Урок русского языка во 2 классе. Родственные слова. Корень слова.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Паршина Наталья Александровна

В данном материале представлен урок русского языка во 2 классе по теме "Родственные слова. Корень слова". Конспект урока составлен по технологии деятельностного метода. Для проведения урока используется наглядный материал на интерактивной  доске, печатный материал для индивидуальной работы - в Приложении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodstvennye_slova.koren_slova.rar2.21 МБ

Предварительный просмотр:

2класс. Учитель Паршина Н.А.

Урок Русский язык. УМК «Планета знаний»

Тема: Родственные слова. Корень слова.

Цель: Повторить общие сведения о родственных словах, наличии в них общей смысловой части. Введение терминов корень, однокоренные слова. Их выделение по двум признакам общая часть (внешняя) и общность смысла.

1.Организационный

момент

Приветствие учителя.

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Улыбку всем свою подарим,

И урок мы начинаем.

-Какое должно быть настроение, чтобы урок получился удачным?

-Какие знаете приёмы создания рабочего настроения?

- А рабочее настроение – это хорошее или плохое настроение?

Желаю сохранить хорошее рабочее настроение в течение урока.

Девиз нашего урока : У нас всё получится!

Подскажите, какими качествами должен обладать ученик, чтобы у него всё получилось? Как всегда за правильно выполненное задание на уроке ставим +, если ошиблись -? В конце урока подведём итог.

2. Актуализация опорных знаний.

- Сегодня на уроке нам предстоит узнать что- то  новое, но прежде, что мы должны сделать?

Повторение начнём со словарных слов.

  1. Графический диктант: 1капуста, 2берёза, 3ягода, 4орех. (слова на карточках)

Проверка.

1.

А

Е

О

А

2.

А

Е

О

О

3.

А

И

А

О

Покажите цифру с правильным ответом. Оцените работу.

Что общего в этих словах?

Покажите № слова, которое

нельзя перенести,

в котором звуков больше, чем букв.

-Какое слово вы считаете лишним?

 - Что ещё объединяет  эти слова ?  (сл.сл.,лес,им.сущ.)

-А что ещё можно увидеть в лесу? Найти в лесу?

Я предлагаю вам сегодня пойти в лес, в котором мы будем находить слова .

2) Посмотрите, кто это собрался с нами в лес. Что общего в данных словах?

Дедушка, отец, сын, внук ? (родственники)

Запишите следующие слова:

Дедушка, дед, дедуля ?

А как назовём  эти слова?

-По каким признакам определяем родственные слова? (1. Близкое  значение;2. Общая часть)

подчеркните общую часть. Проверьте.

3. Выявление места и причины затруднения

-Ребята, на прошлом уроке мы выяснили, что все слова можно распределить по частям  речи. С названиями некоторых познакомились. Напомните.

-А как вы думаете,  у частей слова есть своё название?

Тема урока: Родственные слова. Общая часть родственных слов.

 Попробуем определить, как может называться общая часть родственных слов?

Пробное действие.

Для этого вы сейчас поработаете по карточке и поставите галочку напротив нужного, по вашему мнению, ответа.

Общая часть родственных слов - называется

1.ядро

2.корень

3.часть

 (В это время 1 ученик ищет информацию, что такое корень, в  энциклопедии)

-Поднимите руки, кто выбрал 1 слово, 2, 3. Почему так получилось? Почему возникла трудность?

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Давайте определим цель нашего урока.

 Узнать, как называется общая часть родственных слов и научиться  находить её в словах.

-Как будем действовать?

План:

1. Узнать, как называется общая часть родственных слов.

2. Составить алгоритм нахождения её в словах.

3. Потренироваться.

4.Попробовать самим.

5.Итог.

5. Реализация построенного проекта.

1) - Чтобы узнать, как называется общая часть родственных слов, я, думаю, нам поможет учебник.

Стр.80.

Как называется общая часть родственных слов?

Кроме того, что это общая часть, какая она ещё?

Что в ней заключено? Каким значком будем выделять корень?

Как по–другому можно назвать родственные слова?

Ребята, а где ещё нам  встречалось слово «корень»? Картинка.(инт.д.)

Так же, как и у кустов,

Корень слова есть у слов.

Будь внимателен  к словам,

Учись искать его ты сам.

2) Но для этого давайте вместе попробуем составить последовательность нахождения корня в словах.

На доске карточки.

Поставим их в нужной последовательности:

1. Читаю слова.

2. Определяю значение.

3.Нахожу общую часть.

4.Выделяю корень в слове         

Физминутка

Поможем рабочему настроению.

6 Первичное закрепление во внешней речи.

1.Для того, чтобы выполнить следующее задание, найти нужные слова в лесу - отгадайте загадки.

Загадки:

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога, раскинув широко.

Запишите слово

ЛОСЬ.

 Запишите слова ЛОСЁНОК,   ЛОСИХА

Найдём корень. Действуем по алгоритму.

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса!

А зовут её … ( лиса).

Посмотрите вот она. Запишите слово. Но она не одна с ней лисёнок и лис.

Найдём корень. Действуем по алгоритму.

Трудно находить корень?

А это что за слово? (листик) Запишите. Найдите корень. Оно родственное записанным словам?

2. В русском языке много похожих слов, надо быть очень внимательными. Для этого предлагаю вам игру «Найди пару родственных слов». Если слова родственные хлопайте, если нет – красный цвет:

Стол – столбы

Ком – комната

Пень – пенёк  

Лимон – Лимузин

Гриб - грибник

Пень – пенка

Лес - лесок.

Вот эти слова ( на доске). Докажите, что они родственные.

3. А сейчас поработайте в парах и найдите пару родственному слову, выделите корень.

Работа по карточкам

У нескольких человек задание меньшего объёма.

1 пара работает за компьютером.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Игра «Удали лишнее слово»

Запишите в тетрадь только однокоренные слова, выделите корень.( К и М з-е 4. )

Проверка

8. Включение нового знания в систему знаний.

Итак, ребята, какая цель была поставлена на уроке? Как называется общая часть родственных слов?

Что такое корень?

Что в нём заключается?

Как по – другому называются родственные слова? Что нужно сделать, чтобы правильно найти корень?

А сейчас в заключение  урока поработаем в группах (правила). Так как мы в лесу с вами искали слова, так давайте вырастим в лесу необыкновенные словесные деревья. На ваших деревьях должны распуститься листочки с родственными словами. Выбираем родственные слова и прикрепляем на дерево, выделяем корень, потом напишите его на табличке, чтобы всем было понятно, из какого корня выросло ваше дерево.

Слова для групп:

(Лес, лесной, лесник, перелесок, лесной, лестница, лесок, лезть.

Цвет, цветок, цветочек, цветник, цветение, расцветёт, цветочный, свет,

Гриб. грибной, грибочек, грибок, гречка, гриль, боровик.

Лист, листья, листочек, листики, лисий, лесок).

Молодцы.

-Так что же такое корень в русском языке?

9.Рефлексия учебной деятельности.

Что ещё сегодня узнали  на уроке

-Если вы запомнили, что такое корень, запомнили как его находить, можете рассказать другим и при этом получали при работе +  -ставим себя на 4 ступень.

Если вы запомнили, что такое корень, запомнили как его находить, можете рассказать другим и при этом получали при работе ? -3ступень.

Остальные поставьте в зависимости от полученных знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 2 класс "Родственные слова. Корень"

ЦЕЛИ УРОКА.Повторить общие сведения о родственных словах. Ввести термин- корень, однокоренные слова, учить выделять два признака родственных слов (общая часть и общность смысла).Упра...

технологическая карта урока русского языка 2 класс "Корень слова. Однокоренные слова"

технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...

Технологическая карта урока. Русский язык. 2 класс. "Корень слова. Однокоренные слова".

Технологическая карта урока русского языка. 2 класс "Школа России" .Тема: "Корень слова. Однокоренные слова"....

Урок русского языка 2 класс "Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?"

Тема: . Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?Цель: развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение о...