Технологическая карта урока русского языка по теме: "Признаки однокоренных слов" 2 класс Занков Л.В.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Федосеева Олеся Викторовна

технологическая карта урока "Признаки однокоренных слов" 2 класс Занков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл технологическая карта урока54.01 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка во 2 «Б» классе   (программа Л. В. Занкова)

Урок разработан учителем начальных классов МОУ  СОШ №2

 г. Буя Костромской области

Федосеевой Олесей Викторовной

Тема: Признаки однокоренных слов.

Цель: познакомить детей с двумя признаками однокоренных слов;

Задачи:1) образовательная: познакомить с признаками однокоренных слов.

         

              2) Развивающая: развивать  умение находить и выделять корень в словах, развивать мышление, речь, умения рассуждать, анализировать, делать выводы.

              3) воспитательная: воспитывать интерес к предмету, уважение к родному языку, аккуратность, коммуникативные качества личности.

 

Тип урока: урок открытия новых знаний

Технология:системно-деятельностный метод

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах, в парах.

Оборудование: учебник «Русский язык» А. В. Полякова, карточки с заданием для работы в парах, в четвёрках, проектор, документ-камера, ноутбук.

Ресурсы: учебник «Русский язык» 2 класс, автор Полякова А.В. , 2 – часть , 2013 г.

Планируемый результат обучения:

  • Развитие универсальных учебных действий (УУД).
  • Осознанное применение обучающимися полученных знаний.

Познавательные УУД:

  • Умение строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
  • Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные УУД:

  • умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания;
  • прогнозирование – предвосхищение результата;
  • развитие самостоятельной поисковой деятельности и творческих возможностей;
  • осуществление пошагового продвижения от наблюдений к обобщению;
  • умение анализировать и исправлять ошибки;
  • осуществление контроля по результату.

Коммуникативные УУД:

  • сотрудничество с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия;
  • формирование собственного мнения;
  • использование речи для регуляции своего действия;
  • умение аргументировать свою позицию, свой ответ;
  • владение монологической и диалогической формами речи.

Личностные УУД:

  • проявлять интерес к изучению темы;
  • способность к самооценке;
  • наличие учебно-познавательной мотивации;

                                                                   Ход  урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

УУД

1.Самоопределение к  деятельности

     

Прозвенел и смолк звонок,

Начинаем наш урок,

Мы за парты дружно сели,

Друг на друга посмотрели,

Пожелай успех глазами

И вперед, вперед за знаниями.

            - Ребята, давайте мы улыбнемся друг другу, я рада  видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!

- Открыли тетради, записываем число, классная работа.

 -  Каким вы хотели видеть урок?

- От кого это зависит?

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.

Записывают число, классная работа.

Весёлым, познавательным, интересным.

От учителя и учащихся, от их взаимоотношения.

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое.

Коммуникативные:

- формирование  умения слушать и слышать.

2.Актуализация знаний. Создание  проблемной ситуации.

   

 - Прочитайте пословицу: Корень учения горек, а плод сладок.    Слайд 2

- Как вы её понимаете?

- Почему я её выбрала девизом нашего урока?

- Какое значение имеет слово - корень, вспомните?

Слайд 3

-Как называют слова, которые имеют несколько значений? многозначные

- Ребята, а с каким значением  корня мы будем работать  на уроках русского языка ?

Послушайте одну историю:

- Однажды сказочник пригласил к себе на работу  слова:  соль,  гору  и пятно. Слова должны были прийти не одни, а  с  родственниками.  И  вот  кого привели с собой слова: Слайд 4,5,6

Соль                   Гора                     Пятно                

солист                горняк                  пятнистый           

солонка              горе                      пять                

Сказочник увидел некоторых родственников и отправил их домой.

 - Кого отправил  Сказочник и почему?

- Почему?

- Но они же имеют уже один признак -  общую часть? Разве этого мало?

Корень учения горек, а плод сладок.

- учиться тяжело, зато много пользы получишь.

 - На уроке вчера мы говорили о корне.

  • подземная часть растения;
  • часть волоса, зуба, ногтя;
  • часть слова;
  • начало, источник чего-либо. 

(Корень – часть слова)

- Сказочник отправил домой слова солист,  горе, пять, т.к. эти слова не являются родственными.

Слова имеют общую часть, но не близки по смыслу.

…Да

Регулятивные:

 - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

3.Формулирование темы и цели урока.

 -  Какова тема урока? (на доске и в тетради пишем)

Слайд 7

   - Какую цель поставим перед собой  на уроке?

- Что мы знаем , а что не знаем? Слайд 8

 

Признаки однокоренных слов.

-Узнать, какие признаки у однокоренных слов.

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

4.Открытие нового знания.

Для выполнения следующего задания предлагаю объединиться в группы – по 4 человека.

В каждой строчке найдите и вычеркните лишнее слово, выделите корень в однокоренных словах.

- Докажите, что они однокоренные. Какого признака не хватает “лишнему” слову?

- Итак, по каким признакам мы узнаем однокоренные слова?

- Сколько признаков?

- Давайте посмотрим, как пишется корень в однокоренных словах.

Проверка (через документ-камеру.)

Карточка
В каждой строчке найди и вычеркни лишнее слово, выдели корень в однокоренных словах.

  1. нос, носильщик, носик, носатый;
  2. поле, полочка, полевой, полюшко;
  3. соринка, насорил, сорвал, сорняк;
  4. чайка, чай, чайный, чайник.

Ученики читают, доказывают свой выбор.

(они близкие по значению и у них общая часть )

 2

(Одинаково).

Регулятивные:

 - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

- знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

5.Первичное закрепление.

 

Как можно проверить открытые ваши знания?

Открываем учебник на странице 54, читаем вывод.

- Сравните свои выводы с данными в учебнике?

- Какие признаки у  однокоренных слов? Слайд 9

В учебнике на странице 54, читаем задание к упражнению  №109                                  

На доске:             Муравейник

                            муравьиный

                             муравья                   Слайд 10

Сравните слова по смыслу: одинаковые или разные?

                           

Если слова одинаковые по смыслу, то они могут быть кем?

А что у этих слов общего?

Как её выделим?

Как пишется корень в однокоренных словах?

Значит, как можно назвать ещё по - другому эти слова?

 - Какие признаки имеют однокоренные (родственные) слова?

В учебнике  русского языка

Наше открытие совпало с учебником.

(они близкие по значению и у них общая часть )

Коллективное выполнение

(1 ученик у доски)

Одинаковые.

Родственниками

Общая часть – корень

Дугой.

Одинаково

Однокоренными.

1)сходны по смыслу;

2)имеют общую часть – корень.

Регулятивные:

 - умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;

Личностные:

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

- оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор;

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Физминутка

 Электронная «Ладошки» под музыку

6.Самостоятельная работа с самопроверкой.

-Так же, как и у кустов,

 Корень есть у разных слов.

 Будь внимателен к словам,

 Отыщи в них корень сам.

-А сейчас делаем работу самостоятельно. У вас листок с заданием. Выделите корень у однокоренных слов.

  •  заморозки, морозец, мороз,  морозный, заморозить
  •  лесной, лес, лесник, лесок, перелесок
  •  холодно, холод, холодный, холодок, холодильник

Проверьте по образцу на доске.   Слайд 11

Если правильно выполнили – поставьте «+», если неверно –  «- «

Каждый выполняет работу на листочке

Каждый сверяет свою работу с доской.

Регулятивные:

 - умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности,

7.Включение нового знания в систему знаний повторения.

А теперь предлагаю вам поработать в парах.

Слайд 12

Игра «Редактор». Восстанови текст, добавив однокоренные слова. Выдели корень.

У меня встали _______. Ещё ______ назад ходили. А сейчас ____________ стрелка стоит неподвижно. Нужно чтобы их починил мастер - ________.

Слова для справок:  часовщик, час, часовая, часики.

Проверка    Слайд 12

Ученики работают в паре

Вписывают слова, сверяют с записями  на доске, ставят констатирующую оценку

Регулятивные:

 - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Познавательные:

- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства, выдвижение гипотез и их обоснования;

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении  проблем.

8.Итог урока.

    Рефлексия.

- Какую цель ставили?

 - Удалось решить поставленную задачу?

-Какие слова называются родственными?

-Какие признаки имеют родственные  слова?

 - Как пишется корень в однокоренных словах.

Зачем  нужно знать признаки однокоренных слов?

Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам,

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши

Нам всем пригодились!

- Оцените свою работу на этом уроке.

Встаньте и подойдите к доске, кто усвоил тему, может объяснить товарищу, маме.

Встаньте около своего стола, кто понял, но не может пока объяснить.

Останьтесь сидя на месте, у кого остались вопросы и сомнения.

Узнать, какие признаки у однокоренных слов.

Да.

Однокоренные слова:

1) сходны по смыслу;

2) имеют общую часть – корень.

он пишется одинаково

Чтобы верно находить однокоренные слова.

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности.

Коммуникативные:

- проявлять активность в деятельности.

Регулятивные:

 - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме «Признаки родственных слов» во 2 классе по системе « Школа России»

Формировать умение распознавать и подбирать родственные слова. Развивать мышление,память, речь учащихся.Прививать интерес к предмету,воспитывать культуру общения....

Урок по русскому языку "Разделительный мягкий знак" в 2 классе (Занков)

Урок с применением технологии развития критического мышления, интерактивных методов обучения....

Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Признаки предложений" 1 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по русскому языку на тему: "Признаки предложений" 1 класс (конспект + презентация)...

презентация по русскому языку по теме "Признак и слово" 1 класс УМК "Школа России"

Презентация может использоваться на уроке русского языка по теме "Признак и слово" для объяснения нового материала. УМК "Школа России"...

Технологическая карта русского языка «Предлог как часть речи» 2 класс УМК "Школа России"

Тема: Предлог как часть речиЦели деятельности учителя: создание благоприятных условий для ознакомления с предлогом как частью речиПланируемые результатыПредметные:Знать: что такое предлог...

Технологическая карта русского языка "Простое и сложное предложение", 3 класс (УМК "Школа России", В. П. Канакина)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока «Простое и сложное предложения»Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование представлений о простом и сложн...