сложности  через тест. Создаёт условия для самопроверки и самооценки работы.

Работают самостоятельно над выполнением заданий разного уровня сложности. Осуществляют самоконтроль и самооценку.

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.

(Регулятивные УУД).

7. Итог урока. Рефлексия.

Предлагает вернуться к задачам урока, сравнить задачи урока с полученным результатом.  Создает условия для самооценки деятельности на уроке. Оценивает работу учащихся на уроке.

Сопоставляют  задачи урока с полученным результатом. 

Оценивают свою деятельность.

Проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

8. Домашнее задание.

Предлагает на выбор уровневое домашнее задание.

Осознанно выбирают домашнее задание, записывают в дневник.

Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и  информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: