Конспект урока по русскому языку на тему "Признаки предметов. Определение предметов по цвету, вкусу и форме". (3 класс. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В.) Автор: Пономаренко Л.Н.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Пономаренко Людмила Николаевна

Данный материал предназначен для учителей начальных классов коррекционных школ VIII вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus._yaz.-3v.docx25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока "Признаки предметов. Определение предметов по цвету, вкусу и форме"

3 класс



  Тема: Определение предметов по цвету, вкусу и форме.

 Цель: Знакомство учащихся с существенными признаками слов, которые обозначают признаки предметов и их ролью в нашей речи.

Задачи:

Образовательные:

-Учить правильно ставить к словам вопросы: Какой?, Какая?, Какое? Какие? --Отличать эти слова от слов, отвечающих на вопросы Кто? Что?

-Упражнять в определении предметов по их признакам.

-Обогатить речь учащихся словами, обозначающие признаки предметов.

-Учить характеризовать предметы и по характеристике отгадывать описанные предметы.

-Обучать умению делать выводы; стимулировать интерес к самостоятельному поиску ответов на вопросы.

Развивающие:

- Развивать умения делать выводы, обобщения, наблюдать, сравнивать.

- Способствовать развитию познавательных, мыслительных, коммуникативных способностей учащихся.

- Развивать словарный запас учащихся.

Воспитывающие

- Воспитывать учебную мотивацию.

- Воспитывать умение слушать и слышать через работу в коллективе, общение друг с другом.

- Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

- Воспитывать желание употреблять в пищу овощи и фрукты.

Коррекционные

- Развивать внимание, мышление, связную устную речь через игры, задания и упражнения.

Оборудование:

-Муляжи огурца, помидора, яблока, вишни, чеснока, лимона, апельсина;            -Плакат с каллиграфическим написанием сочетания букв Рр.

- Карточки для групповой работы,

- Корзина,

-Демонстрационное лото, индивидуальное лото для уч-ся,

- Карточки-помощницы для индивидуальной работы,

- Предметные картинки овощей,

- Сигнальные карточки (яблоки-красные, жёлтые, зелёные),

- Словарные слова – названия овощей (огурец, помидор, овощи).

                                               

Ход урока.

I.Организационный момент.

Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво…,
Вижу класс наш хоть куда -
Мы начнем урок, друзья!

II. Постановка цели урока. Введение в тему урока через :

 а) создание проблемной ситуации;

 Проверка домашнего задания   

с. 177-упр.3

-На какие вопросы отвечают слова: снег, банан, огурец, апельсин? (Что?)

-Что обозначают эти слова? (Предметы.)

- Какие слова помогли вам описать? (Жёлтый, оранжевый, зелёный, белый.)

- Что они обозначают?

(Признаки предметов)

- На какие вопросы отвечают эти слова? (Какой?)

б) постановка проблемы исследования.

- Что будем узнавать о признаках предмета?

У названий предмета подчас.
Не жизнь, а просто скука!
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука!
Но если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить!

-Для этого мы с вами должны стать исследователями.

- Кто знает, кто такие исследователи?( Исследователи- это учёные, которые работают над решением поставленной задачи.)

- А что будем исследовать?( Признаки предметов.)

- Значит, объектом нашего исследования будут предметы.

-Кто назовёт тему урока?

 (Определение предметов по цвету, вкусу, форме).

Какова цель урока?

(Упражнение в определении предметов по их признакам).

III. Изучение нового материала.

-Свои исследования учёные проводят в лаборатории и записывают в научные дневники.

- Для нас лаборатория это наш класс, а научные дневники это наши тетради.

-Откройте свои научные дневники- тетради.

Я тетрадь свою открою,

И с наклоном положу,
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

-Запишите дату исследования и место, где происходит исследование.

  «1 марта», «Классная работа».

1. Минутка  чистописания . Опыт №1

 - Прочитайте загадки и отгадайте их. (на партах тексты загадок)

 В огороде рос хрустящий

Наш зелёный молодец.

Этот овощ-настоящий

Длинный, сладкий …(огурец)

Он растёт в теплице,

Важный, круглолицый.

Всем известен тот сеньор,

Краснощёкий… (помидор)

 (На доске слова: …гурец, п..м…дор)
-Прочитайте словарные слова. Какая согласная буква повторяется в словах? (-р)      

-Пропишите сочетание заглавной и строчной буквы р –Рр.

 (Показываю на доске – нижнее соединение.)

 

2. Словарная работа. Опыт №2  

  Зарядка для пальчиков:

- Делаем зарядку для пальчиков со словами:

Мы капусту рубим, рубим,

Мы морковку трем, трем.

