Конспект урока по предмету "Мир природы и человека" на тему "Полевые растения: пшеница, рожь, овёс". (4 класс. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В.) Автор: Пономаренко Л.Н.
план-конспект урока по окружающему миру

Пономаренко Людмила Николаевна

Данный методический материал предназначен в помощь учителям, работающим в коррекционных школах по Программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В.) Автор: Пономаренко Л.Н.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-hleb-novyy-1.docx83.15 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Полевые растения: пшеница, рожь, овёс.

Части растений и их использование.

Цель: Формирование представлений учащихся о полевых растениях.

Задачи:

Обучающие. 

-Познакомить учащихся с полевыми культурами: пшеницей, рожью, овсом;

- учить распознавать растения по внешним признакам и по семенам;

- расширить представления о строении растений, их использовании.

Развивающие.

-Развитие умения связности высказываний,

-развитие умения последовательно выражать свои мысли.

Коррекционные.

-Развитие умения находить сходные и отличительные признаки;

-коррекция восприятия;

-увеличение объема внимания;

-расширение кругозора и активного словарного запаса.

Воспитательные. 

-Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности.

-Воспитание интереса к изучению природы родного края, трудолюбия, уважения к людям труда, бережного отношения к хлебу.

Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления знаний.

Оборудование.

-Гербарий пшеницы, ржи, овса;

- зерно пшеницы, ржи, овса и тарелочки;

-колоски пшеницы, ржи, овса;

- опорная схема для рассказа о строении растений;

- на разносе: хлеб, батон, пирожки, булочки;

- 3 блюда:

- с изделиями из пшеничной муки: мука пшеничная, каша пшеничная, печенье, манная крупа, вермишель, пшеничный хлеб;

-с изделиями из ржаной: мука ржаная, каша ржаная, ржаной хлеб;

-с изделиями из овсяной муки: муку овсяную, кашу овсяную «Геркулес», овсяное печенье, овсяной хлеб;

- мультимедийный комплекс, презентация к уроку «Полевые растения»;

- колосья (из бумаги)

- медальки-отметки.

Ход урока.

I.Организационный этап.

Посмотри мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло – голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает,

Поле, речка и трава,

Человек и время года –

Это всё вокруг-( природа.)

II.Проверка домашнего задания.

-Посмотрите ребята на осенний букет. (показ букета из цветов и пшеницы, ржи, овса)

- Это деревья, кустарники или травянистые растения? (травянистые растения)

- Являются ли они частью природы? Почему? (да, растут, питаются, размножаются)

- Назовите цветы. (астра, ноготки, настурция).

- Что появляется осенью на растениях на месте цветка? (плод)

- Что зреет внутри каждого плода? (семена)

- Когда собирают семена цветов? (созревшие семена, слабо держатся на стебле, до заморозков)

- Как правильно их хранить? (в коробках или в бумажных пакетах, в теплом, хорошо проветриваемом помещении)

III. Усвоение новых знаний.

  1. Знакомство с полевыми культурами

- Сегодня мы продолжим знакомиться с растениями. Только это другая группа растений.

- Где высаживают цветы?

- А эти растения растут не на клумбе, не в огороде, а в поле.

- Как называются растения, которые выращивают в поле? (Полевые растения)  

 - Рассмотрите оставшиеся в букете растения.

- Знаете ли вы, ребята как называются эти полевые растения? (пшеница, рожь, овёс) (Слайд 1  )

ПШЕНИЦА

1. Беседа.   (Слайд  2  )

- На примере пшеницы рассмотрим строение полевых растений.

(Раздаю гербарий и колоски)

-Это дерево, куст или травянистое растение?

Инструктаж. Во время работы с материалами вы должны быть внимательными, вам потребуется проявить аккуратность.

Прикрепить на доску – колос и карточку

 - Рассмотрите корень. Какой корень у пшеницы? (Много тонких корней, собранных в пучок)

 - Покажите корень пшеницы. (На доске прикрепляют названия частей растения) (На партах-таблица с растениями-подписывают части пшеницы)

- Для чего нужен корень? (Служит для укрепления в почве и всасывает воду)

-Потрогайте стебель пшеницы, что можно сказать о нем? Оторвите кусочек от колоска, рассмотрите, подуйте в стебель. (Гладкий, сухой, с бугорками (перегородками, пустой внутри)

- Такой стебель очень прочный, не ломается. (На доске и в таблице подписать стебель)

- Что расположено на стебле? (Листья)

- Какую форму имеют листья? (Длинные, узкие)

-Что расположено в верхней части стебля? (Колос с зернами).

Зерна-это семена пшеницы.

-Спелые зерна пшеницы окружены твердой оболочкой, защищающей от высыхания зерна.

- Рассмотрите зерна пшеницы. Какие они? (Попробуйте раздавить) (Имеет округлую форму, короткое, твердое, желтого цвета)

РОЖЬ

  1. Беседа.  (Слайд   3 )

- По мнению ученых, самой первой, люди начали выращивать рожь.

Рожь – это самое высокое (высота достигает 2 метра) неприхотливое полевое растение.

- Пшеницу выращивают в теплых краях, а там, где холодно спасает людей рожь.

 -Об этом растении народ сложил пословицы, поговорки:     

Коли в мае дождь, будет и рожь. (На доске)

- Как вы понимаете смысл?

2. Работа с демонстрационным материалом.

- Рассмотрим строение ржи.

- Сравните строение ржи с пшеницей.

- Отметьте сходные части у этих растений. (На доске и в таблицах отметить части ржи)

- Какие сходства с колосом пшеницы вы видите? (Корень, стебель, лист, колос с зернами)

- Какие различия? (Колосья с длинными усами, зёрна другой формы)

- Рассмотрите зерна ржи. (Зёрна имеют вытянутую форму, длинное, твердое, желтого цвета)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Посажу я в землю хлебное зерно (дети присели)

Из земли поднимется колосом оно (дети поднимаются, поднимают руки).

Много, много зёрнышек в этом колоске (дети кружатся вокруг себя).

Вот уже лежат они на моей руке (протягиваем ладони вперёд)

Посажу их в землю, и пойдут ростки (дети присели)

Весело потянутся к солнцу колоски (потянулись, поднялись на носочки).

ОВЁС

1. Беседа. (Слайд  4 )

- Название следующего растения вы определите, отгадав загадку:

Стебель рос без волос,

А сережками оброс.

Потом сняли серьги эти,

Наварили каши детям…(Овес.)

- Сеять овес в нашей стране стали намного позднее, чем пшеницу и рожь.

- Овес очень неприхотлив, он может расти в любой местности, было бы

достаточно влаги.

2. Работа с демонстрационным материалом.

Прикрепить на доску – колос и карточку

-  Рассмотрите строение овса.

- Какие сходства с колосом пшеницы и ржи вы видите? (Корень, стебель, листья, колос) - Какие различия? (Колос у овса в виде раскидистой метёлки).

(повесить на доску слово «метелка»). (на партах в таблице подписать метелку)

G:\хлеб\i1R19Z8II.jpg

-Рассмотрите семена овса у вас на столе, опишите их (продолговатая

форма, светло-коричневого цвета)

IV. Первичная проверка понимания изученного.

1.Лабораторная работа.

-У вас на партах зёрна. Разделите их на группы по образцу. (Раскладывают на тарелке в определённые ячейки)

-Сколько получилось групп? (Три).

-Зёрна каких растений вы здесь видите? (Овса, ржи и пшеницы).

 2. Работа по учебнику: «Что нужно для хорошего урожая?» (картинка)

б) Составление словосочетания: 

-Посмотрите на иллюстрацию.

-Что на ней изображено?

- Какие машины вы видите на поле? (комбайны) (слово на доске)

- Что они делают? (убирают урожай)

- Прочитайте словосочетания:

Хорошие семена.

Хорошая земля.

Хорошая погода.

- Какой будет урожай?  (на доске слова: хороший, хорошая, хорошее) (Хороший урожай)

…             …      .

2) Использование полевых растений

1.Работа над загадкой.

- Отгадайте загадку:

Рос сперва на воле в поле

Летом цвел и колосился,

А когда обмолотили,

  Он в зерно вдруг, превратился.

Из зерна – в муку и тесто

В магазине занял место

Вырос, он под синим небом,

А пришел на стол к нам –  чем? (хлебом).

- Как вы догадались, что это хлеб? (из зерна, муки, теста)

-На Земле хлеб растёт, солнце хлеб согревает, а без труда хлеб вырастить невозможно. Непросто приходит хлеб на стол. Недаром говорят, что для того чтобы маленькое зернышко стало хлебом, надо три силы: Земля, Солнце, Труд. Хлеб – это дело тысяч и тысяч рук Хлебный каравай начинается с зернышка.

