Главные вкладки

    Урок русского языка по теме «Правописание парных согласных в корне слова» (УМК «Школа России», 2 класс)
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

    Конспект урока  русского  языка по программе В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого .

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_2_klass.doc53 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка по теме «Правописание

    парных согласных в корне слова»

     (УМК «Школа России», 2 класс)

    Программа:  Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык

    Учебник: Канакина В. П., Горецкий В. Г.  Русский язык. 2 класс.

     М.: Просвещение, 2012.

    Тема: «Правописание парных согласных в корне слова»

    Цели: Формирование орфографической грамотности, прочного навыка обозначения на письме парных согласных в корне слова.

    Задачи:

    1. обобщить и систематизировать способы проверки парных согласных в корне слова; добиться четкого усвоения и понимания теоретического материала;  упражнять детей в  подборе проверочных слов различными способами;
    2. уточнить значение понятий «проверочное слово» и «проверяемое слово»; добиваться от детей осознания необходимости проверки как звонких,  так и глухих согласных; расширять у учащихся словарный запас;  вырабатывать навыки грамотного письма; формировать умение работать с ячейками графической таблицы;
    3. прививать интерес к предмету, формировать активность, сознательность, ответственность в учебной деятельности.

    ХОД УРОКА

    I. Организационный момент.

     Прозвенел и смолк звонок.

     Начинается урок.

     Мы за парты дружно сели

     И на доску посмотрели.

    У: Ребята, давайте вместе  попытаемся спланировать наш урок.

            На доске при помощи иллюстраций с изображением книги, ручки, ключа и т.д. дети формулируют план урока.

    У:  Как вы думаете, зачем в школе, начиная с 1- ого класса, изучают предмет «Русский язык»?

     - Чтобы быть грамотным.

     - Чтобы правильно писать.

     У:  Что Вы будете делать, для того, чтобы правильно писать?

    Выслушиваю ответы детей.

    II. Актуализация знаний

    1. Логическое упражнение с буквами

     У: Изучать свой родной язык люди начинают с букв. Посмотрите на доску и задержите свой взгляд на несколько секунд.

    На доске записаны буквы, написанные разными шрифтами (печатным и письменным)

                                                        в         т        Ж             р

                                                ж           и           п        ж  

    Учитель несколько секунд (3-4 сек.) демонстрирует группу букв, затем закрывает их.

    У: Что видели на доске?

    - На доске записаны буквы.

    У: Какая буква повторялась?  (ж)

    У: Сколько бук «ж» заметили? (3)

    Учитель открывает группу букв.

    У: Проверьте, правы ли вы.

    У: Исследуйте группу букв. Расскажите, что заметили. Какое задание можете предложить с этими буквами?

    - Найти лишнюю букву.

    У: Какая буква лишняя?

    Дети называют буквы и объясняют, почему так считают. Учитель стирает названную букву.

    ж - лишняя, так как одна печатная среди письменных букв;

    Ж -  лишняя, так как одна заглавная;

    и -  лишняя, так как одна гласная среди согласных;

    У: Чем гласные звуки отличаются от согласных?

    р – непарная, остальные буквы парные, поэтому она лишняя.

    На доске остаются буквы: в, т, п, ж.

    У: На какие группы можете разделить оставшиеся буквы?

    - в, ж – буквы звонких согласных звуков;

       т, п – буквы глухих согласных звуков.

    У: Назовите для каждой буквы пару по глухости и звонкости.

    У: Среди оставшихся букв притаилась ещё одна особенная буква. Догадайтесь, что это за буква и чем она особенна.

    - ж – обозначает всегда твёрдый звук.

    У: Все ли парные согласные мы с вами вспомнили?

    У: Какие парные буквы не назвали?

    У: Зачем надо знать парные согласные?

    - Знать парные согласные нужно для того, чтобы правильно писать их в словах.

    Физминутка: (дети выполняют упражнение)

    Раз, два – голова,

    Три, четыре – руки шире,

    Пять, шесть – тихо сесть,

    Семь, восемь – лень отбросим!

    2. Работа в тетрадях.

    Минутка чистописания:  

    1 строчка  – Зз     Сс

    2 строчка  – Кк    Гг                

    У: Каждую букву напишите столько раз, пока не получится самая красивая буква.

    Самостоятельная работа детей.

    III. Работа над новым материалом.

    У: Произношение, каких согласных может расходиться с их обозначением на письме?

    - Произношение парных согласных может не совпадать с их обозначением на письме.

    У:  В каких случаях надо проверять обозначение на письме парных согласных?

     - На конце слова и перед глухими согласными всегда надо проверять написание парных согласных.

    У: Прочитайте слова:        урожай    

    арбуз   

    сапожки    

    коровка                (слова напечатаны и закреплены на доске)

    У: В каких словах надо проверять парный согласный? Почему?

    - арбуз – парная согласная на конце слова

    - сапожки, коровка – парные согласные перед глухими согласными

    У: Что можете сказать про слово «урожай»?

    - В слове «урожай» парный согласный проверять не нужно, т. к. он стоит перед гласным.

    - Перед гласным парный как слышится, так и пишется.

    - Это слово может быть лишним.

    У: Какое слово ещё может быть лишним?

    - «арбуз» - 2 слога;

    - «сапожки» - во множественном числе;

    - «коровка» - одушевлённое существительное;

    У: В каких словах ударение падает на второй слог?

    - Только в слове  «урожай» ударение падает на третий слог, а в других словах  на второй.

    У: Обратите внимание на безударные гласные в словах. Назовите их в каждом слове. Проверяются они ударением или нет?

    - Безударные гласные в этих словах нельзя проверить ударением, их нужно запомнить.

    Учитель убирает слова или закрывает их.

    У: Запишите в тетрадь столько слов, сколько запомнили. Запишите слова в столбик.

    Самостоятельная работа детей.

    У: Проверьте свою работу по образцу.

    Слова вновь демонстрируются всему классу.

    У: Кто допустил одну ошибку при выполнении работы? Две. Три…..(дети поднимают руки, если допущены ошибки)

    У: Одинаковы ли способы проверки написания парных согласных в словах «арбуз» и «коровка»?

    Дети подбирают проверочные слова разными способами: изменяют форму слова, подбирают однокоренные слова. Делают вывод:

    - Способы проверки парных согласных в конце и в середине слова одинаковые.

    - Место парных согласных в слове не влияет на способ проверки.

    У: Запишите в тетрадь проверочные к словам «арбуз» и «коровка».

    арбуз – арбузы, арбузные, арбузик

    коровка – корова, коровий, нет коровок

    У: Для чего надо уметь подбирать проверочные слова?

    - Проверочные слова помогают правильно писать сомнительные парные согласные.

    Физминутка: (дети выполняют упражнение для глаз)

    У: Кто сможет сформулировать тему нашего урока?

    Сопоставление формулировки обучающихся с темой, записанной на слайде.

    У: Как вы думаете, знания, полученные на этом уроке, пригодятся вам в жизни или нет?

    У: Чтобы вы смогли применить на письме приобретённые на уроках знания и умения, вы должны быть внимательными и сосредоточенными; быть готовыми к встрече с сомнительными парными согласными в словах: уметь замечать их и  знать, как их проверить.  

    Чтение четверостишия со слайда, заучивание его наизусть

    У: Прочитайте совет Знайки и постарайтесь его запомнить.

    IV. Закрепление.

    1. Упражнение в подборе проверочных слов.

    Дети читают слова со слайда, проговаривают, сравнивают произношение с написанием и выбирают т, парные согласные, которые требуют проверки.

    У: Прочитайте слова, в которых написание парных согласных не совпадает с произношением.

    - Ложка, зубцы, рукавчик.

    У: Кто может объяснить значение слова «зубцы»?

    «Зубец» - острый выступ на чём-нибудь. Зубцы пилы, расчёски, грабель, Кремлёвской стены. (Показать иллюстрации грабель, пилы, Кремлёвской стены, продемонстрировать зубцы расчёски.)

    У: Что можете сказать о парных согласных в этих словах? (находятся перед глухими согласными)

    У: Какие они: глухие или звонкие? (звонкие)

    У: Что происходит с ними во время произношения? (звонкие согласные перед глухими оглушаются)

    У: Что можете сказать об остальных словах?

    - В словах «кошка», «шкафчик», «купцы» произношение парных согласных совпадает с написанием.

    У: Объясните обозначение на письме парных согласных в каждой паре слов.