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту жмем, жмем.

-Посмотрите на словарные слова (на доске: …гурец, п…мидор )

-Поставьте ударение, подчеркните трудные гласные, которые нужно запомнить. 

-Как одним словом можно назвать эти предметы? (овощи)

-Составьте и запишите предложение из данных слов с красной строки.

(Самопроверка. На доске вывешиваются слова)

 - На какой вопрос отвечают эти слова? Что обозначают? (Что?-обозначают предмет)

-В чем польза огурца, помидора? (в них много витаминов)

(овощи укладываются на подносе (в корзинке)

3. Работа в группе. Опыт №3

- У каждого из вас есть карточка исследователя, в которой указаны название предмета; вопросы, на которые отвечают признаки предмета; форма, цвет, вкус предмета.
Работа исследователей. (На доске каждый учащийся отмечает признак предмета.)

-№1-название предмета

-№2-вопрос

- №3-форма

- №4-цвет

-№5-вкус

- Прочитайте ещё раз загадки. (на партах тексты загадок)

-1 объект:

В огороде рос хрустящий

Наш зелёный молодец.

Этот овощ-настоящий

Длинный, сладкий …(огурец)

- Какие слова помогли отгадать загадку? На какой вопрос отвечают эти    

  слова? К какому слову относятся? (огурец (какой?)-длинный, зелёный, (какой?)-сладкий-зелёный.)

-Подчеркните волнистой линией слова, обозначающие признаки предметов.

(хрустящий, зелёный, настоящий, длинный, сладкий) (работают в карточках).

-№1-огурец (картинка)

-№2-огурец (какой?)

-№3-длинный, овальный

-№4-зелёный

-№5-сладкий (солёный) (дегустация)

- В чём его польза? (ответы детей)

(учащиеся вносят в таблицы на доске и на партах).

-2 объект:

Он растёт в теплице,

Важный, круглолицый.

Всем известен тот сеньор,

Краснощёкий… (помидор)

- Какие слова помогли отгадать загадку?

- На какой вопрос отвечают эти  слова?

-К какому слову относятся? ( помидор (какой?)-краснощёкий) помидор (какой?)-круглолицый).

-Что обозначают они? (цвет и форму)

-Подчеркните слова, обозначающие признаки помидора.

- Как определить вкус? (продегустировать)

-В чём его польза? (ответ учащихся)

-№1-помидор (картинка)

-№2-какой?

-№3-круглый

-№4-красный

-№5-сладкий (дегустация)

(учащиеся вносят в таблицы на доске и на партах).

IV. Закрепление изученного.

1. Работа по учебнику.  Опыт №4

-Выполнить упражнение 6 на с. 178

-Из волшебного мешочка достаньте, пожалуйста, яблоко, вишню, чеснок, лимон и апельсин. (Достают из мешочка на ощупь яблоко, чеснок., вишня, лимон, апельсин)

-Назовите свой предмет. (Яблоко-это фрукт…)

-По какому признаку вы определили данные овощи и фрукты? (по форме)

-Какие основные признаки можно ещё выделить у них? (цвет, вкус).

-Как определить цвет? (внешний осмотр)

-Как определить вкус? (попробовать на вкус)

-Выпишите из упражнения предложение о своём предмете, используя слова для справок.

-Подчеркните названия предметов и признаки предметов.

Самостоятельная работа

1 -написать предложения об овощах. (чеснок)

2 -написать предложения о фруктах. (вишня)

3-списать предложение с доски. (яблоко)

4- составить из карточек предложения о фруктах. (апельсин)

5-написать предложение по образцу в тетради. (лимон)

- Кому нужна помощь в выполнении задания? (индивидуальная работа)

(Взаимопроверка: ...)

(-Яблоко (какое?), красное, сладкое, круглое.)-на доске пишет учащийся.

           

картинка

вопрос

форма

цвет

вкус

Какой?

Какая?

Какое?

круглый

овальный

квадратный

белый

зелёный

красный

жёлтый

горький

сладкий

солёный

кислый

огурец

какой?

овальный

зелёный

помидор

какой?

круглый

красный

-Какие признаки можно определить у предметов? (форму, цвет, вкус)

-Чем полезны эти овощи и фрукты? (ответы учащихся)

- Молодцы, ребята! (Вручаю «овощные» и «фруктовые» медали.)

2. Физкультминутка.

Мы на плечи руки ставим, начинаем их вращать.

Так осанку мы исправим. Раз-два-три четыре-пять!

Руки ставим перед грудью, в стороны разводим.

Мы разминку делать будем при любой погоде.

Руку правую поднимаем, а другую вниз опустим.

Мы меняем их местами плавно двигаем руками.

А теперь давайте вместе пошагаем все на месте.

А потом за парты сядем, ждут нас ручки и тетради.

3. Игра «Ты сказать поторопись, но смотри не ошибись». Опыт №5

 (Показываю картинки.)

  - Редис красный, а репа – ставим вопрос – какая? желтая.

 - Какой основной признак назвали у этих овощей? (цвет) 

 - Чеснок горький, а морковь- какая?  сладкая.

 - Какой основной признак назвали у чеснока и моркови?  (вкус) 

 - Баклажан овальный, а помидор -какой?  круглый.

 - Какой основной признак назвали у баклажана и помидора? (форму) 

 4. Сценка «Какой овощ самый полезный и нужныйОпыт №6

        - Встретились ЛУК и ПОМИДОР и заспорили.

 - ЛУК: Из всех овощей я самый полезный и самый нужный овощ на свете.        Без меня нельзя приготовить ни первое блюдо, ни второе.

 - ПОМИДОР: Нет, я самый полезный и самый вкусный.      

Хорош я и свежий, и соленый, и маринованный.

 - Ребята, как вы думаете, кто из них прав? Почему? (они оба правы, овощи все полезны, в них много витаминов).

  - Поднимите руку, кто всегда съедает в столовой салат из овощей?

  - Молодцы! Овощи и фрукты необходимо есть каждый день свежими и варёными и будете здоровыми!

V. Итог исследования.

-Ребята, мы справились с задачей исследования?

-Что было объектом? (Предметы.)

-С помощью каких слов мы определяли овощи и фрукты? (С помощью признаков предмета.)

-По каким признакам можно определить предмет? (По цвету, вкусу и форме.)

-В чем польза овощей и фруктов? (В них много витаминов.)

VI. Рефлексия.

-Молодцы! Благодарю вас за участие в исследовании!  

- Давайте оценим наш сегодняшний урок, используя имена прилагательные!
- Какая у нас сегодня была работа на уроке? (
Интересная, увлекательная, серьёзная,…)
- Какое настроение было у вас сегодня? (
Хорошее, весёлое, бодрое…)
- А улыбка какая была? (
Милая, откровенная, дружеская, …)
- А вы, ребята, у меня сегодня были умные, отзывчивые, исполнительные, талантливые, добрые, приветливые.

– У вас на партах лежат по 3 яблока: красное, зелёное, жёлтое.

– Оцените свою работу на уроке.

– Если у вас на уроке всё удалось, поднимите – зелёное яблоко,

- если испытывали трудность – жёлтое,

- если что-то не получилось – красное.

(Все «яблоки» прикрепляются на доску вокруг «корзины».)

-Посмотрите какую «корзину здоровья» мы собрали. Почему эти предметы оказались в «корзине здоровья»? (В них много витаминов и они полезны для здоровья.)

VII. Оценивание ответов учащихся.

VIII. Домашняя работа.

-В преддверии 8 марта я предлагаю составить 3 предложения о маме, используя слова-признаки предмета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование для 3 класса, составленное на основании «Программы для специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида" под редакцией В. В. Воронковой

Вам представлено календарно - тематическое планирование для 3 класса по программе  для специальных (корекционных) школ VIII вида под редакцией В. В. Воронковой....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РИТМИКЕ ДЛЯ 1 КЛАССА НА 2015 /2016 УЧЕБНЫЙ ГОД Настоящая программа разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для подготовительного, 1-4 классов, (допущенной Министерством образов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО РИТМИКЕДЛЯ 1 КЛАССАНА 2015 /2016 УЧЕБНЫЙ ГОДНастоящая программа разработана на основеПрограммы специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII видадля подготовительного,...

Урок обучения грамоте. Тема: Звук и буква Д. По программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой.

Урок с учениками 1 класса «Б», возраст  7 – 9 лет.Программа специальных (коррекционных) образовательных учрежденийVIII вида под редакцией В.В. Воронковой.Форма учебной деятельности: фронтальнаяТи...

рабочая программа 1 класс 2 вариант на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида надомное обучение

Рабочая программа составлена в соответствии Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ...

рабочая программа 4 класс 1 вариант на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида надомное обучение

Данная программа разработана на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0-4 классы»/ под редакцией И.М. Бгажноковой, 2007г....

Конспект урока по предмету "Мир природы и человека" на тему "Полевые растения: пшеница, рожь, овёс". (4 класс. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В.) Автор: Пономаренко Л.Н.

Данный методический материал предназначен в помощь учителям, работающим в коррекционных школах по Программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронков...

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида...