Главные вкладки

    Урок русского языка. "Слова-предметы, слова-действия" (ПНШ) 1 класс
    план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

    Урок изучения нового материала  по программе «Перспективная начальная школа». Дети должны научиться определять слова-названия предметов, действий, задавать вопросы кто? что? к словам-предметам и вопросы что делать? что сделать? к словам-действиям, составлять схематическое изображение слов-предметов и слов-действий в предложении. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Слова-предметы, слова-действия2.67 МБ

    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка в 1 классе

    Тема урока: Слова-предметы. Слова-действия.

    Программа: «Перспективная начальная школа»

    Тип урока: урок изучения нового учебного материала

    Цель деятельности педагога: создать условия для формирования представлений о словах-предметах и словах-действиях, умений отличать слова, отвечающие на вопросы кто? что?, составлять схемы предложений, состоящих из двух слов (слово-предмет и слово-действие), с их последующей записью.

    Планируемые результаты образования:

    предметные: научатся определять слова-названия предметов, действий, задавать вопросы кто? что? к словам-предметам и вопросы что делать? что сделать? к словам-действиям, составлять схематическое изображение слов-предметов и слов-действий в предложении; 

    метапредметные (критерии сформированности оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)):

    регулятивные – адекватно воспринимают оценку своей работы учителем, одноклассниками, проводят самооценку;  ставят  цели.

    познавательные –  анализируют и соотносят  различные языковые явления, подводят  языковой факт под понятия разного уровня обобщения (слова-предметы, слова-действия);

    коммуникативные – строят понятные высказывания, задают вопросы с целью уточнения информации; учитывают позиции   партнера по деятельности, согласовывают варианты решения проблемы; инициируют учебное взаимодействие:

    вступать в диалог, задавать вопросы, умение вести дискуссию, умение отстаивать свою точку зрения, умение находить компромисс.

    личностные: - самоопределяются «Я могу…»; «Я выполнил без ошибок…» определяют  достижение  цели;

    Оборудование: Н.А.Чуракова 1 класс тетрадь для самостоятельной работы, презентация, компьютер, медиапроектор, экран, карточки со словами для групповой работы, дерево с карточками слов

    Здоровьесберегающий аспект реализуется через организацию двигательного режима, чередование видов деятельности

    Ход урока

    I.Организационное начало урока

    Мы пришли сюда учиться,

    Не лениться, а трудиться.

    Стали ровно, тихо сели.

    На меня все посмотрели.

    Работаем старательно,

    Слушаем внимательно.

    II.Мотивация. Целеполагание

    Слайд 1: <приложение 1>

    Интрига урока:

    Волшебница Анишит-Йокоп (Тишина-Покой)  так и не хочет, чтобы в  волшебном лесу был  гомон и шум и поэтому она   заколдовала не только животных, но и деревья, окутав их пеленой. Маша и Миша, которые идут в лесную школу, не могут пройти мимо и не спасти деревья.

    - Чтобы  помочь ребятам спасти  деревьям, нам необходимо получить новые знания, выполняя задания,  которые приготовили Анишит-Йокоп, Асырк и Торк (Крыса и Крот).

    - Итак, в путь на помощь заколдованным деревьям. 

    Групповая работа.

    - Чтобы выполнить первое задание, объединитесь в группы по 4 человека.

    Слайд 2:

    Задания:

    - Разделите слова на 2 группы. Догадайтесь, какая тема урока будет сегодня, чему должны научиться.

    Слайд 3: Проверка:

    медведь          проснётся

    сорока            летала

    картина          висит          

    вода                кипит

    Слайд 4: тема

    III. Изучение нового материала

    1. Получение новых знаний

    Слайд 5:

    - А теперь разделите слова-предметы на две группы.  

    - Что вы можете сказать об этих словах-предметах?

    - На какие  вопросы  отвечают слова-предметы, которые вы назвали «живыми» и «неживыми»? (Слова-предметы могут быть живыми и неживыми. Слова-предметы, которые мы назвали «живыми», отвечают на вопрос кто?, а «неживые» - что?)

