Урок русский язык. Тема "Корень слова с чередованием согласных"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Дементьева Наталья Владимировна

На данном уроке формируется представление о понятии "чередование согласных в корне",умение находить эти согласные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx21.76 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx74.09 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

во 2  классе

Тема урока: «Корень слова с чередованием согласных».

Цели урока:

  1. Сформировать представление о понятии «чередование согласных в корне», умение находить эти согласные.
  2. Тренировать навыки образования однокоренных слов чередованием согласных.
  3. Развивать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, классификацию.

Ход урока

1.Организационный момент.

Громко прозвучал звонок –

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.

- Открываем тетради, записываем число, классная работа.

  2.Минутка чистописания.

- Определите, какие буквы сегодня мы будем писать, а поможет нам в этом  слово лесник.

Первая буква обозначает непарный согласный, звонкий, мягкий звук, который находится в первом слоге( л)

Вторая буква обозначает парный согласный, глухой, твёрдый звук, который находится во втором слоге( к)

Получилось сочетание лк, поменяем местами кл.

- Запишите, эти буквосочетания на всю строчку чередуя.

-  Придумайте слова с данными сочетаниями. (класс, ключ, волк, полка, вилка, )

  3. Актуализация знаний.

- Вернёмся к слову лесник. Подберите родственные слова к нему.

Лес – лесной – лесочек.

- Почему эти слова называются родственными? (имеют общий корень и значение)

Выделите корень в словах.

4.Постановка учебной задачи .

- На доске пара слов сапог – сапожки

 -  Скажите, являются ли эти слова однокоренными?

 - Возникло затруднение. Может быть слова неродственные?

 - В чём наша проблема?

 - Что мы должны узнать? (Почему изменилась буква в корне)

Было слово сапог, а потом появилось слово, называющее маленький сапог, но людям неудобно было произносить сапогог, и произношение корня изменилось. Также неудобно было, называя человека, который делает сапоги произносить сапогник. Значение корня при этом совсем не изменилось. Ведь слова сапог, сапожок, сапожник родственные.

  Физминутка

- Руки вперёд, в стороны, вниз

- Правая рука. Левая рука. Правая рука, левая рука.

  5. Открытие нового знания.

- Что мы делали с руками? (меняли положение рук)

- Когда вы играете в какие-то игры, вы весь день играете в одну игру или меняете их?(меняем)

- В словаре русского языка написано, что смена одного другим называется чередованием.

- А что происходит с буквами г и ж в словах сапог и сапожок? (букву г заменила буква ж, звук г заменил звук ж )

- Как называется замена одного звука другим? (чередованием)

 - Попробуйте сами составить правило, что же такое чередование? (замена одного согласного звука другим в корне однокоренных слов)

На доске пары слов, выделяем корни, находим чередующие согласные.

Составляем таблицу. Обращаем внимание на то, что чередуются последние буквы в корне слов.

Чередование

Примеры

[г//ж]

сапог – сапожок

[х//ш]

пух – пушок

[д//ж]

обида – обижать

[ц//ч]

заяц – зайчонок

[с//ш]

носить – ноша

[м//мл]

кормить – кормлю

[б//бл]

любить – люблю

[в//вл]

ловить – ловлю

[п//пл]

купить – куплю

          6. Первичное закрепление.

1)Упражнение 2 стр. 96 в учебнике. Работа в парах.

- Выпишите однокоренные  слова парами, выделите корень, подчеркните согласные, которые чередуются. Пользуйтесь таблицей.

Правое ухо – шапка-ушанка, ловить рыбу – ловлю мячик, перчатки из пуха – пушистый воротник.

- Проверка

2)Упражнение 3 стр. 96 – фронтально

Серёжа сказал, что в паре слов жучок – сучок есть чередование согласных [ж//с]. Прав ли Серёжа? Докажи своё мнение.

3) Работа в группах по карточкам.

1 группа – Допиши ряды слов. Подчеркни чередования в корнях. Скажи, как называются слова, которые отвечают на вопросы: Кто? Что?; Какой?;

Кто? Что?                     Какой?

нога                                 ножной

тишина                          ………

рука                                …

2 группа - Допиши ряды слов. Подчеркни чередования в корнях. Скажи, как называются слова, которые отвечают на вопросы:  Что делать? Что делаю?  

Что делать?                                       Что делаю?

Будить                                                   бужу

Мазать                                                   ……….                                                

Глядеть                                                   ………

3 группа – Прочитайте пословицы. Найдите родственные слова, выделите корень и подчеркните буквы, которые чередуются.

Друзья познаются в беде. Старый друг лучше новых двух.

Дружба как стекло, разобьёшь – не сложишь.

4 группа – К данным словам подобрать однокоренные слова. Выделить корень. Подчеркнуть буквы, которые чередуются.

Волк – волчонок

Жук - …….

Круг - …...

5 группа – Определите, из какой сказки отрывок. Найдите родственные слова. Выделите корень.

- Побежал козлёночек на речку, стал на берегу и жалобно закричал:

- Алёнушка, сестрица моя!

Выплынь, выплынь на бережок.

Проверка выполнения заданий по группам.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

На доске слова. Подберите родственные слова. Выделите корень. Подчеркните буквы, которые чередуются.

Петух –

Орех –

Дорога -

Самопроверка по эталону.

8. Рефлексия учебной деятельности. Итог урока.

Лестница успеха. Детям раздаются лестницы. Нарисуй себя на ступеньке.

- Что нового мы узнали сегодня?

Поработали хорошо. Спасибо за урок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЛЕСНИК Л К

Слайд 2

ЛЕС ЛЕСНОЙ ЛЕСОЧЕК

Слайд 3

САПОГ - САПОЖКИ

Слайд 4

ПРИМЕРЫ ЧЕРЕДОВАНИЕ ПУХ - ПУШОК [ Х//Ш ] ОБИДА - ОБИЖАТЬ [ Д//Ж ] НОСИТЬ - НОША [C //Ш ] КОРМИТЬ - КОРМЛЮ [ М//МЛ ] ЛЮБИТЬ - ЛЮБЛЮ [ Б//БЛ ] ЛОВИТЬ - ЛОВЛЮ [ В//ВЛ ] КУПИТЬ - КУПЛЮ [ П//ПЛ ]

Слайд 5

ПРАВОЕ УХО - ШАПКА-УШАНКА ЛОВИТЬ РЫБУ – ЛОВЛЮ МЯЧ ПЕРЧАТКИ ИЗ ПУХА – ПУШИСТЫЙ ВОРОТНИК

Слайд 6

ЖУЧОК - СУЧОК

Слайд 7

1 ГРУППА КТО? ЧТО? НОГА ТИШИНА РУКА КАКОЙ? НОЖНОЙ ТИХИЙ РУЧНОЙ

Слайд 8

2 ГРУППА ЧТО ДЕЛАТЬ? БУДИТЬ МАЗАТЬ ГЛЯДЕТЬ ЧТО ДЕЛАЮ? БУЖУ МАЖУ ГЛЯЖУ

Слайд 9

3 ГРУППА ДРУЗЬЯ ПОЗНАЮТСЯ В БЕДЕ. СТАРЫЙ ДРУГ ЛУЧШЕ НОВЫХ ДВУХ. ДРУЖБА КАК СТЕКЛО, РАЗОБЬЕШЬ – НЕ СЛОЖИШЬ.

Слайд 10

4 ГРУППА КРУГ СНЕГ ДРУГ ЖУК КРУЖОК СНЕЖОК ДРУЖОК ЖУЧОК

Слайд 11

5 ГРУППА ПОБЕЖАЛ КОЗЛЕНОЧЕК НА РЕЧКУ, СТАЛ НА БЕРЕГУ И ЖАЛОБНО ЗАКРИЧАЛ: АЛЁНУШКА, СЕСТРИЦА МОЯ! ВЫПЛЫНЬ, ВЫПЛЫНЬ НА БЕРЕЖОК.

Слайд 12

ПЕТУХ ОРЕХ ДОРОГА ПЕТУШОК ОРЕШЕК ДОРОЖКА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Правописание слов с парным согласным на конце."

Закрепление знаний о способе проверки слов с согласными на конце слова.Развивать умения распознавать и проверять слова с парными согласными на конце слова;·        В...

Урок русского языка. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

Отработка правописания слов с непроизносимыми согласными с использованием ИКТ....

Урок русского языка "Правописание слов с непроизносимыми согласными"

Конспект открытого урока русского языка во 2 классе, разработанный в соответствии с требованиями ФГОС. Правописание непроизносимых  согласных  остается актуальной проблемой в области обучени...

Урок русского языка "Правописание слов с непроизносимыми согласными"

Представлен план и подробный конспект урока русского языка (3 класс) изучения орфограммы "Правописание непроизносимых согласных в словах"...

Методическая разработка урока русского языка "Написание слов с непроизносимыми согласными"

Интегрированный урок "русский язык + марийский язык + английский язык". Материал урока направлен на развитие речи учащихся...

Русский язык "Корень слова с чередованием согласных"

Урок русского языка 2 класс "Начальная шеола 21 век"...