Главные вкладки

    Конспект урока по русскому языку на тему "Признаки предметов. Определение предметов по цвету, вкусу и форме". (3 класс. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В.) Автор: Пономаренко Л.Н.
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

    Пономаренко Людмила Николаевна

    Данный материал предназначен для учителей начальных классов коррекционных школ VIII вида

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rus._yaz.-3v.docx25 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока "Признаки предметов. Определение предметов по цвету, вкусу и форме"

    3 класс

    

      Тема: Определение предметов по цвету, вкусу и форме.

     Цель: Знакомство учащихся с существенными признаками слов, которые обозначают признаки предметов и их ролью в нашей речи.

    Задачи:

    Образовательные:

    -Учить правильно ставить к словам вопросы: Какой?, Какая?, Какое? Какие? --Отличать эти слова от слов, отвечающих на вопросы Кто? Что?

    -Упражнять в определении предметов по их признакам.

    -Обогатить речь учащихся словами, обозначающие признаки предметов.

    -Учить характеризовать предметы и по характеристике отгадывать описанные предметы.

    -Обучать умению делать выводы; стимулировать интерес к самостоятельному поиску ответов на вопросы.

    Развивающие:

    - Развивать умения делать выводы, обобщения, наблюдать, сравнивать.

    - Способствовать развитию познавательных, мыслительных, коммуникативных способностей учащихся.

    - Развивать словарный запас учащихся.

    Воспитывающие

    - Воспитывать учебную мотивацию.

    - Воспитывать умение слушать и слышать через работу в коллективе, общение друг с другом.

    - Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

    - Воспитывать желание употреблять в пищу овощи и фрукты.

    Коррекционные

    - Развивать внимание, мышление, связную устную речь через игры, задания и упражнения.

    Оборудование:

    -Муляжи огурца, помидора, яблока, вишни, чеснока, лимона, апельсина;            -Плакат с каллиграфическим написанием сочетания букв Рр.

    - Карточки для групповой работы,

    - Корзина,

    -Демонстрационное лото, индивидуальное лото для уч-ся,

    - Карточки-помощницы для индивидуальной работы,

    - Предметные картинки овощей,

    - Сигнальные карточки (яблоки-красные, жёлтые, зелёные),

    - Словарные слова – названия овощей (огурец, помидор, овощи).

                                                   

    Ход урока.

    I.Организационный момент.

    Встали все у парт красиво,
    Поздоровались учтиво…,
    Вижу класс наш хоть куда -
    Мы начнем урок, друзья!

    II. Постановка цели урока. Введение в тему урока через :

     а) создание проблемной ситуации;

     Проверка домашнего задания   

    с. 177-упр.3

    -На какие вопросы отвечают слова: снег, банан, огурец, апельсин? (Что?)

    -Что обозначают эти слова? (Предметы.)

    - Какие слова помогли вам описать? (Жёлтый, оранжевый, зелёный, белый.)

    - Что они обозначают?

    (Признаки предметов)

    - На какие вопросы отвечают эти слова? (Какой?)

    б) постановка проблемы исследования.

    - Что будем узнавать о признаках предмета?

    У названий предмета подчас.
    Не жизнь, а просто скука!
    Ни цвета нет у них без нас,
    Ни запаха, ни звука!
    Но если нас к ним приложить,
    Им веселее станет жить!

    -Для этого мы с вами должны стать исследователями.

    - Кто знает, кто такие исследователи?( Исследователи- это учёные, которые работают над решением поставленной задачи.)

    - А что будем исследовать?( Признаки предметов.)

    - Значит, объектом нашего исследования будут предметы.

    -Кто назовёт тему урока?

     (Определение предметов по цвету, вкусу, форме).

    Какова цель урока?

    (Упражнение в определении предметов по их признакам).

    III. Изучение нового материала.

    -Свои исследования учёные проводят в лаборатории и записывают в научные дневники.

    - Для нас лаборатория это наш класс, а научные дневники это наши тетради.

    -Откройте свои научные дневники- тетради.

    Я тетрадь свою открою,

    И с наклоном положу,
    Я, друзья, от вас не скрою,
    Ручку я вот так держу.

    Сяду прямо, не согнусь,

    За работу я возьмусь.

    -Запишите дату исследования и место, где происходит исследование.

      «1 марта», «Классная работа».

    1. Минутка  чистописания . Опыт №1

     - Прочитайте загадки и отгадайте их. (на партах тексты загадок)

     В огороде рос хрустящий

    Наш зелёный молодец.

    Этот овощ-настоящий

    Длинный, сладкий …(огурец)

    Он растёт в теплице,

    Важный, круглолицый.

    Всем известен тот сеньор,

    Краснощёкий… (помидор)

     (На доске слова: …гурец, п..м…дор)
    -Прочитайте словарные слова. Какая согласная буква повторяется в словах? (-р)      

    -Пропишите сочетание заглавной и строчной буквы р –Рр.

     (Показываю на доске – нижнее соединение.)

     

    2. Словарная работа. Опыт №2  

      Зарядка для пальчиков:

    - Делаем зарядку для пальчиков со словами:

    Мы капусту рубим, рубим,

    Мы морковку трем, трем.

    Мы капусту солим, солим,

    Мы капусту жмем, жмем.

    -Посмотрите на словарные слова (на доске: …гурец, п…мидор )

    -Поставьте ударение, подчеркните трудные гласные, которые нужно запомнить. 

    -Как одним словом можно назвать эти предметы? (овощи)

    -Составьте и запишите предложение из данных слов с красной строки.

    (Самопроверка. На доске вывешиваются слова)

     - На какой вопрос отвечают эти слова? Что обозначают? (Что?-обозначают предмет)

    -В чем польза огурца, помидора? (в них много витаминов)

    (овощи укладываются на подносе (в корзинке)

    3. Работа в группе. Опыт №3

    - У каждого из вас есть карточка исследователя, в которой указаны название предмета; вопросы, на которые отвечают признаки предмета; форма, цвет, вкус предмета.
    Работа исследователей. (На доске каждый учащийся отмечает признак предмета.)

    -№1-название предмета

    -№2-вопрос

    - №3-форма

    - №4-цвет

    -№5-вкус

    - Прочитайте ещё раз загадки. (на партах тексты загадок)

    -1 объект:

    В огороде рос хрустящий

    Наш зелёный молодец.

    Этот овощ-настоящий

    Длинный, сладкий …(огурец)

    - Какие слова помогли отгадать загадку? На какой вопрос отвечают эти    

      слова? К какому слову относятся? (огурец (какой?)-длинный, зелёный, (какой?)-сладкий-зелёный.)

    -Подчеркните волнистой линией слова, обозначающие признаки предметов.

    (хрустящий, зелёный, настоящий, длинный, сладкий) (работают в карточках).

    -№1-огурец (картинка)

    -№2-огурец (какой?)

    -№3-длинный, овальный

    -№4-зелёный

    -№5-сладкий (солёный) (дегустация)

    - В чём его польза? (ответы детей)

    (учащиеся вносят в таблицы на доске и на партах).

    -2 объект:

    Он растёт в теплице,

    Важный, круглолицый.

    Всем известен тот сеньор,

    Краснощёкий… (помидор)

    - Какие слова помогли отгадать загадку?

    - На какой вопрос отвечают эти  слова?

    -К какому слову относятся? ( помидор (какой?)-краснощёкий) помидор (какой?)-круглолицый).

    -Что обозначают они? (цвет и форму)

    -Подчеркните слова, обозначающие признаки помидора.

    - Как определить вкус? (продегустировать)

    -В чём его польза? (ответ учащихся)

    -№1-помидор (картинка)

    -№2-какой?

    -№3-круглый

    -№4-красный

    -№5-сладкий (дегустация)

    (учащиеся вносят в таблицы на доске и на партах).

    IV. Закрепление изученного.

    1. Работа по учебнику.  Опыт №4

    -Выполнить упражнение 6 на с. 178

    -Из волшебного мешочка достаньте, пожалуйста, яблоко, вишню, чеснок, лимон и апельсин. (Достают из мешочка на ощупь яблоко, чеснок., вишня, лимон, апельсин)

    -Назовите свой предмет. (Яблоко-это фрукт…)

    -По какому признаку вы определили данные овощи и фрукты? (по форме)

    -Какие основные признаки можно ещё выделить у них? (цвет, вкус).

    -Как определить цвет? (внешний осмотр)

    -Как определить вкус? (попробовать на вкус)

    -Выпишите из упражнения предложение о своём предмете, используя слова для справок.

    -Подчеркните названия предметов и признаки предметов.

    Самостоятельная работа

    1 -написать предложения об овощах. (чеснок)

    2 -написать предложения о фруктах. (вишня)

    3-списать предложение с доски. (яблоко)

    4- составить из карточек предложения о фруктах. (апельсин)

    5-написать предложение по образцу в тетради. (лимон)

    - Кому нужна помощь в выполнении задания? (индивидуальная работа)

    (Взаимопроверка: ...)

    (-Яблоко (какое?), красное, сладкое, круглое.)-на доске пишет учащийся.

               

    картинка

    вопрос

    форма

    цвет

    вкус

    Какой?

    Какая?

    Какое?

    круглый

    овальный

    квадратный

    белый

    зелёный

    красный

    жёлтый

    горький

    сладкий

    солёный

    кислый

    огурец

    какой?

    овальный

    зелёный

    помидор

    какой?

    круглый

    красный

    -Какие признаки можно определить у предметов? (форму, цвет, вкус)

    -Чем полезны эти овощи и фрукты? (ответы учащихся)

    - Молодцы, ребята! (Вручаю «овощные» и «фруктовые» медали.)

    2. Физкультминутка.

    Мы на плечи руки ставим, начинаем их вращать.

    Так осанку мы исправим. Раз-два-три четыре-пять!

    Руки ставим перед грудью, в стороны разводим.

    Мы разминку делать будем при любой погоде.

    Руку правую поднимаем, а другую вниз опустим.

    Мы меняем их местами плавно двигаем руками.

    А теперь давайте вместе пошагаем все на месте.

    А потом за парты сядем, ждут нас ручки и тетради.

    3. Игра «Ты сказать поторопись, но смотри не ошибись». Опыт №5

     (Показываю картинки.)

      - Редис красный, а репа – ставим вопрос – какая? желтая.

     - Какой основной признак назвали у этих овощей? (цвет) 

     - Чеснок горький, а морковь- какая?  сладкая.

     - Какой основной признак назвали у чеснока и моркови?  (вкус) 

     - Баклажан овальный, а помидор -какой?  круглый.

     - Какой основной признак назвали у баклажана и помидора? (форму) 

     4. Сценка «Какой овощ самый полезный и нужныйОпыт №6

            - Встретились ЛУК и ПОМИДОР и заспорили.

     - ЛУК: Из всех овощей я самый полезный и самый нужный овощ на свете.        Без меня нельзя приготовить ни первое блюдо, ни второе.

     - ПОМИДОР: Нет, я самый полезный и самый вкусный.      

    Хорош я и свежий, и соленый, и маринованный.

     - Ребята, как вы думаете, кто из них прав? Почему? (они оба правы, овощи все полезны, в них много витаминов).

      - Поднимите руку, кто всегда съедает в столовой салат из овощей?

      - Молодцы! Овощи и фрукты необходимо есть каждый день свежими и варёными и будете здоровыми!

    V. Итог исследования.

    -Ребята, мы справились с задачей исследования?

    -Что было объектом? (Предметы.)

    -С помощью каких слов мы определяли овощи и фрукты? (С помощью признаков предмета.)

    -По каким признакам можно определить предмет? (По цвету, вкусу и форме.)

    -В чем польза овощей и фруктов? (В них много витаминов.)

    VI. Рефлексия.

    -Молодцы! Благодарю вас за участие в исследовании!  

    - Давайте оценим наш сегодняшний урок, используя имена прилагательные!
    - Какая у нас сегодня была работа на уроке? (
    Интересная, увлекательная, серьёзная,…)
    - Какое настроение было у вас сегодня? (
    Хорошее, весёлое, бодрое…)
    - А улыбка какая была? (
    Милая, откровенная, дружеская, …)
    - А вы, ребята, у меня сегодня были умные, отзывчивые, исполнительные, талантливые, добрые, приветливые.

    – У вас на партах лежат по 3 яблока: красное, зелёное, жёлтое.

    – Оцените свою работу на уроке.

    – Если у вас на уроке всё удалось, поднимите – зелёное яблоко,

    - если испытывали трудность – жёлтое,

    - если что-то не получилось – красное.

    (Все «яблоки» прикрепляются на доску вокруг «корзины».)

    -Посмотрите какую «корзину здоровья» мы собрали. Почему эти предметы оказались в «корзине здоровья»? (В них много витаминов и они полезны для здоровья.)

    VII. Оценивание ответов учащихся.

    VIII. Домашняя работа.

    -В преддверии 8 марта я предлагаю составить 3 предложения о маме, используя слова-признаки предмета.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Календарно - тематическое планирование для 3 класса, составленное на основании «Программы для специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида" под редакцией В. В. Воронковой

    Вам представлено календарно - тематическое планирование для 3 класса по программе  для специальных (корекционных) школ VIII вида под редакцией В. В. Воронковой....

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РИТМИКЕ ДЛЯ 1 КЛАССА НА 2015 /2016 УЧЕБНЫЙ ГОД Настоящая программа разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для подготовительного, 1-4 классов, (допущенной Министерством образов

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО РИТМИКЕДЛЯ 1 КЛАССАНА 2015 /2016 УЧЕБНЫЙ ГОДНастоящая программа разработана на основеПрограммы специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII видадля подготовительного,...

    Урок обучения грамоте. Тема: Звук и буква Д. По программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой.

    Урок с учениками 1 класса «Б», возраст  7 – 9 лет.Программа специальных (коррекционных) образовательных учрежденийVIII вида под редакцией В.В. Воронковой.Форма учебной деятельности: фронтальнаяТи...

    рабочая программа 1 класс 2 вариант на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида надомное обучение

    Рабочая программа составлена в соответствии Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ...

    рабочая программа 4 класс 1 вариант на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида надомное обучение

    Данная программа разработана на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0-4 классы»/ под редакцией И.М. Бгажноковой, 2007г....

    Конспект урока по предмету "Мир природы и человека" на тему "Полевые растения: пшеница, рожь, овёс". (4 класс. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В.) Автор: Пономаренко Л.Н.

    Данный методический материал предназначен в помощь учителям, работающим в коррекционных школах по Программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронков...

    Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

    Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида...