Главные вкладки

    Конспект урока по чтению и речевой практике по теме "Котёнок" М.Бородицкая. (2 класс. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В.). Автор: Пономаренко Л.Н.
    план-конспект урока по чтению (2 класс)

    Пономаренко Людмила Николаевна

    Описание: данный материал предназначен для учителей начальных классов коррекционных школ.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_chteniya-2_klass-kotyonok.docx21.52 КБ

    Предварительный просмотр:

    Раздел: «Животные рядом с нами».

    (адаптированная общеобразовательная программа для обучающихся с НОДА и УО)

    Тема.  «Котёнок» М. Бородицкая.

    Цели: 

    1) Образовательная:

    -Знакомство детей с творчеством М. Бородицкой ;

    -Формирование навыков осознанного чтения;

    -Расширение словарного запаса обучающихся;

    2) Развивающая:

    -Развитие личностных качеств обучающихся (навыков самоконтроля, усидчивости);

    3) Воспитательная:

    -Воспитание интереса к самостоятельной читательской деятельности;

    -Воспитание чувства сострадания к домашним животным, бережного и ответственного поведения по отношению к ним;

    4) Коррекционная:

    -Коррекция связной устной речи;

    -Развитие внимания и памяти.

    Тип урока: комбинированный

    Оборудование:

    Портрет М. Бородицкой, наглядность к уроку (семья гусей, 2 котёнка-грустный и весёлый), карточки со слогами и словами, раскраски-смайлики, аудиозапись песни «Котёнок».

    Ход урока.

    I.Организационный этап.

    Прозвенел звонок,

    Начинается урок.

    II. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос.

    «Всё умеют сами» по Э. Шиму.

    -О ком вы прочитали в рассказе «Всё умеют сами»? (О гусятах)

    -Чему не нужно учить гусят? (есть кашу, плавать) Почему? (Всё умеют сами)

    -Прочитайте, как гусёнок плавает (Качается на волнах, как лодочка.)

    -Как вы понимаете слово «ковыляет»?  (на доске-слово)

    (Ковылять-Идти хромая или медленно, с трудом передвигая ноги.)

      Покажите.

    -Покажите гусят. ( Гусыня-мама, гусь-папа, гусята-детёныши). Рядом с ними кто изображён? (На доске картинки.)

    -Как можно их назвать одним словом? (Семья)-слово на доске

    -К какой группе птиц они относятся: к домашним или диким? (К домашним животным)

    III. Актуализация имеющихся знаний.

    - А каких домашних животных вы ещё знаете?

    IV.Сообщение темы урока.

    1.-Тему сегодняшнего урока вы узнаете, отгадав загадку.

    Он первым входит в дом

    И живёт подолгу в нём
    То мяучет, то играет,

    исчезает далеко

    А когда придёт обратно,

    то из блюдца аккуратно
    Пьёт парное молоко. (Котёнок)

    2. Вступительная беседа.

    а) Знакомство с автором.

    Поэт и переводчик Марина Яковлевна Бородицкая родилась в 1954 году в Москве. Она училась в английской спецшколе. В 1976 году окончила Московский институт иностранных языков имени Мориса Тореза. Работала гидом-переводчиком, учителем английского языка в школе. Печататься в периодике начала с 1978г.
    В детстве любила мечтать, планы о том, кем быть, менялись часто. Вот что она рассказала о себе в одном из интервью, отвечая на этот вопрос: «По порядку: медсестрой, токарем на заводе, юнгой на корабле, летчиком-парашютистом… и наконец – о чем до сих пор, несбыточном, плачу! – актрисой-травести: играть мальчишек, девчонок, Виолу в "12-й ночи" и заднюю ногу крокодила».
    Автор трёх лирических стихотворных сборников, двенадцати книг стихов для детей, сказок и переводов. Она переводит с английского стихи и сказки известных поэтов и писателей
    Несколько лет на радио «Россия» Бородицкая вела программу «Литературная аптека», прописывая «литературные лекарства» от человеческих комплексов, неудач, зависти, хандры, одиночества, она убеждена, что книга - лучший витамин.
    На ее стихи исполняется довольно много детских песен (композитор Григорий Гладков и др.), а в последнее время и взрослых (барды Инна Карлина и Владимир Новоженин). 
    Марина Яковлевна преподает английский язык в МГУ им. М. Ломоносова, а также много работает синхронным переводчиком.

    б) Рассматривается выставка книг (на столе)

    VI. Работа над стихотворением «Котёнок».

    -Произведение М. Бородицкой называется ласково «Котёнок».

    1. Прослушивание стихотворения (читает учитель)

    стихи - Марина Бородицкая 

    Котёнок был такой прекрасный!
    Котёнок был такой несчастный!
    На лапках он едва стоял,
    И так смотрел, и так дрожал

    От мягких ушек до хвоста...
    Он был, конечно, сирота.
    Он мне мяукнул: «Выручай!»
    Сказала мама: «Не мечтай».

    Он промяукал мне: «Спаси!»
    Сказала мама: «Не проси».
    Он всхлипнул, заморгал глазами
    И перелез на туфлю к маме.

    От мягких ушек до хвоста...
    Он был, конечно, сирота.
    Вздохнула мама: «Как тут быть?»
    Я закричал: «Усыновить!» 

    -Какое настроение вызвало это стихотворение?

    - Что вы почувствовали в начале, в конце? Почему?

    VI. Работа над стихотворением «Котёнок».

    1. Первичное закрепление.

    а) Подготовка к чтению:

    - правильное чтение слогов и слов, (на карточках)

    -чтение слогов с стечением согласных. (на карточках)

    б) Выразительное чтение

    -Какое это произведение: веселое или грустное?

    - Прочитайте стихотворение так, чтобы каждый из нас почувствовал, как котенку сначала было плохо, а потом хорошо.

    - Чтение сильными уч-ся.

    2. Физминутка.
    Вот окошко распахнулось,

    Кошка вышла на карниз,

    Посмотрела кошка вниз.

    Вот налево повернулась.

    Проводила взглядом мух,

    Глаза вправо отвела,

    Посмотрела на кота.

    А потом взглянула прямо

    И закрыла их руками.

    3.Словарная работа.

    -Какие непонятные, трудные слова встретили в произведении?

    Сирота - ребенок или несовершеннолетний, у которого умер один или оба родителя.

    -Кого автор называет сиротой? (Котёнка) Почему? (У него нет родителей)

    Усыновить- принять в семью (ребёнка) на правах родного сына, дочери. 

    4. Работа по содержанию.

    -Ребята, посмотрите на картинки.

    Тут фотографии разных котят. Найдите фотографию, которая подходит нашему котёнку в начале стихотворения.

    -Почему этот котёнок?

    -Найдите и прочитайте слова о том, как выглядел котёнок.

    (Котёнок был такой прекрасный!

     Котёнок был такой несчастный!

    На лапках он едва стоял

    И так смотрел, и так дрожал

    От мягких ушек до хвоста…)

    -Найдите и прочитайте слова, которые котёнок промяукал мальчику. ( «Выручай!», «Спаси!»)

    -Мама сразу согласилась взять котёнка? Что она сказала сыну? ( Не сразу.) («Не мечтай!», «Не проси!»)

    -Как вы думаете, почему мама пожалела котёнка? (Маме самой стало жалко котёнка.)

    IX. Итог урока.

    -Чему учит стихотворение «Котёнок»?

    - Какие домашние животные у вас есть?

    - Как вы к ним относитесь?

    -Когда домашние животные могут оказаться на улице и стать сиротами? (ответы детей).

    -Что нужно делать, чтобы наши животные не попадали в беду?

    В Москве построены гостиницы для собак и кошек.

    В городе появляются приюты для бездомных животных. (Читает подготовленный ученик)

    Приют для бездомных животных — это место содержания бездомных, потерянных или брошенных животных, преимущественно собак и кошек. В приютах содержатся животные бесплатно. Приюты являются основной защитой животных и выполняют четыре основных функции: оперативная помощь и забота о животном, включая облегчение страданий посредством ветеринарной помощи; долгосрочная забота о животном, не нашедшем немедленно старого или нового хозяина; усилия по воссоединению потерянного животного с его прежним хозяином; поиск нового места обитания или нового хозяина для бездомного животного.

    X. Домашнее задание.

    - с.68-выразительное чтение стихотворения по ролям;

    -раскрасить смайлик-котёнка;

    XI. Рефлексия. Оценка работы учащихся на уроке.

    Если на уроке:

    - было трудно-грустный котёнок,

    - было очень интересно-весёлый котёнок.

    1)-Какой бы вы подобрали смайлик-котёнок к нашему уроку? (дети поднимают смайлики)

    2)-Отметки за урок:

    Всем спасибо! 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по русскому языку «В гостях у Осени» для 3 класса Программа специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида под редакцией В.В.Воронковой

    Тема: Слог как часть словаФорма урока: Урок здоровья и развитияТип урока: отработка знаний, умений, навыков.Методы: словесный, наглядный, практическийТехнологии: Дифференцированное, личностно-ор...

    Урок обучения грамоте. Тема: Звук и буква Д. По программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой.

    Урок с учениками 1 класса «Б», возраст  7 – 9 лет.Программа специальных (коррекционных) образовательных учрежденийVIII вида под редакцией В.В. Воронковой.Форма учебной деятельности: фронтальнаяТи...

    Конспект урока по чтению на тему "Подарки феи" Ш.Перро. (4 класс. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В.) Автор: Пономаренко Л.Н.

    Конспект урока предназначен в помощь учителям, работающим по Программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В....

    Конспект урока по русскому языку на тему "Упражнения в написании предлогов со словами". (4 класс. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В.) Автор: Пономаренко Л.Н.

    Конспект урока предназначен в помощь учителям, работающим по Программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII  под редакцией Воронковой В.В....

    Конспект урока по предмету "Мир природы и человека" на тему "Полевые растения: пшеница, рожь, овёс". (4 класс. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В.) Автор: Пономаренко Л.Н.

    Данный методический материал предназначен в помощь учителям, работающим в коррекционных школах по Программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронков...