Технологическая карта урока русского языка 2 класс "Однокоренные слова.Корень слова".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Драгунова Людмила Александровна

Материал предназначен для учителей начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odnokorennye_slova._koren_slova.docx35.98 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока  

Класс: 2 класс

УМК " Школа России"

Предмет: русский язык

Тип урока: открытие новых знаний

Тема урока: Однокоренные слова. Корень слова.

Учебник: «Русский язык» 2 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М «Просвещение»

Цель:формировать умения распознавать однокоренные слова, выделять в них корень, подбирать однокоренные слова, группировать однокоренные слова с разными корнями, одинаково писать корень в однокоренных словах; развивать умение оценивать результаты своей деятельности.

Задачи урока:

  • содействовать развитию умения находить однокоренные слова, указывать их грамматические признаки;
  • содействовать развитию умения пользоваться алгоритмом нахождения корня в слове;
  • способствовать развитию УУД (определять тему урока, ставить задачи, анализировать свою деятельность, сравнивать, делать  выводы, оценивать свою работу).

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. формирование  умения называть признаки однокоренных слов;
  2. наблюдать за использованием однокоренных слов;
  3. формирование умение работать со словарем;
  4. расширить словарный запас учащихся.

Личностные:

  1. развитие мотивации учебной деятельности;
  2. развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости;
  3. развитие умения контролировать и оценивать свою работу.

Метапредметные:

Регулятивные:

  1. умение принимать и сохранять учебную цель и задачи;
  2. планирование собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей и поиск средств её осуществления;
  3. умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать своё предположение;
  4. организация рабочего места;
  5. умение проговаривать последовательность действий на урок;
  6. умение провести рефлексию.

Познавательные:

  1. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (задачи);
  2. поиск и выделение необходимой информации;
  3. определение цели и путей её достижения;
  4. выбор наиболее эффективных способов решения;
  5. анализ объектов с целью выделения признаков;
  6.  выдвижение гипотез (предположений).

Коммуникативные:

  1. Формирование  умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
  2. формулирование понятийных высказываний в рамках учебного диалога, используя термины;
  3. принимать на себя ответственность за результат своих действий;
  4. умение слушать собеседника, высказывать свою точку зрения;
  5. готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции; планирование общих способов работы

Оборудование, ЭОР: Учебник  В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык  2 класс, часть 1, электронное приложение к учебнику русского языка 2 класс В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого,    проектор, компьютер.

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие.

Начало урока с использованием доски.

Стихотворение в файле  окружающий мир.

Продолжите …

Актуализация знаний с целью подготовки к изучению новой темы.


Актуализация

учебных знаний и умений, необходимых для восприятия нового материала.

На доске написаны слова

З.ма, перез.мовать,  з.мующие

– Какое задание можно предложить к этим словам? (Вставить пропущенные буквы.)
– Какие буквы нужно вставить в эти слова?
– Как убедиться в том, что вы правы? 

– Можно ли проверить написание этих слов?

 (повторение правила проверки безударной гласной)

- Подберите проверочные.

Зимний, зимушка, зимник

Каллиграфическая минутка.

-Как вы думаете,  какую букву мы будем писать на чистописании? (и)

- Гласную букву и мы напишем с двумя буквами, которые вы определите самостоятельно. Первая буква является согласной, звонкой, парной. (з) Вторая буква является согласной, парной, глухой, всегда твердой (ш)

Изшзши,  шиз, …

- Определите порядок написания букв.

- Запишите слова зимний, зимушка, зимник и

Записать слова, подчеркнуть орфограммы.

Актуализация и фиксация затруднения в деятельности.

Постановка учебной задачи.

Построение проекта выхода из затруднения.

Актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания и их обобщения.

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы

- Чем являются эти слова по отношению друг другу? (эти слова являются родственными, так как у них есть общая часть и они близки по смыслу)

- Найдите в родственных словах общую часть, в которых заключено общее значение.

-Выделите корень у родственных слов.

Можете выполнить это задание? (нет)

- Почему? (Мы не знаем что такое корень слова)

– Что такое корень?
– Какие значения имеет это слово? Что о нем можно сказать? 
(Это слово многозначное.)

Какое отношение имеет слово корень к предмету «Русский язык»?
– Что мы называем корнем слова?
- Какие задачи будем решать сегодня на уроке?

Составление плана урока:

1. Узнать, что такое корень?

2. Каким знаком выделяется корень в словах?

3. Как по-другому называются родственные слова?

4. Как пишется корень в родственных словах?  

Реализация построенного проекта

Подведение детей к самостоятельному выводу,  

определение  роликорня в однокоренных словах.

- Обратимся к словам чистописания. Чем различается лексическое значение родственных слов?

- Есть ли общее в значении этих слов?

- Найдите в словах общую часть, которая «хранит» это общее значение.

-Выделите в них общую часть знаком ͡     .

- Общая часть родственных слов называется корнем. Корень самая важная часть слова. В нем заключается его значение. Корень выделяется знаком   ͡   .

 Прочитайте правило на с. 61 учебника.

- Что еще нового узнали из правила? (Мы узнали, что родственные слова называются однокоренными)

-На какие вопросы нашего плана мы с вами сейчас ответили?

- Какой ответ дали на 1 вопрос; 2 вопрос; 3 вопрос?

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Проверка умения находить однокоренные слова, объяснить, как узнали

А) Работа в парах.

- Выполним упражнение 87 на с. 62. Прочитайте задание. Что нужно сделать в этом упражнении?

 Чему научимся,  выполняя это упражнение? (мы научимся находить однокоренные слова и выделять в них корень)

Учащиеся выполняют упражнение.

Проверка выполненного задания.

- Оцените насколько вы поняли новую тему. Нарисуйте кружок зеленого цвета если у вас все получилось, желтый если не все получилось, красный – если допустили много ошибок.

Физ. минутка

Способствовать сохранению здоровья

- Я вам буду читать пары слов. Если пара слов является однокоренными словами, то делаете хлопок над головой, если эти слова являются формой одного и того же слова, то вы приседаете.

Дом – домик, стул – стулья, шкаф – шкафчик, полка – полочка, стол – столы, диван – диваны, окно – оконный,  рама – рамочка.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Формирование

умения работать в процессе проверки и сравнении с эталоном

Б) Интерактивное упражнение.

- Соберите цепочки однокоренных слов

Поле,            

Печь,

Вода,

Соринка,

Полочка, полевой, полюшко, печурка, печка, печать, сорняк, насорил, сорвал, водичка, водянка, водить.

- Объясните, почему остались слова, не распределенные в группу?

- Выделите корень в однокоренных словах.

- Давайте ответим на последний вопрос нашего плана.

-Что нужно сделать нам, чтобы ответить на этот вопрос? (Нам надо понаблюдать, как написан корень в однокоренных словах)

- Сравните, как написан корень в словах первой строчки. Что вы можете сказать. (Корень в словах первой строчки написан одинаково).

Аналогично сравнивают написание корней у слов 2, 3, 4 строчки

-Какой вывод мы можем сделать? (Корни у однокоренных слов пишется одинаково)

- Выполним для закрепления этого правила упр. 89 на с. 63.

Выполнение упражнения с последующей проверкой по образцу на доске.

- Оцените себя, как вы сделали данное упражнение.

Включение в систему знаний повторение.

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

-Чтобы подвести итог чему мы сегодня научились, воспользуемся нашим планом.

План урока:

1. Узнать, что такое корень?

2. Каким знаком выделяется корень в словах?

3. Как по-другому называются родственные слова?

4. Как пишется корень в родственных словах?  

Учащиеся делают вывод, отвечая на вопросы плана.

Рефлексия

Осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Оцените итоги своей работы на уроке. Подойдите к доске, выберите смайлик и поместите на лучи солнышка.

- Знаю, могу! Ура!

- Справляюсь! Здорово!

- Трудно! Нужна помощь!

И в заключении:

Урок наш окончен,

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам,

За то, что упорно,

Усердно трудились.

И знания ваши

Нам всем пригодились.

Список используемой литературы:

  1. «Русский язык», учебник для 2 класса, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий М.:Просвещение, 2016
  2. «Русский язык», рабочая тетрадь для 2 класса, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий М.:Просвещение, 2016
  3. «Русский язык», методическое пособие к комплекту «Русский язык» для 2 класса, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий М.:Просвещение, 2016
  4. «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа», Е.С. Савина, М.: Просвещения, 2011, Стандарты второго поколения
  5. «Планируемые результаты начального общего образования», Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова, М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Однокоренные слова.Корень слова" 2 класс

Вам предложен конспект урока и презентация к нему по теме "Однокоренные слова. Корень слова" во 2 классе по программе "Школа России"....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Сложные слова" 3 класс.

Урок  рефлексии позволяет закрепить полученные ранее знания и умения, продолжать знакомить с образ...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Однокоренные слова", 4 класс

Данная разратботка урока русского языка с элементами обучающих и логических структур сингапурского метода обучения. Применение этих структур даёт большие возможности для организации эффективной учебно...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ «КОРЕНЬ СЛОВА» ( УМК «ШКОЛА РОССИИ», 3 КЛАСС)

Урок актуализации знаний учащихся о корне как части слова, о признаках однокоренных слов, развития умений различать однокоренные слова и выделять в них корень, единообразно писать гласные и согла...

Урок русского языка "Родственные слова. Корень слова"

Приводится конспект урока русского языка "Родственные слова. Корень слова"  в  начальной  школе...

Презентация к уроку русского языка: «Однокоренные слова, корень слова»

Презентация к уроку русского языка: «Однокоренные слова, корень слова»...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...