    Дети называют проверочные слова для каждой пары.

    У: Слова, которые мы проверяем, как называются? (проверяемые)

         А слова, которые подбираем для проверки, как называем? (проверочные)

    У: Запишите несколько слов (любых, какие понравились). Проверяемое слово пишите после проверочного.

    Самостоятельная работа детей.

    У: Прочитайте пары слов, которые вы написали. Какие буквы помогают проверить сомнительные согласные? (буквы гласных звуков)

    Физминутка.

    2. Работа с таблицей.

    Работа по таблице

    У: Прочитайте названия столбцов.

    У: Прочитайте проверяемые слова. Какие буквы пропущены? (парные согласные)

    У: Почему их надо проверять? (находятся на конце слова и перед глухой согласной буквой «к»)

    У: Сколько способов знаете для проверки парных согласных? Назовите их.

    - Нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово.

    Сравнивают свои ответы с графами таблицы

    У: Как называются слова в грамматике? (части речи)

    У: Какие части речи вы уже знаете?

    - Имя существительное, имя прилагательное глагол.

    Сравнивают свои ответы с графами таблицы

    Учитель раздаёт детям такие же таблички, напечатанные на карточках.

    У: К слову «моро...» подберите проверочные слова всеми способами. Какую букву нужно вставить на месте пропуска? («з») Запишите в своих табличках проверочные слова в соответствующие ячейки и вставьте пропущенную парную согласную, как это сделано на образце.

    У учащихся на столах карточки с таблицей. Они вписывают проверочные слова в ячейки.

    У: Для  слова «ры...ка» попробуйте сами подобрать проверочные слова и вписать их в ячейки второй строки справа от проверяемого слова. Начните с любой ячейки.

    Если у отдельных учащихся возникают затруднения, обращаемся за помощью к классу, учителю.

    Учитель наблюдает за самостоятельной работой учеников и при необходимости осуществляет индивидуальную работу с отдельными детьми.

    Проверка по образцу.

    Учащиеся сравнивают свою работу с образцом на обратной стороне доски.

    Аналогично проводится работа со словом «ска...ка».

    Проверить по образцу.

    Учащиеся сравнивают свою работу с образцом на обратной стороне доски.

    У. Сегодня вы впервые работали с таблицей и все справились с заданием. Вы молодцы!

    Дети читают надпись, смотрят на картинку и улыбаются.

    Релаксация.

    3. Работа с учебником.

    У: Откройте учебник  и прочитайте правило.

    У: Как проверить парную согласную на конце слова? Как проверить парную согласную в середине слова? Что нужно запомнить о способах поверки парных согласных.

    - Способы проверки сомнительных согласных одинаковые во всех случаях.

    У: Как называются буквы в словах, которые пишутся по правилам? (орфограммами)

    V. Домашнее задание.

    С. 83 упр. 56

    VI. Итог урока.

    У: Чему научились сегодня на уроке? Что понравилось? Какое задание было самым интересным? А трудным? Что хотели бы запомнить с урока?

    Учитель благодарит учеников за работу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка по теме: «Правописание парных согласных на конце слов» 2 класс (1-4) система Л.В.Занкова

    Цели: 1.      Создать условия для закрепления знаний учащихся о правописании слов с парными согласными на конце. Формирование умений и навыков в написании таких слов и подбор ...

    Урок русского языка по теме "Правописание парных согласных в корне слова"

    Цель урока: закрепление правильного написания парных согласных в корне слова....

    Урок русского языка по теме "Правописание парной согласной в корне слова"

    Предметные задачи урока:-развивать умение проверять слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне;-сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах.-отрабатывать по...

    Открытый урок по русскому языку на тему: "Правописание парных согласных в корне слова"

    Открытый урок по русскому языку на тему: "Правописание парных согласных в корне слова"...

    Дидактический материал по русскому языку по теме "Правописание парных согласных в корне слова"

    Карточки сотавлены к урокам   русского языка №38-41 УМК В.Ф.Виноградовой ( авторы  С.В. Иванова, А.О. Евдокимовой)  по теме "Учимся писать буквы согласных в корне слова". 1 лист - ...

    Открытый урок в 3 классе по русскому языку на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова». УМК "Школа России"

    Отработать умение распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные, правильно проверять слова; развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь; воспитывать любовь...