Открытый урок русского языка 2 класс "Проверка орфограмм слабых позиций в корне слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Хохлова Ольга Олеговна

 

Система Д.Б.Эльконина -В.В.Давыдова

Работа по усвоению учащимися каждой операцией при проверке орфограмм в корне слова.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_otkrytyy_urok_dorabotannyy.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок.

Русский язык 2 класс

Тема урока: Проверка ОСП в корне слова.

Работа по усвоению учащимися каждой операцией при проверке орфограмм в корне слова.

Цель урока:

-усвоение  учащимися каждой операцией при проверке орфограмм в корне слова

Задачи урока:

-   совершенствовать следующие умения и навыки:

  1. на слух выделять ОСП в словах;
  2. подбирать однокоренные слова и выделять корень в слове;
  3. подбирать родственные слова, в корне которых звук находится в сильной позиции;
  4. обозначать буквой звук в слабой позиции

- формировать умение работать в группе, в паре;

- осуществлять взаимопроверку и самоконтроль;

- обогащать словарный запас учащихся, развивать речь.

Оборудование:

Ход урока:

I.Создание учебной ситуации

Цель: - создать доброжелательную атмосферу в классе, настроить детей на работу

У: Посмотрите на доску. Перед вами словарики настроений.

     Скажите, какое сейчас у вас настроение?

Д:  (ответы детей)

     

У: Если у вас хорошее настроение, вы уверены в себе,  всё обязательно получится.

Начнём  урок.

II. Постановка проблемы

Цель: - показать   необходимость проверки ОСП

У: Я хочу вам рассказать историю, которая однажды произошла с вашими сверстниками.

Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». Коля записку прочитал и пообещал придти. Собрались ребята вечером.

«Мяч будет, – сказал товарищам Дима. – Колька принесет».

Пришел Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч.

Ребята расстроились, что не придется поиграть в футбол.

 

 У: Почему так получилось?

Д: Дима не проверил,  ОСП в слове м…чом.

У: В какой значимой части орфограмма?

     Как проверим слабую позицию в корне слова?

 

Д: (есть) мяч

У:  Итак, какая гласная будет обозначать гласный звук в слабой позиции в слове м…чом?

Д: Гласная  буква Я.

 На доске  табличка:

С м…ч?м- ( есть) мяч- с мяч?м

III. Определение темы и цели урока

Цель: - учить определять цель до начала выполнения работы

У: Попробуйте сформулировать тему урока (ответы детей)

У: Итак, тема урока: «Проверка ОСП в корне слова».

У: Какова  наша главная цель? (ответы детей)

У: Цель урока:

-усвоить  каждую операцию при проверке ОСП в корне слова.

У:  Мы  ответим на вопросы:

III.Конкретизация способов проверки ОСП

У: Что надо проверять? Какие гласные нельзя писать без проверки?

Д: Гласные (А,О,И,Е,Я)

У: Все ли согласные могут быть в слабой  позиции?

Д: Нет, только парные.

У: Где в слове? В какой значимой части мы умеем проверять ОСП при помощи родственных слов?

Д: В корне.

У: Чем надо проверять слабую позицию в слове?

Д: Сильной позицией в той же значимой части слова.

У: Как надо проверять?

Д: Подобрать однокоренное слово, изменение.

У: На предыдущем уроке мы составили алгоритм проверки ОСП. Поднимаемся на первую ступеньку и вспомним с чего начать работу при проверке ОСП  

Д:  Первый шаг алгоритма - найти в слове слабую позицию.

У: Посмотрите на доску.  На доске схемы. Что это за схемы?

                 

У: Как вы думаете, какое задание я вам приготовила?

Д: Вы дадите слова, а мы будем писать их в разные столбики. В первый слова, где встречаются ОСП гласных. Во второй столбик слова с ОСП для согласных

У: А можно ли обозначать звуки в слабых позициях по слуху?

Какое ещё условие вы будете соблюдать?

Д: Записывать слова с пропуском ОСП.

 У: Работать будем в парах.

 Одна пара работает у доски.

(Учитель обращается к одному из детей в паре.)

 У:Ты будёшь отвечать за слова, в которых есть слабая позиция гласного.

( Обращается ко второму ученику)

У: Какие слова будут твоими?

У: Первое слово враги.

Покажите, как будете рассуждать, чтобы понять, чьё это слово?

У: Вам понятно, как будете работать в паре?

Кто сидит справа, выбирает слова  к I модели, слева - ко II.

Учитель диктует слова:

Бобры,  прямой, сугроб, ведро, убегал, рука, чашка, клюв, глазки, арбуз

У: Сравните свою работу с записью на доске. Оцените работу пары (дети используют знаки + или – )

У: Если необходимо, задайте вопросы?

 (Если дети не задают подобного вопроса, учитель помогает им)

У: Почему не записали слово рука?

Д: В слове нет ОСП

У: Почему слово арбуз оказалось в двух столбиках?

Д: В слове две ОСП (для гласного и для согласного)

У: Итак, вы уже легко находите слабые позиции  в словах.

У: Вернёмся к алгоритму. Поднимемся еще на одну ступеньку.

    Второй шаг алгоритма - выделить в слове корень.

   Что необходимо сделать, чтобы правильно выделить корень в слове.

Д: Подобрать однокоренные слова.

У: Правильно, собрать гнёзда родственных слов.

     А что такое однокоренные  слова?

Д: Эти слова близкие по значению и имеют общий корень.

     Работаем в группах. Напомните правила работы в группе

Каждой группе учитель выдаёт листы. На листочках записан корень. Вам нужно найти его «родственников» (не менее трех слов).

Постарайтесь, чтобы это были слова-предметы, слова-признаки, слова-действия.

В  подобранных словах выделите корень.

Задания для групп:

1 группа: -вар-

2 группа: -соль-

3 группа: -бел-

4 группа: -корм-

Группы выполняют задание.

У: Выберите того, кто будет отвечать.

Представители от групп отчитываются о выполненном задании, остальные группы оценивают  ( знаки + или - ).

У: Группа ребят из другого класса тоже выполняла такое задание. Вот что у них получилось:

-бел-       белка, белить, белила, беленький;

-корм-    кормил, кормили, кормушка, кормящий.

У: Согласны ли вы с  ребятами?

Д: Нет. В первой группе лишнее слово белка. Это слово с омонимичным корнем.

     Во второй группе лишнее слово кормили. Это изменение по числу.

Итак, подбирать однокоренные слова и выделять корень в словах  вы умеете.

У: Обратимся к алгоритму. Продвигаемся дальше.

    Какой последний шаг при проверке ОСП в корне слова.

Д: Подобрать родственное слово или изменение, чтобы звук находился в сильной позиции. Затем обозначить буквой звук в слабой позиции.

Работаем в группах. У каждой группы на столе карточка.

 Проверим орфограммы в словах, записанных с пропусками. Найдите проверку среди записанных слов.

№1.П…сатель - письмецо, письменный,   письма;

№2. С…лач - сильный,  силёнка,  сила;

№3. Уч…ник - учёба, учитель.

У:Если проверить однокоренными словом учёба - надо писать букву Е, а словом учИтель- надо писать буквуИ.  Орфограмма в слове уч_ник имеет две проверки. Как здесь быть?

учЕник-учЁба       ?   учИник-учИтель

 Выделим корень в этих словах.

 У: Орфограмма в слове уч_ник находится за корнем или в корне?

Д: Орфограмма находится за корнем. Обе проверки неверные.

У: Попробуйте сделать вывод, опираясь на схему.

Д: Прежде чем проверять орфограмму с помощью родственного слова, надо убедиться, что она находится в корне.

У: Посмотрите на доску.

    Чем необходимо пользоваться при подборе изменений к словам с ОСП?

Д: Словами- помощниками.

                   

                     Помощники???

   и              и            и

                 

У: Каждая группа получает задание, рассказать о помощниках при изменении слов-предметов, признаков, действий для проверки ОСП.

Четвёртая группа - эксперты.

У: Эксперты  оцените выполненное задание по ранее выработанным  критериям.

Критерии оценки:

-правильность;

-полнота ответа;

-чёткость

У: Мы восстановили в памяти алгоритм работы при проверке ОСП в корне.

     А теперь вернём к словам, которые мы записали с пропусками. Закончим работу над                этими словами.

Дети выходят к доске, выделяют в словах, записанных с пропусками, корень, подбирают проверочные слова.

Д: Прежде чем проверять орфограмму с помощью родственного слова, надо убедиться, что она находится в корне.

IV.Динамическая пауза.  

Гимнастика для глаз.

Упражнения выполняются стоя.

 Бег глазами. Филин. Рисование носом. Далеко – близко. 

V.Конкретизация способов проверки ОСП

 У: Приготовьтесь к графическому диктанту.

     Работать будем с десятью словами.

     Ваша задача записать букву, которой обозначим звук в слабой позиции.

     Главное условие-тишина. Если не можете обозначить звук в слабой позиции,    пропускаем.

Учитель диктует слова:

Сова, дарю, кружка, несла, листы, ледок, свистеть, сугроб, грибной, росинка.

У: Поменяйтесь тетрадями. Проверим выполненное задание, устно объясним  способ проверки.  

слово

способ проверки

буква

с…ва

совы

о,а

д…рю

дарит

о,а

кру…ка

кружечка

ж,ш

н…сла

нёс

и,е

л…сты

лист

и,е

л…док

лёд

е,и

св…стеть

свист

е,и

сугро…

сугробы

б,п

гр…бной

гриб

и,е

р…синка

росы

о,а

 У: Какое сейчас время года?

        Прочитайте пословицу о зиме.

Мороз ленивого за нос хватает.

 У: Почему так говорят?

Подготовимся к письму по памяти.

Работаем по алгоритму:

1.Прочитайте высказывание.

2.Все ли слова понятны по лексическому значению.

3.Объясни все орфограммы.

4.Прочитай высказывание орфографически.

5.Выучи его наизусть.

6.Выполни работу.

7.Проверь!

Дети работают в тетради. Самопроверка. Оцените свою работу, используя оценочные линейки.

V. Итог урока

У: Вернемся к нашим вопросам, которые ставили в начале урока.

     Удалось ли нам найти на них ответы?

VI. Рефлексия собственной деятельности

У:  Какие умения и навыки потребовались нам, чтобы справиться  заданиями?

Заполним оценочные листы.

№п/п

Мои умения

Моя оценка

Оценка учителя

1.

Умею находить в слове слабую позицию

2.

Могу подобрать однокоренные слова и выделить корень в слове

3.

Умею подбирать родственные слова для проверки орфограмм в корне слова

4.

Умею подбирать изменения для проверки орфограмм в корне слова

У: А как ваше настроение? Вспомним о словарике настроения.

    У кого изменилось настроение?

    А у кого оно осталось таким же?

Спасибо за урок!

 и

+      -

Х и

 и ОХ

+      -

1

2

3

4

5

6

7

  О   А   Ж   Е   И    Е   И   Б    И   О

8

9

10

Что

Где

Чем

Как

надо проверять ?

надо проверять ?

Что

Где

Чем

Как

А О И Е Я + парные согласные

в корне

однокоренным словом, изменением

по сильной позиции

выдели

?

           =

                   +

не в

в


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Чередование согласных в корне слова"

Данный урок проведен в технологии деятельностного метода....

Самоанализ к уроку русского языка по теме "Безударная гласная в корне слова". Урок-игра. Программа 2100, 2 класс. ФГОС

Самоанализ к уроку по русскому языку по теме:"Безударная гласная в корне слова". Программа 2100, 2 класс. ФГОС....

Тест по русскому языку 2 класс. Проверка орфограмм слабых позиций в корне слова.

Тестовые задания по русскому языку для 2 класса по теме "Проверка орфограмм слабых позиций в корне слова"...

Урок русского языка "Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова" (с позиции требований ФГОС)

Представлена технологическая катра урока русского языка для 2 класса. Урок проводился в рамках Городского конкурса "Фестиваль методических идей" номинация "Образовательные организации" лучший урок с о...

Конспект урока русского языка "Сильные и слабые позиции согласных звуков" 2 класс УМК «Эльконин-Давыдов»

Цели деятельности учителя: формирование умения определять позиции у согласных звуков; формирование навыка определения позиции согласных и гласных звуков.Планируемые результатыПредметныезнать: особенно...

Конспект урока по русскому языку "Упражнения для проверки орфограмм слабой позиции в корне слов" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: усвоение  учащимися каждой операцией при проверке орфограмм в корне слова Планируемые результаты:Предметные: систематизировать и обобщить знания обучающи...