Конспект урока по русскому языку "Характеристика предложения и разбор слова как часть речи" 4 класс УМК "Перспективная начальная школа"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Неупокоева Людмила Сергеевна

Данный урок будет полезен учителям начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rus_yaz_4_kl.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

Перспективная начальная школа

4 класс

Тема: Характеристика предложения и разбор слова как часть речи.

Цель: организовать деятельность обучающихся по восприятию и осмыслению алгоритма характеристики предложения и разбора слова как часть речи.

Задачи: 

1) обучающая – систематизировать знания о членах предложения и на примере одного предложения показать, что дать характеристику слову как часть речи можно только в контексте – с учетом его работы в предложении;

2) развивающая – создать условия для развития орфографической зоркости, речи, внимания, фонематического слуха;

3) воспитывающая – содействовать воспитанию аккуратности при выполнении заданий.

Учебные материалы: учебник, тетрадь, наглядности.

Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат совместной деятельности

1. Орг. момент

2. Актуализация знаний

3. Изучение нового материала

4. Итог

5. Домашнее задание.

6. Рефлексия.

-Здравствуйте. Меня зовут Людмила Сергеевна. Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Присаживайтесь.

Пальчиковая гимнастика.

С ветки ягодки срываю

И в лукошко собираю.

Будет полное лукошко.

Я попробую немножко.

Я поем еще чуть-чуть

Будет легким к дому путь.

Чистописание.

- Откройте тетради, запишите число.

- Сегодня мы пропишем заглавную и строчную букву С.

Словарная работа.

На доске слова с пропущенными буквами.

- Спишите слова, обозначьте орфограммы.

Салют, свобода, сегодня, секрет, солдат.

Проверка.

Сообщение темы.

- Сегодня на уроке мы повторим морфологический разбор имен существительных и имен прилагательных, а также синтаксический анализ предложений. На доске записано строчка из стихотворения М.Лермонтова: Белеет парус одинокий в тумане моря голубом.

- Белеет парус одинокий в тумане моря голубом.

- Красиво … - мечтательно сказал Миша.

- Очень красиво, - согласилась Евдокия Васильевна.

- Скажите, а почему так красиво звучит эта строчка?

- Что такое предложение?

- Можем ли мы дать характеристику слова как часть речи, не учитывая его связи с другими словами в предложении?

- Все слова в предложении находятся во взаимоотношениях. А как можно обозначить эти отношения между членами предложения?

- Правильно. Вот сейчас мы этим и займемся. Записывайте предложение.

- Находим основу предложения.

- Это у нас «командиры» предложения. Обозначим крестиком.

- Чтобы их выделить, нужно использовать две стрелки.

- Сейчас мы видим, что это основа предложения.

- Теперь обозначим словосочетания, с помощью одной стрелки, которая нацеливается от «командира» на слово «подчиненного», т.е. указывает на независимый член с/с.

- Вот посмотрите – это первый способ обозначения отношений между членами предложения.

- Следующий способ – с помощью подчеркивания.

- О чем говорится в предложении?

- Что?

- Парус – это …

- Парус что делает?

- Задаем вопросы от подлежащего. Парус какой?

- Можем мы еще задать вопрос от подлежащего?

- Тогда задаем вопросы от сказуемого. Белеет где?

- В тумане чего?

- В тумане каком?

- Так хорошо. Это второй способ обозначения. Сейчас сделаем схему! И посмотрим, что к чему прикрепляется.

- А вот теперь можно давать характеристику любому слову в этом предложении. Давайте сделаем разбор слова ПАРУС. Записываем слово ПАРУС.

- Что обозначает?

- Отвечает на вопрос …

- Значит, это …

- Ставим цифру 1 и записываем:

1. Парус (что?) – сущ.

- Начальная форма.

2. Нач. ф. – парус.

- Постоянные признаки: род - …, склонение - …

3. М.р., 2 скл.

- Стоит в форме: … падежа … числа.

4. И.п. ед.ч.

- Чем является в предложении?

- А теперь разберем слово ГОЛУБОМ.

- Маша выходит к доске и записывает. Разбор выполняем коллективно.

- Голубом – обозначает признак предмета, отвечает на вопрос каком? – значит, это прилагательное.

- Начальная форма – голубой.

- Стоит в форме: … рода … падежа … числа.

- Чем является в предложении?

- А сейчас сравним разбор существительного и прилагательного. Что между ними общего?

- А почему так много общего?

- Разберите остальные сущ. в этом предложении: тумане, моря.

- О чем на уроке мы сегодня говорили?

С. 87 упр. 62.

- За что вы можете похвалить себя? Своих одноклассников?

- Откройте дневник. Запишите д/з стр. 62 упр. №111, 112.

- Вы отлично поработали сегодня, я очень рада за вас. А в награду, подготовила вам слово, но жук-буквоед съел половинки букв. Сможете догадаться, что здесь написано?

Приветствие.

Присаживаются.

Открывают тетради.

- Это предложение из стихотворения.

- Слово или сочетание слов, выражающее законченную мысль.

- Нет.

- С помощью стрелок, подчёркивания, схемы.

- Белеет парус.

- О парусе.

- Парус.

- Подлежащие. Подчеркиваем одной чертой.

- Белеет. Это сказуемое. Подчеркиваем двумя чертами.

- Одинокий. Это определение. Подчеркиваем волнистой линией.

- Нет.

- В тумане. Это обстоятельство. Подчеркиваем точкой с черточкой.

- Моря. Это дополнение.

- Голубом. Это определение.

- Предмет.

- Что?

- Существительное.

- Парус.

- Мужской род, второе склонение.

- Именительный падеж единственного числа.

- Подлежащим.

1. Голубом (каком?) – прилаг.

2. Нач. ф. – голубой.

3. М.р. П.п. ед.ч.

4. Определение.

- Все, кроме склонения совпадает.

Подготовились к работе на уроке.

Готовность учащихся к активной учебной деятельности, наличие познавательного интереса.

Усвоение и понимание нового материала. Самостоятельность обучающихся в добывании знаний и способов деятельности, наличие познавательного интереса.

Самостоятельность обучающихся в выполнении заданий.

Подведение итогов урока.

Понимание и усвоение д/з.

Выявление самочувствия на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по русскому языку "Окончание и основа слова. Нулевое окончание." 2 класс "Перспективная начальная школа".

Тип урока: открытие новых знаний. На уроке используются различные формы работы -индивидуальные, групповые и фронтальные....

Открытый урок по русскому языку по теме: «Разбор слова по составу» 2 класс

Сценарий урока по русскому языку по теме:«Разбор слова по составу» 2 класс...

Конспект урока по русскому языку на тему "Окончания слов-названий предметов" 2 класс, УМК "Перспективная начальная школа"

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с окончанием как изменяемой частью слова и его ролью в словах- названиях предметов; формирование умения находить в словах окончания.Планируемые результат...

Конспект урока по русскому языку "Развитие речи. Сочиняем басню по картине" (3 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока: «Развитие речи. Сочиняем басню по картине»Цели деятельности учителя:-Формирование умений писать сочинение басни по картине Готфирда Минда «Ко...

Конспект урока по русскому языку "Склонение имен прилагательных во множественном числе" (3 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема урока: «Склонение имен прилагательных во множественном числе» Цели деятельности учителя:...

Конспект урока литературного чтения "Н.Некрасов "На Волге" (2,3 часть)" (3 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ  Тема урока: «Отрывки из поэмы Николая Некрасова "На Волге" 2,3 часть»Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности...

Технологическая карта урока русского языка "Разбор слова по составу" (3 класс), УМК "Начальная школа XXI века"

Тип урока: урок рефлексииЦель урока: создание условий для повторения и закрепления алгоритма разбора слова по составу.Задачи урокаДидактические:повторить части слова и алгоритм разбора слова по состав...