Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Корень слова"
план-конспект по русскому языку

Сердюкова Оксана Николаевна

Конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologicheskaja_karta_uroka-nachalnye_klassy.docx34.66 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

     

       ФИО учителя Сердюкова Оксана Николаевна

Класс 3

      УМК  под редакцией В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого. Москва «Просвещение» 2016 год

Предмет Русский язык

Тема « Корень слова»

Тип урока:  Урок открытия новых знаний

Место и роль урока в изучаемой теме первый урок

Цель: уточнить представления о признаках родственных слов; формировать умение выделять корень в словах; развивать орфографическую зоркость, мышление, внимание, воспитывать интерес к предмету.

Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

 Знают определение корня, умеют выделять его в слове; знают, что такое однокоренные слова, их признаки;
умеют находить однокоренные слова; находят слова с изученными орфограммами, видят сигналы орфограмм, выполняют орфографический разбор

Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; выполняют учебные действия в умственной и громкоречевой форме, планируют свои действия для решения задачи, учитывают правило в планировании способа решения.

Находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий, строят несложные рассуждения; осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям, находят необходимую информацию в учебной и справочной литературе.

Строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи; участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности; ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

Ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности; проявляют интерес к изучению русского языка

Ход урока

Название

этапа урока

                                                     

Задача, которая должна быть

решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные,

регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика

достижения планируемых результатов урока

1

Самоопределение к деятельности.

Организационный момент.

Создать доброжелательную атмосферу в классе, настроить учеников на продуктивную работу

Фронтальная.

Начинаем наш урок.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Приветствуют учителя, гостей. Настраиваются на работу.

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

- формирование  умения слушать и слышать.

Готовность

к уроку

2

 Мотивация.

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

Фронтальная. Групповая

Речевая разминка:

-Посмотрите на доску, постарайтесь собрать предложение:

здорово, сегодня, у, будет, нас, все.

(У нас сегодня все будет здорово!)

Обучающиеся составляют предложение.

Самостоятельно выполняют задание.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.

Регулятивные:

- выполнять задание в соответствии с поставленной целью

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной форме.

Проблемные вопросы

3

Актуализация

 знаний.

Закрепить полученные знания

Коллективная Словесный.

Практический

Какие части растения вы знаете? (Корень, ствол, ветви)

Отгадайте загадку:

Я у дуба, я у зуба,

Я у слов и у цветов.

Я упрятан в темноту,

Я не вверх, а вниз расту. (Корень)

-О каких значениях корня говорится в загадке? Какой вывод можно сделать?

Аргументируют свои ответы.

-Корень, ствол, ветви.

Ребята отвечают отгадку.

- Корень

Отвечают на вопросы учителя, делают выводы. Слово корень -многозначное

Коммуникативные:

-умение слушать и слышать друг друга;

- высказывать свои мысли.

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу.

Устные развернутые монологические
ответы

4

Выявление места и причины затруднения.

 Постановка проблемы

Групповая и

индивидуальная

Как вы думаете, почему мы на уроке русского языка говорим о корне? Обсудите в группах

Фиксируют, где возникло затруднение.

Регулятивные:

 - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Проблемные вопросы

5.

V. Построение проекта выхода из затруднения.

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

Коллективная, групповая.

-Назовите тему сегодняшнего урока.

Обозначим проблемные вопросы:

1.Что такое корень?

2.Роль корня в слове.

3.Как выделить в слове корень?

4.Однокоренные слова.

5.Признаки однокоренных слов.

-Какие цели мы поставим перед собой?

Выдвигают предположения о теме урока и целях.

- уметь ставить цель;

-удерживать её до  получения результатов;

-контролировать и оценивать уровень владения учебными действиями.

6.

Реализация построенного проекта.

Составление плана работы

Фронтальная.

Индивидуальная

Как мы должны построить свою работу?

Предлагают различные варианты:

-обратиться к учебнику,

-обсудить с учителем,

-самостоятельно разобраться в данном вопросе,

-выполнить различные упражнения.

Коммуникативные: уметь предлагать, рассуждать.

Личностные: проявлять уверенность.

Составление алгоритма работы

7.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Нахождение родственных слов

Фронтальная .

Парная

(На доске дерево) Много лет назад появилось слово «сад». Нашли его люди и думают, что же с ним делать. А слово говорит :«Посадите меня, я разрастусь в большое красивое дерево» ,. Люди так и сделали. Стало это слово расти. Давайте и мы с вами поможем дереву. – Выбирайте родственные слова

Как – то много лет назад

Посадили странный сад,

Не был сад фруктовым –

Был он только словом.

Это слово – слово корень –

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов

Вот из сада

Вам рассада

Вот ещё посадка рядом,

А вот садовод

С ним садовник идет.

Очень интересно гулять в саду словесном.

- Что общего в родственных словах? 

( корень )

Вывод: в корне заключается смысл слова.

- Запишите родственные слова в тетрадь.

Находят однокоренные слова, доказывают правильность суждений, делают вывод.

Записывают в тетрадь

Коммуникативные: уметь рассуждать, доказывать, делать выводы.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний;

- осуществлять анализ объектов.

Регулятивные:

- нацеливание на успешную работу.

- выполнять задание в соответствии с поставленной целью.

Взаимопроверка. Самооценка по шкале достижений.

8.

Самостоятельная работа с самопроверкой по

эталону.

Самостоятельно находить родственные слова и выделять в них корень

Фронтальная

- А теперь выполните   упражнение 133.

Самостоятельно выполняют задание нового типа и осуществляют самопроверку

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний;

Регулятивная:

-  планировать свои действия, самоконтроль

Личностные:

- воспитывать прилежание, ответственность.

Самопроверка по эталону.

Самооценка

9.

Физкультминутка

Коллективная

Обучающиеся выполняют физические упражнения.

10.

Включение в систему знаний и повторение.

Закрепление знаний о корне, умение выделять его в родственных словах

Фронтальная, индивидуальная.

Послушайте текст и отвечайте на вопросы. Кто же оказался чужаком среди своих?

Собрались у воды родственники. Подводник с водой беседуют. Водолаз с водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке играет. Водомерка с водорослями разыгралась. Даже сам Водяной пожаловал.  И все старуху воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, чужака приметила. Приказала ему прочь идти в свою семью. – Кто здесь чужак?

Упражнение 140.

-Назовите два признака однокоренных слов.(1.Иметь общую часть-корень. 2.Иметь общее лексическое значение.)

Отвечают на вопросы, находят однокоренные слова.

Называют признаки однокоренных слов.

Познавательные:

повторить и расширить сведения о корне и однокоренных словах.

Регулятивные:

- нацеливание на успешную работу.

- выполнять задание в соответствии с поставленной целью.

Коммуникативные:

- воспринимать текст,

 -находить нужную информацию, анализировать, рассуждать, доказывать.

Самооценка

11.

Итоги урока

Рефлексия.

Уточнение  представления о признаках родственных слов;

Умение находить родственные слова;

Умение выделять корень в словах

Фронтальная, индивидуальная

Корень мой находится в цене.

В очерке найди приставку мне.

Суффикс мой в тетрадке все встречали,

В дневнике я и в журнале. (оценка)

Сегодня мы говорили об однокоренных словах. Они как осень бывают разные – весёлые, грустные.

- Что такое корень?

- Роль корня в слове.

- Как выделить корень в слове?

- Какие слова называются однокоренными?

 -Кому было интересно и понятно на уроке. (встали)

-У кого есть сомнения?

-Кто ничего не понял? - Оцени свою работу на уроке.

Находят части слова, составляют получившееся слово «оценка».

Отвечают на вопросы

Познавательные: уметь применять полученные знания.

Личностные: понимать значимость своей деятельности, оценивать свою работу.

Коммуникативные: уметь высказывать свою точку зрения.

Контрольно-оценивающая деятельность

12.

Домашнее задание

Фронтальная

Задание по выбору:

1.Создать своё дерево семьи родственных слов

2.Сочинить сказку о корне

3.Составить кроссворд  или другое занимательное задание для одноклассников по теме

«Корень»

Слушают учителя,
делают записи

Запись домашнего задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме «Слово»

Урок русского языка по теме «Слово» является  авторской разработкой учителя начальных классов МБОУ Междуреченская СОШ В.В. Ворошиловой. В технологической карте урока четко просле...

Технологическая карта урока русского языка "Как переносить слова с одной строки на другую?",2 кл., "Школа России"

Урок русского языка "Как переносить слова с одной строки на другую?",2 кл., "Школа России",ФГОС...

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Слово и его значение".

Технологическая карта предназначена для учителя начальных классов, содержит предметные и метапредметные результаты. УМК "Планета знаний". 2 класс....

Технологическая карта урока русского языка Тема: "Сложные слова" (3 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление со сложными словами; формирование умений находить корень в сложных словах и образовывать сложные слова.Планируемые результаты: Познавательные:Знать:-  опре...