Технологическая карта урока. Русский язык. 2 класс. "Корень слова. Однокоренные слова".
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Маюн Наталья Викторовна

Технологическая карта урока русского языка. 2 класс "Школа России" .Тема: "Корень слова. Однокоренные слова".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx31.81 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Маюн Наталья Викторовна

Класс:2

УМК: «Школа России»

Предмет: русский язык

Тема. «Корень слова. Однокоренные слова»

Тип урока: открытие нового знания.

Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок в разделе «Однокоренные слова»

Цель: познакомить с понятием «корень», «однокоренные слова», «родственные слова»

Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

сформировать умение находить и выделять корень в однокоренных, родственных словах;

подбирать группу родственных слов;

расширить словарный запас учащихся

освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;

планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;

формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.

освоение умения подбирать однокоренные слова и выделять корень;

формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям

формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;

принимать на себя ответственность за результат своих действий;

наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.

осознание алгоритма учебного действия;

способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности

Ход урока.

Этап

урока

Цель

Содержание взаимодействия с учащимися

Методы
и приемы работы

 Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный


 Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу
 

Ну-ка, всё проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадь?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «пять»?

 –
 

 Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку
 

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
 

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

- формирование  умения слушать и слышать.

Выход на тему, цель, учебные задачи в соавторстве.

Словарно-орфографическая работа.

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы
 

 На доске написаны слова

 круж…во  

 ..рех   

р… цепт  

 м… нета   

н… деля   

леб… дь
– Какое задание можно предложить к этим словам? 
(Вставить пропущенные буквы.)
– Какие буквы нужно вставить в эти слова?
– Как убедиться в том, что вы правы? 
(Проверить написание этих слов по словарю.)
– Записать слова, подчеркнуть орфограммы.
– Можно ли проверить написание этих слов? Почему? 
(Написание нужно запомнить.)

Наблюдение, проблемная ситуация. Работа по плану урока
 

 Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие "орфограмма", формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока
 

 Дописывают  на доске и в тетради, производят взаимооценку, сравнивают произношение слов с их написанием. Объясняют, почему в данных словах присутствует орфограмма. Формулируют тему и задачу урока

Регулятивные:

 - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Минутка чистописания.

Выход на тему урока

 1) – Составьте и запишите цепочки из букв, которые вставили в слова.
еоеоее     оееоее …
2) – Как вы думаете, почему некоторые буквы уже подчеркнуты? Что заметили? 
(Если их соединить, то получится слово.)
– Какое это слово? Запишите его. 
(Корень.)
– Назовите грамматические признаки слова 
корень.
– Что такое 
корень?
– Какие значения имеет это слово? Что о нем можно сказать? 
(Это слово многозначное.)

 Наблюдение.
 

Указывает объект наблюдения
 

Выполняют упражнение в тетради. Обосновывают выбор написания

Регулятивные:

- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Познавательные:

- классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку)

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

Самоопределение к деятельности

- Что общего между словом и деревом?                                                  

(На доске висит изображение дерева)

- Вспомните и назовите, из каких частей состоит дерево.        Корень, ствол, крона: ветви с листьями.

- А только у деревьев такие части?         Нет, у всех растений.

- А без какой самой главной части растения не смогли бы

выжить, которая питает растение удерживает  и его в земле?                                                    

Так и в словах есть главная часть, без которой они не могут обойтись.

И называется она – корень слова.

Так что же общего между словом и деревом?        Ответы учащихся.

Корень слова – тема нашего урока.

Кто сформулирует цель урока? Чему будем учиться?                                

 А почему нужно знать, что такое корень, уметь находить его в словах?        Если мы будем знать,  что такое корень слова и уметь находить его и          

                                                                                                                                                               

 Где вам это пригодится?

Если мы будем знать, что такое корень и уметь его находить и подбирать  слова, то…

Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.),                    

Предположения детей.

Корень, ствол, крона: ветви с листьями.

Нет, у всех растений.

Корень

Узнаем, что такое корень, потренируемся  находить и                                                                                                                                  выделять его в словах, подбирать слова с одинаковым корнем.

…(ответы)

 Проверка понимания способа действия.
 

 Коллективное выполнение упражнения.
– Назовите и выпишите однокоренные слова. 

(Как-то много лет назад

Посадили дивный сад

Не был этот сад фруктовым

Был он только словом.

Это слово, слово – корень

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новым слов.

Вот из сада вам рассада.

Вот ещё посадки рядом.

А вот садовод

Иль садовник к нам идёт.

Очень – очень интересно

Погулять в саду словесном !
– Почему вы так считаете?
– К какой части речи относится каждое слово?
– Выделите корень в словах.
– Что заметили?
– От какого корня образовались слова: рассада, посадки, садовод, садовник.

- Назовите корень в этих словах. Что вы заметили? (корни в однокоренных словах чаще всего пишутся одинаково) 

 Доказатель-ство
 

 Дает образец короткого доказательства
 

 Объясняют написания слов, делают выводы.
 

Познавательные:

- выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства;

Регулятивные:

- составление плана и последовательности действий.

Прочитаем вопрос урока с. 61 учебника.                                                                

- Выполнение упражнения № 84.

Почитайте группы слов. Почему слова так записаны?

 Докажите, что в первой группе слова родственные.

 Докажите, что во второй группе слова родственные.  

Спишите любую группу родственных слов.

Как обозначим общую часть?        

 Взаимопроверка. Оценивание работы.

Прочитайте    правило самостоятельно и скажите, как называется общая часть родственных слов.   

Почему корень – главная часть родственных слов?

- Расскажите правило друг другу.                                                     

.

Организует работу по теме урока в соответствии с планом.

Работают в соответствии с составленным  планом

Дом, слон – одинаковая часть в словах.

Общая часть – дом, все слова близки по значению: домик – маленький дом, домище – большой дом, домишко – небольшой плохой дом.                                  

                                                                                                                 

(Ответы детей)

Корень.

В нём лексическое значение всех родственных слов

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, коррекция.

Познавательные: общеучебные- самостоятельное создание алгоритма деятельности, осознанное построение речевого высказывания.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

Первичное закрепление нового материала
 

 Развитие умения распознавать и подбирать однокоренные слова, 
 

    На листах    Игра  «Выбери пару». 
Соединить пары однокоренных слов.
– Какими частями речи являются эти слова?

Самостоя-тельная работа, рефлексия, контроль. 

 Проводит инструктаж обучающихся. Организует выступление групп, обмен мнениями
 

По очереди соединяют слова, доказывая. Один человек объясняет решение группы у доски. Произво-дят взаимо-проверку, рефлек-сию

Регулятивные:

 - умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств;

Личностные:

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

- оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор;

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

 Выявление однокоренных слов
 

Испугались медвежонка

Ёж с ежихой и ежонком,

Чиж с чижихой и чижонком,

Стриж с стрижихой и

стрижонком.

Разбежались кто куда,

Приведи-ка их сюда!

 Работа с учебником (№87, стр 62)
 

 Помещает слова 
на доску
 

 Читают хором с учебника, дополнительно – с листов групповой работы

Регулятивные:

 - умение адекватно воспринимать оценки;

Познавательные:

- построение логической цепи рассуждений;

Личностные:

- формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки и самопринятия;

Коммуникативные:

- управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка его действий);

- владение монологической и диалогической формами речи родного языка.

Физминутка

Самопроверка

 Игра «Редактор». Восстанови текст, добавив однокоренные слова. Выдели корень.

У меня встали _______. Ещё ______ назад ходили. А сейчас ____________ стрелка стоит неподвижно. Нужно чтобы их починил мастер - ________.

Слова для справок:  часовщик, час, часовая, часики.

 Игра «Редактор»,  Диктовка, самопровер-

ка, самооценка
 

 Диктует слова
 

 Производят предварительную оценку работы. Записывают слова, сверяют с записями 
на доске, ставят констатирующую оценку

Коммуникативные:

 - умение работать в статичных и мигрирующих группах, делегировать полномочия, распределять роли, владение монологической и диалогической формами речи;

Познавательные:

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Личностные:

- ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

- умение выделить нравственный аспект поведения;

- готовность к сотрудничеству и дружбе;

Регулятивные:

- умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

Гимнастика для глаз.

Снятие усталости с глаз

Мульдимедийная презентация

Просмотр презентации

Организует выполнение гимнастики для глаз

Выполняют гимнастику для глаз по упражнениям презентации

Включение в систему знаний

Игра «Копилка русского языка»

Работа в группе  (по рядам).

Собрать как можно больше  родственных слов с корнем вод-, сад-, рыб-. Выделить корень

- Проверка задания.

Вывод. Что нужно сделать, чтобы правильно определить корень в слове?

Работа в группе

Организует выполнение творческого задания

Выполняют в группах творческое задание, обсуждают, советуются, отстаивают свое мнение.

 (На столах лежат карточки с заданиями.)

Найти среди слов только родственные слова, выделить в них корень.

Зачеркнуть лишнее слово.

Объяснить по какому признаку вы его зачеркнули.

Карточка:

Белка, беленький, белить

Водяной, вода, водить

Лист, лиса, лисёнок

Лось, лоскут, лосёнок

Горный, горка, городок

Пёс, песочный и песок

Работа в группе

Организует рефлексию

Выполняют в группах творческое задание, обсуждают, советуются, отстаивают свое мнение.

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Подведение итогов. Рефлексивно-оценочный этап.

Обеспечение позитивного настроя на получение знаний

- Какая цель была на уроке? Достигли ли мы её?        

      - Что такое корень слова?

      - Как правильно определить корень в слове?        

      - Какие слова называются однокоренными?

      - Каковы признаки однокоренных слов?

Рефлексия, КОД

Обеспечивает положитель

ную реакцию учащихся на уроке русского языка

Получают позитивный настрой от урока

Регулятивные:

 - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

- проявлять активность в деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе "Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова". УМК "Начальная школа 21 века"

Урок разработан в соответствии с требоаниями ФГОС НОО для учителей, работающих по УМК "Начальная школа 21 века". Урок решает следующие учебные задачи:развитие речи, мышления, побуждение познавательног...

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Признаки однокоренных слов" 2 класс Занков Л.В.

технологическая карта урока "Признаки однокоренных слов" 2 класс Занков...

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Корень слова"

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Корень  слова" по программе "Школа России"В предварительном просмотре презентация отображается НЕ КОРРЕКТНО, при скачива...

Технологическая карта урока по русскому языку "Корень слова. Однокоренные слова" 2 класс УМК "Школа России"

Технологическая карта урока по русскому языку "Корень слова. Однокоренные слова" 2 класс УМК "Школа России"...