Главные вкладки

    Методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему:
    Урок русского языка 2 класс, Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».

    Зинченко Зинаида Васильевна

    Урок разработан с использованием технологии взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме - использование детьми ролей учителя и ученика. При этом данная технология позволяет широко использовать занимательный материал, дидактические игры, игровые ситуации  во всех классах: с первого по четвертый. Урок организуется таким образом, чтоб каждый школьник по очереди был то "учителем", то "учеником" и отвечал не только за свои знания, но и за знания товарища.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Urok_russkogo_yazyka.docx94.92 КБ

    Предварительный просмотр:

    Русский язык.

    Образовательная программа « Школа 2100».

    Учебник « Русский язык», 2 класс, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. М.: « Баласс», 2007 г.

    Учитель Зинченко Зинаида Васильевна.

    Высшая категория.

    с.Новопавловка, Белоглинский район, Краснодарский край.

    МБОУ СОШ  №16  Белоглинского района.

    Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».

    Цель:- познакомить с понятием «корень слова»;

    -учить находить в группе  слов однокоренные слова,

    -развивать речь, совершенствовать навык письма,

    - воспитывать умение общаться в коллективе.

    1. Орг. момент.

    - Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода? А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться. Я хочу поделиться улыбкой с вами.

                    Привет, сосед,

    Улыбнись мне в ответ

    Я хочу, чтобы ты не грустил,

    Всем улыбку свою дарил.

    1. Чистописание.

    - Запишите в тетрадях число. Урок начнем с минутки чистописания. Я показываю на доске, вы за мной в воздухе, а потом записываете в тетрадях.

    Ребята, как вы думаете для чего мы проводим чистописание?

    её/ её    ёлка     черный     желтый

    Назовите опасные места в словах.

    А какие еще словарные слова мы изучили на прошлых уроках мы узнаем из игры.

            2) Словарная работа.

    Игра «Волшебная яблоня».

    На этой яблоне выросли не простые яблоки. На них написаны буквы. Сорвать эти яблоки может тот, кто скажет, какие буквы пропущены в словах.

    К.рова                                     М.л.ко                                      

    Вет.р                                                                       Л.сица                                        

    П.льто                                                                     М.шина

    За.ц                                                                          .года

    С.рока                                                                      С.бака

    Ребусы.   Чтобы разгадать зашифрованные в них слова, надо хорошо знать предлоги. Попытайтесь прочитать слова.

                 

    Порт                                    Воз                                       Подвиг

                                                 

    Надуть                                    Надо

    Назовите предлоги которые нам встретились в этом задании.(По,в,под,над,на).

    Физминутка.

      Введение в новый раздел.

     - Рассмотрите новый кадр на фотопленке (с.74).

     - Чему удивился Петя Зайцев?

     - Что такое корень?

    (Слово  корень –  многозначное)

    1. Подземная часть растения.
    2. Внутренняя,  находящаяся  в теле часть зуба, волоса, ногтя.)

     - Что общего в значении этого слова? (Важная часть чего-либо).

    Как вы думаете что мы будем изучать сегодня на уроке?

    Мы будем говорить о корне как части слова.

    А как проверить  действительно ли корень важная часть слова?

    ( Объявление темы и цели урока).

    1. Наблюдение над однокоренными словами, значением корня.
    1. Работа на доске.

    Жил-был корень -сад- .Один догадливый человек решил его посадить. Выросло необыкновенное словесное дерево. Вместо ветвей росли на нем слова. У них была общая часть, та, что человек посадил сначала.

         -сад-

              С      С     С     П                  Как-то много лет назад

              А      А     А    О                  Посадили странный сад

              Д      Д     Д     С                  Не был сад фруктовым

              О      О     И    А                  Был он только словом.

              В      К     К     Д

              Н                     И

              И                     Т

              К                      Ь

    Хотите сами стать садовниками? (Да)

    Сегодня мы будем работать в группах. О чем мы должны помнить, общаясь друг с другом? (Вежливо обращаться  друг к другу.  Выслушивать мнение каждого, не перебивая. Доказывать свои версии. В группе ответы дает каждый. Быть внимательным друг к другу.  Умеешь сам – научи

           2) Работа в парах.

    (Карточки: -  зим  -, - корм -, - кос -, - лен -, - бол -, - лес -, - стол -, - мед -,

    - дожд -, - звер -, - гор -, - гриб -, - час-, -дом -, - ход -, - мир -, - кот -, - бел -,

    -мороз -). Посадите корни слов.

    Взаимообмен в парах.

    Это слово, слово - корень

    Разрастаться стало вскоре

    И плоды нам принесло                

    Стало много новых слов. Каких?

    Прочитайте только корень.

    Вы поняли,  что означает это слово?

    А попробуйте закрыть корень и прочитать

    оставшиеся части. Ясен ли смысл слова?

    Вывод: (дети пытаются сделать самостоятельно).

    В корне заключен смысл слова. Это главная часть слова, от него «растут» другие слова.

    Учитель. Такие словесные «деревья» называются словообразовательными гнездами.

    V. Закрепление.  Работа по учебнику.

    а) Упр. 116, с. 73.

    Какой корень «посадили» здесь?

    б) Упр. 117. с 74-75. (По заданию)

    в) Работа над правилом с. 75.

    г) Сделайте выводы. Мы узнали о корне вот что:

    - что такое корень;

    - роль корня в слове;

    - как выделить в слове корень.

    Что такое  корень слова? Приведите примеры.

    Как правильно выделить корень?

    VI. Д. з. Упр. 100, с. 48 («Дидактический материал»)

    VII.Итог урока:

    - Чем занимались на уроке? Что нового узнали?

    -  Найдите правильное определение корня.

    «Корень – это общая часть всех слов.

    Корень –  это главная часть предложения.

    Корень – это общая часть однокоренных слов».

    IX.Рефлексия.

    - Отлично работали, хорошо!  (Звучат фамилии учеников).

    - Кого, на ваш взгляд, я не отметила за отличную, хорошую работу?

    - Встаньте и изобразите собой шкалу успеха. Покажите, на сколько сегодня вы:

    1) были успешны на уроке и чувствовали себя комфортно;

    2) разобрались с темой урока;

    3) умеете применять свои знания.

       (Сидят за партами – плохо, слабо;

      Просто стоят – хорошо;

      Стоят,  руки вверх – отлично).

    Приложение 1.

    Карточки для парной работы.

    - зим  -,  - корм -

    - кос -,   - лен -

    - бол -,  - лес -

    -стол-,   -мед-

    - дожд -, - звер -

    гор -,  - гриб -

     - час-,  -дом -

    - ход -, - мир -

    - бел -,

    -мороз -


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка "Наблюдение над однокоренными словами.Определение корня слова". 2 класс.

    На этом уроке дается определение корня, однокоренных слов. Проводится наблюдение над однокоренными словами, подбор групп однокоренных слов и выявление признаков, по которым слова являются однокоренным...

    Урок по русскому языку "Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова".

    Урок для учащихся 2 класса проводится с целью развивать умение распознавать однокоренные слова, находить и выделять в словах корень....

    Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова. Русский язык 2 класс

    Цели: формировать умение подбирать однокоренные слова; знать два признака однокоренных слов; уметь применять полученные знания и умения...

    Тема: Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.

    Цель:–развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов....