Технологическая карта урока русского языка на тему; "Слова-синонимы".2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Технологическая карта урока русского языка на тему: "Слова-синонимы". 2 класс. УМК "Начальная школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_russkiy_yazyk_2_klass_slova-sinonimy.docx38.03 КБ
Файл prilozhenie.docx21.83 КБ
Office presentation icon slova-sinonimy.ppt615 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Мценска «Средняя общеобразовательная школа №8»

Технологическая карта

Урока русский язык

2 класс «А»

Тема:

«Слова-синонимы»

УМК «Начальная школа 21 века»

Учитель: Никанорова Светлана Николаевна

Мценск – 2019

Цели занятия:

* создать условий для ознакомления с понятием «синонимы»;  

* развивать умения находить сходство и различие слов-синонимов

* учить  правильно употреблять слова-синонимы в речи.

*развивать кругозор, речь, мышление;

*воспитывать взаимоуважение и взаимопомощь.

Задачи

Образовательные:

  • логически вывести определение «синоним», дать понятие слова «синоним» на основе знаний детей, наблюдений за сходством и различием слов;
  • учить находить синонимы по эталону;
  • ознакомить со словарными словами: ребята, одежда, мороз.
    Развивающие:
  • развивать мыслительные операции, внимание;
  • развивать, творческие способности, речь.

    Воспитательные:

  • формировать познавательный интерес к изучению языка;
  • формировать чувства товарищества, взаимопомощи, культуру общения.
  • Предметные:
  •   Владеют понятием «синонимы»; находят сходства и различия слов-синонимов
  •   Метапредметные:
  •   уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с        задачами и условиями коммуникации и материалом урока;
  •   Личностные:
  •   способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца.

Основные термины:

Слова-синонимы

Информационно-образовательная среда:

Ресурсы:  экран, проектор, компьютер учителя.

Межпредметные связи: информатика, литературное чтение, русский язык, музыка, изобразительное искусство

Планируемые результаты:

УУД Личностные: самоопределение – осознают ценностное отношение к природному миру; смыслообразование – осуществляют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы. 
Регулятивные: осуществление учебных действий – выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности. 
Коммуникативные: взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы; управление коммуникацией – адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. 
Познавательные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу в познавательную; предметные – наблюдать явления наступившей осени, обобщать представления о наиболее характерных признаках, по которым мы узнаем о наступлении глубокой осени; логические – сопоставлять, выделять и обобщать характерные признаки, явления. 

Оборудование у учителя: презентация «Ноябрь – зиме родной брат», музыка П. И. Чайковского «Осень. Ноябрь»; карточки со словами «сентябрь», «октябрь», «ноябрь», «осень», вопросительные знаки для плана (6 штук: 1 – красный, 5 – синих)

Оборудование у детей:  учебник, тетрадь, «веер» с цифрами, индивидуальные карточки «Ноябрь», цветные карандаши, ручка, сигнал обратной связи «Светофор»,



Этапы урока

Формы и приемы организации учебной деятельности учителем

Деятельность учащихся

  1. Мотивационно - оценочный этап

1.Создание мотивационной основы деятельности учеников

- В стране родного языка

   Не всё известно вам пока.

   Работать мы сейчас начнём

   И сами до всего дойдём.

- Я хочу вам пожелать получить новые знания, вспомнить и применить всё, что вы уже знаете и умеете.

-Откройте тетрадь «Учусь писать без ошибок» на с.68 №80. Это дополнительное задание для тех, кто правильно и быстро будет выполнять задания на уроке.

2.Проверка домашней работы

- Перед вами текст из домашней работы. Прочитайте его. Чего в нём не хватает?

Слайд: Как-то мы нашли в лесу зайчонка. Зайчик был совсем маленький и не мог сам есть. Мы подложили его нашей кошке. Она выкормила зайчонка своим молоком. Звери очень подружились. Кошка даже научила зайчонка драться с собаками.

-Чего не хватает в тексте?

- Как вы озаглавили текст? Почему?

- Почему у вас разные заголовки?

- Что объединяет ваши разные заголовки данного текста?

- А как вы думаете, есть в русском языке разные по написанию слова, но  с одним значением?

3. Словарная работа 

Организует проведение словарной работы, ведёт побуждающий подводящий диалог.

- На вашей парте лежат фишки. На каждой фишке обозначен звук. Соберите словарное слово, используя все звуки.

синий:[ малач,ко]

зелёный:  [облач,ный, ]     

желтый: [замароз, ит]

белый:  [р,иб,ата]

Проверка

- Прочитайте получившиеся слова.

