Конспект урока по русскому языку 2 класс "Родственные слова. Корень"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

 

 

 

ЦЕЛИ УРОКА.

Повторить общие сведения о родственных словах.

Ввести термин- корень, однокоренные слова, учить выделять два признака родственных слов (общая часть и общность смысла).

Упражнять учащихся в определении и подборе родственных слов,объяснять их выбор.

Воспитывать интерес к русскому языку, желание расширять сведения о его богатствах.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ  УРОКА  ПО  РУССКОМУ  ЯЗЫКУ

                              2  КЛАСС

ТЕМА  УРОКА. РОДСТВЕННЫЕ  СЛОВА, КОРЕНЬ.

ЦЕЛИ  УРОКА.

                            Повторить  общие  сведения  о  род-

ственных  словах.

                            Ввести  термин- корень,  однокорен-

ные  слова, учить  выделять  два  признака  родствен-

ных  слов ( общая  часть  и  общность  смысла).

                              Упражнять  учащихся в определении

и  подборе  родственных  слов,объяснять  их  выбор.

                              Воспитывать  интерес  к  русскому

языку, желание  расширять  сведения о его богатствах

   

ОБОРУДОВАНИЕ: таблица  «Родственные  слова»,

экранчики  для  индивидуальной  работы,  игрушки

для  игры  «Достань  слово  из  корзинки», дополни-

тельные  доски  с  текстами  заданий.

ХОД  УРОКА.

1.Чистописание.

- Определите, какой  согласный  звук  часто  повторя-

ется  в  песенке  Водяного  из  мультфильма

(Русский  язык. Желтовская Л.Я.-2кл.,стр.81,упр.4)

Я  водяной, я  водяной,

Никто  не  водится  со  мной.

Внутри  меня  водица.

Ну  что  с  таким  водиться!

- Он  имеет  парный  глухой  согласный  звук -   т   ?

- Это  звук    д   .

- Дайте  характеристику  этому  звуку.

- Какой  буквой  он  обозначается  на  письме?

- Эту  букву  мы  будем  писать  .

(Учитель  показывает  образцы  на  доске, дети пропи-

сывают  в  тетрадях)

- Что  еще  объединяет  эти  слова  из  песенки?

(Они  близки  по  смыслу- имеют  отношение  к воде)

- Можно  ли  к ним  добавить  слова  с  общим  значе-

нием?

Водяной, водица, подводник, водянка, водонос…

- Что  еще  одинаково  в  словах?

(Часть  слов  записана  одинаковыми  буквами- вод…)

2.Введение  в  тему.

- Ребята, вы  совершили  маленькое  открытие.

На  уроке  мы  будем  говорить  о  словах, которые

имеют  общую  часть, называемую  корнем, и  эти

слова  близки  по  значению.  А  как  называются

такие  слова, может  вы  догадаетесь  сами?

- Если люди  происходят  из  одного  рода, семьи , то

часто  они  бывают  похожи  между  собой. Их назы-

вают   родственниками. Подобное  явление наблюда-

ется  в  языке…

-Да, это  родственные  слова  или  однокоренные.

ЗНАЧОК   КОРНЯ  

3.Наблюдения  за  значением  слов – упр.1  стр.80

-Сравни  значения  слов  в  строках.

-В  какой из  них  названы  родственники, а  в  какой

даны  родственные  слова?

Дедушка, отец, сын, внук.

Дедушка, дед, дедов (наказ), дедушкин (шарф).

- Объясните, по  каким  признакам нужно  определять

родственные  слова?

Запись  родственных  слов.

4.Чтение  правила  о  родственных  словах  -  стр.80

5.Упражнения  в  подборе  родственных  слов.

1).Упр.2  стр.80

- Можно  ли  данные  слова  назвать  родственными?

  Спишите.  Обозначьте  корень.

Слово, словечко, словесный, пословица, словарь.

(кол-ый  разбор, самостоятельная  запись)

2).Упр.3   стр.80

-  Докажите, однокоренные  ли  это  слова?

Летний (день), летательный  (аппарат).

(Летний – день  летом. Летательный – аппарат, который  летает, совершает  полет)

- Какие  родственные  слова  помогли  вам  доказать,

что  данные  слова  не  являлись  родственными?

6.Физкультминутка.

На  доске  написаны  пары  слов. В  одних – родствен-

ные  слова, а  в  других  - нет. Если  я  прочитаю  пару

родственных  слов, вы  хлопаете  в  ладоши. Если  на-

зову  пару  слов, которые  не  являются  родственны-

ми, вы  топаете.  Постарайтесь  сосчитать,  сколько  пар  родственных  слов  было  названо.

- Какое  значение  слова  может  вам  помочь в работе? (Лексическое,т.е. прямое)

лес      лесник                                стена     гвоздь

река    плот                                    кот         котик  

сад      садовый                              поле      полюшко

дом     домашний                          гриб       грибной

дом     дым                                    обед       стол

7.Игра «Достань  слово  из  корзинки».

Прошла  по  городу  молва,

Что  будто  НОВЫЕ  СЛОВА

В  корзинке  этой  есть.

Кто  их  найдет – тому  и  честь!

В  корзинке  лежат  красивые, но  традиционные  игрушки,например: плюшевый  мишка.

- А ну-ка, угадайте, какое  «слово»  я  достала  из

корзинки.  Оно  не  мной  придумано, не  новое, не

редкое.

- Медведь? Медвежонок? Мишка? Медведица?

-Разве  это  редкие  слова?

-Медведка?

-Вспомните,  как  называли  его  в  песне?

-Медведюшко?  Да!

-Какие  слова  вы  достали  из  корзинки?  Докажите!

Запись  родственных  слов  у  доски  и  в  тетрадях.

8.Работа  на  индивидуальных  экранчиках  по опреде-

лению  родственных  слов.

1).Прочитайте  цепочки  слов  на  дополнительной

доске.Запишите  на  экранчик  лишнее  слово. Обо-

снуйте  ответ.

а) нос, носильщик, носик, носатый;

б)час, часок, часть, часовщик;

в) гусь, гусята,  гусеница, гусыня;

г) циркуль, цирк, цирковой, циркач,

2)Прочитайте.  Из  двух  цепочек  слов  запишите  на

экране  номер  той, которая  составлена  из  родствен-

ных  слов.

а) вода,водичка,водяной; гора,горевать,гористый;

б) холод,морозный,холодный; свет,светлый,светить;

в)лес,лесной,лестница; соль,солонка,солить,

- Почему  слова  в оставшихся  цепочках  нельзя

считать  родственными?

9.Самостоятельная  работа.

Выполнение  упр.5  стр.81

- Подобрать и записать  однокоренные  слова  так,

чтобы  они  относились  к  разным  частям  речи.

Ход- ходит,ходовой; зима, спешить, бег, больница,

смешной, распевать, сосна, свежесть.

10. Работа  в  парах. Взаимопроверка.

11.Итог  урока.  Оценки.

- По  каким  признакам  вы  определяли  родственные

слова?

- Какое  значение  слова  помогало  решать  эту задачу?

12. Д. з..

Творческое  задание. Составить  цепочки («семейки»)

из  большего  количества  слов  к  одному  выбрано-

му  слову, объяснить  лексическое  значение  этого

слова. Оформить  работу  на  листках  формата  А-4.

 

       КУРСОВАЯ        РАБОТА

        слушателя         курсов

повышения  квалификации      ИНОС

   Лапшиной  Веры  Александровны.

Разработка   конспекта   урока  по  теме:

«Родственные  слова.  Корень  слова».

                лаборатория  № 44

                Москва    2005 год

Контрольная  работа  по  итогам  учебного  года.

                             Вариант 1.

  1. Из  чисел  16, 62, 26, 46, 61, 6, 60  выпишите  те,

у  которых  цифра  6  стоит  в  разряде  десятков.

2.На  аэродроме  27  самолетов и  16  вертолетов.

  18 машин  поднялись  в  воздух.  Сколько  машин

осталось  на  аэродроме?

3. Вычислите: 65       53      48      74      90      49

                         36       29      33      19      28      18

                        ----      ----     ----    ----     ----     ----

4. Найди  значение  выражения:

     85- ( 21+ 14) +27=

5.Начертите  один  отрезок  длиной  6см, а  второй

на 2см  короче. Обозначьте  отрезки  буквами.

6*.В  пакете  на  6  груш  больше, чем  в  вазе. Из

пакета  взяли  8  груш. Где  осталось  груш  больше,

в  пакете  или  в  вазе  и  на  сколько?

Контрольная  работа  по  итогам  учебного  года.

                           Вариант 2.

1.Из  чисел  27, 72, 7, 78, 37, 70, 17, 75  выпишите     те,  у  которых  цифра  7  стоит  в  разряде  единиц.

2.В  автопарке  21  грузовая  машина  и 19 легковых

машин.  34  машины  уехали. Сколько  машин  оста-

лось  в  автопарке?

3.Вычислите:  47     34     80    52    95    44

                         28     49     36    19    39    27

                        ----    ----    ----   ----   ----  ----

4.Найдите  значение  выражения:

   35+ ( 21+ 14 ) – 9 =

5.Начертите  один  отрезок  длиной  4 см, а второй

  на  3 см  длиннее. Обозначьте  отрезки  буквами.

6*. В  двух  ящиках  лежало  по  одинаковому  коли-

честву  яблок. Из  первого  ящика  взяли  4 яблока.

В  каком  ящике  стало  больше  яблок и на сколько?

                            ть

   

 

                       

                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Состав слова. Корень"

разработка урока по русскому языку составлена по программе  УМК "Перспектива" и расчитана для учащихся 3 классов...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ТЕМЕ: "КОРЕНЬ. ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА."

В ПЛАНЕ-КОНСПЕКТЕ ПРОПИСАНЫ ИНТЕРЕСНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО НАЗВАННОЙ ТЕМЕ...

Конспект урока по русскому языку (2 класс) "Корень слова"

Познакомить с понятием корень слова; с признаками родственных слов; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся....