Урок русского языка во 2 классе "Знакомство с понятиями "Родственные слова", "корень слова"
методическая разработка (2 класс) на тему

Козлова Лариса Владимировна

Разработка урока русского языка во втором классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon karta_uroka.doc90.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku_russkogo_yazyka.ppt75.5 КБ
Microsoft Office document icon samoanaliz_uroka.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

  

Козлова Лариса Владимировна, учитель начальных классов МБОУ Идеальская СОШ

Образовательная программа «Гармония»

Предмет: русский язык, 2 класс
Тема: Знакомство с понятиями «родственные слова», «корень слова».

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: рассмотреть понятия «родственные слова» и «корень слова», развивать умение самостоятельно добывать знания в процессе работы с однокоренными словами.

Задачи урока: - создать условия для включения  учащихся в учебную деятельность;

- организовать исследовательскую деятельность учащихся  с целью наблюдения над однокоренными словами;

         - создать условия для формирования у учащихся практического умения выделять в слове корень;

         -  создать условия для развития у учащихся творческих и рефлексивных способностей..

Формирование универсальных учебных действий:

  1. Личностные: формирование учебной мотивации, адекватной самооценки, умения делать выбор, формирование готовности открыто выражать свою позицию на уроке;

      2.  Метапредметные: развивать умение наблюдать, анализировать, синтезировать, сравнивать; развивать познавательную активность и коммуникативные   навыки, развивать навыки самоконтроля и самооценки;

      3.  Предметные: учить  выделять корень в группе родственных слов, обогащать словарный запас обучающихся

Используемые педагогические технологии: - ИКТ (информационно-коммуникативные технологии),

                                                                                - ТРКМ (технология развития критического мышления)

                                                                                 - Проблемное обучение

                                                                                 - Здоровьесберегающие

Планируемые результаты: - учащиеся научатся распознавать однокоренные слова, находить в словах корень;

                                                  - применять полученные знания при выполнении нестандартных заданий;

                                                  - повышение активности на уроке.                                                                                   Оборудование: Средства обучения: учебник «Русский язык» 2 класса Соловейчик М.С,  мультимедийная презентация,  средства ИКТ: компьютер, мультимедийный проектор

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые

универсальные учебные действия

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Включение в деловой ритм.                                 - Здравствуйте. Я предлагаю начать наш урок с упражнения «Поздороваемся ладошками!»  (слайд №1 https://infourok.ru/aktivnie-metodi-obucheniya-dlya-raznih-etapov-uroka-719613.html)

Пожелаем друг другу здоровья. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами:    

Желаю (большой)                                         Успеха (Указательный)                          Большого (средний)                                                Во всем (мизинец)                            Здравствуй ( всей ладонью) – произнесите имя соседа по парте.

- Давайте сегодня на уроке будем активны, будем поглощать знания с большим желанием. Желаю вам доброго дня и хорошего настроения.                                                 - Ребята, отгадайте загадку и скажите, кто пришел к нам  на урок.    (https://multiurok.ru/files/priezientatsiia-k-uroku-russkogho-iazyka-vo-2-klassie-sobiraiem-rodstviennikov.html слайд №2)                                                                                                                                                                 Кто, угадай-ка, седая хозяйка,                      Тряхнет перинки - по миру пушинки?

-Гостья Зима пришла к нам не случайно. Я надеюсь, что мы сможем разгадать ее тайны и секреты, поможем собрать ее верных слуг.   - Что мы возьмем с собой на урок, чтобы Зимушка – Зима осталась довольна нами?      

Составление синквейна (Слайд №3)                   -Порадуем гостью, составим синквейн на тему «Зима», обсудите в парах и запишите в тетрадь. Кто желает зачитать синквейн?

Молодцы, ребята. Зимушка – зима довольна.

- Прочитайте слова на экране.  (слайд №4)        - На какую тему эти слова?                                  - И это не случайно, ведь красавица-  зима   уже наступила. Одела она деревья в пушистые снеговые шубы, и уснула природа в прекрасном сне. Много у зимы помощников.

Готовятся к работе.

Дети здороваются ладошками, проговаривают слова.

В гости к нам пришла красавица Зима

Грамотность, внимательность, знания, активность…                                                                  

Работа в парах

Зима                                                     снежная , холодная                              злится , радует, морозит                  Наступила снежная зима.                     время года

Зима, зимушка, снег, мороз, зимовать, зимний, январь.

На тему «зима».

Самоопределение (Л)

Целеполагание (Р)

Логическое внимание. (П)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

Осознанное и произвольное речевое высказывание в письменной форме на тему «Зима» (П)                           Овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения(П)                Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою (К)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений

- А теперь внимание. Зимушка – зима просит вас выписать из группы слов только родственные слова.  Прежде, чем сделать в тетради запись, обсудите в парах.                                                                       – Проверим, какие родственные слова вы выписали. (слайд 5)                                    - А вот некоторые ребята выписали все слова. Почему возникло затруднение?

Обсуждение в парах.

Дети зачитывают варианты слов.

зима                      снег

зимушка               мороз  

зимовать               январь

зимний   

Не знаем, какие слова называются родственными.

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);                                 Постановка и формулирование проблемы, определение основной и второстепенной информации (П);

Волевая  саморегуляция в случае затруднения (Р)

3. Определение темы и цели урока

- Попробуйте определить нашу тему и цель урока. Что бы я хотел узнать? Что у вас вызвало затруднения?

Научиться….

Родственные слова….

Целеполагание (Р); определение основной и второстепенной информации (П);

4. Построение выхода из затруднения.

- А кому знакомо слово «родственники», кто они такие? Кого вы считаете родственниками?                                                - Где в жизни встречается слово «родственники» и нужно ли оно?

- В русском языке есть тоже такое понятие «родственные слова» (слайд 6)

-Как вы думаете, какие слова можно назвать родственными?

Папа, мама, брат, сестра….

Это люди, которые произошли от одного рода, из одной семьи. Очень часто они бывают похожими между собой. Их называют родственниками.     (Ответы учащихся)

Близкие по смыслу.

Понимать и принимать учебную задачу, планировать свои действия (Р);                            Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

Участвовать в беседе (К)

5. Реализация построенного проекта

- Сейчас вернемся к нашему заданию, которое приготовила гостья Зима. Докажите, что те слова, которые вы выписали близки по смыслу. (слайд 7)

- Но ведь снег и мороз тоже бывают зимой, а январь – зимний месяц.                                      - Значит эти все слова родственные, ведь они связаны по смыслу.                                                       – Тогда должно еще какое-то условие, при котором слова будут называться родственными.                                                               - Давайте посмотрим еще раз на эти слова и обратим особое внимание на их написание.  - Что увидели?

- Назовите эту общую часть.                                     - Выделим эту общую часть дугой. (Я на доске ).                                                                       - А кто из вас знает, как называется такая общая часть у слов?                                                     - Теперь взгляните на нашу схему и попробуйте сформулировать, какие слова называются родственными. (слайд 8)

Родственные слова

Есть общее значение     есть общая часть

            Можно объяснить с                                           помощью одного и того же слова                     - Проверьте свой вывод по учебнику стр. 7                                       - Теперь перечислите еще раз родственные слова, которые мы выписали.                                     - Какое новое понятие вы сейчас еще узнали?

-Попробуйте, опираясь на схему, сформулировать правило, что же такое «корень слова». (слайд 9)

- - Молодцы, но для того, чтобы нам самим не ошибиться в определении родственных слов, давайте выработаем памятку.

«Как правильно узнать родственные слова» (слайд №10)

Зимушка – так ласково называют зиму.                                                   Зимовать – значит проводить где -нибудь зиму.                                                    Зимний – то что бывает зимой (зимний день)

Да – нет?   Ответы учащихся.

В некоторых словах есть общая часть

зим

Дети выделяют в тетрадях карандашом

корень

Родственными называются слова, которые имеют общее значение и имеют одинаковый корень.           

Дети читают правило по учебнику

Зима, зимушка, зимовать, зимний

корень слова

Корень слова - это общая часть родственных слов.                                            

Памятка                                                           1. Проверь, есть ли в словах общая часть?                                                              2. Есть ли общее значение, то есть можно ли объяснить с помощью одного и того же слова?

Использование знаково – символических средств (П)

Осознанное и произвольное высказывание, построение речевого высказывания (П)

Извлечение необходимой информации из проведенного эксперимента;

дополнение и расширение имеющихся знаний (П)

Планировать, т.е. составлять план действий с учетом конечного результата (Р)

Электронная музыкальная физминутка «Зима»  https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeklassi/presentacii/eliektronnaia-fizminutka-zimushka-zima-

6. Первичное закрепление во внешней речи с самопроверкой по эталону.

-Зима не приходит одна. С ней верные слуги.       (Слайд № 11)                                                     Мороз трещит - большому холоду велит.

-Мороз и Холод - эти два господина считают себя близкими родственниками зимы. Так ли это? Почему?                                                                 - Давайте подберем родственные слова к слову мороз и холод. Распределите слова на 2 группы, вставить пропущенные орфограммы, выделить корень (слайд 12)

-Сравните по эталону и оцените себя.     (слайд № 13)

Эти слова близкие по значению, но не родственники. У этих слов разные корни.)

Мороз                       холод                                  морозный                 холодный                       заморозки                 холодильник             морозец                     холодает

Дети проверяют; самооценка

Выполнение пробного учебного действия, волевая саморегуляция в случае затруднения (Р)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Зима предлагает поработать самостоятельно. Упр. 283 – собери семейку родственных слов.                                                      - Оцените работу товарища. Кто поставил  знак +, -? В чём причина затруднения.

Самостоятельная работа по учебнику.

Взаимопроверка

Осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на собственные знания, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий (Р)

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Игра-тест «Четвёртый – лишний» (слайд №14)                                                                                 - Предположите, что нужно сделать?

  1. Носильщик, носатый, нос, носишко
  2. Печурка, печатать, печка, печник.
  3. Лисица, лисья, лисёнок, листик.

Выписать лишнее слово в тетрадь и объяснить почему?

Умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. (П) Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. (К)

Рефлексия учебной деятельности

-Какую цель ставили перед собой на уроке?   -Удалось вам достичь цели?                               - Как вы думаете, все ли тайны мы сегодня открыли? На следующих уроках нам предстоит ещё многое узнать.

-Закончите фразу: «Сегодня на уроке…» (слайд №15)

Ответы учащихся.

Учащиеся высказывают свои мнения.

Самооценка

Сегодня на уроке:

- Я научился…

- Было интересно…

-Было трудно…

- Могу похвалить себя за то, что…

- Больше всего мне понравилось…

- Мне показалось важным…

- Для меня было открытием…

Рефлексия способов и условий действия (П)

Сомооценка (Л)

Определение основной и второстепенной информации, постановка и формулирование проблемы на следующий урок (П)

Адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности (Л)

Контроль, оценка (Р)

Дом. задание

-Ребята, дома вам предстоит выполнить упр. № 286,  определить ,какие слова будут являться родственными и выделить у них корень, в некоторых группах слов есть «ловушки» - не попадитесь в них.  Я уверена, что с этим заданием дома вы справитесь легко.                                                                   

Дети записывают д/з

Самоопределение; целеполагание (Р)



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка во 2 классе Тема: «Знакомство с понятиями «Родственные слова», «корень слова» Выполнил: учитель начальных классов МБОУ Идеальская СОШ Козлова Л.В.

Слайд 2

Поздороваемся ладошками! Желаю (большой) Успеха (указательный) Большого (средний) Во всем (мизинец) Здравствуй…

Слайд 3

Кто угадай-ка, седая хозяйка, Тряхнет перинки – по миру пушинки?

Слайд 5

Синквейн Зима снежная, холодная злится, радует, морозит Наступила снежная зима. Время года

Слайд 6

Прочитайте слова зима, снег, зимушка, зимовать, мороз, январь, зимний

Слайд 7

Родственные слова Зимушка, зимовать, зимний

Слайд 8

Родственные слова Есть общее значение есть общая часть Можно объяснить С помощью одного и того же слова

Слайд 9

Корень – это общая часть родственных слов.

Слайд 10

Памятка Проверь, есть ли в словах общая часть? Есть ли общее значение, то есть можно ли объяснить с помощью одного и того же слова?

Слайд 11

Мороз трещит – большому холоду велит.

Слайд 12

МОРОЗ ХОЛОД морозный холодный заморозки холодильник морозец холодает

Слайд 13

Четвертый - лишний 1. Носильщик, носатый, нос, носишко 2. Печурка, печатать, печка, печник 3. Лисица, лисья, лисенок, листик

Слайд 14

Сегодня на уроке Я научился ….. Было интересно… Было трудно… Могу похвалить себя за то, что… Больше всего мне понравилось… Мне показалось важным… Для меня было открытием…

Слайд 15

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока

Урок русского языка был проведен во 2 классе 12. 01.2017 года по УМК «Гармония» (автор учебника М.С.Соловейчик),  согласно календарно-тематическому планированию. Данный урок в разделе «Размышляем о словах» второй.                                                                                                  Тема урока: Знакомство с понятиями «родственные слова», «корень слова».                 Тип урока: открытие нового знания                                                                    Цель: рассмотреть понятия «родственные слова» и «корень слова», развивать умение самостоятельно добывать знания в процессе работы с однокоренными словами.                                                                                          Задачи: создать условия для включения  учащихся в учебную деятельность;                                                                                                              - организовать исследовательскую деятельность учащихся  с целью наблюдения над однокоренными словами;                                                                     - создать условия для формирования у учащихся практического умения выделять в слове корень;                                                                                                  -  создать условия для развития у учащихся творческих и рефлексивных способностей.                                                                                            Формируемые универсальные учебные действия:                            Личностные:  формирование учебной мотивации, адекватной самооценки, умения делать выбор, формирование готовности открыто выражать свою позицию на уроке;                                                                            Метапредметные: развивать умение наблюдать, анализировать, синтезировать, сравнивать; развивать познавательную активность и коммуникативные   навыки, развивать навыки самоконтроля и самооценки;         Предметные: учить  выделять корень в группе родственных слов, обогащать словарный запас обучающихся.                                                       Используемые педагогические технологии: - ИКТ (информационно-коммуникативные технологии),  ТРКМ (технология развития критического мышления), проблемное обучение, здоровьесберегающие.                                                                             Планируемые результаты: - учащиеся научатся распознавать однокоренные слова, находить в словах корень;                                                                                        - применять полученные знания при выполнении нестандартных заданий;        - повышение активности на уроке.                                                                                                               На уроке использовались следующие методы обучения:                                               Методы управления учебной деятельностью и восприятия информации: - по источнику передачи и восприятия информации – словесные, наглядные, практические;
- по степени самостоятельности учащихся – репродуктивные и проблемно-поисковые;
- по степени управления учебной деятельностью – учебная деятельность, учебный диалог, работа с учебником.                                                                                                                  Методы контроля и самооценки                                                                                    - взаимоконтроль
- самоконтроль                                                                                                          Формы организации познавательной деятельности:                                                  - фронтальная                                                                                                                         -индивидуальная                                                                                                                   -работа в парах                                                                                                                    - самостоятельная                                                                                                                                                Содержание урока соответствует требованиям ФГОС НОО. При разработке данного урока мною учитывались возрастные особенности учащихся младшего школьного возраста и  реальные возможности учеников моего класса.

Быстрое включение всех учащихся в деловой ритм урока при помощи упражнения «Поздороваемся ладошками», послужило стимулирующим введением в учебную деятельность, а также создало эмоционально-деловой настрой и обеспечило необходимую мотивацию. На данном этапе применила технологию критического мышления – составление синквейна. Такая работа обогащает речь учащихся и в то же время играет роль динамической паузы, так как ребята работают в парах.                                                                              Этап актуализации знаний  и фиксации затруднений осуществлялся через работу  в парах и через использование технологии проблемного диалога. На этапе постановки цели и задач урока дети самостоятельно определили тему урока, показали умение принимать и сохранять учебную задачу. Этапы построения выхода из затруднения и реализация построенного проекта были организованы с целью осмысления  восприятия новой информации. Тип деятельности учащихся носил проблемный, продуктивный  характер. Опираясь на схему, учащиеся самостоятельно сформулировали правило родственных слов и правило корня, наметили план действий, разработали памятку «Как правильно узнавать родственные слова». Школьники показали хороший уровень применения новых знаний, умение анализировать полученную информацию о родственных словах, корне слова и  применять ее на практике, осуществляя самоконтроль и взаимоконтроль.                                  Самостоятельность учащихся в подведении итогов позволяет сделать вывод раскрытия данной темы. Обучающиеся соотносили результат своей деятельности с поставленной целью, четко определяли умения, формируемые в процессе выполнения заданий.   На всех этапах урока дети были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера.  На уроке  была достигнута высокая познавательная активность учащихся  за счёт создания ситуации успеха, использования занимательного материала, применения ИКТ, здоровьесберегающих технологий.                                                                                                 На уроке имело место формирование положительных социально значимых черт личности (сотрудничество, взаимопомощь, культура поведения).         Поставленная цель урока была полностью достигнута. Проведена систематизация полученной информации. Дана самооценка деятельности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс, Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».

Урок разработан с использованием технологии взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме - использование детьми...

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме: "Корень слова. Однокоренные слова"

Урок по программе "Школа 2100". На уроке дети не только систематизируют знания об однокоренных словах, но и обобщают знания о профессиях. Прилагаемые слайды показывались с флешки по телевизору....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».

Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...

Урок русского языка во 2 классе. Родственные слова. Корень слова.

В данном материале представлен урок русского языка во 2 классе по теме "Родственные слова. Корень слова". Конспект урока составлен по технологии деятельностного метода. Для проведения урока использует...

конспект урока русского языка во 2 классе. Родственные слова. Корень слова.

В ходе урока дети обобщают, что слова, имеющие общую часть и близкие по значению, называют родственными. Общая часть родственных слов называется КОРНЕМ. Родственные слова следует отличать от форм одно...

Урок русского языка в 3 классе "Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова».

Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова».            Цель: формировать общее представление об однокоренных с...