Конспект урока по чтению и речевой практике по теме "Котёнок" М.Бородицкая. (2 класс. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В.). Автор: Пономаренко Л.Н.
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Пономаренко Людмила Николаевна

Описание: данный материал предназначен для учителей начальных классов коррекционных школ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya-2_klass-kotyonok.docx21.52 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел: «Животные рядом с нами».

(адаптированная общеобразовательная программа для обучающихся с НОДА и УО)

Тема.  «Котёнок» М. Бородицкая.

Цели: 

1) Образовательная:

-Знакомство детей с творчеством М. Бородицкой ;

-Формирование навыков осознанного чтения;

-Расширение словарного запаса обучающихся;

2) Развивающая:

-Развитие личностных качеств обучающихся (навыков самоконтроля, усидчивости);

3) Воспитательная:

-Воспитание интереса к самостоятельной читательской деятельности;

-Воспитание чувства сострадания к домашним животным, бережного и ответственного поведения по отношению к ним;

4) Коррекционная:

-Коррекция связной устной речи;

-Развитие внимания и памяти.

Тип урока: комбинированный

Оборудование:

Портрет М. Бородицкой, наглядность к уроку (семья гусей, 2 котёнка-грустный и весёлый), карточки со слогами и словами, раскраски-смайлики, аудиозапись песни «Котёнок».

Ход урока.

I.Организационный этап.

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

II. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос.

«Всё умеют сами» по Э. Шиму.

-О ком вы прочитали в рассказе «Всё умеют сами»? (О гусятах)

-Чему не нужно учить гусят? (есть кашу, плавать) Почему? (Всё умеют сами)

-Прочитайте, как гусёнок плавает (Качается на волнах, как лодочка.)

-Как вы понимаете слово «ковыляет»?  (на доске-слово)

(Ковылять-Идти хромая или медленно, с трудом передвигая ноги.)

  Покажите.

-Покажите гусят. ( Гусыня-мама, гусь-папа, гусята-детёныши). Рядом с ними кто изображён? (На доске картинки.)

-Как можно их назвать одним словом? (Семья)-слово на доске

-К какой группе птиц они относятся: к домашним или диким? (К домашним животным)

III. Актуализация имеющихся знаний.

- А каких домашних животных вы ещё знаете?

IV.Сообщение темы урока.

1.-Тему сегодняшнего урока вы узнаете, отгадав загадку.

Он первым входит в дом

И живёт подолгу в нём
То мяучет, то играет,

исчезает далеко

А когда придёт обратно,

то из блюдца аккуратно
Пьёт парное молоко. (Котёнок)

2. Вступительная беседа.

а) Знакомство с автором.

Поэт и переводчик Марина Яковлевна Бородицкая родилась в 1954 году в Москве. Она училась в английской спецшколе. В 1976 году окончила Московский институт иностранных языков имени Мориса Тореза. Работала гидом-переводчиком, учителем английского языка в школе. Печататься в периодике начала с 1978г.
В детстве любила мечтать, планы о том, кем быть, менялись часто. Вот что она рассказала о себе в одном из интервью, отвечая на этот вопрос: «По порядку: медсестрой, токарем на заводе, юнгой на корабле, летчиком-парашютистом… и наконец – о чем до сих пор, несбыточном, плачу! – актрисой-травести: играть мальчишек, девчонок, Виолу в "12-й ночи" и заднюю ногу крокодила».
Автор трёх лирических стихотворных сборников, двенадцати книг стихов для детей, сказок и переводов. Она переводит с английского стихи и сказки известных поэтов и писателей
Несколько лет на радио «Россия» Бородицкая вела программу «Литературная аптека», прописывая «литературные лекарства» от человеческих комплексов, неудач, зависти, хандры, одиночества, она убеждена, что книга - лучший витамин.
На ее стихи исполняется довольно много детских песен (композитор Григорий Гладков и др.), а в последнее время и взрослых (барды Инна Карлина и Владимир Новоженин). 
Марина Яковлевна преподает английский язык в МГУ им. М. Ломоносова, а также много работает синхронным переводчиком.

б) Рассматривается выставка книг (на столе)

VI. Работа над стихотворением «Котёнок».

-Произведение М. Бородицкой называется ласково «Котёнок».

1. Прослушивание стихотворения (читает учитель)

стихи - Марина Бородицкая 

Котёнок был такой прекрасный!
Котёнок был такой несчастный!
На лапках он едва стоял,
И так смотрел, и так дрожал

От мягких ушек до хвоста...
Он был, конечно, сирота.
Он мне мяукнул: «Выручай!»
Сказала мама: «Не мечтай».

Он промяукал мне: «Спаси!»
Сказала мама: «Не проси».
Он всхлипнул, заморгал глазами
И перелез на туфлю к маме.

От мягких ушек до хвоста...
Он был, конечно, сирота.
Вздохнула мама: «Как тут быть?»
Я закричал: «Усыновить!» 

-Какое настроение вызвало это стихотворение?

- Что вы почувствовали в начале, в конце? Почему?

VI. Работа над стихотворением «Котёнок».

1. Первичное закрепление.

а) Подготовка к чтению:

- правильное чтение слогов и слов, (на карточках)

-чтение слогов с стечением согласных. (на карточках)

б) Выразительное чтение

-Какое это произведение: веселое или грустное?

- Прочитайте стихотворение так, чтобы каждый из нас почувствовал, как котенку сначала было плохо, а потом хорошо.

- Чтение сильными уч-ся.

2. Физминутка.
Вот окошко распахнулось,

Кошка вышла на карниз,

Посмотрела кошка вниз.

Вот налево повернулась.

Проводила взглядом мух,

Глаза вправо отвела,

Посмотрела на кота.

А потом взглянула прямо

И закрыла их руками.

3.Словарная работа.

-Какие непонятные, трудные слова встретили в произведении?

Сирота - ребенок или несовершеннолетний, у которого умер один или оба родителя.

-Кого автор называет сиротой? (Котёнка) Почему? (У него нет родителей)

Усыновить- принять в семью (ребёнка) на правах родного сына, дочери. 

4. Работа по содержанию.

-Ребята, посмотрите на картинки.

Тут фотографии разных котят. Найдите фотографию, которая подходит нашему котёнку в начале стихотворения.

-Почему этот котёнок?

-Найдите и прочитайте слова о том, как выглядел котёнок.

(Котёнок был такой прекрасный!

 Котёнок был такой несчастный!

На лапках он едва стоял

И так смотрел, и так дрожал

От мягких ушек до хвоста…)

-Найдите и прочитайте слова, которые котёнок промяукал мальчику. ( «Выручай!», «Спаси!»)

-Мама сразу согласилась взять котёнка? Что она сказала сыну? ( Не сразу.) («Не мечтай!», «Не проси!»)

-Как вы думаете, почему мама пожалела котёнка? (Маме самой стало жалко котёнка.)

IX. Итог урока.

-Чему учит стихотворение «Котёнок»?

- Какие домашние животные у вас есть?

- Как вы к ним относитесь?

-Когда домашние животные могут оказаться на улице и стать сиротами? (ответы детей).

-Что нужно делать, чтобы наши животные не попадали в беду?

В Москве построены гостиницы для собак и кошек.

В городе появляются приюты для бездомных животных. (Читает подготовленный ученик)

Приют для бездомных животных — это место содержания бездомных, потерянных или брошенных животных, преимущественно собак и кошек. В приютах содержатся животные бесплатно. Приюты являются основной защитой животных и выполняют четыре основных функции: оперативная помощь и забота о животном, включая облегчение страданий посредством ветеринарной помощи; долгосрочная забота о животном, не нашедшем немедленно старого или нового хозяина; усилия по воссоединению потерянного животного с его прежним хозяином; поиск нового места обитания или нового хозяина для бездомного животного.

X. Домашнее задание.

- с.68-выразительное чтение стихотворения по ролям;

-раскрасить смайлик-котёнка;

XI. Рефлексия. Оценка работы учащихся на уроке.

Если на уроке:

- было трудно-грустный котёнок,

- было очень интересно-весёлый котёнок.

1)-Какой бы вы подобрали смайлик-котёнок к нашему уроку? (дети поднимают смайлики)

2)-Отметки за урок:

Всем спасибо! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку «В гостях у Осени» для 3 класса Программа специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида под редакцией В.В.Воронковой

Тема: Слог как часть словаФорма урока: Урок здоровья и развитияТип урока: отработка знаний, умений, навыков.Методы: словесный, наглядный, практическийТехнологии: Дифференцированное, личностно-ор...

Урок обучения грамоте. Тема: Звук и буква Д. По программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой.

Урок с учениками 1 класса «Б», возраст  7 – 9 лет.Программа специальных (коррекционных) образовательных учрежденийVIII вида под редакцией В.В. Воронковой.Форма учебной деятельности: фронтальнаяТи...

Конспект урока по чтению на тему "Подарки феи" Ш.Перро. (4 класс. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В.) Автор: Пономаренко Л.Н.

Конспект урока предназначен в помощь учителям, работающим по Программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В....

Конспект урока по русскому языку на тему "Упражнения в написании предлогов со словами". (4 класс. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В.) Автор: Пономаренко Л.Н.

Конспект урока предназначен в помощь учителям, работающим по Программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII  под редакцией Воронковой В.В....

Конспект урока по предмету "Мир природы и человека" на тему "Полевые растения: пшеница, рожь, овёс". (4 класс. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В.В.) Автор: Пономаренко Л.Н.

Данный методический материал предназначен в помощь учителям, работающим в коррекционных школах по Программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронков...