Главные вкладки

    Открытый урок по русскому языку «Слова-предметы и слова-признаки»
    материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (2 класс) на тему

    Урок русского языка во 2 классе по программе "Начальная школа 21 век"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytyy_urok_po_rus.yaz_2_klass.docx31.28 КБ

    Предварительный просмотр:

    Открытый урок русского языка

    2 класс

    Тема: «Слова-предметы и слова-признаки»

    Цель: совершенствование всех полученных умений в результате изучения имен существительных и имен прилагательных; ставить вопросы к словам, задавать вопросы от слова к слову, группировать слова, находить нужные сочетания слов в тексте, конструировать слова и предложения по вопросам.

    Ход урока:

    1) Эмоциональный настрой

    Всему названия дано – и зверю и предмету.

    Вещей вокруг полным полно,

    А безымянных нету…

    Язык и стар, и вечно нов!

    И это так прекрасно!

    В огромном море – море слов

    Купаться ежечасно!

    - Чтобы составлять предложения, чтобы понимать друг друга, чтобы выражать свои мысли, что нам для этого необходимо? (слова)

    - Я предлагаю вам вновь отправиться в страну слов, в страну русского языка.

    2) Чистописание

    я

    о

    у

    с

    а

    ы

    и

    у

    п

    т

    о

    н

    г

    р

    б

    к

    - Рассмотрите буквы и определите, какая буква в каждом ряду лишняя и почему?

    Образуйте слоги с этими буквами и запишите в тетрадь. (1 ученик комментирует)

    си   ис   со   ос   ки   ик   ко   ок

    - Прочитайте слоги, где согласный звук мягкий.

    - Придумайте слова, которые оканчиваются на –ок. (росток, щенок, венок, сынок, лесок, кусток)

    3) Словарная работа

    А) – Работают ребята в синих карточках

    Подбери к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные. Напиши.

    ___________ помидор, ___________ облако, _________ слон, _________ перемена, ___________ песня.

    Б) – Остальные ребята работают вместе со мной.

    б.рёза

    п.года

    м.две.ь

    ра.ка.

    .зык

    праз.ник

    - Прочитайте глазками слова.

    - Какие задания можете предложить выполнить со словами?

    - Вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов.

    - Назовите двусложные слова, трехсложные слова.

    - Назовите двусложные слова со вторым ударным слогом (медведь, язык, рассказ).

    - Назовите слова, которые начинаются с глухого согласного звука  (погода, праздник).

    - Назовите слова, в которых все согласные звонкие (береза, медведь).

    - Назовите слово,  в котором звуков больше, чем букв (язык). Почему?

    - Что объединяет все эти слова? (они словарные, имена сущ.)

    - Назовите признаки имен существительных. (кто? что?- обозначает предмет – одуш. и неодуш. – ед.ч. и мн.ч. – ж., м., с.р. – нариц. и собст.)

    В) – Найдите слово, которое соответствует следующим признакам: сущ., одуш., нариц., ед.ч., м.р. (медведь).

    Г) – Что отличает слово «язык» от остальных слов? (оно многозначное)

    - В каких значениях может употребляться слово «язык»?

    1.орган вкуса

    2. учебный предмет

    3. у колокола язык – металлический стержень

    4) Работа с фразеологизмами

    - Когда так говорят:

    Язык заплетается (невнятно, неясно говорить)

    Проглотить язык (перестать говорить)

    - А как вы понимаете значение выражения «длинный язык»? (когда болтлив, не сдержан в разговоре)

    - Поэтому у русского народа есть такая пословица «Не спеши языком, торопись делом».

    - Как вы понимаете эту пословицу? (сначала сделай, а потом хвались; попусту не говори, делами доказывай).

    5) – Подберем  имена прилагательные к слову «язык» в значении «учебный предмет» и запишем в тетрадь.

    Язык (какой?) трудный, красивый, звучный, родной, русский, чужой.

    6) Определение темы урока

    - Какое задание мы сейчас с вами выполняли? (подбирали к существительным имена прилагательные)

    - Почему вы успешно справились с этим заданием? (знаем вопросы им.сущ. и им.прил., умеем задавать вопросы к сущ. и прил.)

    - Чему мы будем продолжать сегодня учиться? (учиться задавать вопросы к словам)

    - Сегодня , мы узнаем на сколько хорошо овладели умениями в работе с именами существительными и именами прилагательными.

    7) Физминутка для глаз

    8) Работа над деформированным предложением

    - Прочитайте запись.

    Ветер, с, листья, деревьев, срывает

    -Можно ли ее назвать предложением?

    - Составьте предложение. (Ветер срывает листья с деревьев.)

    -Какую картину себе представили? (дует ветер, с деревьев падают листья).

    - Прочитайте слова:

    золотые

    холодный

    высокая

    - На какие вопросы отвечают эти слова?

    -Какой частью речи являются?

    Используя эти слова,  распространите предложение, окончания слов можно менять.

    Холодный ветер срывает золотые листья с высоких деревьев.

    - Какое предложение вам больше понравилось? Почему?

    - Для чего нужны в речи имена прилагательные? (они украшают нашу речь, делают красивой, полной).

    - Выпишем из предложения словосочетания сущ.+ прил.

    Холодный ветер, золотые листья, с высоких деревьев.

    - Над чем мы с вами сейчас работали? (над предложением)

    -Для чего нам необходимо  уметь работать над предложением? (для того, чтобы правильно, красиво излагать свои мысли).

    9) Работа над звуками

    - Работают ребята в зеленых карточках, а остальные ребята работают со мной.

    Подбери к данным словам однокоренные имена существительные:

    Зеленый- ____________

    Зимняя- _____________

    Садовый- ___________

    Цветная- ___________

    - Как называется следующая запись? (транскрипция, звуковая запись слова)

    [друк}

    [блиский]

    [бида]

    [здаровйэ]

    - Произнесите эти слова орфографически и назовите в них орфограммы.

    - Какое слово может быть здесь лишним и почему? (близкий)

    -Подберите к нему противоположное по смыслу слово (далекий).

    - Назовите существительное ж.р. (беда)

    - Назовите односложное имя существительное (друг).

    - Какого рода это существительное?

    - Назовите слово схожее со словом ворона.(здоровье)

    - В чем их сходство? (сочетание –оро-)

    - Какие еще слова с таким сочетанием вы знаете, назовите. (сорока, воробей, огород, город, дорога, хорошо, горох, корова, мороженое, хороший, хлебороб)

    - Над чем мы с вами сейчас работали? (над звуками)

    - Для чего нам необходима эта работа? (чтобы видеть опасные места)

    10) Составление словосочетаний

    - А с каким словом у вас ассоциируется слово здоровье? (спорт)

    - Почему именно со словом спорт? (если ты будешь заниматься спортом, то будешь здоровым)

    - Подберите к данным словам противоположные по смыслу слова. Докажите, что спорт – это здорово.

    Слабый (сильный)

    Больной (здоровый)

    Медленный (быстрый)

    Низкий  высокий)

    Поражение (победа)

    Старт (финиш)

    - На какие 2 группы можно разделить эти слова? (сущ. и прил.)

    - Подберите к данным прилагательным подходящие по смыслу существительные:

    Сильный (человек, мужчина, кашель)

    Здоровая (пища, еда, семья)

    Высокое (небо, солнце, здание, давление)

    Быстрые (спортсмены, гонки, машины, животные)

    11) Физминутка

    - А какого человека можно назвать здоровым?

    - Здоровый человек, это человек который дышит свежим воздухом, пьет чистую воду, ест полезную пищу, много двигается, занимается спортом, т.е. ведет здоровый образ жизни. И мы с вами немного отдохнем и укрепим наше здоровье.

    12) Работа в парах

    - Ну а теперь, придвинулись поближе друг  к другу, работа в парах.

    - Подберите и запишите нужные слова, чтобы получилось стихотворение.

    Разыгрался ветер на ____________ поляне,

    Закружил осину в ___________ сарафане.

    И листок березы _____________ пчелкой

    Вьется и летает над ___________ елкой.

    Слова для справок: золотистой, лесной, красном, колючей.

    - Прочитайте полученное стихотворение.

    -Какие слова, вы вставили на место пропусков? (имена прилагательные)

    - О каком времени года говорится в этом четверостишии?

    - В какой наряд одел автор осину? (в красный сарафан)

    - С кем сравнивает автор листок березы? (с золотистой пчелкой)

    - Докажите, что это стихотворение.

    13) Итог урока

    - Чем для вас сегодняшний урок был полезен? (полезна была работа со звуками, работа над предложением, текстом, работа с именами сущ. и прил., работа по карточкам, работа с синонимами и антонимами).

    - Подведем итог нашего урока игрой «Да или нет».

    1) Слово добрый обозначает предмет. (нет)

    2) Имя существительное – это часть речи, который отвечает на вопрос какой. (нет)

    3) Имена существительные бывают м.р., ж.р., с.р. (да)

    4) В слове язык букв больше, чем звуков. (нет)

    5) Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос – кто?, а неодушевленные на вопрос- что? (да)

    6) Имена прилагательные обозначают признак предмета. (да)

    7) Спорт – укрепляет здоровье. (да)

    8) Синонимы  - это противоположные по смыслу слова. (нет)

    9) Имена существительные изменяются по числам. (да)

    14) Проверка заданий на карточках

    15) Оценивание

    - Давайте оценим свою работу на уроке, кто считает, что работал очень хорошо, был активным, берет красный мяч, кто не всегда работал, иногда отвлекался – зеленый мяч, кто плохо работал, не понял тему урока – синий мяч.

    - Дорогие ребята, я желаю вам, чтобы все вокруг вас было удивительным и разным. И вокруг вас, и вы сами употребляли только добрые, красивые, приятные слова. Спасибо вам за хорошую работу на уроке. Урок окончен.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка "Развитие умения подбирать слова-признаки"

    Структура урока позволяет реализовать деятельностный подход. На уроке использовались ИКТ: демонстрация слайдовой презентации....

    Открытый урок по русскому языку на тему: "Наблюдение над словами-признаками. Развитие умения ставить к ним вопросы"

    Открытый урок по русскому языку на тему: "Наблюдение над словами-признаками. Развитие умения ставить к ним вопросы"Цели:Показать роль слов – признаков в нашей речи, научить находить слова – признаки в...

    Урок русского языка "Упражнение в подборе слов -признаков"

    урок русского языка  во 2 классе "школа 2100"...

    Урок русского языка. "Слова-предметы, слова-действия" (ПНШ) 1 класс

    Урок изучения нового материала  по программе «Перспективная начальная школа». Дети должны научиться определять слова-названия предметов, действий, задавать вопросы кто? что? к словам-предметам и ...

    Сценарий и презентация к уроку русского языка "Слова - предметы, слова - действия" 1 класс ПНШ

    Маша и Миша подошли к заколдованному лесу. Злая волшебница лишила возможности животных и растения двигаться. Ребята решили помочь деревьям, животным. Выполняя задания и помогая героям учащиеся знакомя...

    Русский язык. Слова-предметы, слова-признаки, слова-действия.

    Презентация для самостоятельного изучения материала в условиях дистанционного обучения.https://disk.yandex.ru/i/Vvg_O57HRS37sQ...