Главные вкладки

    технологическая карта урока русского языка 2 класс "Корень слова. Однокоренные слова"
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

    Попова Ирина Юрьевна

    технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Корень слова. Однокоренные слова"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Попова Ирина Юрьевна, учитель высшей категории МОУ СОШ № 7 г. Балашова Саратовской области.

    Предмет: русский язык.

    Класс: 2.

    Авторы учебника :Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина.

    Тема урока «Корень.  Однокоренные слова »

    Дидактическая цель урока: создать условия для овладения новым способом  действия (нахождение корня в слове).

    Тип урока: урок «открытия» нового знания

    Задачи:

    Образовательные:

    – формируем умение находить корень в словах, различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

    Воспитательные:

    – воспитываем положительную мотивацию к уроку русского языка путем вовлечения каждого в активную деятельность,

    – формируем умение работать в группе, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.

    Развивающие:

    – развиваем речь (обогащаем словарный запас), мышление, память

    – развиваем умение планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную деятельность

    - развиваем умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного;

    добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

    Методы обучения: проблемный диалог, словесные, наглядные, практические, частично-поисковые.

    Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

    Средства обучения : карточки с заданиями для учащихся, учебник, рабочая тетрадь, плакат с изображением дерева, таблички с однокоренными  словами .

    Технологическая карта урока

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    Формируемые УУД

    Самоопределение к деятельности

    На доске записано «Зри в корень»

    -Прочтите, что написано.

    -Это фразеологизм. Как вы понимаете его значение?

    - Сегодня мы начинаем работу в новой главе учебника.

    - Как Вы думаете, чему она посвящена?

    Дети делятся на группы (по 6 человек), повторяют правила работы в группах.

    Личностные результаты

    Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

    Коммуникативные

    1. Развиваем умение слушать и понимать других.

    2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

    Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

    -Отгадайте загадку:

    Я у дуба, я у зуба,

    Я у слов и у цветов.

    Я упрятан в темноту

    Я не вверх, а вниз расту.

    -По каким признакам догадались, что это корень?

    Какие значения имеет это слово?

    -  Заполните таблицу.

    Корень растения

    Корень зуба

    Корень слова

    Где находится?

    Для чего нужен?

    Как найти?

    Отгадывают загадку. Высказывают свои предположения.

    Заполняют таблицу. Выявляют затруднение в заполнении столбца «корень слова».

    Познавательные

    1Развиваем умение извлекать информацию .

    2. Выявлять сущность, особенности объектов.

    3. На основе анализа объектов делать выводы.

    4. Обобщать и классифицировать по признакам.

    Коммуникативные

    1.Развиваем умение слушать и понимать других.

    2. Умение работать в группе.

    Постановка учебной задачи

    - Кто полностью заполнил таблицу?

    - Что вызвало затруднение?

    - Что не знаем?

    - Хотите узнать?

    - Какова тема нашего урока?

    - Сравним, как звучит эта тема в учебнике.

    Формулируют задачи урока.

    Уточняют тему урока

    Регулятивные

    1.Прогнозирование, целеполагание - 2.Постановка учебной задачи на основе анализа того, что ещё неизвестно.

    Коммуникативные

    1. Развиваем умение слушать и понимать других.

    2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

    3. Оформлять свои мысли в устной форме.

    Построение проекта выхода из затруднения

    -Какие вопросы у вас возникают? Что вы хотели бы узнать?

    -Составим план работы.

    Учитель фиксирует вопросы на доске:

    - Что мы называем корнем слова?

    - Зачем нужен корень слова?

    -Как найти корень слова?

    - Кто из вас может дать ответ на эти вопросы?

    - Что мы делаем, когда встречаем затруднение?

    - Прочтите, что говорят о корне авторы учебника и

    заполните столбец «корень слова». Что записали?

     Наблюдение над однокоренными словами

    Работа на доске.

    Жил-был корень (сад). Один догадливый человек решил его посадить. Выросло необыкновенное словесное дерево. Вместо ветвей росли на нём слова. У всех была общая часть, та, что человек посадил сначала.

    На доске появляется «дерево», на нём вместо ветвей однокоренные слова: сад, садик, посадить, посадка, садовник, садовый.

    – Запишите эти слова. Как они называются?

    – Что такое однокоренные слова?

    - Выделите корень дугой.

    – Хотите сами стать такими садовниками? Посадим корень стол.

    Это слово, слово-корень

    Разрастаться стало вскоре.

    И плоды нам принесло –

    Стало много новых слов.

    - Работая в группах, запишите цепочку слов.

    - Давайте проверим, у какой группы цепочка слов  длиннее.

    -Как называются такие слова?

    – Проведём маленький эксперимент (опыт).

    – Назовите в этих словах только корень. Вы поняли, что означает это слово?

    – Покажите, как значение корня стол «присутствует» в других словах? Для этого объясните все однокоренные слова через корень (слово) стол.

    – А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слова?

    – Без какой же части не бывает слова?

    – Что выражает корень в однокоренных словах?

    – Посмотрите на план, который мы записали в начале урока,  сделайте вывод: что такое корень?

    – Сравните свои выводы с текстом  учебника.

    – Что для вас было новым? Непонятным?

    Работают по учебнику. Заполняют в таблице столбец «корень слова». Представитель каждой группы читает свои записи.

    Выводят понятия «корень слова», «однокоренные слова».

    Записывают однокоренные слова.

    Столик – маленький стол, настольный – стоящий (находящийся) на столе, столовый – нужный для стола, застолье – еда на столе.

    Делают вывод. Сравнивают свой вывод с текстом учебника.

    Регулятивные

    1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

    2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

    3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

    4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

    Коммуникативные

    1. Развиваем умение слушать и понимать других.

    2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

    3. Оформлять свои мысли в устной форме.

    4. Умение работать в группе.

    Познавательные

    1. Развиваем умение извлекать информацию .

    2. Выявлять сущность, особенности объектов.

    3. На основе анализа объектов делать выводы.

    4. Обобщать и классифицировать по признакам.

    Личностные результаты

    1. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

    Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

    - Кто хочет попробовать выступить в роли  учителя и рассказать «Как найти корень в слове».

    - Воспользуемся составленным вами алгоритмом при работе. Выполним  упр.116 на стр. 79

    - Что предстоит нам сделать?

    Обсуждают  и составляют алгоритм нахождения корня.

    Сравнивают свои выводы с текстом учебника. Выделяют корень слова, пользуясь алгоритмом. Находят однокоренные слова и формы одного и того же слова.

    Регулятивные

    1. Развиваем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

    4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

    Коммуникативные

    1. Развиваем умение слушать и понимать других.

    2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

    3. Оформлять свои мысли в устной форме.

    Познавательные

    1. Развиваем умение извлекать информацию .

    2. Выявлять сущность, особенности объектов.

    3. На основе анализа объектов делать выводы.

    4. Обобщать и классифицировать по признакам.

    Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

    Организует самостоятельную работу детей по закреплению знаний.

    1. Работа по учебнику с.79 Упр .117

    2. Работа в рабочей тетради тема 9 № 1,2.

    Самостоятельно выполняют задание.

    Познавательные

    1. Развиваем умение извлекать информацию .

    2. Выявлять сущность, особенности объектов.

    3. На основе анализа объектов делать выводы.

    4. Обобщать и классифицировать по признакам.

    Регулятивные

    1. Развиваем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

    2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

    Рефлексия деятельности

    - Над какой темой работали?

    - Что вызвало затруднение?

    - Какую цель перед собой поставили?

    - Достигли ли поставленной цели? Обоснуйте свою позицию.

    - Оцените свою собственную работу на уроке по шкале самооценки. Обоснуйте свой вывод.

    - А теперь возьмите карточки с высказываниями сказочных героев и отметьте, кто из них прав.

     

    - Что у вас сегодня получилось лучше всего?

    -Над чем ещё следует поработать?

    -Потренироваться находить корень в словах вы сможете, выполнив упр.100 (дидактический материал)

    -Можете сочинить сказку про корень (по желанию)

    Формулируют вывод, проводят самооценку:

    - Я научился…

    - Я хотел бы…

    - Оказывается, что…

    Регулятивные

    1. Развиваем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

    2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

    Познавательные

    1. Развиваем умение извлекать информацию .

    2. Выявлять сущность, особенности объектов.

    3. На основе анализа объектов делать выводы.

    4. Обобщать и классифицировать по признакам.

    Коммуникативные

    1. Развиваем умение слушать и понимать других.

    2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

    3. Оформлять свои мысли в устной форме.

    СПИСОК использованных материалов:

    1. Русский язык, 1-2 класс. Методические рекомендации для учителей/ Е.В.Бунеева, Н.А.Исаева.- М.: Баласс.2014
    2. Русский язык. Учебник для 2 класса общеобразовательной школы.- Изд 3-е. переработанное.-М.: Баласс.2012
    3. Рабочая тетрадь по русскому языку. 2 класс/Н.А.Исаева.-М.Баласс.2014
    4. http://school2100.com/pedagogam/lessons/ 

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока русского языка по теме "Однокоренные слова", 4 класс

    Данная разратботка урока русского языка с элементами обучающих и логических структур сингапурского метода обучения. Применение этих структур даёт большие возможности для организации эффективной учебно...

    Методическая разработка технологической карты урока русского языка по теме: Однокоренные слова 3 класс

    Технологическая карта урока включает в себяподробное  описание содержания деятельности учителя и обучающегося. Содержит дополнительный материал к уроку.Также на уроке используется прентация к ска...

    Технологическая карта урока русского языка «Основа слова. Разбор слова по составу».

    Технологическая карта урока русского языка «Основа слова. Разбор слова по составу»....

    Технологическая карта урока. Русский язык. 2 класс. "Корень слова. Однокоренные слова".

    Технологическая карта урока русского языка. 2 класс "Школа России" .Тема: "Корень слова. Однокоренные слова"....

    Технологическая карта урока русского языка по теме: «Однокоренные слова» в рамках ФГОС

    Тема урока: Однокоренные словаЦель: Формирование образовательных компетенций учащихся (информационных, коммуникативных, креативных) через реализацию монопроекта по теме: «Однокоренные слова&raqu...

    Технологическая карта урока русского языка по теме Корень слова. Однокоренные слова. 3 класс

    Урок проводится в 3 классе по программе "Школа России". Тема "Корень слова. Однокоренные слова"...