- Проследим по картинкам путь хлеба от поля до обеденного стола.

- Расположите по порядку иллюстрации с изображением полевых работ и последующей обработкой полевых растений. (на доске картинки)

2. Сравнительная характеристика (зерно-мука-хлеб)

- Что получают из зерна ржи, пшеницы и овса? (Получают муку), (показ муки, на каждую парту тарелку с различной мукой)

- Какого цвета мука этих растений? (рожь-темная, пшеница-белая, овсяная-серая)

- Что получают из муки?  (тесто)

- Определите по цвету из какой муки замешано тесто. (определяют по образцам)

- Определите хлеб по цвету. (черный-ржаной, белый-пшеничный, сероватый-овсяной) (показ разных видов хлеба)

- Раньше на Руси ржаной хлеб был самым распространенным, а белый

пшеничный хлеб ели только по праздникам. Хлеб из пшеничной муки отличается пышностью, отменным вкусом. (Слайд   5 )

-Из зерна полевых растений получают каши и выпекают различные кондитерские изделия.

- Какие каши вы знаете?

- Овсяной кашей «Геркулес» стараются кормить детей, ведь в переводе с латинского языка слово «овес» обозначает «быть здоровым».

- Овес ценится за то, что является незаменимым кормом для лошадей и др. животных и птицы.

- Знаете ли вы, где используются стебли зерновых растений?

- корм для животных,

- народные промыслы: салфетки и подставки, вазочки, корзины, летние шляпки. (показ изделий из соломки) (Слайд  6 )

V. Закрепление новых знаний

Упражнение в узнавании и различении.

- О каком растении говорится в тексте?

1. Полевое растение, из зёрен которого делают муку, пекут белый хлеб.

2. Самое высокое полевое растение. Не боится холодов. Из него пекут тёмный хлеб.

3. Полевое растение, имеющее пышную метёлку. Из него делают муку, крупу «Геркулес».

VI. Подведение итогов урока

- Чем отличается в строении овёс от пшеницы и ржи? (не колос, метелка)

- Почему эти растения называются полевыми? (растут в поле)
- Как нужно относиться к хлебу? (Бережно).

  - Почему?  (Люди затрачивают много труда)

  - Сформулируем правила бережного отношения к хлебу.

 (-Берегите хлеб, друзья!

  -Хлеб выбрасывать нельзя!

  -Хлебом не сорите!

 -С хлебом не играйте!)

VII. Выставление оценок.

-Ребята, вы хорошо поработали на уроке, собрали богатый урожай отметок. И получаете оценки:

5 колосков-5

4 колоска-4

3 колоска-3

 (Учитель раздаёт медальки с отметками).

- С давних пор дорогих гостей у нас на Руси встречали и угощали хлебом-солью.

- И мы сегодня не нарушим этой традиции и угостим наших гостей выпечкой (угощаем гостей выпечкой)  

 VIII. Домашнее задание:

 

  1. 1, 2 группы: Объяснить смысл пословиц (записаны на «колосках»)

  1. 1 группа - с.13-№4

  2 группа - с.13-№5

IX. Рефлексия     (Слайд  7 )

Продолжите предложения, выбрав начало словами

«Я узнал…»

«Я повторил…»

«Я удивился…»

«Я запомнил…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку «В гостях у Осени» для 3 класса Программа специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида под редакцией В.В.Воронковой

Тема: Слог как часть словаФорма урока: Урок здоровья и развитияТип урока: отработка знаний, умений, навыков.Методы: словесный, наглядный, практическийТехнологии: Дифференцированное, личностно-ор...

Урок обучения грамоте. Тема: Звук и буква Д. По программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой.

Урок с учениками 1 класса «Б», возраст  7 – 9 лет.Программа специальных (коррекционных) образовательных учрежденийVIII вида под редакцией В.В. Воронковой.Форма учебной деятельности: фронтальнаяТи...

Конспект урока по чтению на тему "Подарки феи" Ш.Перро. (4 класс. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В.) Автор: Пономаренко Л.Н.

Конспект урока предназначен в помощь учителям, работающим по Программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В....

Конспект урока по русскому языку на тему "Упражнения в написании предлогов со словами". (4 класс. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В.) Автор: Пономаренко Л.Н.

Конспект урока предназначен в помощь учителям, работающим по Программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII  под редакцией Воронковой В.В....