Урок русского языка. "Слова-предметы, слова-действия" (ПНШ) 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Урок изучения нового материала  по программе «Перспективная начальная школа». Дети должны научиться определять слова-названия предметов, действий, задавать вопросы кто? что? к словам-предметам и вопросы что делать? что сделать? к словам-действиям, составлять схематическое изображение слов-предметов и слов-действий в предложении. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Слова-предметы, слова-действия2.67 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 1 классе

Тема урока: Слова-предметы. Слова-действия.

Программа: «Перспективная начальная школа»

Тип урока: урок изучения нового учебного материала

Цель деятельности педагога: создать условия для формирования представлений о словах-предметах и словах-действиях, умений отличать слова, отвечающие на вопросы кто? что?, составлять схемы предложений, состоящих из двух слов (слово-предмет и слово-действие), с их последующей записью.

Планируемые результаты образования:

предметные: научатся определять слова-названия предметов, действий, задавать вопросы кто? что? к словам-предметам и вопросы что делать? что сделать? к словам-действиям, составлять схематическое изображение слов-предметов и слов-действий в предложении; 

метапредметные (критерии сформированности оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)):

регулятивные – адекватно воспринимают оценку своей работы учителем, одноклассниками, проводят самооценку;  ставят  цели.

познавательные –  анализируют и соотносят  различные языковые явления, подводят  языковой факт под понятия разного уровня обобщения (слова-предметы, слова-действия);

коммуникативные – строят понятные высказывания, задают вопросы с целью уточнения информации; учитывают позиции   партнера по деятельности, согласовывают варианты решения проблемы; инициируют учебное взаимодействие:

вступать в диалог, задавать вопросы, умение вести дискуссию, умение отстаивать свою точку зрения, умение находить компромисс.

личностные: - самоопределяются «Я могу…»; «Я выполнил без ошибок…» определяют  достижение  цели;

Оборудование: Н.А.Чуракова 1 класс тетрадь для самостоятельной работы, презентация, компьютер, медиапроектор, экран, карточки со словами для групповой работы, дерево с карточками слов

Здоровьесберегающий аспект реализуется через организацию двигательного режима, чередование видов деятельности

Ход урока

I.Организационное начало урока

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Стали ровно, тихо сели.

На меня все посмотрели.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

II.Мотивация. Целеполагание

Слайд 1: <приложение 1>

Интрига урока:

Волшебница Анишит-Йокоп (Тишина-Покой)  так и не хочет, чтобы в  волшебном лесу был  гомон и шум и поэтому она   заколдовала не только животных, но и деревья, окутав их пеленой. Маша и Миша, которые идут в лесную школу, не могут пройти мимо и не спасти деревья.

- Чтобы  помочь ребятам спасти  деревьям, нам необходимо получить новые знания, выполняя задания,  которые приготовили Анишит-Йокоп, Асырк и Торк (Крыса и Крот).

- Итак, в путь на помощь заколдованным деревьям. 

Групповая работа.

- Чтобы выполнить первое задание, объединитесь в группы по 4 человека.

Слайд 2:

Задания:

- Разделите слова на 2 группы. Догадайтесь, какая тема урока будет сегодня, чему должны научиться.

Слайд 3: Проверка:

медведь          проснётся

сорока            летала

картина          висит          

вода                кипит

Слайд 4: тема

III. Изучение нового материала

1. Получение новых знаний

Слайд 5:

- А теперь разделите слова-предметы на две группы.  

- Что вы можете сказать об этих словах-предметах?

- На какие  вопросы  отвечают слова-предметы, которые вы назвали «живыми» и «неживыми»? (Слова-предметы могут быть живыми и неживыми. Слова-предметы, которые мы назвали «живыми», отвечают на вопрос кто?, а «неживые» - что?)

Слайд 6:

Справка Летучей мыши:

- «Живые» слова-предметы называются одушевленными и отвечают на вопрос кто?, а  «неживые» - неодушевленными. Они отвечают на вопрос что?.

Слайд 7:

Орфографическая  минутка:

- Каждый член команды возьмёт 1 слово из группы слов-предметов, чтобы подчеркнуть в нем трудные места для написания. Нарисуйте слева от слова основу замка  и раскрасьте его в нужный цвет.

(Дети выбирают слово, рисуют и раскрашивают замок (могу – зеленый., сомневаюсь – желтый, не могу – красный. Подчеркивают орфограммы).

Учитель во время работы детей проходит и оказывает помощь детям, у которых замок раскрашен красным.

Самопроверка:  фронтально комментируют трудные места написания, остальные проверяют правильность.

- Закончите рисование замка в зависимости от правильности выполненной вами работы :

  • нет ошибок -дорисовывают открытую дужку замка,
  • 1 ош. – прикрытую дужку,
  • более 1 ош – закрытую.

- Поднимите руку, у кого замок  получился открытым.

- Молодцы!

-Найдите среди слов-предметов лишнее слово. Объясните свой выбор.

(Находят лишнее слово: Вода, т.к. в этом слове безударная гласная проверяемая ударением (водный, воды), а все остальные слова с непроверяемой безударной гласной.)

Физминутка. Игра «Хлопни-изобрази»:

Если я назову слово-предмет –нужно хлопнуть в ладоши и хором задать вопрос к нему, если слово-действие – присесть и также задать вопрос.

заяц – кто?                 прыгает – что делает?

медведь – кто?           бродит – что делает?    

дерево – что?             выросло – что сделало?

комар – кто?                  летал – что делал?  

Слайд 8:

Фронтальная работа:

-Асырк и Торк  никак не могут успокоиться, что у вас все очень хорошо получается. Они предлагают Мише и Маше какую-то новую модель. Что же она может обозначать?

Ёж    сопит.          .

(-Это модель предложения, т.к. первый  прямоугольник обозначает правило «Начало предложения пишется с большой буквы и в  конце стоит точка.»

Одной чертой подчеркивается слово-предмет - ёж, которое отвечает на вопрос кто?  Двумя чертами подчеркивается слово-действие – сопит, которое отвечает на вопрос Что делает? )

-Проверим правильно ли догадались.

Слайд 9:

Справка Летучей мыши:

Одной чертой подчеркивается слово-предмет, которое отвечает на вопросы кто? или что? и является в предложении главным словом. Двумя чертами подчеркивается слово-действие. Оно сообщает, что делает главное слово-предмет.

Работа в тетради:

- Образуйте из слов этих двух групп  смысловые пары.

медведь          проснётся

сорока            летает

картина          висит          

вода                кипит

- Составьте из данных слов 2 предложения:

 1-е предложение  со словом-предметом, отвечающим на вопрос кто?,

2-е предложение  со словом-предметом, отвечающим на вопрос что?,

- Как доказать, что получилось предложение, а не набор слов?

(Предложение состоит из слов, связанных между собой по смыслу.)

- Давайте запишем первое получившееся предложение и  нарисуем модель.

-Откройте  тетради для самостоятельной работы  на стр. 6

Прочитаем 1 задание.

Рассмотрите рисунок. Прочитайте предложение.

Поставьте вопрос к слову ЛИСА.

Как обозначим на схеме?

Какой вопрос поставим к слову БЕЖИТ?

Как обозначим?

2. Закрепление

 

- Анишит-Йокоп   решила усложнить  спасение деревьев в волшебном лесу и предлагает каждому из вас самостоятельно попробовать пройти испытание.

-Прочитайте задание № 2.

- Оцените свои возможности. Сможете ли вы справиться с заданием самостоятельно? На полях нарисуйте  корпус замка и раскрасьте его. (Раскрашивают: могу –зеленым, сомневаюсь – желтым, не могу, нужна помощь – красным)

-Выполните это задание самостоятельно.

 Взаимопроверка в парах (Меняются тетрадями. 1 ученик  у доски, остальные проверяют.

- Оцените выполненную самостоятельно работу. Нарисуйте дужку замка.

  • нет ошибок -дорисовывают открытую дужку замка,
  • 1 ош. – прикрытую дужку,
  • 2  ош. и более – закрытую

-Прочитаем задание 3 (Дополните  предложение к рисунку по схеме).

-Какое слово можно добавить? Это слово- предмет или слово-признак? Докажите.

-Составьте предложение.

- Запишем это предложение с комментированием.

-И вот,  наконец,  последнее испытание. Давайте  при помощи полученных знаний на уроке освободим заколдованное дерево, которое у нас на доске, чтобы все деревья в волшебном лесу скинули  пелену и вновь могли расти и раскачиваться  от ветра и радовать всех. А для этого  каждый ученик по цепочке будет подходить к дереву, выбирать себе слово, задавать к нему вопрос, определять,  что обозначает это слово – предмет или действие и снимать слово с дерева. Таким образом мы  поможем Маше и Мише спасти деревья в волшебном лесу.

Слова на дереве: куст, играть,  игра,   смотрит, думать,  дерево, дети,   слушали, пройдут, волшебница,  лес,  окно,  крыса,  дождь,  заколдовала, крот,  придумать, слово, песня, петь, Маша,  Миша,  выучили, школа, учить.

VI.Итог урока. Рефлексия

-А теперь давайте вспомним, какую цель мы поставили в начале урока?

- Достигли ли мы этой цели? Что нового узнали на уроке? Чему научились?

Слайд 10.

-Молодцы! Вы замечательно  справлялись со всеми заданиями, которые приготовили Асырк, Торк и Анишит- Йокоп и дружно  помогали  Мише и Маше.

- Как вы оцените свою работу на уроке? Нарисуйте замок (уже без дужки)  на поле  после работы:

  • Мне всё было понятно, я хорошо работал – зеленый замок
  • мне немного было не понятно, но я старался –желтый,
  • я ничего не понял, мне нужна помощь – красный.

(Ребята, которые что-то не поняли, могут обратиться к консультантам или к учителю за помощью).

- Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка с использованием здоровьесберегающих технологий, 2 класс Морское путешествие. Тема урока: Правописание сочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ (закрепление).

Урок русского языка с использованием здоровьесберегающих технологий,  2 классМорское путешествие.Тема урока: Правописание сочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ (закрепление). Цели и задачи уро...

Урок русского языка "Обобщение знаний о глаголе" 4 класс., урок кубановения "Быт казака" 3 класс. Внеклассное занятие "Путешествие по Стране Здоровья".

Обобщение знаний о глаголе: изменение глагола по временам, лицам, числам, спряжение, употребление глагола в речи. Материал урока основывается на произведениях Ф.С. Пушкина.На уроке кубановедения учащи...

Конспект урока русского языка по теме: "Слова действия -предметов"

Данный урок учит учащихся отличать слова-действия предметов от слов-предметов  и слов-признаков через практическую деятельность самих учащихся. ...

Сценарий и презентация к уроку русского языка "Слова - предметы, слова - действия" 1 класс ПНШ

Маша и Миша подошли к заколдованному лесу. Злая волшебница лишила возможности животных и растения двигаться. Ребята решили помочь деревьям, животным. Выполняя задания и помогая героям учащиеся знакомя...

Открытый урок по русскому языку «Слова-предметы и слова-признаки»

Урок русского языка во 2 классе по программе "Начальная школа 21 век"...

Русский язык. Слова-предметы, слова-признаки, слова-действия.

Презентация для самостоятельного изучения материала в условиях дистанционного обучения.https://disk.yandex.ru/i/Vvg_O57HRS37sQ...

Русский язык. Слова-предметы.

Презентация для самостоятельного изучения материала в условиях дистанционного обучения.https://disk.yandex.ru/i/KiblrIA1rQUsog...