Урок русского языка "Обобщение знаний о глаголе" 4 класс., урок кубановения "Быт казака" 3 класс. Внеклассное занятие "Путешествие по Стране Здоровья".
план-конспект занятия (4 класс) по теме

Обобщение знаний о глаголе: изменение глагола по временам, лицам, числам, спряжение, употребление глагола в речи. Материал урока основывается на произведениях Ф.С. Пушкина.

На уроке кубановедения учащиеся знакомятся с бытом казачьей семьи, традициями, обычаями и казачьим диалектом.

На внеклассном мероприятии учащиеся в занимательной форме знакомятся с здоровым образом жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Конспект урока по кубановедению в 3 классе по теме:

                        «Быт казака»

                                     МБОУ лицей, ст. Каневской,

учитель начальных классов

Завгородняя Юлия Ивановна

2014 г.

Тема: Быт казака.

Цель: познакомить учащихся с особенностями быта жителей родного края; расширять знания о родном крае; пополнять словарный запас детей новыми словами и выражениями; развивать интерес к прошлому и настоящему своего края, семьи; развивать воображение, память, речь, внимание;  воспитывать патриотические чувства к малой родине.

Оборудование: рисунки с изображением  внешнего и внутреннего вида  хаты казака; предметы быта казака: плетень, глиняная и деревянная посуда казаков, рушники, фонограмма песни «Ой, по лужку, по лужку…», карточки с заданиями. Учащиеся, выступающие на уроке, одеты в народные казачьи костюмы.

                                Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Объявление темы и цели урока.

История сохранила немало для нас удивительных свидетельств о жизни людей в прошлом. Среди них самые разные предметы домашнего обихода, старинные предания, обычаи и праздники.  Изучая их, мы многое можем узнать о прошлом, о наших предках.

  1. Объяснение нового материала.

Мы живём на юге России.  А как называется край, где мы живём?

        Как называются коренные жители Кубани?

        Откуда пришли наши предки?

        Кто был первыми атаманами?

Звучит песня «Ой, по лужку, по лужку…»

1 –й ученик.  Широка бескрайняя кубанская степь…  Яркое солнце. Голубое небо … .  Стоит стеной высокая густая сочная трава.  Тишина.   И вдруг вдали раздались голоса людей, ржание лошадей, скрип колёс повозок. Вот показалась большая группа казаков.  Впереди на крупном могучем коне  едет атаман. Всадники подъехали к берегу реки и спешились. Атаман прошёл вдоль берега, огляделся, поднялся на кручу и махнул рукой: «Тут!»

2 – й ученик. С давних пор поселения казаков называли станицами. При создании станиц на Кубани казаки придерживались своих старых обычаев – селились  вблизи степных речек, на удобных для земледелия и скотоводства участках. Помимо жилых домов, строили несколько торговых лавок, ветряные мельницы, общественные здания- куренное правление и хлебные запасные магазины.

3-й ученик. Дом вместе с окружавшими его хозяйственными постройками называли усадьбой или подворьем.  От улицы и соседских  домов  усадьбы отгораживались деревянным забором, глиняной стенкой, камышовой или плетённой изгородью.

Учитель.  Постройка дома и вселение в него являлось событием большой важности. Дом строили всей общиной.  По периметру дома казаки закапывали в землю большие и малые «сохи» и «подсошки», которые переплетались лозой. Как только каркас был  готов, созывали родственников и соседей    для первой мазки  «под кулакы», когда глину смешивали с соломой и забивали в плетень.

     Через неделю делали вторую мазку – «под пальцы», когда глину,  смешанную с соломой, вминали и разглаживали пальцами.

        Для третьей,  «гладкой» мазки в глину добавляли полову и кизяк (навоз, смешанный с соломенной резкой).

        Была ещё и четвёртая мазка -  «вихтювання».  Тряпкой – вихтем – размывали стены, нанося на них тонким слоем глину.

        Побелку делали  белой глиной.  Для четырёхскатной крыши заготовлялся  чистый, сухой камыш, который срезали поздней осенью серпами.

        При закладке  фундамента под него бросали клочки шерсти домашних животных и перья птиц.  По народной примете, в таком доме  будет тепло и не переведётся домашняя живность.  В переднем углу в стену замуровывали небольшой деревянный крест, который символизировал собой Божье  благословие, а под порог клали монетку – для достатка. После окончания строительства хозяева устраивали для всех его участников угощение и приглашали на новоселье.

        О строительстве хаты – очень тяжком труде – рассказывается в стихотворении П. Карпенко.

                Ученик читает стихотворение.

Отрывок из стихотворения кубанского поэта  П.С. Карпенко «Бабы  Моти сказ про реку Челбас»:

                Строить дом в степи-

                Тяжкий крест нести.

                От натуги кровавились очи:

                То камыш коси,

                То саман меси,

                То формуй да расставь его к ночи.

                Леса нет вокруг,

                Всё поля да луг.

                В дело шла солома и глина,

                И сухой камыш

                Для шатровых крыш,

                И для мазки навоз лошадиный.

                В доброй хате той

                Всей семье покой.

                Круглый год благодать в ней витает.

                В стужу здесь тепло,

                В ясный день светло.

                А уж летом прохлада какая!

4 –й ученик.  Перед вселением на ночь в доме  оставляли кошку и петуха, чтобы изгнать  «нечистую» силу. Наутро хозяйка поднималась на чердак и приглашала на новое жительство домового – домашнего покровителя. Вещи в дом вносились в определённой последовательности: сначала стол с хлебом, солью, мылом и мёдом, чтобы жизнь была милой и сладкой, а потом и всё остальное.

5 – ученик.  Внутреннее убранство хаты отличалось одновременно и простотой, и изяществом.  В малой хате, которую иногда называли теплушкой, стояли печь, длинные деревянные лавки,  низкий круглый стол – сырно.  У стены, в святом углу, располагалась кровать.  На чистой половине находились шкаф для посуды – угольник, комод для белья и одежды – скрыня, сундуки. (Рассказ сопровождается рисунками) 

Учитель.  В казачьих хатах с утра царит оживление: перекрестившись на иконы красного угла, каждый спешит умыться, одеться и взяться за дело.  А дел у станичников невпроворот.  Мужчины работают в поле, а женщине – казачке хватало работы по дому.

- Чем занималась женщина?  (Ответы детей)

  1. Практическая работа.

Учитель предлагает учащимся загадки, ответы на которые нужно сказать на кубанском диалекте.

                Всегда шагаем мы вдвоём,

                Похожие, как братья.

                Мы за обедом по столом,

                А ночью под кроватью.  (сапоги – чоботы)

                

                Расколи его – будет зёрнышко,

                Посади его – будет солнышко. (подсолнух – сояшнык)

                Живёт он на кухне,

                Проворный, худой.

                И пол подметает

                Своей бородой.(веник – дыркач)

                В чисто убраной светличке

                Дремлют сёстры – невелички.

                Эти сёстры весь денёк

                Добывают огонёк. (спички – серныкы)

                Деревянная дорога –

                Вверх идёт она отлого.

                Что ни шаг – то овраг. (лестница – драбына)

                Кланяется, кланяется,

                Придёт домой – растянется. (топор – сокыра)

Учащиеся выполняют задание по карточке №2.

Подобрать слова – синонимы на литературном русском языке:

        Почому –

        Дывысь –

        Братэ -

        Дорожнэча –

        Хоч -

        Мабуть -

        Йишь -

         Швыдче -

        Як-

        Дознаюця -

        Що-

        Зараз-

        Злупять -

        Цыть-

        Яка –

- А какие блюда кубанской народной кухни вы знаете?

 (Учащиеся называют блюда кубанской кухни)

Звучит песня «Варенычкы».  Дети угощаются варениками с картошкой.

День проходил в заботах, в тяжёлой работе.  Наступал вечер, время отдыха . Взрослые собирались в группки, мужчины курили цигарки, женщины лузгали семечки и судачили «про жизнь».  А дети играли.

- Какие  народные казачьи игры вы знаете?  (ответы детей)

Показывается игра  «У куцой  бабы»

  1. Итог урока. Звучит песня «Як служив я в пана…»

Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к уроку.

        

                



Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие  «Поход по  Стране  Здоровья»  во 2 классе.

Девиз: « Здоровье не купишь – его разум дарит».

Цели: закрепить ранее полученные знания по сохранению и укреплению здоровья.

        показать преимущества здорового образа жизни, вызвать у детей желание заниматься закаливанием своего организма.

        познакомить с простейшими правилами закаливания и первыми шагами  по закаливанию организма.

Оборудование: выставка рисунков детей по теме;

        Карта  « Страны Здоровья»;

        Пословицы и поговорки по теме, написанные на карте;

        Призы от  Неболейки;

        Памятки  «Правила закаливания»,  «Первые шаги по закаливанию»,

         Предметы для игр: стакан с водой и соломинкой; воздушные шары.

             

Пояснения к оформлению классной комнаты: на классной доске оформлена карта  «Страны  Здоровья». Маршрут выделен красной линией со стрелкой.  Каждый  «привал» выделен  цветом и  помечен пословицей  , часть которой прикрыта крупными бумажными цветами. Над картой изображения основных средств закаливания: солнца, воздуха, воды в виде знаков – символов. Дети рассажены на стульях полукругом.

                        Ход занятия.

  1. Объявление темы занятия.

 Учитель: -Ребята,  какими словами приветствуют друг друга, справляясь о здоровье. А здоровы ли вы, дорогие друзья? Хорошее ли у вас  настроение? Я очень рада, что у вас всё отлично! В народе говорят: «Здоровому всё здорово». Здоровый человек красив и приятен в общении, легко преодолевает трудности, умеет по-настоящему  и работать, и отдыхать. Я приглашаю вас совершить весёлый «поход» по  «Стране  Здоровья»,  в ходе которого будем учиться беречь и укреплять своё здоровье, правильно закаливаться. Для начала дружно прочитаем девиз занятия.

  1. Основная часть занятия.

Учитель: - очень полезны для здоровья пешие прогулки, поэтому первую часть пути мы пройдём пешком: раз – два! Раз – два! (дети стоя маршируют на месте).

- А вот и первый привал.  Если угадаем  конец пословицы, сможем здесь передохнуть.  (Дети  называют пословицу, а учитель убирает прикрывающие цветы. Получается  «Чистота – залог здоровья»).

Первый привал: - чистота – залог  здоровья.

К доске выходят ребята из санпоста класса и хором произносят:  «От простой воды и мыла у микробов тают силы». Они рассказывают о работе классного санпоста, называют имена детей, которые всегда аккуратны и загадывают свои загадки:

Он маленький и гладенький,

Покорный, неспесивый.

А в скачке пеной брызгает,

Как дикий конь ретивый. (мыло)

Зубаст, не кусается,

Как он  называется?  (гребешок)

Будь аккуратен,

Забудь лень.

Чисть ею зубы

Каждый день.  (зубная щётка)

Санитары знакомят одноклассников с играми для укрепления органов дыхания:

- надуваем шары: широко разводя  руки в стороны и глубоко вздохнув, « вдувают воздух в   шарик» – ф-ф-ф…, медленно соединяя ладони под шариком. Вдруг шарик  «лопается». Дети хлопают в ладоши. Из шарика выходит воздух – ш-ш-ш…(дети произносят звуки, делая губы хоботком и складывая руки на коленях. Повторяют упражнение 2 – 3 раза).

Учитель: очень полезно для развития лёгких надувание настоящих шаров.

 - Бульканье: каждый ребёнок имеет стакан, наполненный на треть водой. Он дует в коктейльную трубочку, вставленную в стакан, чтобы за один выдох получилось долгое бульканье (повторяют 2 – 3 раза).

 -  Кто громче? – принять правильную осанку, губы сомкнуть.  Указательный палец правой руки надо положить на  боковую сторону носа плашмя, плотно прижимая правое крыло носа. Глубоко вдохнуть левой половиной носа и произнести выдыхая: м-м-м… . Одновременно похлопывать указательным пальцем левой руки по левой половине носа.  Дети поочерёдно выполняют упражнение, прижимая то правую, то левую половину носа.

Учитель: спасибо нашим санитарам за интересный привал.  А мы продолжаем свой путь. Прыжком – марш!

Второй привал: Здоровье в порядке – спасибо зарядке!»

Детей встречает ученик в костюме мышонка. В лапках держит гантели.

Мышонок: -раз – два! Три – четыре! Стану всех сильнее в мире! Буду в цирке выступать, бегемота поднимать!

Учитель: -ребята, что помогло Мышонку стать сильнее?

Мышонок: -ребята, кто из вас каждый день делает утреннюю зарядку? (ответы детей). А что такое физкультура?

Дети: -Тренировка и игра!

Мышонок: -это бодрость и здоровье,

                 Это радость и веселье!

                 Плюс хорошая фигура-

                 Вот что значит физкультура!

Мышонок проводит с ребятами несколько физминуток.

3 привал. «Добрый повар стоит доктора». Учитель  проводит  беседу о здоровом питании, о потребности организма в витаминах,  напоминает правила:

- ешьте 4 раза в день и никогда не  «перекусывайте»;

- ешьте медленно, маленькими кусочками;

-пережёвывайте пищу как можно тщательнее;

-жареные блюда лучше  заменить варёными и тушёными;

-ограничьте потребление солёных блюд;

- потребляйте хлеб и сахар в умеренных количествах;

- при нестерпимом чувстве голода в перерывах между едой съешьте яблоко, морковь, кусочек капусты или выпейте стакан молока.

- народная мудрость гласит: «В молоке – здоровье, в масле – благо, в мясе – сила».

4 привал. «Если хочешь быть здоров – закаляйся!»

Учитель: - в нашем классе есть ребята, которые в третьей четверти не пропустили ни одного дня. А почему? (ответы детей). По поручению Неболейки я вручаю этим ребятам призы . А также Неболейка передаёт всем ребятам памятки «Правила закаливания» и «Первые шаги по закаливанию организма».

5 привал:  «Береги платье снову, а здоровье  - смолоду».

Чтение стихотворения С. Михалкова «Про  Мимозу». Обсуждение прочитанного.

Учитель: - до родной школы осталось совсем немного. Мы уже устали, поэтому будем двигаться дальше « полуприсядом».

  1. Итог  « похода».

Школа: «Здоровье не купишь – его разум дарит».  На трёх цветках, которые прикрывали последнюю пословицу, с обратной стороны записаны вопросы для подведения итога «похода». Дети выходят к доске, беру по одному цветку и отвечают на вопросы:

- какие основные средства закаливания ты знаешь?

 - какие правила закаливания ты сегодня запомнил?

- что ещё необходимо выполнять, чтобы быть здоровым?

Занятие заканчивается  песней «Если хочешь быть здоров».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первый урок в 1 классе "Добро пожаловать в страну знаний"

Цель урока - познакомить первоклассников с классом, учителем,одноклассниками....

Первый урок в первом классе "Добро пожаловать в Страну Знаний!"

Первый урок в первом классе "Добро пожаловать в Страну Знаний!"...

Первый урок в 1 классе "Добро пожаловать в страну знаний"

Цели:         1.Воспитывать   осознанное  отношение   к  знаниям,  стремление...

Урок-игра по физической культуре: «путешествие в страну здоровья»

Упражнения для формирования правильной осанки, профилактики плоскостопия, игры-эстафеты....

Конспект урока русского языка во 2 – м классе по программе «Школа России». Тема «Родственные слова» (урок объяснения и усвоения новых знаний)

Данный урок является первым в изучаемой теме "Родственные слова". Цель урока: формирование умения находить,  различать и образовывать родственные слова; развивать речь учащихся; учить действовать...

Конспект открытого урока русского языка на тему: «Перенос слов» (урок-путешествие), 2 класс

Тип урока: урок открытия новых знанийФорма урока: урок-путешествиеМетоды: словесный, наглядный, практическая работа, самостоятельная работа.Форма работы: групповая, индивидуальная.Технологии, использу...