Урок русского языка по теме "Правописание парных согласных в корне слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Рябоха Татьяна Геннадьевна

Цель урока: закрепление правильного написания парных согласных в корне слова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФИО :Рябоха Татьяна Геннадьевна

 место работы: МКОУ «Оглухинская сош»

 должность: учитель начальных классов

 предмет: русский язык

 класс: 3

тема урока: Правописание парных согласных в корне слова

 базовый учебник: Русский язык 3 класс, С.В.Иванов, А.О. Евдокимова, М.И.Кузнецова и др.

Цель: закреплять умение писать слова с парными звонкими и глухими  

            согласными  звуками на конце слова.

Задачи: 1) создать условия для выявления причинно-следственных связей            

                между проверочным и проверяемым словом;

               2) способствовать обучению школьников умению писать слова с      

                парными  звонкими и глухими согласными  в корне слова,

               способствовать развитию речи обучающихся;

              3)  воспитывать аккуратность, старательность, доброжелательное        

              отношение в коллективе.

Оборудование:   ПК, проектор

Ход урока:

  1. Организационный момент

      II . Введение в тему

  1. Прослушайте стихотворения:

         Закричал охотник: - Ой!

            Двери гонятся за мной!

          Тает снег. Течёт ручей.

         На ветвях полно врачей.

- Какие ошибки услышали?

- Как догадались, что допущены ошибки?

-Неправильно подобранная, написанная буква меняет смысл слова.

В русском языке много слов, которые пишутся не так, как слышатся. Как же не допустить ошибку, правильно написать подходящее по смыслу слово? На этот вопрос каждый из вас должен получить ответ до конца урока.

2.  Актуализация опорных знаний:

- орфографическая разминка:

               1. Мы произносим и слышим ……. (звуки)

               2. Мы видим и пишем ……… (буквы)

               3. [б], [п], [в], [г], [ш], [р], [н] – это ….(согласные звуки)

               4. [у], [и], [а], [о], [ы], [э] -  это …. (гласные звуки)

               5. В каждом ряду назовите «лишний звук»:

                       [о], [ы], ], [и],[у]

                       [б], [к], [р], ], [с]

               6.  Согласные, обозначающие всегда твердый звук … ж, ц, ш

               7. Согласные, обозначающие всегда мягкий звук …  й,ч,щ

  1. Минутка чистописания:  слайд 1

- Сейчас мы проанализируем буквы г  к  п  р-. Что общего у всех этих букв? (Все буквы обозначают согласные звуки, в написании букв есть одинаковый элемент: наклонная )

- Какая буква лишняя? (Лишняя буква р)

-Почему? (Буква р обозначает непарный согласный звук, а все остальные звуки образуют пары по звонкости-глухости)

Запись букв.

- Пропишите эти буквы. Не забывайте о  наклоне и ширине букв, о правильной посадке.

IV. Объявление темы и целей урока:

На слайде записаны слова: снег, флаг, рама, год, сок.     Слайд 2

- Какое слово лишнее? Почему?

Кто догадался, над какой темой, сегодня будем работать? (Правописание парных согласных в корне  слова)   слайд 3

 (учитель читает стихотворение)

               Чтобы поменьше было случаев неясных

               И чтоб ответов не было плохих.

               Прислушайтесь к звучанию согласных.

               Чтобы не путать звонких и глухих…

- Какова же  цель нашего урока? (Учиться писать слова с парными согласными в корне ) Для чего нужно изучать эту тему?

 V. Работа по теме:

  1. Отгадайте загадки:

               Сидит дед, во сто шуб одет,

               Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук) Прикрепляется картинка   слайд 5

               Пришла весна,

               Зазеленела трава.

               Вышли вдруг

               Коровы на …… (луг)

- Что обозначает слово «луг», на который вышли коровы? Прикрепляется картинка.

Самостоятельное составление транскрипции.

- Проверьте, правильно ли вы составили транскрипцию этих слов.

Открывается на слайде. Слайд 6

- Что заметили? (транскрипции слов одинаковые)

Неужели загадки об одном и том же? (Нет, это разные слова)

- А как вы докажите, что это два разных слова, а не одно и то же? (В первой загадке говорится о луке – это овощ, а во второй луг – участок с травянистой растительностью).

- Послушайте еще раз слово [лук]. Можете ли вы точно сказать: я назвала овощ или участок с травянистой растительностью? (Может первое, а может второе. Слова звучат одинаково.)

- Произнесем слова вместе и прислушаемся.

Какой звук слышится на конце первого слова? (На конце первого слова слышится звук[ к ])

- Какой звук слышится на конце второго слова? (На конце второго слова слышится звук[ к ])

- А теперь посмотрим как пишутся эти слова. (учитель открывает первое слово)

- Прочитайте слово. Какой буквой обозначен в нем [к]? (Звук [к] обозначен буквой ка).

- Читаем второе слово. (Луг)

- Какой звук слышится на конце этого слова? (На конце слова слышится [к])

- Какой буквой обозначен [к]? (Звук [к] обозначен буквой г)

- Посмотрите на транскрипции и скажите,  какими буквами может обозначаться звук [к] на  письме? (На письме звук [к] может обозначаться буквами г и ка)

- Смотрите, какой хитрый звук: он может за себя на «письменную работу» посылать разные буквы – г или ка. Можно ли при письме доверять такому звуку и писать так, как слышишь? (Нет)

- Почему? (Можно написать не ту букву)

- Как называется такая позиция звука? (слабая позиция)

Значит, согласному звуку, стоящему на конце слова в слабой позиции, доверять нельзя.

- Что же нужно сделать, чтобы не допустить ошибки на письме?

-Проверка написания слов лук, луг   слайд 7

  1. Игра «Робин Бобин Барабек скушал 40 человек»  Вставь нужную букву.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b0ae2f73-944b-486c-b4ce-c4ad9d8e7d18/%5BNS-RUS_3-03%5D_%5BIG_104%5D.swf

  1. Физ. минутка   слайды 8-11

VII. Отработка написания парных согласных в корне слова

      1, Прочитайте текст, вставьте необходимую букву, предварительно сделав проверку. Спишите текст. Слайд 12

  1. Проверка работы    слайд 13

VIII. Подведение итогов урока

Рефлексия. Слайд 14

- Продолжите высказывания  по выбору:

Сегодня я узнал …

Мне захотелось …

Я выполнял задания…

У меня получилось …

Я понял, что теперь могу …

Я смог …

-Оцените свою работу на уроке.

IX . Д.З.  слайд 15

Найдите в словаре 6 слов с парной согласной в корне слова. Запишите их после проверочных. Для сильной группы  учащихся дополнительно: составить с этими словами 3 предложения и записатьв тетрадь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку по теме: парные согласные в корне слова. 3 класс

в данный урок введен православный компонент, благодаря чему урок имеет не только познавательна\ую , но и воспитательную ценность. Также в уроке представлен дифференцированный подход к обучению....

Русский язык 2 класс. Парные согласные в корне слова.

урок русского языка 2 класс по теме: «Парные согласные в корне слова. Обобщение способов проверки правописания слов с парными согласными»....

Тренировочные упражнения по русскому языку . Тема: "Правописание парных согласных в корне слова".

Данные тренировочные упражнения необходимо использовать при закреплении темы: "Парные согласные в корнях слов"...

Урок русского языка по теме "Парные согласные на конце слова"

Данная разработка урока составлена  методике Г.А.Бакулиной "Интеллектуальное развитие учащихся на уроках русского языка", способствует развитию УУД учащихся....

План урока русского языка по теме : " Парный согласный в середине слова".

Правописание парных согласных звуков в середине слова .Формирование новых учебных знаний. Упражнение в подборе проверочных слов....

Карточки по русскому языку по теме "Парные согласные в корне слова"

Составленные карточки могут быть использованы для индивидуальной работы на уроке и дома....