Главные вкладки

    Конспект урока по русскому языку на тему "Корень-главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова" 2 класс
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

    Галимова Юлия Рустамовна

    Корень-главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Дата: 26.02.18г.                                                                                                        Учитель школы: Абдрахимова Р.Т.______

    Школа: МБОУ Кунашакская СОШ                                                                       Методист ЧПК№1: Кондратьева И.В._____

    Класс:2-а                                                                                                                  Студентка 45 группы: Сайфулина Ю.Р.

     

    Конспект урока по русскому языку

    Тема: «Корень – главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова.»

    Цели деятельности учителя: 

    Формирование  умения подбирать родственные слова для проверки написания безударных гласных и парных согласных в корне слова.

    Планируемые результаты:

    • Предметные:  
    • Уметь выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и общность написания корней;
    • Уметь разграничивать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;
    • Активизировать словарный запас при подборе родственных слов;
    • Личностные:
    • Контролировать свое поведение на уроке, усидчивость, аккуратность при работе в тетради;
    • Воспитывать осознанное уважительное отношение к орфографически верному письму;
    • Воспитывать свой интерес к русскому языку и художественной литературе;
    • Понимать роль орфографических правил в облегчении написания и чтения слов

    Тип урока: открытие нового знания.

    Оборудование : учебник «Русский язык» 2 класс часть 2 (программа «Перспектива»), учебная презентация.

    Этапы урока(методы, приемы)

    Время

    Содержание урок(деятельность учителя)

    Деятельность учащихся

    УУД

    Этап самоопределения к деятельности (словесный)

    2 мин.

    -Здравствуйте!

    Ну-ка, всё проверь дружок,

    Ты готов начать урок?

    Всё ль на месте,

    Всё ль в порядке,

    Ручка, книжка и тетрадь?

    Все ли правильно сидят?

    Все ль внимательно глядят?

    Каждый хочет получать

    Только лишь оценку «пять»?

    -Можете садиться.

    Приветствовать учителя, проверять готовность к уроку.

    Л.: воспринимать речь учителя, непосредственно обращенную к учащимся.

    Актуализация опорных знаний и мотивация (словесный, диалоговый)

    1 слайд

    2 мин

    5 мин.

    - Посмотрите на экран, постарайтесь собрать из слов предложение:

    нас, всё, у, сегодня, получится!

    Произнесём это предложение хором, «разбудим»  наши голоса.

    -  У нас сегодня всё получится! 

    Минутка чистописания.

    - Начнём наш урок с загадки.

       Загадка.

    Оно на небосвод взошло

    И смотрит к нам в оконце.

    Оно нам дарит свет, тепло.

    Всегда пусть светит...(Солнце)

    - Подарите своему соседу по парте «солнечную» улыбку. Удачи вам, ребята!

    - С какой буквы начинается запись слова «солнце»?

    - Пропишите заглавную и строчную буквы Сс в рабочей тетради. Назовите количество букв и звуков в слове «солнце».

    Запишите сегодняшнее число и классная работа.

    Ребята, послушайте  и ответьте мне на вопрос.  

    Ване надо было проверить безударную гласную в слове лиса из предложения « На полянку выбежала пушистая лиса». Ваня подобрал проверочное слово лес и написал: «На полянку выбежала пушистая леса» Всё ли он правильно сделал?

    Почему слова леса и лиса не родственные, не однокоренные? ( Потому что они не связаны по смыслу.)

    Как проверить слово лиса в этом предложении? (Проверочными словами лисы, лисонька). Значит в словах лиса и леса разные корни.

    А почему эти корни пишутся по-разному? (Потому что для них есть разные проверочные слова: лес и лисонька).

    Выполнять задание.

    Внимательно слушать учителя. Отвечать на вопросы.

    П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

    К.: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

    Постановка учебной задачи (практический, диалоговый)

    2 мин.

    2 слайд

    Ребята, а вот вы сейчас отвечали мне на вопросы, а исходя из ваших ответов, как вы думаете. Какая тема сегодняшнего урока?

    Тема урока «Корень- главная часть слова. Однокоренные слова»

    Какие цели вы поставите перед собой?

    Формулировать тему и цели урока.

    П.:  формулировать проблемы

    К.: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

    Открытие нового знания

    (работа с книгой ,практический, чтение и анализ)

    Динамическая пауза

    5 мин.

    1 мин

    5 мин

    2 мин

    - Ребята, давайте откроем учебник на стр. 46 и прочитаем упражнение 61.

    Прочитайте задание.

    Прочитайте текст про себя. Один читает вслух.

    Ребята, о чем этот текст?

    Как можно озаглавить этот текст?

    Давайте посмотрим, какие животные и их детеныши встречаются в этом тексте? Назовите их.

    А теперь давайте прочитаем с вами правило на стр. 49 внизу учебника.

    Запишите в тетради упражнение 61.

    Пальчиковая гимнастика.

    Запишите эти слова  тетрадь парами по образцу.

    О б р а з е ц. Слониха – слоненок.

    Что вы заметили в этих словах общего?

    Можно ли назвать их словами – родственниками? Почему?

    Выделите знаком            в каждой паре слов общую часть – корень. Проверьте, совпадают ли они по значению и написанию.

    Обратите внимание, ребята, что во всех родственных словах корень пишется одинаково и имеет общее значение.  

    А могут ли корни слов звучать и быть написаны одинаково, а по значению все-таки быть разными?

    А сейчас мы найдем с вами такие слова в упражнении 62 на стр 47.

    Рассмотрите рисунок. Что там изображено?

    Теперь прочитайте слова рядом с изображением. Объясните мне значение каждого слова.

    А как вы думаете, чем занимается водолаз? А подводник? На ваш взгляд, это интересные профессии?

    Запишите в тетрадь упр 62.

    Выпишите в тетрадь эти слова. Обозначьте корни. Ребята, сравните слова по значению и написанию.

    Какое слово в этом столбике не относится к группе родственных слов? (водитель) Почему?

    Хорошо, молодцы!

    Физкультминутка

    Ребята, я вижу, вы немного устали, давайте немного разомнёмся, встаём на физминутку.

    Движения повторяйте за мной. Начнём!

    Мы ладошкой потрясём,
    Каждый пальчик разомнём.
    Раз, два, три, четыре, пять
    Мы начнём опять писать.

    А теперь левую ручку разомнём.

    Чтоб красиво написать
    Надо пальчики размять
    Раз, два, три, четыре, пять
    За письмо получим пять

    Молодцы ! Присаживайтесь!

    Слушать учителя, читать текст, работать по учебнику, выполнять задания.

    Выполнять задание, работать с учебником, отвечать на вопросы.

    Учавствовать в физкультминутке

    П.: отвечать на вопросы

    П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

    К.: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

    П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

    К.: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

    Первичное закрепление во внешней речи (практический)

    5 мин.

    7 мин

    Итак, ребята, продолжим нашу работу! 

    Откройте 48 страницу учебника и посмотрите упр 63.

    Прочитайте про себя. Один прочитает вслух. Все ли слова в группах родственные? Запишите в тетрадь упр. 63 и выпишите только родственные слова и выделите корень.

    Рассмотрите модели слов. К словам какой строчки подходят эти модели? Объясните, почему не все слова в этой строчке являются родственными .

    Молодцы! Закрываем учебники.

    Сейчас вы будете работать самостоятельно.

    Посмотрите на слайд. Ваша задача дополнить предложения однокоренными словами: море, морской, приморский, моряк, морячка.

    1)Мы живем на берегу Черного …..  .  2) Мой отец - ……  .  3)Отец служит на большом …… корабле. 4) …… - это жена моряка. 5) Мы отдыхали в небольшом …… городке.

    Запишите дополненные вами предложения в тетрадь.

    А теперь обменяйтесь тетрадями. И сверьте ответы со слайдом. Если у вашего соседа все правильно – ставьте оценку 5 карандашом. Если одна ошибка ставьте 4. Две и более ошибки – 3.

    Выполнять работу, отвечать на вопросы.

    Выполнять работу самостоятельно, делать взаимопроверку

    К.: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

    Рефлексия деятельности по продукту(аналитический)

    2 мин.

    -Ребята, наш урок подходит к концу давайте подведём итог.

    - О чем мы сегодня с вами говорили на уроке?

    Чем мы сегодня занимались?

    Для чего важно верно находить корень слова? Есть ли в этом смысл?

    Хорошо, а теперь поднимите высоко руку, те кому сегодня было легко на уроке. Хорошо, молодцы! А теперь , поднимите руку те, кому была не понятна тема урока, и у кого возникли трудности в работе?   Какие трудности у вас возникли?

    Спасибо за урок!

    Отвечать на вопросы

    Р.: анализировать собственную работу

    Домашнее задание

    2 мин.

    Д/з РТ, упр. 131

    Записывать д/з



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по русскому языку "Определение глагола как части речи".3 класс УМК "ШКОЛА 2100"

    Урок повторения и закрепление изученногоЦель урока: сформировать грамматическое понятие «глагол»,развитие  умений определять значение глаголов, задавать к ним вопросы, познакомить с основны...

    Визитная карточка урока по русскому языку тема "Приставка, как часть слова"

    Визитная карточка урока по русскому языку по теме "Приставка, как часть слова"...

    Конспект урока по русскому языку Жизнь корня в составе слов разных частей речи.

    Предмет: русский языкКласс: 3-7Тема урока: Жизнь корня в составе слов разных частей речи.Цель урока: обобщить учебный материал обеспечить понимание обучающимися, что  родственные слова могут отно...

    КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ТЕМУ: "ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ОБ ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВАХ". 2 КЛАСС

    Цели: ознакомить с признаками однокоренных слов.Задачи: формировать представление о родственных словах, о корне слова;- учить подбирать и сравнивать родственные слова, выделять корень слова;- развиват...

    Сценарный план урока по русскому языку УУМ"ШколаXXI века" "Части слова", 2-3 класс (план, презентация, пояснительная записка)

    Урок автоматизации знаний по теме "Части слова". Презентацию можно использовать  и на уроках УУМК "Школа России", т.к.материал  позволяет закрепить знаний обучающихся. Также, можно использов...

    Конспект урока по русскому языку "Путешествие по Океану Частей речи. Обобщение знаний о частях речи"

    Цели: обобщить знания учащихся о частях речи, развивать сообразительность, логическоемышление, обогащать словарный запас, воспитывать чувство взаимовыручки...