Конспект урока по русскому языку на тему "Корень-главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова" 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Галимова Юлия Рустамовна

Корень-главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 26.02.18г.                                                                                                        Учитель школы: Абдрахимова Р.Т.______

Школа: МБОУ Кунашакская СОШ                                                                       Методист ЧПК№1: Кондратьева И.В._____

Класс:2-а                                                                                                                  Студентка 45 группы: Сайфулина Ю.Р.

 

Конспект урока по русскому языку

Тема: «Корень – главная часть слова. Однокоренные (родственные) слова.»

Цели деятельности учителя: 

Формирование  умения подбирать родственные слова для проверки написания безударных гласных и парных согласных в корне слова.

Планируемые результаты:

  • Предметные:  
  • Уметь выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и общность написания корней;
  • Уметь разграничивать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;
  • Активизировать словарный запас при подборе родственных слов;
  • Личностные:
  • Контролировать свое поведение на уроке, усидчивость, аккуратность при работе в тетради;
  • Воспитывать осознанное уважительное отношение к орфографически верному письму;
  • Воспитывать свой интерес к русскому языку и художественной литературе;
  • Понимать роль орфографических правил в облегчении написания и чтения слов

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование : учебник «Русский язык» 2 класс часть 2 (программа «Перспектива»), учебная презентация.

Этапы урока(методы, приемы)

Время

Содержание урок(деятельность учителя)

Деятельность учащихся

УУД

Этап самоопределения к деятельности (словесный)

2 мин.

-Здравствуйте!

Ну-ка, всё проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадь?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «пять»?

-Можете садиться.

Приветствовать учителя, проверять готовность к уроку.

Л.: воспринимать речь учителя, непосредственно обращенную к учащимся.

Актуализация опорных знаний и мотивация (словесный, диалоговый)

1 слайд

2 мин

5 мин.

- Посмотрите на экран, постарайтесь собрать из слов предложение:

нас, всё, у, сегодня, получится!

Произнесём это предложение хором, «разбудим»  наши голоса.

-  У нас сегодня всё получится! 

Минутка чистописания.

- Начнём наш урок с загадки.

   Загадка.

Оно на небосвод взошло

И смотрит к нам в оконце.

Оно нам дарит свет, тепло.

Всегда пусть светит...(Солнце)

- Подарите своему соседу по парте «солнечную» улыбку. Удачи вам, ребята!

- С какой буквы начинается запись слова «солнце»?

- Пропишите заглавную и строчную буквы Сс в рабочей тетради. Назовите количество букв и звуков в слове «солнце».

Запишите сегодняшнее число и классная работа.

Ребята, послушайте  и ответьте мне на вопрос.  

Ване надо было проверить безударную гласную в слове лиса из предложения « На полянку выбежала пушистая лиса». Ваня подобрал проверочное слово лес и написал: «На полянку выбежала пушистая леса» Всё ли он правильно сделал?

Почему слова леса и лиса не родственные, не однокоренные? ( Потому что они не связаны по смыслу.)

Как проверить слово лиса в этом предложении? (Проверочными словами лисы, лисонька). Значит в словах лиса и леса разные корни.

А почему эти корни пишутся по-разному? (Потому что для них есть разные проверочные слова: лес и лисонька).

Выполнять задание.

Внимательно слушать учителя. Отвечать на вопросы.

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

К.: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Постановка учебной задачи (практический, диалоговый)

2 мин.

2 слайд

Ребята, а вот вы сейчас отвечали мне на вопросы, а исходя из ваших ответов, как вы думаете. Какая тема сегодняшнего урока?

Тема урока «Корень- главная часть слова. Однокоренные слова»

Какие цели вы поставите перед собой?

Формулировать тему и цели урока.

П.:  формулировать проблемы

К.: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Открытие нового знания

(работа с книгой ,практический, чтение и анализ)

Динамическая пауза

5 мин.

1 мин

5 мин

2 мин

- Ребята, давайте откроем учебник на стр. 46 и прочитаем упражнение 61.

Прочитайте задание.

Прочитайте текст про себя. Один читает вслух.

Ребята, о чем этот текст?

Как можно озаглавить этот текст?

Давайте посмотрим, какие животные и их детеныши встречаются в этом тексте? Назовите их.

А теперь давайте прочитаем с вами правило на стр. 49 внизу учебника.

Запишите в тетради упражнение 61.

Пальчиковая гимнастика.

Запишите эти слова  тетрадь парами по образцу.

О б р а з е ц. Слониха – слоненок.

Что вы заметили в этих словах общего?

Можно ли назвать их словами – родственниками? Почему?

Выделите знаком            в каждой паре слов общую часть – корень. Проверьте, совпадают ли они по значению и написанию.

Обратите внимание, ребята, что во всех родственных словах корень пишется одинаково и имеет общее значение.  

А могут ли корни слов звучать и быть написаны одинаково, а по значению все-таки быть разными?

А сейчас мы найдем с вами такие слова в упражнении 62 на стр 47.

Рассмотрите рисунок. Что там изображено?

Теперь прочитайте слова рядом с изображением. Объясните мне значение каждого слова.

А как вы думаете, чем занимается водолаз? А подводник? На ваш взгляд, это интересные профессии?

Запишите в тетрадь упр 62.

Выпишите в тетрадь эти слова. Обозначьте корни. Ребята, сравните слова по значению и написанию.

Какое слово в этом столбике не относится к группе родственных слов? (водитель) Почему?

Хорошо, молодцы!

Физкультминутка

Ребята, я вижу, вы немного устали, давайте немного разомнёмся, встаём на физминутку.

Движения повторяйте за мной. Начнём!

Мы ладошкой потрясём,
Каждый пальчик разомнём.
Раз, два, три, четыре, пять
Мы начнём опять писать.

А теперь левую ручку разомнём.

Чтоб красиво написать
Надо пальчики размять
Раз, два, три, четыре, пять
За письмо получим пять

Молодцы ! Присаживайтесь!

Слушать учителя, читать текст, работать по учебнику, выполнять задания.

Выполнять задание, работать с учебником, отвечать на вопросы.

Учавствовать в физкультминутке

П.: отвечать на вопросы

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

К.: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

К.: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Первичное закрепление во внешней речи (практический)

5 мин.

7 мин

Итак, ребята, продолжим нашу работу! 

Откройте 48 страницу учебника и посмотрите упр 63.

Прочитайте про себя. Один прочитает вслух. Все ли слова в группах родственные? Запишите в тетрадь упр. 63 и выпишите только родственные слова и выделите корень.

Рассмотрите модели слов. К словам какой строчки подходят эти модели? Объясните, почему не все слова в этой строчке являются родственными .

Молодцы! Закрываем учебники.

Сейчас вы будете работать самостоятельно.

Посмотрите на слайд. Ваша задача дополнить предложения однокоренными словами: море, морской, приморский, моряк, морячка.

1)Мы живем на берегу Черного …..  .  2) Мой отец - ……  .  3)Отец служит на большом …… корабле. 4) …… - это жена моряка. 5) Мы отдыхали в небольшом …… городке.

Запишите дополненные вами предложения в тетрадь.

А теперь обменяйтесь тетрадями. И сверьте ответы со слайдом. Если у вашего соседа все правильно – ставьте оценку 5 карандашом. Если одна ошибка ставьте 4. Две и более ошибки – 3.

Выполнять работу, отвечать на вопросы.

Выполнять работу самостоятельно, делать взаимопроверку

К.: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Рефлексия деятельности по продукту(аналитический)

2 мин.

-Ребята, наш урок подходит к концу давайте подведём итог.

- О чем мы сегодня с вами говорили на уроке?

Чем мы сегодня занимались?

Для чего важно верно находить корень слова? Есть ли в этом смысл?

Хорошо, а теперь поднимите высоко руку, те кому сегодня было легко на уроке. Хорошо, молодцы! А теперь , поднимите руку те, кому была не понятна тема урока, и у кого возникли трудности в работе?   Какие трудности у вас возникли?

Спасибо за урок!

Отвечать на вопросы

Р.: анализировать собственную работу

Домашнее задание

2 мин.

Д/з РТ, упр. 131

Записывать д/з



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Визитная карточка урока по русскому языку тема "Приставка, как часть слова"

Визитная карточка урока по русскому языку по теме "Приставка, как часть слова"...

Конспект урока по русскому языку Жизнь корня в составе слов разных частей речи.

Предмет: русский языкКласс: 3-7Тема урока: Жизнь корня в составе слов разных частей речи.Цель урока: обобщить учебный материал обеспечить понимание обучающимися, что  родственные слова могут отно...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ТЕМУ: "ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ОБ ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВАХ". 2 КЛАСС

Цели: ознакомить с признаками однокоренных слов.Задачи: формировать представление о родственных словах, о корне слова;- учить подбирать и сравнивать родственные слова, выделять корень слова;- развиват...

Сценарный план урока по русскому языку УУМ"ШколаXXI века" "Части слова", 2-3 класс (план, презентация, пояснительная записка)

Урок автоматизации знаний по теме "Части слова". Презентацию можно использовать  и на уроках УУМК "Школа России", т.к.материал  позволяет закрепить знаний обучающихся. Также, можно использов...

Конспект урока по русскому языку «Жизнь корня в составе слов разных частей речи»

В ходе данного урока мы сможем показать детям, что родственные слова могут относиться к разным частям речи....

Конспект урока по русскому языку "Разбор глагола как часть речи", УМК "Перспектива", 4 класс

    Предметные:Знать: алгоритм разбора глагола как части речи;Уметь: разбирать глагол как часть речи;Вспомнить о грамматических признаках глагола.     Личностные:п...