Урок русского языка "Родственные слова. Корень слова"
план-конспект урока по русскому языку на тему

Приводится конспект урока русского языка "Родственные слова. Корень слова"  в  начальной  школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rodstvennye_slova._koren_slova.docx18.59 КБ

Предварительный просмотр:

Урок разработан учителем начальных классов МБОУ  СОШ №161

Горбуновой Ольгой Николаевной.

В основу положен  деятельностный  метод обучения.

Тема: Родственные слова. Корень слова.  

Цель: научить определять родственные слова, выделять общую часть- корень слова.

Задачи:

1) Образовательная: познакомить с родственными словами, корнем слова.

 2) Развивающая: развивать  умение находить и выделять корень в словах, развивать мышление, речь;

 3) Воспитательная: воспитывать культуру общения, аккуратность.

Оборудование: учебник «Русский язык» __________________

                           напечатанные слова из упр. № _________

                           листок с рисунками домиков,

                           карточки с заданием для работы в парах.

                                                                   Ход  урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

1.Самоопределение к  деятельности

     (2 мин)

Прозвенел и смолк звонок,

Начинаем наш урок,

Мы за парты дружно сели,

Друг на друга посмотрели,

Пожелай успех глазами

И вперед, вперед за знаниями.

- Открыли тетради, записываем число, классная работа.

              Я тетрадь свою открою

              И как надо положу.

              Я друзья от вас не скрою:

              Ручку я вот так держу

              Сяду прямо, не согнусь,

              За работу я возьмусь

Проверяют готовность к уроку.

Записывают число, классная работа.

2.Актуализация знаний

 Проблемное действие.

   (5 мин)

    У каждого из вас дружные, крепкие семьи, есть родственники. У одних большая семья, у других маленькая. Но если внимательно присмотреться к семье, то можно увидеть сходства между родственниками. Какие?

- А есть ли в этом рассказе «родственники»?

Родственники.

-Вы кто такие?

-Я Гусь, это Гусыня, это наши гусята.

-А ты кто?

-А я ваша тётка – Гусеница.

Спасибо, ребята.

Права ли Гусеница?

Почему её нельзя принять в эту «семью» родственных слов?

-Какие же слова из сценки являются родственными?

Почему?

 Похожи по цвету глаз, волос, внешность…

( Инсценирование)

Нет

- гусь, гусыня, гусята.

Сходны по смыслу (это птица), имеют общий корень, а гусеница относится к насекомым.

3.Постановка учебной задачи.

(2  мин)

Сегодня на уроке:

  Какова тема урока?

  Какова цель урока?

  На какие вопросы нам предстоит ответить?

Родственные слова.                           Корень слова.

-Будем учиться находить и подбирать родственные слова,

выделять корень.

Какие слова называются родственными

 и что такое корень.

4.Открытие нового знания.

 (6 мин)

Что нам поможет ответить на поставленные вопросы?

Открываем учебник на странице ___, читаем задание к упражнению  № ____

На доске:               Ёжик-ёж,

мышонок-мышь,

                               котёнок-кот.

Сравните слова по смыслу: одинаковые или разные?

                           

Если слова одинаковые по смыслу, то они могут быть кем?

А что у этих слов общего?

Как её выделим?

Значит, как можно назвать ещё по  другому эти слова?

Давайте, попробуем сделать вывод:

Какие слова называются однокоренными (родственными)?

Учебник русского языка

Коллективное выполнение

(3 ученика у доски)

Одинаковые.

Родственниками

Общая часть – корень

Дугой.

Однокоренными.

Однокоренные слова:

1) сходны по смыслу;

2)имеют общую часть – корень.

Физминутка  (3 мин)

 

 Уселась кошка на окошко

И стала лапкой ушки мыть.

Понаблюдать за ней немножко,

Её движенья можно повторить.

1,2,3 – ну-ка повтори,(2 раза)

3,4,5 – повтори опять,(2 раза)

Просто молодцы!

5.Первичное закрепление.

(10  мин)

Корень слова - значимая часть.

Над словами родственными

Держит власть.

Выясним умело линию родства-

Однокоренные запишем  мы  слова  

Упр. №______

Что мы будем делать?

Сад – садовник,

лес – лесной – лесник,

бег – бегуны – бегать.

Какие слова называются родственными (однокоренными)?

Как пишется корень в однокоренных словах?

Записывать родственные слова, выделять

корень.

3 ученика записывают у доски, выделяя

корень.

- Слова, образованные от одного и того

же корня, называются однокоренными.

Одинаково.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой.

(6 мин)

-Так же, как и у кустов,

 Корень есть у разных слов.

 Будь внимателен к словам,

 Отыщи в них корень сам.

-А сейчас делаем работу самостоятельно:

У вас листок с рисунками домиков. У домиков записаны слова. Дорисуйте трубы одного цвета у домиков с однокоренными словами.

1. Смешной, смех, смешить.

2. Вода, наводнение, подводник.

3. Вылет, полёт, летать.

Проверьте по образцу на доске. Если правильно выполнили – поставьте «+», если неверно –  «-«

Каждый выполняет работу на листочке

Каждый сверяет свою работу с доской.

7.Включение нового знания в систему знаний повторения.

(8  мин)

А теперь предлагаю вам поработать в парах.

Найдите «лишнее» слово в каждой строке, докажите. запишите однокоренные слова.

Гора, горный, горит.

Вода, водит, водяной.

Лестница, лес, лесник.

Лёд, след, ледник.

Проверка.

Ученики работают в паре

Ученики читают, доказывают свой выбор.

8.Итог урока.

(2 мин)

    Рефлексия.

- Какую задачу ставили?

 - Удалось решить поставленную задачу?

-Какие слова называются родственными?

-Какие признаки имеют родственные  слова?

Что нужно знать о правописании корня в родственных словах?

- Оцените свою работу на этом уроке.

Встаньте и подойдите к доске, кто усвоил тему, может объяснить товарищу, маме.

Встаньте около своего стола, кто понял, но не может пока объяснить.

Останьтесь сидя на месте, у кого остались вопросы и сомнения.

Научиться находить родственные слова и

определять у них корень.

Да.

Однокоренные слова:

1) сходны по смыслу;

2)имеют общую часть – корень.

он пишется одинаково


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конспект урока русского языка Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».

Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс) Проблема: 1. Какие слова называются родственными?2. Что такое корень слова?3. Какие слова называются однокоренными?Но...

Разработка урока по русскому языку , 2 класс, Школа 2100, "Родственные слова, корень слова"

Полная разработка урока, включающая в себя презентацию, раздаточны материал, конспект урока и технологическую карту....

Урок русского языка. "Слова-предметы, слова-действия" (ПНШ) 1 класс

Урок изучения нового материала  по программе «Перспективная начальная школа». Дети должны научиться определять слова-названия предметов, действий, задавать вопросы кто? что? к словам-предметам и ...

Урок русский язык. Тема "Корень слова с чередованием согласных"

На данном уроке формируется представление о понятии "чередование согласных в корне",умение находить эти согласные....

План конспект урока русского языка "Повторяем корень слова".

Приводится  конспект  урока  русского  языка 1  класс "Повторяем  корень  слова"...