Конспект урока по русскому языку на тему "Упражнения в написании предлогов со словами". (4 класс. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В.) Автор: Пономаренко Л.Н.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Пономаренко Людмила Николаевна

Конспект урока предназначен в помощь учителям, работающим по Программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII  под редакцией Воронковой В.В.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Упражнения в написании предлогов со словами.

Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.  Авторы - составители А.К. Аксенова, М.Г. Галунчикова.

Цель: совершенствовать умение находить предлоги и писать раздельно с другими словами.

Задачи:

1. Образовательные:

  • формировать навык грамотного письма слов и предложений с предлогами;
  • выделять предлоги в потоке речи на слух.

    2. Здоровьесберегающие.

  • закреплять навык правильной посадки при письме;
  • развивать мелкую моторику кисти;
  • проводить зрительную гимнастику;
  • закреплять навыки правильного питания;
  • формировать правильное отношение к своему здоровью.

    3. Воспитательные:

  • воспитывать коммуникативную культуру учащихся;
  • воспитывать аккуратность, усидчивость;
  • формировать интерес к изучению русского языка.

4. Коррекционно-развивающие:

  • развивать устную и письменную речь, фонетический слух, орфографическую зоркость;
  • умение выполнять вербальные (словесные) инструкции.

Оборудование:

  1. изображения сказочных героев;
  2. карточки (колобок) – рефлексия (оценка собственной деятельности);
  3. разрезные карточки словарных слов,
  4. шарики (для пальчиковой гимнастики),
  5. карточки-предлоги (демонстрационные и индивидуальные),
  6. «медали» (с отметкой и домашним заданием).

Ожидаемый результат:

  1. расширение знаний о предлоге;
  2. отработка умения написания предлогов со словами;
  3. оценка собственной деятельности.

Ход урока.

   1.Организационный момент:

   Встали все у парт красиво,

  Поздоровались учтиво…,

  Вижу, класс наш хоть куда-

  Мы начнем урок, друзья

 2.Пальчиковая гимнастика:

-Для красивого письма проведём пальчиковую гимнастику

 Колобок рукой катаю,

(правой рукой катаем шарик теста по левой)

Взад - вперед его гоняю.

          (по ладошке катаем взад-вперед)

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

(гладим шариком ладонь)

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

(сжимаем и разжимаем шарик)

3.Чистописание:

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

(Запись числа и классной работы на доске и в тетради)

-Запишите в тетрадях:5 марта. Классная работа.

 -Сегодня на уроке нам будет помогать сказочный герой.

-Назовите его. (Колобок)

-Элементами чистописания будет любимая буква колобка. Назовите её. (Оо) (Учитель открывает буквы на доске)

-Запишите сочетание букв Оо в тетрадях. (Дети прописывают буквы в тетрадях.)

4. Словарная работа

- Прочитайте словарные слова. (Собака, мороз, обед, дорога)

- Выберите слова, которые относятся к сказке «Колобок». (обед, дорога)

- Запишите самостоятельно эти слова. Вставьте пропущенные орфограммы и ударение. (Дети пишут в тетрадях.)

Словарь: д…рога,     ...бед.   (На доске записаны)

Проверка:

- Какую букву вставили в 1,2 словах? (о)

- На какую букву падает ударение в 1,2 словах? (о, е)

- Проверьте, правильно ли вы выполнили задание. (Учитель открывает карточки-слова с вставленными буквами и ударением.)

5. Актуализация знаний учащихся.

– Назовите 1 слог в слове «обед». (о)

- Запишите его в тетрадях. (О,…)

- Назовите 1 слог в слове «дорога» (до)

- Запишите его через запятую. (О, до.)

!- Слоги «о» и «до» могут быть словами? (Да)

– Как называются такие слова? (Предлоги)

- Какие предлоги вы еще знаете? (Каждый учащийся называет свой предлог и записывает на доске.)

(На доске: О, до, …, …, …, …, …, …  .)

6.Проверка домашнего задания.

Упр.8, с. 156:

Перед вами карточки-предлоги.

- Покажите только те предлоги, которые услышите в предложении.

(до, под, над, без, в.)

-Над столом картина.

-Под столом кот.

-До стола два шага.

-Стол без ножки.

 Проверка: (На доске (закрыты): над, под, до, без. (В ходе чтения открываются предлоги по одному.)

7. Сообщение темы.

- Ребята, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (О предлогах.)

-Тема сегодняшнего нашего урока «Упражнения в написании предлогов со словами».

8. Узнавание, выделение предлогов.

 (На партах карточки со словами из песни «Колобок»)

-Наш друг Колобок прислал нам письмо.

-Прочитайте текст. (1 учащийся читает вслух, остальные следят в своих карточках.)

(На доске письмо от Колобка.)

Я колобок, колобок,

Поамбару метён,

Посусекам скребён,

Насметане мешён,

Впечку сажён,

Наокошке стужён.

- Ребята, все у Колобка написано правильно? (Нет).

- Исправьте ошибки. (На доске-1 учащийся, остальные - в карточках на партах)

Проверка:( все учащиеся проверяют свои работы с выполненным заданием на доске.)

- На какое правило допущены ошибки?

! - Как пишутся предлоги со словами? (Раздельно)

-Словарная работа: (На доску выставляются карточки со словами)

-Объясните значение слов.

Амбар- Строение для хранения зерна, муки, припасов.

Сусек- отгороженный ларь в амбаре для держания зернового хлеба.

9. Физическая минутка. (Динамическая пауза).

Колобок, колобок, тёплый и румяный. (наклоны вправо, влево)

Прыг да скок, прыг да скок, припустился наш дружок,

 (прыжки, бег на месте)

То направо повернул, то налево он свернул,

 (повороты направо и налево)

То с листочком закружился, (поворот на 360 градусов)

То с бельчонком подружился. (приседание)

Покатился по дорожке, (ходьба на месте)

И попал ко мне в ладошки. (дети протягивают вперед ладошки)

10. Работа с текстом. Упр. 5, с.155

- Прочитайте предложение так, как оно написано в учебнике:

Колобок полежал-полежал да вдруг и покатился: с окошка … лавку, … лавки … пол, … полу … двери. (На доске и на партах карточки-предлоги)

- Все понятно в предложении? (Нет)

- Какие слова пропущены? (Предлоги)

- Вставьте предлоги.

-Какой предлог нужно вставить: с окошка … лавку? (на) (Учащиеся показывают карточку-предлог.)

-… лавки? (с)

- с лавки … пол? (на)

- … полу? (по)

- по полу … двери? (к)

(На доске в предложении дети вставляют карточки - предлоги.)

Проверка:

- Прочитайте предложение с предлогами. (Учащийся читает.)

! - Для чего нужны предлоги? (Для связи слов в предложении)

- Ребята, скажите, зачем бабушка положила охладить колобок? Можно ли употреблять очень горячую пищу?

- Да, пища должна быть теплой.

11. Распознавание предлогов на слух. Работа в тетрадях.

- Запишите в тетрадях: Упр.5

- Послушайте предложение. (Учитель читает предложение с предлогами):

Перепрыгнул колобок через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на тропинку.

- Запишите только то, что продиктую. (На доске и в тетрадях)

(На доске: В сени, с крыльца, на тропинку.)

 (Индивидуальное задание для 1 учащегося-карточка: предлог +слово. Задание: подчеркнуть предлоги.)

-Подчеркните предлоги.

Проверка.

-Назовите предлоги? (В, с, на)

12. Итог урока:

- Предлоги –это часть слова или слово?  (Слово.)

-Как пишутся предлоги со словами? (Раздельно)

-Для чего нужны предлоги? (Они соединяют слова по смыслу.)

-Какой конец у сказки: весёлый или грустный? Почему? (Грустный)

- Чему учит эта сказка? (Ответы детей.)

13. Домашнее задание.

(Детям раздаются карточки с текстом на «медалях».) 

- Спишите упражнение, раскройте скобки, вставьте буквы. 

-Устно придумайте весёлый конец сказки «Колобок».

14. Оценка собственной деятельности. Рефлексия

- У каждого из вас в тетради два колобка (грустный и веселый), если Вам было интересно и всё понятно, поставьте «+» около веселого колобка.

                                   (в тетрадях на полях наклейки колобков)

- А если было непонятно, поставьте «+» около грустного колобка.

15.Оценки за урок.

- Ребята, вы сегодня все молодцы! И за работу на уроке получаете следующие оценки…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку «В гостях у Осени» для 3 класса Программа специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида под редакцией В.В.Воронковой

Тема: Слог как часть словаФорма урока: Урок здоровья и развитияТип урока: отработка знаний, умений, навыков.Методы: словесный, наглядный, практическийТехнологии: Дифференцированное, личностно-ор...

Урок обучения грамоте. Тема: Звук и буква Д. По программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой.

Урок с учениками 1 класса «Б», возраст  7 – 9 лет.Программа специальных (коррекционных) образовательных учрежденийVIII вида под редакцией В.В. Воронковой.Форма учебной деятельности: фронтальнаяТи...

Конспект урока по чтению на тему "Подарки феи" Ш.Перро. (4 класс. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В.) Автор: Пономаренко Л.Н.

Конспект урока предназначен в помощь учителям, работающим по Программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В....

Конспект урока по предмету "Мир природы и человека" на тему "Полевые растения: пшеница, рожь, овёс". (4 класс. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В.) Автор: Пономаренко Л.Н.

Данный методический материал предназначен в помощь учителям, работающим в коррекционных школах по Программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронков...