Технологическая карта урока русского языка по теме «Слово»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Ворошилова Валентина Владимировна

 

 Урок русского языка по теме «Слово» является  авторской разработкой учителя начальных классов МБОУ Междуреченская СОШ В.В. Ворошиловой. В технологической карте урока четко прослеживается интеграция технологии деятельностного метода и других технологий, методов и приемов: здоровьесберегающие, технологии уровневой дифференциации, активные методы обучения,  методические приемы формирования самоконтроля и самооценки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: Валентина Владимировна Ворошилова, учитель начальных классов

высшей квалификационной категории,МБОУ Междуреченская СОШ,

п.Междуреченский, Кондинский район,ХМАО-Югра

Тема урока: «Слово»

Класс: 2

Образовательная программа: общеобразовательная программа 

«Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой [3]

Предмет: русский язык

Учебник: Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся

общеобразовательныхучреждений: в 2 ч./под. ред С.В.Иванова. –

М.:Вентана-Граф, 2012г.

Раздел учебника: Как устроен наш язык [4]

Цели урока:

- создание условий для формирования умения представлять слово как единство звучания (написания) и значения;

- развитие умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать;

- развитие устной монологической и диалогической речи учащихся;

- воспитание чувства сотоварищества, дружбы, сплочённости через работу в парах и группах;

Задачи урока:

- через исследование различных сочетаний звуков(букв), подвести детей к выводу: слово – это единство звучания (написания) и значения;

- формировать орфографические навыки с опорой на языковой материал;

- развивать устную монологическую и диалогическую речь учащихся, умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать;

Цели учащихся:

Деятельностная цель: формирование у учащихся новых способов действий к восприятию и использованию новых знаний и умений при определении слова как единство звучания (написания) и лексического значения.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых филологических знаний о слове.

Тип урока: урок открытия нового знания(классификация уроков по целеполаганию)

Форма проведения: урок

Опорные понятия, термины:

Звуки, буквы, слово, лексическое значение слова, словарное слово, модель слова, орфограммы, «ошибкоопасные места» (неизученные орфограммы)

Средства обучения: 

  1. Набор фишек (желтая, зеленая);
  2. Модели слова;
  3. Учебник, тетрадь;
  4. Грецкие орехи;
  5.  Интерактивная доска, мультмедиапроектор, ноутбук;
  6. Карточки для самостоятельной работы

в парах и группах;

Формы контроля:

Коллективная, самоконтроль, взаимоконтроль в парах и в группах

Домашнее задание:

повторить правило о слове (стр.49);

задания по выбору: упр.3, стр.5, или упр.4, стр.52, или выписать из «Толкового словаря русского языка» С.И.Ожегова лексические значения трех слов на тему «Школа».

Формируемые УУД

Регулятивные:

 - умение планировать свою деятельность и работать по плану;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности;

- умение принимать и сохранять учебную задачу;

- умение ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;

-умение определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные:

- развитие умений сравнивать, анализировать, классифицировать;

-использование знаково-символических средств представления информации для создания модели слова, решения учебных и практических задач;

-постановка и решение проблем – самостоятельное создание способов решения проблем учебной задачи;

 Личностные:

- воспитание положительного отношения к процессу познания;

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

-умение договариваться с собеседниками;

- умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Ход урока русского языка в технологии деятельностного метода (Л.Г.Петерсон) - [1], [2]:

Содержание взаимодействия с учащимися

Методы
и приемы работы

Деятельность учащихся

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности - 2 мин.

Цель: создание мотивационного мобилизующего начала урока и через игровую ситуацию введение учеников в мир познания;

Ребята, предлагаю начать урок русского языка с игры «Импульс».

Я пожимаю руку своему соседу справа, он пожимает руку своему соседу справа и т.д., пока «Импульс» не вернется ко мне.

-Что вы почувствовали?

-Всем было понятно, что хотел пожелать товарищ? - Почему мы не поняли друг друга? (…не говорили слов).

-Как вы думаете, важно ли говорить слова?

- Запомните, это нам пригодится позже.

- Все готовы к работе. Садитесь, пожалуйста!

Ребята, на уроке нас ждёт много интересной работы. Итак, мы начинаем!

Психологический настрой на хорошую, дружную работу.

АМО «Импульс»

Встают в круг, берут друг друга за руки и в виде эстафеты пожимают руку товарищу справа один раз.

Слушают учителя и

других детей.

-Тепло рук, доброе отношение.

- Было непонятно, потому что мы не говорили.

- Важно, чтобы понять другого человека.

-Нужно внимательно слушать другого человека.

2. Актуализация знаний, пробное учебное действие (коллективное) фиксация затруднений в пробном действии. - 3 мин

Цель: организация коммуникативного взаимодействия, направленного на приобретение недостающих знаний и умений по определению слова и не слова(набора букв); создание условий для развития аналитического мышления, речи, внимания, актуализации опорных знаний; для организации пробных действий и фиксации затруднений;

- Прочитайте. Что это? (Звуки).

-Что вы представили, когда произнесли эти звуки?

На слайде: [а] [р’ ] [ э] [ х ]

-Выскажите предположения.

-Как орех связан с уроком русского языка? (Предмет, плод со скорлупой и ядром, слово, словарное слово).

-Проверим наши предположения в течение урока.

-Предлагаю поработать в группах.

Рубрика «Давай подумаем». Работа в группах.

Ребята составляли слова, используя звуки [т р с о ]. Аня составила слово «торс», Миша – «трос», а Петя – «стор». Кто из ребят прав? Кто неправ? Почему?

-Возьмите розовую карточку с заданием и обсудите в группах.

- Попробуйте составить слова, используя буквы. (Сорт, остро, рост).

-Из чего состоят слова? (…из звуков и букв).

- Связаны ли составленные слова с орехом? (Культурные сорта ореха. Рост ореха). Хорошо, но это ещё не все предположения. Продолжим работу.

-Какие трудности вы испытали? (Трудно определить слова или не слова).

Приём «Антиципация».

 Работа с грецким орехом. АМО

«Кластер»

Исследование

высказываний.

Решение учебной задачи с проговариванием алгоритма.

АМО «Ульи».

Исследование звуковой записи и соотнесение с буквенной

записью слов.

Исследуют запись, рассуждают, делают выводы.

Дети рассматривают грецкие орехи на партах. Высказывают предположения.

Вспоминают, что звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и читаем.

Выполняют задания, следуя алгоритму.

Высказывают предположения.

Работают в группах по карточке №1

Составляют слова из предложенных букв.

(Рост, сорт).

Проверяют по эталону на слайде.

Делают вывод: слова состоят из звуков или букв.

3. Выявление места и причины затруднения. – 2 мин

Цель: создание мотивационной ситуации для формулирования темы и цели урока, определение содержательных рамок урока;

-Можно ли сказать, кто из ребят прав? Почему?

-Какое возникло затруднение?

-Можем ли мы назвать словом все сочетания звуков, предложенные ребятами?

-У всех разные мнения. Почему так получилось? (Мы не знаем, что такое слово; как отличить слово от набора звуков или букв).

Подводящий диалог

Высказывают и объясняют свою точку зрения. Проводят рефлексию выполненной работы.

4. Построение проекта выхода из затруднения. Формулирование темы и цели урока – 3 минуты

Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор средств её реализации;

 -Как будем преодолевать затруднение в различении слова и не слова?

- Сформулируйте тему и цель урока.

-Главная орфографическая задача: правописание слов с безударной гласной и парными согласными.

-Чтобы мы смогли открыть «Тайну языка» (новое правило), предлагаю работать по плану.

План на доске:

1.Прочитать задание в упражнении.

2.Объяснить, как вы узнаёте, что это слово.

3.Записать слово.

4.Прочитать выписанные слова.

5.Сделать вывод («открытие» нового правила).

6.Проверить вывод по ключу.

Целепола

гание, планирова

ние способов действий

Формулируют тему, цель урока.

Работают по плану.

5. Реализация построенного проекта выхода из затруднения – 14 минут + 2 минуты (валеологическая пауза)

Цель: построение и фиксация нового знания о способах распознавания слова через учебное исследование

1.Учебное исследование с целью поиска слов.

-Предлагаю для организации наблюдения над словами и не словами исследовать задание в учебнике [4]

к упражнению 1 на странице 49 

по плану и сделать вывод.

-Почему нельзя назвать словами то, что не выписано?

2.Работа над правилом.

- Сверим наше открытие с правилом в учебнике на странице 49.

-Что вы можете сказать о нашем выводе?

-Ответили ли мы на главный вопрос урока? (Да, ответили. Мы выяснили, как различить слово и не слово).

-Какие слова связаны со словом орех?

Валеологическая пауза. 2 минуты. 

3.Практическая работа в парах по конструированию модели слова.

-Ребята, предлагаю провести мини-исследование плода ореха и слова орех, чтобы узнать, что у них общее.

- Постройте модель слова. Как вы считаете, какая модель лучше подходит для определения слова?

- Проверим работу в парах.

Эту модель мы можем использовать для определения слов и не слов.

- Все ли предположения мы проверили? (Нет.) Тогда продолжим работу.

4. Работа над пословицей.

На слайде:

Пустые [ с л а в а ], что орех без ядра.

-Прочитайте пословицу. Как вы понимаете её смысл? (Пустые слова не имеют значения так же, как и орех без ядра ничего не значит.)

- Пустые слова – это слова, которые человек произносит безответственно, часто не понимает их смысла.

-Объясните написание орфограмм и «ошибкоопасных мест».

 Пустые слова, что орех без ядра.

- Запишите пословицу в тетрадь.

Фронтальная работа с целью исследования. Вывод, сличение с эталоном в учебнике, рефлексия, контроль.

Игровое упражнение

«У оленя дом большой».

Прием «Плюс/минус»

Рефлексия выполненного

(согласен/не согласен- +/-

Работа

с пословицей.

Записывают слова в тетрадь.

Делают вывод: не все наборы букв являются словами, так как у них нет значения (смысл их непонятен).

Открывают «Тайны языка».

Выясняют, что сделали правильный вывод:

слово состоит из звуков в определённом порядке; имеет значение, понятное для всех.

Выполняют упражнение для релаксации

Исследуют по плану, указанному в карточке №2. Делают вывод: у плода ореха есть скорлупа, у слова – звуковая оболочка. У плода ореха имеется ядро, у слова – значение.

Предлагают построить модель слова, похожую

по форме на грецкий орех.

Ученики строят модель слова в парах. 2 ученика работают за доской:

Рис.1. Модель слова.

Строят высказывания в устной форме, объясняя смысл пословицы.

Объясняют написание орфограмм и «ошибкоопасных мест».

Записывают самостоятельно, читая со слайда.

6.Первичное закрепление знаний с проговариванием во внешней речи. Минутка шутки – 2 минуты

Цель: умение применять новое знание по теме урока; здоровьесбережение, снятие стрессообразующих факторов

-Послушайте отрывок из сказки Г.Остера «Зарядка для хвоста».

Найдите ответ на вопрос: «Почему удав не понял мартышку?»

Наблюдение с целью формулирования вывода о словах и не словах.

Делают вывод:

Удав не понял мартышку, потому что она использовала не слова, а наборы звуков, которые не имеют никакого значения.

(Показывают модель слова).

7. Самостоятельная работав парах с проверкой по эталону – 4 минуты

Цель: осуществление проверки на основе сопоставления с образцом умения применять знания по теме урока, организация рефлексии усвоения данной темы по результатам выполнения самостоятельной работы[6]

- Ребята, найдите, пожалуйста, карточку №3. 

-Предлагаю вам поработать в парах.

1. Самостоятельная работа в парах.

-Выписать 3 имени сказочных героев по выбору и объяснить, что они означают. Можно использовать модель слова, а в случае затруднения карточку-подсказку с толкованием слов.

2. Проверка самостоятельной работы в парах по эталону на интерактивной доске.

- Ребята, какое правило вы использовали?

- Проверьте свою работу по ключу на слайдах.

-Как вы думаете, какой из перечисленных сказочных героев любил есть орехи? (Пончик ел кондитерские изделия, в которые добавляют орехи).

 Самостоятельная работа в парах,

 работа с интерактивной доской - проверка выполненно

го.

Прием «Плюс/минус»

Рефлексия выполненно

го(согласен/

не согласен

 Работают самостоятельно по алгоритму.

Сверяют выполненное с ключом на интерактивной доске. (2 ученика демонстрируют на интерактивной доске свой эталон выполнения работы в паре)

Проверяют предположения о связи ореха с уроком.

8. Включение в систему знаний и повторение – 5 минут.

Цель: создание условий для включения в систему знаний, повторения и закрепления изученного

-Предлагаю потренироваться в определении слов, выполняя задание в группах.

1.Творческая работа в группах.

1 группа. Прочитайте текст (приложение 2).

Передайте его содержание с помощью жестов.

2 группа. Прочитайте текст, перескажите его.

3 группа. Прочитайте текст, передайте его содержание с помощью картинок.

2.Проверка творческой работы в группах.

-Ребята, послушайте одноклассников, попытайтесь понять содержание текста.

-Послушайте текст, ответьте на вопрос: «Когда текст понятен для слушателей – когда он изложен жестами, картинками или словами?»

-Какой вывод можно сделать?

-Что могли запасти на зиму белка и мышка? (…орехи). Чем являются для них орехи? (…пищей).

-Все ли предположения мы проверили?

Дифференциро

ванная

самостоятельная работа в группах творческо

го характера.

АМО «Ульи»

Работают самостоятельно, представляют продукт своей творческой работы.

Проводят рефлексию

-Не понятно содержание текста, изложенного с помощью жестов.

-…более понятно – с помощью картинок.

Делают вывод: содержание текста понятно, если его излагают словами.

Проверяют предположения о связи ореха с уроком русского языка.

Строят высказывания.

9.Аналитический этап урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке – 3 минуты.

Цель: рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований урока; развитие адекватной самооценки учащихся при достижении цели урока, воспитание добра и положительных эмоций в ситуации успеха

- Из чего состоят слова?

- Когда звуки начинают что-то значить?

- Кто управляет порядком звуков?

- Что такое слово?

-Как орех связан с нашим уроком?

-Вспомните, какое задание получили ребята в начале урока? Что вы сейчас можете сказать, кто был неправ?

-Оцените свою работу, выбрав нужное высказывание и цветную фишку.

На слайде:

Зеленая – Я всё понял, могу объяснить другим.

Жёлтая – Я всё понял, но у меня есть вопросы.

-Вы, большие молодцы! Работали дружно, помогая товарищам.

-Предлагаю выполнить домашнее задание по выбору.

Спасибо за урок! Используйте в речи красивые слова, значение которых понятно всем.

 Рефлексия, контроль

 Выясняют уровень усвоения новых способов действий.

- Неправ Петя, он придумал не слова, а набор букв, потому что значение непонятно («стор»).

Получают позитивный настрой от урока.

Выбирают домашнее задание:

Зеленая – Выписать из «Толкового словаря» значения 3 слов на тему «Школа».

Жёлтая – Задания по выбору: упражнение 3, страница 51 или упражнение 4, страница 52, страница 49, правило.

Литература.

1.Гайнуллина Э.Б. Технология деятельностного метода. Научно-методический журнал «Образование Югории». – Ханты-Мансийск - выпуск №1, 2013 - стр.32

2.Реализация деятельностного метода обучения на уроках по разным предметам (ДОУ – щкола – педагогический колледж)/ Под. ред. Л.Г.Петерсон. – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2010 - стр. 125

3.Русский язык: 2 класс: комментарии к урокам/С.В.Иванов, М.И.Кузнецова. – М.: Вентана-Граф, 2013 – стр. 110

4. Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./под. ред С.В.Иванова. – М.:Вентана-Граф, 2012 - стр. 115

5.Цукерман Г.А. Оценка и самооценка в обучении, построенном на теории учебной деятельности//Начальная школа: плюс-минус. – №1, 2001 -  стр.23-26.

6.Виноградова Н.Ф. Контроль и оценка в начальной школе// Начальная школа №15, 2006  - стр. 150


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Слово и его значение".

Технологическая карта предназначена для учителя начальных классов, содержит предметные и метапредметные результаты. УМК "Планета знаний". 2 класс....

Технологическая карта урока русского языка на тему; "Слова-синонимы".2 класс

Технологическая карта урока русского языка на тему: "Слова-синонимы". 2 класс. УМК "Начальная школа 21 века"...

Технологическая карта урока русского языка на тему "Слово и его значение"

Урок русского языка по программе "Перспектива" ,для 1 класса....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Слова в предложении" 2 класс

Данный карта может быть использована на уроке русского языка для разграничения понятий "члены предложения" и "части речи", в рамках любого УМК во 2ом классе....

Технологическая карта урока "Русский язык" на тему "Слово и его значение" (УМК "Школа России", 2 класс)

Тип урока: урок рефлексииЦель урока: закрепление знаний о словах и из значениях, их отличительных признаках.Задачи урокаДидактические:Закрепить знания о словах , какие у них значенияПовторить словарны...