    Слайд 6:

    Справка Летучей мыши:

    - «Живые» слова-предметы называются одушевленными и отвечают на вопрос кто?, а  «неживые» - неодушевленными. Они отвечают на вопрос что?.

    Слайд 7:

    Орфографическая  минутка:

    - Каждый член команды возьмёт 1 слово из группы слов-предметов, чтобы подчеркнуть в нем трудные места для написания. Нарисуйте слева от слова основу замка  и раскрасьте его в нужный цвет.

    (Дети выбирают слово, рисуют и раскрашивают замок (могу – зеленый., сомневаюсь – желтый, не могу – красный. Подчеркивают орфограммы).

    Учитель во время работы детей проходит и оказывает помощь детям, у которых замок раскрашен красным.

    Самопроверка:  фронтально комментируют трудные места написания, остальные проверяют правильность.

    - Закончите рисование замка в зависимости от правильности выполненной вами работы :

    • нет ошибок -дорисовывают открытую дужку замка,
    • 1 ош. – прикрытую дужку,
    • более 1 ош – закрытую.

    - Поднимите руку, у кого замок  получился открытым.

    - Молодцы!

    -Найдите среди слов-предметов лишнее слово. Объясните свой выбор.

    (Находят лишнее слово: Вода, т.к. в этом слове безударная гласная проверяемая ударением (водный, воды), а все остальные слова с непроверяемой безударной гласной.)

    Физминутка. Игра «Хлопни-изобрази»:

    Если я назову слово-предмет –нужно хлопнуть в ладоши и хором задать вопрос к нему, если слово-действие – присесть и также задать вопрос.

    заяц – кто?                 прыгает – что делает?

    медведь – кто?           бродит – что делает?    

    дерево – что?             выросло – что сделало?

    комар – кто?                  летал – что делал?  

    Слайд 8:

    Фронтальная работа:

    -Асырк и Торк  никак не могут успокоиться, что у вас все очень хорошо получается. Они предлагают Мише и Маше какую-то новую модель. Что же она может обозначать?

    Ёж    сопит.          .

    (-Это модель предложения, т.к. первый  прямоугольник обозначает правило «Начало предложения пишется с большой буквы и в  конце стоит точка.»

    Одной чертой подчеркивается слово-предмет - ёж, которое отвечает на вопрос кто?  Двумя чертами подчеркивается слово-действие – сопит, которое отвечает на вопрос Что делает? )

    -Проверим правильно ли догадались.

    Слайд 9:

    Справка Летучей мыши:

    Одной чертой подчеркивается слово-предмет, которое отвечает на вопросы кто? или что? и является в предложении главным словом. Двумя чертами подчеркивается слово-действие. Оно сообщает, что делает главное слово-предмет.

    Работа в тетради:

    - Образуйте из слов этих двух групп  смысловые пары.

    медведь          проснётся

    сорока            летает

    картина          висит          

    вода                кипит

    - Составьте из данных слов 2 предложения:

     1-е предложение  со словом-предметом, отвечающим на вопрос кто?,

    2-е предложение  со словом-предметом, отвечающим на вопрос что?,

    - Как доказать, что получилось предложение, а не набор слов?

    (Предложение состоит из слов, связанных между собой по смыслу.)

    - Давайте запишем первое получившееся предложение и  нарисуем модель.

    -Откройте  тетради для самостоятельной работы  на стр. 6

    Прочитаем 1 задание.

    Рассмотрите рисунок. Прочитайте предложение.

    Поставьте вопрос к слову ЛИСА.

    Как обозначим на схеме?

    Какой вопрос поставим к слову БЕЖИТ?

    Как обозначим?

    2. Закрепление

     

    - Анишит-Йокоп   решила усложнить  спасение деревьев в волшебном лесу и предлагает каждому из вас самостоятельно попробовать пройти испытание.

    -Прочитайте задание № 2.

    - Оцените свои возможности. Сможете ли вы справиться с заданием самостоятельно? На полях нарисуйте  корпус замка и раскрасьте его. (Раскрашивают: могу –зеленым, сомневаюсь – желтым, не могу, нужна помощь – красным)

    -Выполните это задание самостоятельно.

     Взаимопроверка в парах (Меняются тетрадями. 1 ученик  у доски, остальные проверяют.

    - Оцените выполненную самостоятельно работу. Нарисуйте дужку замка.

    • нет ошибок -дорисовывают открытую дужку замка,
    • 1 ош. – прикрытую дужку,
    • 2  ош. и более – закрытую

    -Прочитаем задание 3 (Дополните  предложение к рисунку по схеме).

    -Какое слово можно добавить? Это слово- предмет или слово-признак? Докажите.

    -Составьте предложение.

    - Запишем это предложение с комментированием.

    -И вот,  наконец,  последнее испытание. Давайте  при помощи полученных знаний на уроке освободим заколдованное дерево, которое у нас на доске, чтобы все деревья в волшебном лесу скинули  пелену и вновь могли расти и раскачиваться  от ветра и радовать всех. А для этого  каждый ученик по цепочке будет подходить к дереву, выбирать себе слово, задавать к нему вопрос, определять,  что обозначает это слово – предмет или действие и снимать слово с дерева. Таким образом мы  поможем Маше и Мише спасти деревья в волшебном лесу.

    Слова на дереве: куст, играть,  игра,   смотрит, думать,  дерево, дети,   слушали, пройдут, волшебница,  лес,  окно,  крыса,  дождь,  заколдовала, крот,  придумать, слово, песня, петь, Маша,  Миша,  выучили, школа, учить.

    VI.Итог урока. Рефлексия

    -А теперь давайте вспомним, какую цель мы поставили в начале урока?

    - Достигли ли мы этой цели? Что нового узнали на уроке? Чему научились?

    Слайд 10.

    -Молодцы! Вы замечательно  справлялись со всеми заданиями, которые приготовили Асырк, Торк и Анишит- Йокоп и дружно  помогали  Мише и Маше.

    - Как вы оцените свою работу на уроке? Нарисуйте замок (уже без дужки)  на поле  после работы:

    • Мне всё было понятно, я хорошо работал – зеленый замок
    • мне немного было не понятно, но я старался –желтый,
    • я ничего не понял, мне нужна помощь – красный.

    (Ребята, которые что-то не поняли, могут обратиться к консультантам или к учителю за помощью).

    - Спасибо за работу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка в классе-комплекте (2/4 классы)

    Урок русского языка в классе-комплекте (2/4 классы) - сценарий урока и презентация. Тема урока во 2 классе: Закрепление по теме: "Безударная гласная в слове", тема урока в 4 классе: Закрепление по тем...

    Урок русского языка с использованием здоровьесберегающих технологий, 2 класс Морское путешествие. Тема урока: Правописание сочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ (закрепление).

    Урок русского языка с использованием здоровьесберегающих технологий,  2 классМорское путешествие.Тема урока: Правописание сочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ (закрепление). Цели и задачи уро...

    Урок русского языка "Обобщение знаний о глаголе" 4 класс., урок кубановения "Быт казака" 3 класс. Внеклассное занятие "Путешествие по Стране Здоровья".

    Обобщение знаний о глаголе: изменение глагола по временам, лицам, числам, спряжение, употребление глагола в речи. Материал урока основывается на произведениях Ф.С. Пушкина.На уроке кубановедения учащи...

    Конспект урока русского языка по теме: "Слова действия -предметов"

    Данный урок учит учащихся отличать слова-действия предметов от слов-предметов  и слов-признаков через практическую деятельность самих учащихся. ...

    Разработка урока русского языка по учебнику "Русский язык" 2 класс Автор: Г.С.Базыр

    Разработка урока русского языка для 2 класса тувинской школы по теме"Учись говорить о том, какие ягоды и фрукты ты любишь" ("Слова, которые отвечают на вопрос что?") Учебник "Русский язык" 2 класс Авт...

    Сценарий и презентация к уроку русского языка "Слова - предметы, слова - действия" 1 класс ПНШ

    Маша и Миша подошли к заколдованному лесу. Злая волшебница лишила возможности животных и растения двигаться. Ребята решили помочь деревьям, животным. Выполняя задания и помогая героям учащиеся знакомя...

    Открытый урок по русскому языку «Слова-предметы и слова-признаки»

    Урок русского языка во 2 классе по программе "Начальная школа 21 век"...