Конспект урока русского языка во 2 классе « Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова». УМК «Школа 2100»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Урок открытия новых знаний + самоанализ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_moy.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

1. Ф.И.О. учителя: Тюжина Татьяна Леонидовна

2. Класс: 2  Дата: 13.12.12.   Предмет:   русский язык  

3. Тема урока « Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».

4. Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме

5. Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные):

  • уточнение представлений о понятиях «корень», «однокоренные слова»;
  • развитие умения распознавать и подбирать однокоренные слова,
  • развивать речь, творческие способности, совершенствовать навык письма,
  • воспитывать умение общаться в коллективе.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I.Оргмомент.

Словарная работа.

II.Введение в новый раздел.

Рассмотрим новый кадр на кинопленке в учебнике перед упр.116.

-Чему удивился Петя Зайцев?

-Что такое корень?

-Какое еще значение слова корень вам известно?

-Оказывается, у слова корень несколько значений.

Вспомните, как называются такие слова?

-Как вы думаете, какое значение слова корень будет нам больше всего интересно?

II.Формулирование учениками темы урока.

Сформулируйте тему урока и укажите, какие вопросы можно рассмотреть в этой теме. Составим план работы.

III.Наблюдение над однокоренными словами, значением корня.

1.Работа на доске.

Жил-был корень –сад-. Один догадливый человек решил его посадить. Выросло необыкновенное словесное дерево. Вместо ветвей росли на нем слова. У всех была общая часть, та, что человек посадил сначала.

(на доске появляется «дерево», на нем однокоренные слова: садик, садовый, садовник, посадить, посадка)

-Запишите слова. Как они называются?

-Что такое однокоренные слова?

-Выделите корень значком.

Хотите сами стать такими садовниками? Посадим корень –стол-.

-Как называются такие расплодившиеся слова?

-Проведем маленький эксперимент.

-Назовите в этих словах только корень. Вы поняли, что означает слово?

-Покажите, как значение корня стол «присутствует» в других словах? Для этого объясните все однокоренные слова через корень стол.

-А попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слова?

-Без какой же части не бывает слова?

-Почему?

-Посмотрите на план на доске и сделайте вывод: что такое корень?

-Сравните свои выводы с текстом учебника после упр.117.

-Что для вас было новым? Непонятным?

IV.Развитие учебно-языковых и речевых умений.

V.Итог урока.

-Найдите правильное определение корня.

VI.Домашнее задание.

1.Задание №2, тема 9 в «Рабочей тетради».

2.Упр.100 («Дидактический материал»).

Словарная работа. Игра – загадка (дети по картинке описывают предмет, остальные угадывают)тетрадь, карандаш, ученик.

-Подземная часть растения.

-Часть слова, корень зуба, волоса, ногтя.

-Многозначными.

-Корень слова.

II.Формулирование учениками темы урока.

После ответов учеников на доске появляется план:

1.Что такое корень слова?

2.Однокоренные слова.

3.Значение корня.

-Однокоренными.

Слова, у которых общий корень, значение которого присутствует во всех словах.

Запись слов: столик, столовая, застолье, настольный.

Закрывают части слова кроме корня.

-Да.

-Столик-маленький стол, столовый – нужный для стола, настольный – стоящий на столе, застолье – еда на столе.

-Нет.

-Без корня.

-В корне заключен главный смысл слова, без корня слово не имеет смысла.

-Это главная часть слова.

-У однокоренных слов есть общая часть – корень. В корне заключен общий смысл всех однокоренных слов. От него образуются «растут» новые слова.

IV.Развитие учебно-языковых и речевых умений.

1.Работа по учебнику(в паре)

Упр.116 – развитие умения находить общую часть однокоренных слов.

2.Задание №2, тема 9 в «Рабочей тетради»

3.Доказательство. что корень – главная часть слова. В этом вам поможет

I вариант –слово лес.

II вариант – слово дом.

(подбирают однокоренные слова, закрывают корень, остаются части смысл которых непонятен.)

4.Доказательство, что корень –общая часть однокоренных слов. В этом вам поможет «подсказка» после текста в рамке, вопрос.

5.Сказка про корень слова (творческое задание, приготовленное дома)

Работа с карточками.

Белоснежка: «Корень – это общая часть всех слов».

Буратино: «Корень – это главная часть предложения»

Золушка: «Корень – это общая часть однокоренных слов»

VII.Самооценка.

Личностные:

-осознавать роль языка в речи и жизни людей.

Регулятивные:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

-наблюдать, анализировать, сравнивать, делать обобщения;

-учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника.

Познавательные:

-ориентироваться в учебнике;

-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные:

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

-слушать и понимать речь других;

-учиться работать в паре

Самоанализ урока:

Урок построен на технологии проблемного диалога, что соответствует технологиям обучения в Образовательной системе «Школа 2100».

   Материал урока соответствовал уровню подготовленности учащихся класса, что обеспечивало обратную связь.   Выбранный  темп учебной работы на уроке позволил добиться поставленных задач.

     Словарная работа (задание – придумай загадку), способствовала развитию творческих способностей учащихся. 

     Постановка познавательных задач перед учащимися прошла в виде проблемного диалога. Дети работали в парах, что позволило включиться в работу как  учащимся с высоким уровнем развития, так и «слабым» детям.

   Изложение новых знаний не давалось в готовом виде, детям была предложена проблемная ситуация, при решении которой они смогли приобрести новые знания.

Применение проблемной ситуации на уроке дает возможность формировать у учащихся определенную познавательную потребность и обеспечивало необходимую направленность мысли на самостоятельное решение возникшей проблемы. Таким образом, создание проблемных ситуаций в процессе обучения обеспечивает постоянное включение учеников в самостоятельную поисковую деятельность, направленную на разрешение возникающих проблем, что неизбежно ведет к развитию стремления к познанию и творческой активности учащихся. Ответ на проблемный вопрос или решение проблемной ситуации требовало от ребенка выведения такого знания на основе имеющегося, которым он еще не обладал, т.е. решения творческой задачи.

Закрепление учебного материала носило поисковый характер. В ходе выполнения этого задания, дети узнали, что такое корень и какие слова называются однокоренные.

   Постепенно увеличивалась степень сложности задания и самостоятельности учащихся при их выполнении. Самостоятельная работа проведена с целью закрепления и углубления знаний учащихся по теме урока, способствовала развитию самостоятельности. 

     Домашнее задание ориентировано  на самостоятельный поиск решения.

    Применение проблемно - диалогического  обучения на уроке позволило сделать его интересным, насыщенным, плотным по структуре.

  На каждом этапе урока учитывались индивидуальные особенности и интересы учащихся, уровень  их подготовленности, осуществлялась  индивидуализация обучения и дифференцированный  подход. Сочинение сказки про корень слова выявило творческие способности одаренных детей.

  Использовала различные виды контроля  на уроке: ученик- ученик    (при работе в парах), самоконтроль, ученик – учитель      (сравнение своей работы с образцом);

  В учебном материале присутствовали  внутрипредметные и межпредметные связи, которые имели педагогическую  целесообразность.

   Порядок и дисциплина учащихся на уроке поддерживалась умелой организацией, интересным материалом, высокой степенью корректности учителя в отношении детей.  Приветствовалась активность детей,  поощрялась  самостоятельность. Доброжелательный тон, умение контролировать внутриколлективные отношения позволили комфортно чувствовать себя всем детям на уроке.  

 Перегрузки учащихся на уроке не было, так как:

     - проведена физминутка;

     - чередование письменных и устных заданий;

     - работа у доски.

   План урока выполнен полностью; урок образовательной, воспитывающей и развивающей целей достиг, что подтверждают осознанные ответы учащихся на итоговые вопросы урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 2 класс. "Учимся писать буквы согласных в корне слова. Закрепление.".

Конспект урока русского языка. 2  класс. Программа "Начальная школа 21 века". Тема урока: Учимся писать  буквы согласных в  корне  слова. Закрепление....

Урок русского языка 2 класс.По теме:" Парные согласные в корне слова".

Урок русского языка.Форма урока освобождение снежного барса из плена.Цель урока:  расширить знания детей о проверочных словах при проверке безударных гласных и парных согласных в корне, учит...

Конспект урока русского языка по теме "Введение орфограммы "Удвоенные согласные в корне слова""

2 класс по системе Л.В.Занкова, программа Русский язык, Нечаева Н.В....

Проект урока русского языка 2 класс "Анализ возможных ошибок при определении родственных слов и выделении корня"

На данном уроке в результате анализа возможных ошибок, ребята создают памятку, которая позволит им проверять себя при подборе родственных слов и выделении корня....

Открытый урок русского языка 2 класс "Проверка орфограмм слабых позиций в корне слова"

Система Д.Б.Эльконина -В.В.ДавыдоваРабота по усвоению учащимися каждой операцией при проверке орфограмм в корне слова....

Презентация к уроку русского языка 2 класс. По теме "Безударная гласная в корне слова". Урок-игра "Счастливый случай ". Программа 2100

Презентация по русскому языку, по теме "Безударная гласная в корне слова". Урок-игра "Счасливый случай". Программа 2100. ФГОС....