- Разделите слова на группы.

- На какие группы разделили слова?

-Запишите слова по памяти в три столбика.

- Из записанных слов выберите слово, которое подходит к данной схеме:                            ребята

- Придумайте с этим словом предложение. Самое интересное предложение запишем.

- Можно ли записанные предложения назвать текстом? Почему?

- Прочитайте запись на экране.

С самого утра во дворе слышны весёлые крики ребят. Ребята строят ледяную горку. Ребята сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет ребятам кататься с горки.

 - Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему?

- Нравится ли вам этот текст? Почему?

- Мне этот текст не нравится. Данный текст однообразный и не вызвал у меня интереса. Кто догадается, почему?

- Можно ли украсить данный текс, сделать его более интересным? Как?

- Правильно нам нужны слова. А вот какие, вы узнаете сегодня на уроке.

Учащиеся слушают и осмысливают текст.

Ученики читают текст про себя.

Ученики отвечают на вопросы.

На партах лежат квадратные фишки (фишки 5 цветов), на которых затранскрибировано словарное слово. Из этих звуков дети, работая в парах, составляют слово.

Ученики читают, учитель на доске выставляет карточки с готовыми словами.

Дети работаю парами и делят слова на три группы: существительные, прилагательные, глаголы.

Устные ответы детей. Учитель размещает слова по группам.

Дети записывают слова по памяти.

Учитель открывает доску, ученики сверяют свою запись.

Учитель размещает на доске схему.

Ученики называют слово (ребята).

Ученик называют предложения. Учитель выбирает интересные предложения и объясняет свой ответ.

Ученик записывают предложения.

Ученик  отвечают.

Ученики читают про себя.

Ученик высказывают свои мнения.

  1. Поисковый этап

Учитель размещает на доске тему урока.

Слова-синонимы

- Какое слово в теме урока вам не понятно?

- Поставьте себе цель на уроке? (Узнать какие слова называют синонимами?)

Какие слова называются синонимами?

- А что бы вы ещё хотели узнать про слова-синонимы?

Зачем нужны синонимы?

- Я вам предлагаю найти ответ ещё на один вопрос:

Чем отличаются слова синонимы?

-  Вы найдёте ответы на эти вопросы и сможете помочь Наташе и Вите. Для этого вы должны внимательно слушать, хорошо думать, активно отвечать и правильно выполнять задания.

На экране слайд:  Рисунки Маши и Вити, слова «слушай, думай, отвечай, выполняй задания»

Физ. минутка

Ученики отвечают.

3.Практический этап

  1. Знакомство с синонимами. Групповая дифференцированная работа.

- Знакомиться с понятием «синонимы» вы будите самостоятельно, работая в группах. Помните о правилах работы в группе.

1 группа Зелёные (умники) Заменить в предложенном ранее тексте повторяющиеся слова на слова синонимы. И делают вывод, что такое синонимы? Заполняют карточку с прописками слов «Синонимы – это слова …. по значению и отвечающие на ………. вопрос»

  С самого утра во дворе слышны весёлые крики малышей. Ребята строят ледяную горку. Дети сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет детворе кататься с горки.

Учитель оказывает помощь ученикам, если они просят:

  1. Предлагает словарь синонимов.
  2. Даёт карточку со словами, среди которых ученик должны выбрать синонимы.
  3. Дают карточку, где дети выбирают слова и подставляют в вывод.

2 группа Синие (думающие)  Ищут значение слова «синонимы» в словаре С. Ожегова

Учитель оказывает помощь ученикам, если они просят:

  1. Учитель говорит, как найти слово в словаре.
  2. Учитель называет страницу в словаре.

3 группа Жёлтые (искатели)  Работает с определением и рубрикой «Из истории языка» в учебнике стр.43

4 группа Белые (читатели) Работают с правилом в учебнике на с. 43.

Проверка

1 группа

- К какому выводу пришли?

- Назовите главные слова, которые помогут понять, что такое синоним? (близкое по значению, один и тот же вопрос)

2 группа

- Какую информацию вы нашли в словаре? Прочитайте.

- Назовите главное слово, которое поможет понять, что такое синоним? (близкое по значению, один и тот же вопрос)

3 группа

- Какую информацию нашли в справочном материале учебника? Прочитайте.

- Назовите главное слово, которое поможет понять, что такое синоним? (одноиммённый)

- Замените слово одноимённый синонимичным выражением. (близкое по значению)

Учитель размещает на доске карточку «близкие по значению».

4 группа

- Что вы узнали из правила, прочитайте.

- На какой вопрос отвечают синонимы? (на один и тот же вопрос)

- Назовите главное слово, которое поможет понять, что такое синоним? (близкое по значению, один и тот же вопрос)

Учитель размещает на доске карточку «отвечают на один и тот же вопрос».

- Какие слова называются синонимами?

  1. Знакомство с назначением синонимов.

1 группа

- Прочитайте исправленный текст.

- Как вы считаете, текст стал интереснее? Почему?

- Зачем нам нужно в речи пользоваться синонимами?

  1. Знакомство со смысловыми оттенками синонимов. Самостоятельная работа.

Учебник с. 43-44 упр.1

- Прочитайте задание упр.1.

- Составьте план вашей работы?

Слайд

1. Рассмотреть рисунки.

2. Подобрать к рисункам словам.

3.Составить предложения к рисункам, используя данные слова.

Самостоятельная работа.

Проверка. Фронтальная работа.

- Как можно назвать эти слова? Почему?

-Что объединяет эти слова?

- Чем они различаются? Если вам трудно выразить мысль, прочитайте материал рубрики «Обрати внимание».

 

На доске: различаются оттенками значений

Физминутка

 

Ученик разбиваются на группы в соответствии с цветами карточек со словами из словарной работы.

Ученик работаю самостоятельно. При затруднении обращаются за консультацией к учителю.

Ученики ищут информацию в Толковом словаре С. Ожегова.

При затруднении обращаются за консультацией к учителю.

Ученик читают информацию в  рубрике «Тайны языка», «Из истории языка» в учебнике стр.43

Ученик читают правило в учебнике стр.43

Отвечает один ученик из группы.

Остальные ученики класса слушают и оценивают ответ, показывая, сигналы обратной связи «Светофор».

Отвечает один ученик из класса. Остальные оценивают ответ.

Один ученик из группы читает информацию из словаря.

Отвечает ученик из класса. Остальные оценивают ответ.

Один ученик из группы читает.

Отвечает ученик из класса. Остальные оценивают ответ.

Отвечает ученик из класса. Остальные оценивают ответ.

Один ученик из группы читает.

Отвечает ученик из класса. Остальные оценивают ответ.

Ученики занимают свои места за партами.

Отвечает ученик из класса. Остальные оценивают ответ.

Один ученик из группы читает.

Ученик высказываю своё мнение.

-  Синонимы делают речь точной и яркой.

Ученики читают про себя задания.

Ученики рассказывают порядок своей работы над упражнением.

Ученики работают самостоятельно.

Ученики отвечают.

  1. Рефлексивно – оценочный этап

- Назовите цели нашего урока. И дайте ответы на вопросы.

Какие слова называются синонимами?

Зачем нужны синонимы?

Чем отличаются слова синонимы?

- Молодцы! Вы нашли ответы на все вопросы и достигли цели.

- Я уверена, что вы поможете Наташе и Мише  выполнить задание 4 в учебнике на с. 45-46.

Работа парами или индивидуальная работа (по выбору детей).

- Кто из детей прав? Почему?

- Молодцы!

- Оцените сою работу. Выберите смайлик, который передаст ваши успехи на уроке.

- Кому было всё понятно на уроке?

-У кого остались вопросы?

- Кому не понятен новый материал?

- Вы работали очень хорошо. Подберите синонимы к  этому слову.

-Спасибо за работу!

Ученики называют цели урока и отвечают на вопросы.

Ученики дают ответы и обосновывают их.

 

Дети работают парами или индивидуально.

Дети отвечают на вопросы

Дети оценивают свою работу на уроке.

- Чудесно, прекрасно, замечательно, восхитительно, превосходно, здорово, отлично.

Дети встают.



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Прочитайте текст. Найдите повторяющееся слово. Замените это слово на слова близкие к нему по значению. Задайте к этим словам вопросы. Если затрудняетесь, попросите помощи у учителя.

С самого утра во дворе слышны весёлые крики ребят. Ребята строят

 ледяную горку. Ребята сделали из снега холмик и заливают его водой.

Весело будет ребятам кататься с горки.

Сделайте вывод. Заполните пропуски.

Синонимы – это слова …………………… по значению и отвечающие на …………………………………………………………… вопрос.

Прочитайте текст. Найдите повторяющееся слово. Замените это слово на слова близкие к нему по значению. Задайте к этим словам вопросы. Если затрудняетесь, попросите помощи у учителя.

С самого утра во дворе слышны весёлые крики ребят. Ребята строят

 ледяную горку. Ребята сделали из снега холмик и заливают его водой.

Весело будет ребятам кататься с горки.

Сделайте вывод. Заполните пропуски.

Синонимы – это слова …………………… по значению и отвечающие на …………………………………………………………… вопрос.

Приложение 2

малыши, детский, дети, детвора, игроки

близкие,  один и тот же

Приложение 3

Найдите в словаре значение слова «синонимы». Если затрудняетесь, попросите помощи у учителя.

Прочитайте. Сделайте вывод. Заполните пропуски.

Синонимы – это слова …………………… по значению и отвечающие на …………………………………………………………… вопрос.

Приложение 4

Прочитайте информацию рубрики «Из истории языка» в учебнике на стр. 43. Если затрудняетесь, попросите помощи у учителя.

Сделайте вывод. Заполните пропуски.

Синонимы – это слова …………………… по значению и отвечающие на …………………………………………………………… вопрос.

Приложение 5

Прочитайте информацию рубрики «Тайны языка» в учебнике на стр. 43. Если затрудняетесь, попросите помощи у учителя.

Сделайте вывод. Заполните пропуски.

Синонимы – это слова …………………… по значению и отвечающие на …………………………………………………………… вопрос.


близкие по значению

***  

один и тот же вопрос


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кошкин воспитанник Как-то мы нашли в лесу зайчонка. Зайчик был совсем маленький и не мог сам есть. Мы подложили его нашей кошке. Она выкормила зайчонка своим молоком. Звери очень подружились. Кошка даже научила зайчонка драться с собаками. Теперь все собаки боятся нашей кошки и её воспитанника-зайчонка.

Слайд 2

[облач ’ ный ’ ] [ малач ’ ко] [замароз ’ ит] [р ’ иб ’ ата]

Слайд 3

С самого утра во дворе слышны весёлые крики ребят. Ребята строят ледяную горку. Ребята сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет ребятам кататься с горки.

Слайд 4

С самого утра во дворе слышны весёлые крики ребят . Ребята строят ледяную горку. Ребята сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет ребятам кататься с горки.

Слайд 5

Слушай! Думай! Отвечай! Выполняй задания!

Слайд 6

Памятка «Правила работы в группе» Слушай, что говорят другие. Делай выводы об услышанном, задавай вопросы. Говори спокойно ясно, только по делу. Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки. Помогай товарищам, если они об этом просят. Точно выполняй возложенную на тебя роль.

Слайд 7

Учебник с. 43-44 упражнение 1 План работы. Рассмотреть рисунки. Подобрать к рисункам словам. Составить предложения к рисункам, используя данные в упражнении слова.

Слайд 8

Учебник с. 46 рубрика «Давай подумаем»

Слайд 9

Оцени свою работу сам! Заполни «Лист самооценки»

Слайд 10

Оцени себя сам! Всё понятно! Есть вопросы! Я не понимаю!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме "Сложные слова" 3 класс.

Урок  рефлексии позволяет закрепить полученные ранее знания и умения, продолжать знакомить с образ...

Технологическая карта урока русского языка «Путешествие в страну фразеологизмов» (2 класс)

Технологическая карта урока русского языка «Путешествие в страну фразеологизмов»(2 класс)...

технологическая карта урока Русского языка "Устная и письменная речь" 1 класс

технологическая карта урока Русского языка "Устная и письменная речь" 1 класс...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Однокоренные слова", 4 класс

Данная разратботка урока русского языка с элементами обучающих и логических структур сингапурского метода обучения. Применение этих структур даёт большие возможности для организации эффективной учебно...

Методическая разработка технологической карты урока русского языка по теме: Однокоренные слова 3 класс

Технологическая карта урока включает в себяподробное  описание содержания деятельности учителя и обучающегося. Содержит дополнительный материал к уроку.Также на уроке используется прентация к ска...

Технологическая карта урока русского языка «Роль прилагательных в тексте» 3 класс

Предмет: русский языкКласс: 3-аТема урока: «Роль прилагательных в тексте»Цель урока: дать представление о тексте – описание; развивать умение употреблять имена прилагательные в речи.Планируемые резуль...

Технологическая карта урока русского языка «Изменение глаголов по числам» 3 класс

Предмет: русский языкКласс: 3-аТема урока: «Изменение глаголов по числам»Цель урока: осознать особенности изменения числа глагола в сочетании с существительным. Планируемые результаты:·...