Главные вкладки

    Технологическая карта урока. Русский язык. 2 класс. "Корень слова. Однокоренные слова".
    методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

    Маюн Наталья Викторовна

    Технологическая карта урока русского языка. 2 класс "Школа России" .Тема: "Корень слова. Однокоренные слова".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx31.81 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока

    ФИО учителя: Маюн Наталья Викторовна

    Класс:2

    УМК: «Школа России»

    Предмет: русский язык

    Тема. «Корень слова. Однокоренные слова»

    Тип урока: открытие нового знания.

    Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок в разделе «Однокоренные слова»

    Цель: познакомить с понятием «корень», «однокоренные слова», «родственные слова»

    Планируемые результаты

    Предметные знания, предметные действия

    УУД

    регулятивные

    познавательные

    коммуникативные

    личностные

    сформировать умение находить и выделять корень в однокоренных, родственных словах;

    подбирать группу родственных слов;

    расширить словарный запас учащихся

    освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;

    планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;

    формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;

    вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.

    освоение умения подбирать однокоренные слова и выделять корень;

    формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям

    формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;

    принимать на себя ответственность за результат своих действий;

    наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.

    осознание алгоритма учебного действия;

    способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности

    Ход урока.

    Этап

    урока

    Цель

    Содержание взаимодействия с учащимися

    Методы
    и приемы работы

     Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Формируемые УУД

    Организационный


     Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу
     

    Ну-ка, всё проверь дружок,

    Ты готов начать урок?

    Всё ль на месте,

    Всё ль в порядке,

    Ручка, книжка и тетрадь?

    Все ли правильно сидят?

    Все ль внимательно глядят?

    Каждый хочет получать

    Только лишь оценку «пять»?

     –
     

     Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку
     

    Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
     

    Регулятивные:

    -нацеливание на успешную деятельность.

    Личностные:

    - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

    Коммуникативные:

    - формирование  умения слушать и слышать.

    Выход на тему, цель, учебные задачи в соавторстве.

    Словарно-орфографическая работа.

    Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы
     

     На доске написаны слова

     круж…во  

     ..рех   

    р… цепт  

     м… нета   

    н… деля   

    леб… дь
    – Какое задание можно предложить к этим словам? 
    (Вставить пропущенные буквы.)
    – Какие буквы нужно вставить в эти слова?
    – Как убедиться в том, что вы правы? 
    (Проверить написание этих слов по словарю.)
    – Записать слова, подчеркнуть орфограммы.
    – Можно ли проверить написание этих слов? Почему? 
    (Написание нужно запомнить.)

    Наблюдение, проблемная ситуация. Работа по плану урока
     

     Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие "орфограмма", формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока
     

     Дописывают  на доске и в тетради, производят взаимооценку, сравнивают произношение слов с их написанием. Объясняют, почему в данных словах присутствует орфограмма. Формулируют тему и задачу урока

    Регулятивные:

     - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

    Познавательные:

    - постановка и решение проблемы;

    Личностные:

    - развитие познавательных интересов учебных мотивов;

    Коммуникативные:

    - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

    Минутка чистописания.

    Выход на тему урока

     1) – Составьте и запишите цепочки из букв, которые вставили в слова.
    еоеоее     оееоее …
    2) – Как вы думаете, почему некоторые буквы уже подчеркнуты? Что заметили? 
    (Если их соединить, то получится слово.)
    – Какое это слово? Запишите его. 
    (Корень.)
    – Назовите грамматические признаки слова 
    корень.
    – Что такое 
    корень?
    – Какие значения имеет это слово? Что о нем можно сказать? 
    (Это слово многозначное.)

     Наблюдение.
     

    Указывает объект наблюдения
     

    Выполняют упражнение в тетради. Обосновывают выбор написания

    Регулятивные:

    - оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

    Познавательные:

    - классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку)

    Коммуникативные:

    - умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

    Самоопределение к деятельности

    - Что общего между словом и деревом?                                                  

    (На доске висит изображение дерева)

    - Вспомните и назовите, из каких частей состоит дерево.        Корень, ствол, крона: ветви с листьями.

    - А только у деревьев такие части?         Нет, у всех растений.

    - А без какой самой главной части растения не смогли бы

    выжить, которая питает растение удерживает  и его в земле?                                                    

    Так и в словах есть главная часть, без которой они не могут обойтись.

    И называется она – корень слова.

    Так что же общего между словом и деревом?        Ответы учащихся.

    Корень слова – тема нашего урока.

    Кто сформулирует цель урока? Чему будем учиться?                                

     А почему нужно знать, что такое корень, уметь находить его в словах?        Если мы будем знать,  что такое корень слова и уметь находить его и          

                                                                                                                                                                   

     Где вам это пригодится?

    Если мы будем знать, что такое корень и уметь его находить и подбирать  слова, то…

    Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации.

    Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.),                    

    Предположения детей.

    Корень, ствол, крона: ветви с листьями.

    Нет, у всех растений.

    Корень

    Узнаем, что такое корень, потренируемся  находить и                                                                                                                                  выделять его в словах, подбирать слова с одинаковым корнем.

    …(ответы)

     Проверка понимания способа действия.
     

     Коллективное выполнение упражнения.
    – Назовите и выпишите однокоренные слова. 

    (Как-то много лет назад

    Посадили дивный сад

    Не был этот сад фруктовым

    Был он только словом.

    Это слово, слово – корень

    Разрастаться стало вскоре

    И плоды нам принесло –

    Стало много новым слов.

    Вот из сада вам рассада.

    Вот ещё посадки рядом.

    А вот садовод

    Иль садовник к нам идёт.

    Очень – очень интересно

    Погулять в саду словесном !
    – Почему вы так считаете?
    – К какой части речи относится каждое слово?
    – Выделите корень в словах.
    – Что заметили?
    – От какого корня образовались слова: рассада, посадки, садовод, садовник.

    - Назовите корень в этих словах. Что вы заметили? (корни в однокоренных словах чаще всего пишутся одинаково) 

     Доказатель-ство
     

     Дает образец короткого доказательства
     

     Объясняют написания слов, делают выводы.
     

    Познавательные:

    - выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства;

    Регулятивные:

    - составление плана и последовательности действий.

    Прочитаем вопрос урока с. 61 учебника.                                                                

    - Выполнение упражнения № 84.

    Почитайте группы слов. Почему слова так записаны?

     Докажите, что в первой группе слова родственные.

     Докажите, что во второй группе слова родственные.  

    Спишите любую группу родственных слов.

    Как обозначим общую часть?        

     Взаимопроверка. Оценивание работы.

    Прочитайте    правило самостоятельно и скажите, как называется общая часть родственных слов.   

    Почему корень – главная часть родственных слов?

    - Расскажите правило друг другу.                                                     

    .

    Организует работу по теме урока в соответствии с планом.

    Работают в соответствии с составленным  планом

    Дом, слон – одинаковая часть в словах.

    Общая часть – дом, все слова близки по значению: домик – маленький дом, домище – большой дом, домишко – небольшой плохой дом.                                  

                                                                                                                     

    (Ответы детей)

    Корень.

    В нём лексическое значение всех родственных слов

    Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, коррекция.

    Познавательные: общеучебные- самостоятельное создание алгоритма деятельности, осознанное построение речевого высказывания.

    Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

    Первичное закрепление нового материала
     

     Развитие умения распознавать и подбирать однокоренные слова, 
     

        На листах    Игра  «Выбери пару». 
    Соединить пары однокоренных слов.
    – Какими частями речи являются эти слова?

    Самостоя-тельная работа, рефлексия, контроль. 

     Проводит инструктаж обучающихся. Организует выступление групп, обмен мнениями
     

    По очереди соединяют слова, доказывая. Один человек объясняет решение группы у доски. Произво-дят взаимо-проверку, рефлек-сию

    Регулятивные:

     - умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

    - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

    Познавательные:

    - поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств;

    Личностные:

    - готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

    - оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор;

    Коммуникативные:

    - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

    - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

     Выявление однокоренных слов
     

    Испугались медвежонка

    Ёж с ежихой и ежонком,

    Чиж с чижихой и чижонком,

    Стриж с стрижихой и

    стрижонком.

    Разбежались кто куда,

    Приведи-ка их сюда!

     Работа с учебником (№87, стр 62)
     

     Помещает слова 
    на доску
     

     Читают хором с учебника, дополнительно – с листов групповой работы

    Регулятивные:

     - умение адекватно воспринимать оценки;

    Познавательные:

    - построение логической цепи рассуждений;

    Личностные:

    - формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки и самопринятия;

    Коммуникативные:

    - управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка его действий);

    - владение монологической и диалогической формами речи родного языка.

    Физминутка

    Самопроверка

     Игра «Редактор». Восстанови текст, добавив однокоренные слова. Выдели корень.

    У меня встали _______. Ещё ______ назад ходили. А сейчас ____________ стрелка стоит неподвижно. Нужно чтобы их починил мастер - ________.

    Слова для справок:  часовщик, час, часовая, часики.

     Игра «Редактор»,  Диктовка, самопровер-

    ка, самооценка
     

     Диктует слова
     

     Производят предварительную оценку работы. Записывают слова, сверяют с записями 
    на доске, ставят констатирующую оценку

    Коммуникативные:

     - умение работать в статичных и мигрирующих группах, делегировать полномочия, распределять роли, владение монологической и диалогической формами речи;

    Познавательные:

    - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

    Личностные:

    - ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

    - умение выделить нравственный аспект поведения;

    - готовность к сотрудничеству и дружбе;

    Регулятивные:

    - умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

    Гимнастика для глаз.

    Снятие усталости с глаз

    Мульдимедийная презентация

    Просмотр презентации

    Организует выполнение гимнастики для глаз

    Выполняют гимнастику для глаз по упражнениям презентации

    Включение в систему знаний

    Игра «Копилка русского языка»

    Работа в группе  (по рядам).

    Собрать как можно больше  родственных слов с корнем вод-, сад-, рыб-. Выделить корень

    - Проверка задания.

    Вывод. Что нужно сделать, чтобы правильно определить корень в слове?

    Работа в группе

    Организует выполнение творческого задания

    Выполняют в группах творческое задание, обсуждают, советуются, отстаивают свое мнение.

     (На столах лежат карточки с заданиями.)

    Найти среди слов только родственные слова, выделить в них корень.

    Зачеркнуть лишнее слово.

    Объяснить по какому признаку вы его зачеркнули.

    Карточка:

    Белка, беленький, белить

    Водяной, вода, водить

    Лист, лиса, лисёнок

    Лось, лоскут, лосёнок

    Горный, горка, городок

    Пёс, песочный и песок

    Работа в группе

    Организует рефлексию

    Выполняют в группах творческое задание, обсуждают, советуются, отстаивают свое мнение.

    Познавательные:

    - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

    Личностные:

    - выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

    Коммуникативные:

    - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

    Подведение итогов. Рефлексивно-оценочный этап.

    Обеспечение позитивного настроя на получение знаний

    - Какая цель была на уроке? Достигли ли мы её?        

          - Что такое корень слова?

          - Как правильно определить корень в слове?        

          - Какие слова называются однокоренными?

          - Каковы признаки однокоренных слов?

    Рефлексия, КОД

    Обеспечивает положитель

    ную реакцию учащихся на уроке русского языка

    Получают позитивный настрой от урока

    Регулятивные:

     - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

    - осуществлять итоговый контроль

    Личностные:

    - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

    Коммуникативные:

    - умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

    - проявлять активность в деятельности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока русского языка во 2 классе "Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова". УМК "Начальная школа 21 века"

    Урок разработан в соответствии с требоаниями ФГОС НОО для учителей, работающих по УМК "Начальная школа 21 века". Урок решает следующие учебные задачи:развитие речи, мышления, побуждение познавательног...

    Технологическая карта урока русского языка по теме: "Признаки однокоренных слов" 2 класс Занков Л.В.

    технологическая карта урока "Признаки однокоренных слов" 2 класс Занков...

    Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Корень слова"

    Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Корень  слова" по программе "Школа России"В предварительном просмотре презентация отображается НЕ КОРРЕКТНО, при скачива...

    Технологическая карта урока по русскому языку "Корень слова. Однокоренные слова" 2 класс УМК "Школа России"

    Технологическая карта урока по русскому языку "Корень слова. Однокоренные слова" 2 класс УМК "Школа России"...